Сделай Сам Свою Работу на 5

Высшие государственные учреждения России в 1 четверти ХVIII в. Сенат. Фискалитет. Прокуратура.





Билет 30.

Пётр I во время своих постоянных отлучек вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела. Сначала такие полномочия носили характер временного личного поручения, но в 1711 они были возложены на созданное при этом 22 февраля учреждение, получившее имя Правительствующий Сенат. Основанный Петром Сенат отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны. Он действовал только по препоручению царя и перед ним за всё отвечал.Практическое, деловое значение Сената обусловливалось не только степенью и широтой предоставленных ему полномочий, но и системой тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое. Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов». Через этих комиссаров, назначавшихся губернаторами, создавались непосредственные сношения Сената с губерниями, куда Пётр в 1710 в интересах хозяйственного устройства своей армии перенес значительную часть дел, раньше производившихся в приказах. Комиссары не только принимали указы, но и следили за их исполнением, доставляли Сенату необходимые сведения, исполняли на местах его поручения. Впоследствии, с учреждением коллегий, значение комиссаров падает: посредствующим звеном между Сенатом и губерниями становятся коллегии. К Сенату отошло назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием, ведение ему списков, производство смотров и наблюдение за неукрывательством от службы.Через несколько дней после учреждения Сената, 5 марта 1711, была создана должность фискалов, на обязанности их лежало над всеми делами тайно надсматривать, проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее (обер-фискал (впоследствии генерал-фискал), провинциал, городовой фискал). Несмотря на злоупотребления, фискалы, несомненно, принесли долю пользы, являясь орудием надзора над местными учреждениями. Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вопрос о закрытии Сената не возникает. Сенат становится местом, где производятся все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. С учреждением коллегий, куда отошла масса текущих мелких дел, значение Сената повысилось. По указу 1718 г. «о должности Сената» все президенты коллегий по самому званию были сделаны сенаторами. Этот порядок просуществовал недолго; медленность сенатского делопроизводства заставила Петра признать, что президенты коллегий не имеют достаточно времени, чтобы нести сверх того и «непрестанные» труды сенатора.Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры, появляющийся также в 1722 г. К учреждению прокуратуры Петр пришел не сразу. Недовольство его сенатом сказалось учреждением в 1715 г. должности генерал-ревизора, или надзирателя указов. Назначенный на эту должность Василий Зотов оказался, однако, слишком слабым, чтобы влиять на сенаторов. В 1718 г. его должность сама собою упразднилась. Постоянные распри между сенаторами вновь заставили Петра поручить кому-либо наблюдение за ходом сенатских заседаний. 12 января 1722 г. на смену им появляется прокуратура в виде сложной и стройной системы надзора не только над Сенатом, но и над всеми центральными и местными административными и судебными учреждениями. Во главе прокуратуры стоял генерал-прокурор. Помощником генерал-прокурора обер-прокурор. Находясь в непосредственных отношениях с государем, генерал-прокурор сблизил Сенат с верховной властью.





В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделен Сенат, потеряли свой смысл. Уменьшение власти Сената сказывается главным образом в области законодательства. В апреле 1714 г. состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало, потом за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь.



С 1711 по 1714 г. местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 г. стал постоянным его местопребыванием. В Москве осталась часть сенатской канцелярии. В 1722 г. в Москве были учреждены конторы от каждой коллегии, а над ними поставлена сенатская контора из одного сенатора, ежегодно менявшегося, и двух асессоров. Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел.

Сенат в эпоху верховного тайного совета и кабинета (1726—1741) . Учрежденный 8 февраля 1726 Верховный Тайный Совет фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената совершенно изменилось. Верховный тайный совет стал над Сенатом, и наиболее влиятельные сенаторы перешли в верховный совет. Еще важнее была та дезорганизация, которая была внесена верховным тайным советом во все учреждения империи, должность генерал-прокурора фактически упразднилась, в марте 1727 г. была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов.

После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра (1727—1728), губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишенный средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своем личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжелый труд мелкой текущей правительственной работы. Верховный совет требовал от Сената отчетов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами.

4 марта 1730 Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве. Число сенаторов было доведено до 21, причём в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели.

В 1731 году (6 ноября) официально появляется новое учреждение — кабинет, уже около года существовавший в виде частного секретариата императрицы. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции.

Подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета (до 1735 г.), когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики. Сенат довели до небывалого падения. С 1735 г. фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета.

Сенат при Елизавете Петровне и Петре III. 12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера. Иностранная коллегия осталась, однако, неподчиненною Сенату. Должность генерал-прокурора отнюдь не подавляла Сенат. Учреждение конференции сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757—1758 гг. начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат оказывается вынужденным исполнять требования конференции. Пётр III, вступив на престол 25 декабря 1761 года, упразднил конференцию, затем учредил совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение.

