|
Память 24 ноября / 7 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Уфимских святых.
Родился 1 / 14 мая 1858 года в с. Кирсановка Бугурусланского уезда Самарской губернии (ныне с. Кирсаново Пономарёвского района Оренбургской обл.) в семье сельского священника Самарской епархии. В семье сельского батюшки сыновей было несколько, еще Александр и Геннадий (+ 1937), также принявшие священнический сан.
В 1873 году окончил Бугурусланское духовное училище, в 1879 году - Самарскую духовную семинарию.
Преподавал в Самарском духовном училище русский и церковнославянский языки.
В 1885 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
16 / 28 августа того же года определен помощником инспектора Уфимской духовной семинарии.
Женился на Анне Васильевне, дочери священника. В семье родилось 15 детей (трое умерли во младенчестве): Александра (1888-1984), Василий (1897г.р.), Сергей (1893г.р.) Екатерина (1895г.р.), Николай (1896г.р.), Мария (1897г.р.), Иван (1899г.р.), Александр (1903г.р.), Алевтина (1905г.р.), Алексей (1906г.р.), Анна (1909г.р.) и Варвара.
24 мая / 6 июня 1887 г. рукоположен во диакона Уфимским и Мензелинским еп. Дионисием (Хитровым), а 25 мая / 7 июня - во иерея к Уфимскому кафедральному Воскресенскому собору.
30 января / 12 февраля 1900 г. возведен в сан протоиерея.
Как церковный историк о. Евграф с 1900 по 1917 г. избирался действительным членом губ. статистического комитета, в 1916 г. вошел в состав только что учрежденной губ. ученой архивной комиссии.
О. Евграф был трудолюбив, обладал энциклопедическими знаниями, организаторским талантом, даром слова и умением вести полемику. Проповедовал слово Божие, вплоть до 1917 г. являлся благочинным кафедрального собора (с 1897) и домовых церквей Уфы (с 1902); цензором проповедей, «Уфимских Епархиальных Ведомостей» и др. епархиальных изданий (с 1896); преподавал; неизменно избирался председателем созданной им эмеритальной кассы Уфимского епархиального ведомства (с 1893), делопроизводителем (с 1891), в 1900-х гг.- председателем епархиальных съездов духовенства.
Продолжая педагогическую деятельность в Уфимской духовной семинарии, в 1887-1917 гг. состоял в должности преподавателя обличительного богословия, истории и обличения рус. раскола. Член правления Уфимской духовной семинарии от духовенства по педагогической и распорядительной части. В семинарии о. Евграф исполнял обязанности инспектора (в 1891, 1894-1896), библиотекаря (до 1903) и ректора (1903-1905). Временно преподавал в семинарии гомилетику, литургику и практическое руководство для пастырей.
Кроме того, преподавал Закон Божий в землемерном училище Уфы. Епархиальный катехизатор (1888-1898), председатель уездного отделения Епархиального училищного совета (1889-1899), председатель Уфимского епархиального училищного совета (1900-1905), председатель Епархиальной экзаменационной комиссии для ищущих священно - и церковнослужительских степеней (1906-1914).
С 1890-х гг. состоял членом, в 1904-1917 гг.- казначеем Уфимского епархиального комитета Православного миссионерского общества. в 1896-1904 гг. член совета и миссионерского отдела епархиального братства Воскресения Христова. С 1905 г. начальник противораскольнической миссии. Член-соревнователь Попечительства о народной трезвости (с 1898), член Комитета по устройству народных чтений, член-учредитель Восточно-русского культурно-просветительного общества в г. Уфе (1916). Принимал участие в работе многих благотворительных комитетов и обществ: являлся членом Уфимского отделения Попечительства императрицы Марии Феодоровны о глухонемых и Попечительства при училище глухонемых (основано на церковные средства в 1902); членом Уфимского отделения Комитета великой княгини Елизаветы Феодоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну (с 1915); членом совета Попечительства при Иоанно-Златоустовском храме. Уфимской ДС для вспомоществования бедным воспитанникам (почетный благотворитель); членом Общества вспомоществования нуждающимся учащимся землемерного училища. В 1907-1909 гг. и в 1911 г. состоял депутатом Уфимской городской думы от духовного ведомства.
Внешностью о.Евграф обладал примечательной: высокого роста, благообразный, красивый, с проницательными глазами и "орлиным" взором. Был музыкален.
Во время гражданской войны участвовал в устройстве при кафедральном соборе лазарета, в организации сбора одежды, белья и денежных средств для воевавшей с большевиками Народной Армии, созданной Сибирской директорией. После взятия Уфы Красной Армией в начале 1919 г. был арестован в первый раз, но освобожден незадолго до прихода в марте войск адмирала А. В. Колчака. Перед повторным взятием Уфы Красной Армией в июне 1919 г. с благословения Уфимского еп. Андрея (Ухтомского) из города уехала большая часть духовенства, о. Евграф отказался оставить паству и продолжал служение в соборе. Четыре сына о.Евграфа служили в Армии Колчака: двое из них пошли добровольцами, двое были мобилизованы. С Армией Колчака ушли две дочери о.Евграфа - одна была замужем за прокурором Суда Западной Армии Колчака, вторая - замужем за инженером, офицером при Армии Колчака.
