Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура програмного кода.





Окно кода программы предназначено для создания и редактирования текста программы.В системе Delphi используется язык программирования Object Pascal, знание которого является непременным условием для любого программиста, работающего в среде Delphi. Первоначально окно кода содержит минимальный исходный текст, обеспечивающий нормальное функционирование пустой формы в качестве полноценного Windows-окна. В ходе работы над проектом программист вносит в него необходимые дополнения, чтобы придать программе нужную функциональность. Поскольку для создания даже простых программ вам понадобится создавать и изменять (редактировать) код программы, приведем основные приемы работы с окном кода.

Сразу после открытия нового проекта в нем будут такие строки:

unit Unit1;

Interface

Uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Frms, Dialogs;

Type

TForm1 = class(TForm)

Private

{Private declarations }

Public

{Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

Implementation

{SR *.DFM}

end.

Эти строки Delphi автоматически вставляет в окно кода для новой формы. Как уже говорилось, окно кода определяет поведенческую сторону окна программы (т. е. окна, появляющегося после начала работы программы), а окно формы - его внешние проявления. Оба окна тесно связаны друг с другом, причем Delphi “хозяйничает” в его верхней части, вставляя необходимые строки между операторами (unit Unit1; и implementation)



Программист вставляет текст между строками {$R-*.DFM} и end.в нижней части окна.

В разделе interface модуля формы содержится описание класса формы, а в разделе implementation — подключение к модулю директивой $R визуального описания соответствующей формы. При размещении на форме компонентов, а также при создании обработчиков событий в модуль формы вносятся соответствующие изменения. При этом часть этих изменений вносится Delphi автоматически, а другую часть вносит разработчик. Обычно все действия разработчика, связанные с программированием, выполняются именно в модулях форм.

В файле ресурсов содержатся пиктограммы, растровые изображения и курсоры, которые являются ресурсами Windows.

Файл параметров проекта представляет собой текстовый файл, в котором располагаются параметры проекта и их значения.



 

 


Комментарии и виды данных.

Коммента́рии — пояснительный текст программы, котор можно записывать в любом месте программы, где разрешён пробел. Комментарии не оказывают никакого влияния на результат компиляции программы или её интерпретацию.

Текст комментарии ограничивается символами( может сод-ть любые символы языка +русские буквы, могут занимать несколько строк):

(* многострочный комментарий *)

{ многострочный комментарий }

Однострочные комментарии в начале строки содержат //:

// однострочный комментарий

Виды данных : переменные, константы, литералы

Константы представляют собой данные, значения котор. установлены в разделе объявления констант и не изменяются в процессе выполнения программы.

Переменныеобъявляются в разделе объявления переменных и в отличие от констант свои значения они получают в процессе выполнения программы, эти значения можно изменять.

Литералне имеет имени и представляется в тексте программы непосредственно значением, поэтому литералы также называют просто значениями: а: = рi+3,14; где рi-константа, 3,14-литерал!

Каждый элемент данных (константа, литерал, переменные) принадлежит к опред типу. При этом тип переменных указывается при описании, а тип констант и литералов распознаются компилятором автоматически.

 


Понятие и типы массивов; их объявление.

Массивомназыв. упорядоченная индексированная сов-ть однотипных элементов, имеющих общее имя. Элементом массива м/б данные различного типа.

Для обращения к элементу массива надо указать имя массива и индекс элемента т.е номерами позиций. заключенный в квадратные скобки. Кол-во индексных позиций опр. мерность массива. Матеем. Аналогом одномерного массива- вектор, а многомерного- матрица. Индексы элементов массива должны принадлежать порядковому типу.наиболее часто используемыми типами индекса явл. целочисленный.



Различают динамическиеи статистические массивы. Статистические массивы п/с массивы, границы индексов которых и соот-но размеры которого задаются при объявлении т.е известны до компиляции программы. Динамическими называютсямассивы при объявлении которых размер не указывается. Объявление выполняется обычным образом в разделе var.С таким массивом можно вып-ть различные действия: умен. или увел. его длину, узнавать текущую длину, узнавать нисшие и высшие значения диапазона массива и работать с его эл-ми. Для этих нужд прим спец ф. Например, SetLength(массив, длина). Эл-ты динамических массивов всегда начинаются с 0.

Length(da)- показывает кол-во эл-ов, Lon(da)-указывает нижний индекс, как правило 0. Зная нижний индекс и длину можно вычислить верхний индекс.

 


Типы данных.

Каждый элемент данных (константа, литерал, переменные) принадлежит к опред типу. При этом тип переменных указывается при описании, а тип констант и литералов распознаются компилятором автомавтоматически.
Типы данных, определяемые пользователем, обычно задаются в разделе определения типов программы или модуля (unit), однако это можно делать и внутри процедур или функции. Тип данных определяет множество значений, кот могут принимать эл-ты программы и сов-ть операций, допустимых над этими значениями.