Сенат при Екатерине II и Павле I. По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи - совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: в 1763 г. последовало разделение Сената на 6 департаментов: 4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. Департамент ведал дела государственные внутренние и политические, судебные, дела по губерниям, военные и морские. Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве. Все дела решались в департаментах. В деловом отношении разделение Сената на департаменты принесло громадную пользу. Еще более чувствительный и осязательный урон значению Сената было нанесен тем, что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшие действительную гос. важность, и на его долю остались лишь суд и заурядная административная деятельность. Резче всего проявилось устранение Сената от законодательства. Даже от участия в работах комиссии 1767 г. Сенат был совершенно отстранен. Появились целые ведомства, начальники которых непосредственно, минуя Сенат, докладывали императрице, вследствие чего ведомства эти стали совершенно независимыми от Сената. Огромным ударом для Сената явилось и новое изъятие военной и морской коллегии из его ведения, причем военная коллегия обособляется совершенно и в области суда и финансового управления. Формально Сенат считался высшею судебною инстанцией

Сенат от царствования Александра I до конца XIX века. Почти немедленно по вступлении на престол император Александр приступил к реформе Сената, сознавая всю необходимость поднять значение Сената.По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью не было создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственному совету, министрам и Комитету министров.

Участие Сената в законодательстве. Прежде всего, С. предоставлено право первоначального предначертания законов: общие собрания С. могут выработать проект закона и поднести его на высочайшее утверждение через министра юстиции и Государственный совет, причем министр должен испросить высочайшее разрешение на внесение проекта в совет. На самом деле сенат этим правом не пользуется, ибо по ходу дел и по предоставленным в его распоряжение денежным и личным средствам он лишен возможности производить все те работы, которые необходимы для подготовления и разработки сколько-нибудь сложного законопроекта. В Сенат должны поступать постановления общих присутствий губернских установлений, которые имеют право по получении нового закона представить о неясности его или неудобствах в исполнении; но недоброжелательство, с которым Сенат относился к такого рода представлениям, привело к тому, что правом этим губернские места не пользуются с начала XIX в. и оно существует только на бумаге.

Участие Сената в делах управления. В области дел административных в С. произошла с 1802 г. наиболее сложная перемена. В 1802 г. при учреждении министров они были поставлены над коллегиями. Когда было обнаружено, что совместное существование коллегий и министров ведет к серьезным неудобствам, отношения С. к министерствам сделались совершенно неясными, и из неясности этой всю выгоду извлекли министры. Фактически прекращается представление министрами в С. ежегодных отчетов; те дела, которые прежде восходили в С., рассматриваются комитетом министров. Роль С. в административных делах падает. Во главе исполнительных органов государства становятся министры. Закон, однако, по-прежнему признает С. верховным в порядке суда и управления местом империи. Дела административного характера, поступавшие на рассмотрение Правительствующего сената, разделены на следующие две категории:

1) Дела исполнительного характера (публикация законов, начеты казны и на казну, дела казенного управления, утверждение в должности мировых судей, уездных кадиев, удостоверение прав состояния)

2) Дела по надзору за законностью управления.

Сенат составляется из особ первых трех классов; определяются сенаторы по непосредственному избранию императорского величества, как из гражданских, так и из военных чинов, причем сенаторы, не лишаясь своего звания, могут занимать и иные должности. Исключение составляют сенаторы кассационных департаментов. Главную работу несут на себе сенаторы, присутствующие в департаментах. Положение С. зависит именно от этих сенаторов

Порядок делопроизводства в С. Порядок производства дел в старых департаментах С. (административных и судебном) и в их общих собраниях есть, с незначительными лишь отступлениями, порядок, существовавший в дореформенных судах. Дела приготовляются к докладу канцелярией), которая собирает все нужные справки, сведения и документы (по делам гражданским — только в том случае, если о том просят стороны) и составляет записку, в которой кратко излагаются обстоятельства дела и приводятся все относящиеся к нему законы. Доклад дела производится также канцелярией и состоит в устном изложении дела и в чтении тех документов и сведений, которые по их значению должны быть доложены в буквальном их содержании. Производство дел в кассационных департаментах сосредоточено не в канцелярии, а в присутствии С. Дело подготовляется к докладу и докладывается одним из сенаторов, причем роль канцелярии ограничивается лишь собиранием справок и т. п. подготовительной работой. Большая часть дел докладывается не в самом департаменте (для законного состава которого требуется 7 сенаторов), а в отделении, где достаточно присутствия трех сенаторов. Решение, принятое отделением, имеет силу департаментского; но по делам сложным или возбуждающим какой-либо принципиальный вопрос, не бывший еще по рассмотрении департамента, дело переносится из отделения в департамент. Проекты определений составляются докладывающими сенаторами, а не канцелярией. Право надзора за канцелярией и в кассационных департаментах предоставлено прокуратуре.

Жалобы на Сенат .По общему правилу, установленному в 1802, на Сенат не могло быть апелляции. На общее собрание жалобы могли быть принимаемы по делам об отыскивающих свободу из помещичьего владения и по делам, по которым состоится особое высочайшее повеление. Определения общих собраний переносились по жалобам в Государственный Совет. Впоследствии жалобы на общие собрания Сената не принимались.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.