Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие прибавочного продукта потребления.





Лекция 1

Введение: Цель курса «Документы ВТО»

Асимметрия информации -так называется разница в осведомленности о характеристиках поставщика некоего продукта и его потребителя - в осведомленности о характеристиках этого продукта. Таким продуктом, вообще говоря, может быть, конечно, рыночный товар. На основании своего жизненного опыта мы знаем, что в этом случае не в состоянии оценить истинное качество продукта будет потребитель, который выступает здесь в ролипокупателя. Впоследствии, осваивая специальность, мы изучим значение ролевых отношений, например, в дополнение ими отношений должностных; здесь же отметим, что выяснить, например, надежен ли купленный им автомобиль (даже не подержанный) покупатель может только после его использования. Эта «ипостась» проявления асимметрии информации получила названиеопытного блага.

Есть несколько способов выровнять асимметрию информации, если имеешь дело с опытным благом. Один из них связан с введением страховых гарантий. Для рынка автомобилей это означает, что покупатель требует от продавца гарантию, что он отремонтирует машину при ее поломке.



В отличие от опытного благасуществует и благо доверительное, т.е. такое, которое в принципе не может быть даже адекватно оценено потребителем, как например, на некоторых финансовых рынках, в медицине, в образовании. В этих сферах прикладной деятельности для преодоления асимметрии используется комбинация нескольких мер: от практик саморегулируемых организаций и госнадзора до рейтингов и информационных способов систематического оповещения пользователей через широко принятые в мире каталоги потребителей продукции (услуг) или, например, телевизионные передачи.

Сейчас идет массовое формирование среднего класса, который отличается определенными поведенческими характеристиками. Такой потребитель уже способен не только оценить товары и услуги, но и обратить внимание на различные способы их покупки, страхования и прочие критерии их выбора. У такого покупателя достаточно образования, времени и желания, чтобы решать рациональные задачи,поскольку потребитель при этом ведет себя более или менее рационально, точнее ограниченно рационально. Французский экономист и психолог П.-Л. Рейно назвал это даже «эпизодически рациональным поведением». Таким образом, в этом случае, методами снижения асимметрии информации, способствующими утверждению «рационального блага»,являются все меры по расширению среднего класса.



Правда другим типом потребителя может быть одинокая старушка, которая не будет выбирать между тремя тарифами телефонной связи. Здесь для снижения асимметрии информации предусмотрено применение системы надзора и гарантий, которые вводит государство, поскольку такой потребитель, находящийся в резкой асимметрии информации и не имеющий возможности погрузиться в новую для себя реальность, нуждается в иных методах защиты.

Таким образом, применительно к сферам рыночных отношений, в каждой из них проблему снижения асимметрии информации решается по-разному. В настоящем же курсе мы будем изучать то многообразие способов снижения асимметрии информации, которое характерно для отношений особого поставщика - поставщика законодательных норм, т.е. поставщика, выступающего в роли законодателя и потребителей этих норм – выступающих здесь в роли их исполнителей. Причем в начале поставщиком норм будет российский законодатель, а затем - консолидированный законодатель норм ВТО.

В контексте целей нашей специальности, овладение этим многообразием способов снижения асимметрии информации между всеми этими законодателями и отечественными исполнителями их законодательных норм имеет целью, соответственно, снижение барьеров в торговле - вначале административных, порожденных национальным законодательством, а затем барьеров тарифных и барьеров т.н. «технических», которые являются сферой действия документов ВТО.



I. Асимметрия информации в оценке последствий либерализации внешней торговли импортерами и экспортерами продукции.

Распределение выгод и потерь как для потребителей, так и для национальных производителей и, следовательно, для государства от увеличения или, наоборот, от уменьшения в торговле барьеров разной природы – достаточно прогнозируем. Так рост барьеров приведет к потерям экспортеров и потребителей в стране импорта в связи с тем, что затраты на преодоление барьеров включаются в цену продажи. Увеличение этой цены снижая возможность покупки потребителями товара из-за снижения объемов продаж, во-первых, уменьшает прибыль поставщика, а, во-вторых, делает товар недоступен потребителю, который в противном случае был бы ему доступен при режиме свободной торговли. Правда потери потребителя импорта смягчаются тем, что правительство его страны получит дополнительные доходы от увеличения таможенных поступлений в бюджет, которые могут пойти на социальные компенсации и поддержку национальных производителей. Обратим внимание, что здесь асимметрия информации вызвана тем, что в анализе очевидных последствий повышения таможенных сборов вовсе не учтены интересы национальных поставщиков аналогичной продукции в стране импорта.

Ниже показано проявление асимметрииинформации в подходе ВТОк оценке последствий либерализации внешней торговли. Действительно, снижение импортных тарифов, приводит к выигрышу потребителей, а точнее - граждан страны-импортера, выступающих в роли Потребителя.Однако, при таком подходе за кадром остается то, что эти же граждане на своих рабочих местах возможно выступают в роли конкурирующего Поставщика, терпящего банкротство от ставших неконкурентоспособными таких же отечественных товаров. Здесь государство не только потеряет доход от прекращения поступления их налогов в казну, но и от самого снижения таможенных пошлин. Односторонний подход ВТО, не учитывающий баланс интересов национального Потребителя и Поставщика, проявляет асимметрию информации в оценке последствий либерализации внешней торговли, с одной стороны озабоченностью относительно их стран-импортеров продукции и, с другой мотивацией ВТО в этой оценке на стороне экспортеров. Эту мотивацию разберем по лежащей в основе подхода ВТО Концепции т.н. «Прибавочного продукта потребления»

 

Понятие прибавочного продукта потребления.

«Прибавочный продукт потребителя» (consumer surplus) - это выгода, которую потребитель извлекает от продажи данного товара на рынке, поскольку готов купить его по большей цене.

Пусть на рынке продаётся товар по цене Р1 в количестве Q1 (см. рис 1)

Площадь прямоугольника В – это валовой доход фирм, продающий товар, а сумма треугольников С, Х и прямоугольника Т – и есть «прибавочный продукт потребления».

Проведём анализ последствий для потребителя повышения таможенных тарифов при введении дополнительных таможенных пошлин на импорт, которое приведет к ограничению доступа иностранных конкурентов - в защиту национального поставщика.

 

Рисунок 1 Распределение общественного благосостояния при разных степенях внешнеторговой либерализации

Пусть на товар вводится дополнительный таможенный тариф, тогда цена предложения возрастёт до Р2, а потребление сократится до Q2. В результате государство получит доход (прямоугольник Т), но размер прибавочного продукта потребителя сократится (треугольник С). И прямоугольник Т, и треугольник С остаются в доходах данной страны от продажи данного товара на национальном рынке, однако потребление, изображённое треугольником Х, с вводом тарифа потеряно для экономических субъектов, являясь платой за отход от режима свободной торговли за счёт повышения тарифа на таможне. Более того, если учесть, что выход товара на рынок предполагает определённые затраты, которые увеличиваются с вводом тарифа, то его давление на спрос (посредством увеличения цены) может привести даже и к тому, что этот товар вообще не пробьётся на рынок. В этом случае потери потребителя от тарифа составят уже не только треугольник Х, но и затронут объем продаж по треугольнику С, т.е. уже и само государство потеряет по крайней мере часть бюджетного поступления Т.

Такая простая оценка выгод и издержек, которые общество, в целом (его граждане) и, возможно, государство (бюджет) приобретут или потеряют, легло в основу создания международной организации, которая борьбой за снижение тарифов улучшала бы общественное благосостояние (прибавочный продукт)потребителя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.