Например, значения -34 и 67 относятся к целочисленному типу. Над ними можно вып-ть различ. арифметические операции. Значения abcd и sdf32 – относятся к строковому типу, их можно сцепять, но не :, -.

Выделяют след типы данных: простые, структурные, указатели, процедурные.

o -Строковые типы для хранения последовательностей символов.

o -Структурные типы для одновременного хранения информации разных типов.

o -Указательные типы для косвенного обращения к переменным заданных типов.

o -Процедурные типы для обращения к процедурам и функциям, рассматриваемым как переменные.

Важное знач имеет понятие совместимости типов, кот означает, что типы равны друг другу или один из них м/б автоматически преобразован в др. Наример, совместимыми явл. веществ.и целочисленные, тк целое число автоматически преобразовывается в веществ., но не наоборот.

Простые типы данныхне сод. в себе др. типов и данных этих типов могут одновременно содержать одно значение. К простым относят: целочисленные, вещест., литерные(символьные), логические(булевы). Все типы кроме веществ, явл порядковыми, т.е знач каждого из этих типов образуют упорядоченную конечную посл-ть, номера соседних значений в ней, отличаются на 1. Целочисленные типывключают целые числа. Наиболее часто используется тип integer. Для записи целых чисел можно исп-ть цифры и знаки( +, -). При этом целое число м/б представлено как в десятичной, так и в 16-ой СС. Если в 16-ой, то перед ним ставится знак $.

Литерные типы.Значения литерного типа явл сл. отд символы. Сущ-ют встроенные ф. для работы с символами. Например, char(х) – возвраўает сімвол с кодом равному целочисленн. выражению х.; ord(А)-ф. обратная char, с её помоўью можно определить целочислен код символа.

Логический тип.К нему относится Boolean. Этот тип представляется 2мя возможными значениями True, False.Для представления логического значения требуется 1 байт памяти.

Интервальные типы.Описываются путём задания 2ух констант, определ. Границы допустимых для данных типов значений. После границ опред-ют интервал и диапозон значений. Компилятор для каждой операции проверяет нах-тся ли значение переменной внутри установленного для неё интервала. И в случае его выхода за границы выдаёт сообщение об ошибке. Во время выполнения программы при выходе знач интервального типа за границы диапозона сообщение об ошибке не выдаётся, однако знач переменной будет НЕВЕРНО. Интервал можно задать только для порядкового типа. Обе константы должны принадл. к одному типу.Значение 1ой константы д/б < значения второй.

Вещест.типы( действительные).Включают в себя вещ. числа. Наиболее часто исп-тся тип real.Запись вещест. числа возможна в форме с фиксированной и и в форме с плавающей точкой(указывается порядок числа со знаком отделенным от мантиссы знаком Е). Вещест. числа с фиксированной точкой записываются по обычным правилам арифметики. Пример веществ. чисел 12.5, -137.0, +10Е+3(означает 10*10^3). Применимы Round(x)-округленное значение выражение х, Trunc(x)-целая часть х.

Структурные типы данных.Имеют в своём составе один и более др типов. К структурным типам относятся: строки, записи, массивы, файлы, множества, классы. Строки обесп тип string.Переменная строкового типа д/б объявлена в разделе объявления переменных. Используя операции = > , <> и др переменного типа stringможно сравнить с др переменной типа string .Строки сравниваются посимвольно. Если все символы сравниваемых строк одинаковы, то такие строки считаются равными. Кроме операции сравнения к строковым переменным и константам можно примен-ть операцию сложения в рез-те чего получится новая строка. Т.к строки фактически являются массивами символов, то для обращения к отд. символам строки можно указать названии строковой переменной и позицию этого символа в [ ].

 


Файлы и их объявление.

Файл — это именованная структура данных, представляющая собой последовательность элементов данных одного типа, причем количество элементов последовательности практически не ограничено. В первом приближении файл можно рассматривать как массив переменной длины неограниченного размера. Как и любая структура данных (переменная, массив) программы, файл должен быть объявлен в разделе описания переменных. При объявлении файла указывается тип элементов файла.

В общем виде объявление файла выглядит так:

Имя:file of <ТипЭлеменгов>;

Примеры:

res: file of char; // файл символов

koef: file of real; // файл вещественных чисел

f: file of integer; // файл целых чисел

Файл, компонентами которого являются данные символьного типа, называется символьным, или текстовым. Описание текстового файла в общем виде выглядит так:

Имя: TextFile; где Имя- имя файловой переменной; TextFile- обозначение типа

Назначение файла

Объявление файловой переменной задаёт только тип компонентов файла. Для того чтобы программа могла выводить данные в файл или считывать данные из файла, имя файла задаётся вызовом процедуры AssignFile. Имя файла задается согласно принятым в ОС Windows правилам. Оно м/б полным т.е включать путь к этому файлу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.