Анализ обобщенных педагогических технологий
На странице 4 идет пример технологии обучения.не знаю нужен ли)
Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации
1. Технологический подход в обучении. Анализ обобщенных педагогических технологий
Цели образования XXI века:
· уметь жить;
· уметь работать;
· уметь жить вместе;
· уметь учиться.
Признаки технологии обучения:
· процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся ;
· совокупность приемов, методов;
· проектирование и организация процесса обучения;
· наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.
Любая технология обучения включает в себя:
· целевую направленность;
· научные идеи, на которые опирается;
· системы действий преподавателя и учащегося;
· критерии оценки результата;
· результаты; ограничения в использовании.
Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:
· технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);
· технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
· функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
· поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
· органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Анализ обобщенных педагогических технологий
Название
| Цель
| Сущность
| Механизм
| Проблемное обучение
| Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся
| Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания
| Поисковые методы; постановка познавательных задач
| Концентрированное обучение
| Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса
| Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки
| Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся
| Модульное обучение
| Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки
| Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой
| Проблемный подход, индивидуальный темп обучения
| Развивающее обучение
| Развитие личности и ее способностей
| Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию
| Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
| Дифференцированное обучение
| Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей
| Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)
| Методы индивидуального обучения
| Активное (контекстное) обучение
| Организация активности обучаемых
| Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности
| Методы активного обучения
| Игровое обучение
| Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений
| Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации
| Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
| Обучение развитию критического мышления
| Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
| Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения
| Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.
|
Целью технологии обучения в условиях перехода к гуманитарной парадигме образования являются личностные достижения учащегося , под которыми понимаются:
а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин);
б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров).
Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе.
Иерархия компетенций :
ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Ключевые компетенции:
ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях):
формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
учебно-познавательная компетенция (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность):
ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графически редакторы, презентации);
имеет опыт освоения научной картины мира.
Социокультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере) ;
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве; владеет культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффектными способами организации свободного времени;
иметь представления о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь собственный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
коммуникативная компетенция (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями):
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;;
уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями):
владеть навыками работы с различными источникам информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD - ROM , Интернетом;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
владеет навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, пейджер, факс, принтер, модем, копир;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет.
здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности):
иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (лесу, поле, на водоеме и др.);
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами первой медицинской помощи;
владеть элементами психологической грамотности, половой культуры поведения;
иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации отдыха и досуга;
уметь подбирать индивидуальные средства и методы развития своих физических качеств.
2. Технология модульного обучения
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.
Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем состоят в следующем:
1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения. Кроме того, учащийся получает от преподавателя совет в письменной форме, как рационально действовать;
2) изменяется форма общения преподавателя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;
3) учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
4) отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.
Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Исходные научные идеи
1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, учащийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучающегося, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль — эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.
4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Система действий преподавателя и учащегося заключается в последовательности
Последовательность действий преподавателя при составлении модуля. При разработке модулей следует исходить из известных принципов:
• частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей в свою очередь приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;
• реализованная обратная связь — основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется преподавателем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;
• учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;
• при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;
• структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.
Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности учащегося на каждом занятии.
Изменяется принципиально деятельность преподавателя. Его главная задача — разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т.е., используя потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление обучением.
Ограничения
1. Уровень готовности обучающихся к выполнению самостоятельной учебной деятельности.
2. Материальные возможности образовательного учреждения.
3. Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.
Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|