18 ноября 1919 г. был арестован по распоряжению Особого отдела Восточного фронта, помещен в уфимскую тюрьму. На многочасовых допросах подвергался издевательствам: его били, таскали за бороду, плевали ему в лицо. 30 ноября Коллегией Особого отдела при Реввоенсовете Восточного фронта был приговорен к расстрелу.
Из обвинительного заключения, составленного заведующим следственной частью Особого Отдела при Реввоенсовете Восточного фронта:
"... гр. Евграф Еварестов обвиняется
1) как член монархической организации Михаила Архангела, вина эта его удваивается ибо он поп;
2) как член и учредитель агитационного Просветительного Общества течения Колчака, что являлось определенной Правительственной агитацией в пользу Колчака и затемнение Народных масс, которыя он и без того затемнял как поп;
3) в добровольных пожертвований на Народную Армию...;
4) участник сборов разного имущества как то: одежды и белья в своем приходе на Народную армию;
5) в родственных связях с активными белогвардейцами;
6) в ложно злостных показаниях при допросе.
Находя Е.Еварестова врагом Советской власти, принесша много вреда и способного его приносить, предлагаю его РАССТРЕЛЯТЬ"
Расстрелян в период с 4 по 8 декабря 1919 года в Уфе. По некоторым данным, о.Евграф был расстрелян где-то за Сергиевским кладбищем. Его вели на расстрел в одном нижнем белье, босиком по снегу он встретил смерть в бесконечном смирении. Место погребения неизвестно.
В 1999 г. прославлен в лике местночтимых святых Уфимской епархии.
В августа 2000 года Архиерейским Собором РПЦ его имя внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ в. для общецерковного почитания.
Награды
- набедренник (1888),
- скуфья (1889),
- камилавка (1892),
- наперсный крест (1895),
- орден св. Анны 3-й степени (1901),
- орден св. Анны 2-й степени (1903),
- орден св. Владимира 4-й степени (1906),
- орден св. Владимира 3-й степени (1914),
- палица (1911)
- митра
Труды
Автор более 40 церковно-исторических работ, статей, проповедей и поучений. Один из наиболее значительных трудов о. Евграфа - «Сказание о святой чудотворной иконе Божией Матери, по изображению именуемой Казанскою, а по месту явления Богородскою, ныне находящейся в Уфимском Воскресенском Кафедральном соборе» (в 90-х гг. XX в. труд Евграфа Еварестова помог узнать историю и восстановить почитание чудотворной святыни Уфимской епархии, утраченной после 1917).
Публикации
- Объяснение 68-го псалма // Уфимские ЕВ. 1887. № 17. С. 530-538; № 18. С. 563-569; № 19. С. 590-596; № 20. С. 621-630; № 21. С. 650-658;
- Постановления относительно духовенства в царствование имп. Александра II // Там же. № 22. С. 676-693; № 23. С. 706-720; № 24. С. 737-749;
- Преосв. Дионисий, еп. Уфимский и Мензелинский: (Ко дню 50-летия его служения в священном сане, 6 апр. 1841 - 6 апр. 1891) // Там же. 1891. № 7. С. 218-263 (отд. отт.; Уфа, 1891);
- Слово в день празднования 50-летнего юбилея священнослужения преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мензелинского // Там же. № 8. С. 296-330;
- Сказание о святой чудотворной иконе Божией Матери, по изображению именуемой Казанскою, а по месту явления Богородскою, ныне находящейся в Уфимском Воскресенском Кафедральном соборе. Уфа, 1894, 18982.
Литература, документы
- НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 7524. Л. 97 об.- 98, 382; Д. 7928. Л. 4; Д. 7935. Л. 15;
- ЦГИА Республики Башкортостан. Ф. И-112. Оп. 1. Д. 189. Л. 1-12; Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 17. Л. 84;
- Архив УФСБ РФ по Респ. Башкортостан. Д. ВФ-19699.
- Двадцатипятилетие священнослужения о. настоятеля Уфимского кафедр. собора прот. Е. В. Еварестова // Уфимские ЕВ. 1912. № 14. С. 607-616 (отд. отт.: Уфа, 1912);
- Список учредителей Восточно-рус. культурно-просвет. об-ва в г. Уфе. Уфа, 1916;
- Известия Уфимского Губревкома: Газ. 1919. 11 дек.
- Мохов В. В., прот., Зимина Н. П. и др. Жития священномучеников Уфимской епархии Аверкия Северовостокова, Тимофея Петропавловского, Алексия Канцерова, прот. Е. Еварестова, прмц. Маргариты (Гунаронуло) // ЕжБК, 1998. С. 223-238;
- Зимина Н. П., Васильева И. Л. и др. К прославлению собора новомучеников и исповедников Уфимской епархии: Кафедр. прот. Е. В. Еварестов // Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: История и современность: Респ. науч.-практ. конф.: Сб. тр. Уфа, 1998. Ч. 2. С. 26-32;
- Максимов К. В. Возникновение и деятельность Восточно-рус. культурно-просвет. об-ва в г. Уфе в 1916 г. // Русские Башкортостана: История и культура. Уфа, 2003. С. 176-183;
- Зимина Н. П. Общероссийские правосл. святые Республики Башкортостан // Там же. С. 210-269;
- она же. Еп. Уфимский Андрей (Ухтомский) и деятельность Восточно-рус. культурно-просвет. об-ва в г. Уфе (1916-1919 гг.) // Свобода совести в России: Ист. и совр. аспекты: Сб. науч. тр. М., 2005. Вып. 2. С. 211-227.
Использованные материалы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|