Сделай Сам Свою Работу на 5

Дифференциация Я - основополагающая концепция теории Боуэна





Теория семейных систем Мюррея Боуэна

И.Ю. Хамитова

Введение

Одной из самых сложных задач для человека всегда было наблюдение и изучение себя. Сравнительно легко быть объективным по отношению к тем аспектам природы и мироздания, которые менее всего вовлечены в человеческую жизнь. Человеку легче объяснить рождение звезд, чем понять природу человеческой агрессивности. На способность судить о себе всегда будет влиять субъективность, вызывающая те или иные искажения. Человеку невероятно трудно наблюдать за собой, своими мыслями и поведением, не реагируя автоматически.

Субъективная природа науки о человеческом поведении создает препятствия для признания ее места среди естественных наук. Но, не смотря ни на что, существуют исследователи, верящие, что научное изучение человеческого поведения возможно. Теория Семейных Систем Боуэна - это результат именно такого подхода.

Современное психотерапевтическое мышление базируется в основном на психоаналитической теории, которая рассматривает уникальность психической природы человека, отличного от других живых форм. Но, несмотря на его бесспорный вклад, психоанализ не добился полного научного признания. Будучи сам по образованию психоаналитиком, Боуэн поставил перед собой вопрос: "почему психоанализ не считается наукой в полном смысле этого слова?" В своих поисках он исследовал многочисленные отрасли знания, пытаясь найти идеи, на которых базировались эти дисциплины. В итоге родилось "представление о человеке как о результате филогенетического развития из низших форм жизни". Боуэновская теория - это результат попытки применить научный подход к изучению человеческого поведения, сфокусированный на связи человека со всем живым.



Перед Второй Мировой Войной биолог и математик Людвиг фон Берталанффи представил Общую Теорию Систем, в которой попытался определить принципы, универсальные для всех систем в природе. В строгом смысле слова Общая Теория Систем использует математику, чтобы определить принципы, относящиеся к системам вообще. Термин "система" в этом контексте относится к функционированию организмов или групп, которые рассматриваются как единая сущность, а не сумма частей.



Как теоретическая система взглядов, Общая Теория Систем нашла своё использование в разных сферах, давая новое понимание старым фактам и открывая новые возможности для осмысления. Такие понятия как "гомеостаз", "энтропия", "открытые" и "закрытые" системы стали применяться и на уровне индивидуума, и на уровне семьи, группы, организации. В своих исследованиях Боуэн тоже использовал слово "система". В публикации 1966 года он объяснял, что "семья является системой, так как изменения в одной части ведут к компенсаторным изменениям в других частях семьи". В этом смысле принцип действия семейных систем, схож с известными природными системами, такими, как сердечно-сосудистая система человека. В 1975 году, Боуэн добавил свое собственное имя к исходному названию Семейной Системной Теории, чтобы избежать неточности в общем употреблении слова "система".

Боуэновская Теория Систем и Общая Теория Систем имеют схожие сферы, однако, происходят из разных источников. Как отмечалось ранее, Общая Теория Систем получила своё начало от осмысления результатов развития математики и кибернетики. Боуэновская Теория Систем базируется на фактическом знании, почерпнутом из наблюдения за человеческой семьей.

Расширяя перспективы, Боуэн пытался увидеть системные процессы, которые управляют эмоциональным поведением человека. Он считал, что наука о человеке сможет занять достойное место среди других естественных наук. Поэтому особенное внимание уделялось терминам, которые использовались в описании его работы. Язык Боуэновской теории большей частью взят из биологии и используется в идентичном или схожем смысловом значении.



 

Базовым предположением, направляющим исследования была идея о том, что эмоциональные заболевания человека имеют биологические корни. Не удовлетворившись общепринятыми объяснениями эмоциональных расстройств, Боуэн самостоятельно пытался найти ответ на вопрос: "что же представляют собой эмоциональные расстройства?" Он заметил, что попытки найти логические ответы приводили к еще более неразрешимым вопросам. Примером может служить известная идея о том, что эмоциональные расстройства являются результатом материнской депривации. При этом остаётся невыясненным тот факт, что одни люди переживали депривацию и заболевали, а другие, прошедшие через ещё более сильную депривацию, тем н\е менее, оставались совершенно здоровы. Психоаналитическая теория стремилась объяснить эмоциональные расстройства как следствие отношений между родителями и ребенком, в одном поколении, не объясняя, как такие серьезные проблемы могут возникнуть столь быстро. Размышления обо всём этом подтолкнули Боуэна на дальнейшее изучение эволюции, биологии и естественных наук в поисках знаний, которые привели бы его к более широким теоретическим построениям, охватывающим эти вопросы. В результате Боуэн приходит к выводу, что эмоциональные расстройства коренятся в тех частях человека, которые он разделяет с более низкими формами жизни. Боуэн пишет: "Я хотел, чтобы психиатрия была признана наукой и, помня о судьбе психоанализа, использовал только те концепции, которые могли быть согласованы с признанной наукой. В основном, я использовал концепции биологии (также имеющей дело с живым) для описания поведения человека".

Боуэн использовал следующие концепции: "симбиоз", "дифференциация" ( при этом, используя это понятие для описания дифференциации Я, Боуэн подразумевал процесс подобный дифференциации клеток), "слияние", "инстинктивность" (используется абсолютно в том же значении, что и в биологии, а не в психоанализе).

Внимательный читатель уже заметил, что термин "эмоциональное заболевание" используется вместо традиционного "душевное (психическое) заболевание". Изменение в терминологии подчеркивает важную идею в Теории Систем Боуэна. Эмоции в таком понимании относятся к автоматическим процессам, управляющим жизнью на всех уровнях, от клеточного до социального. Боуэн объясняет это следующим образом: "Эмоциональное функционирование включает в себя силы, которые в биологии определяются как инстинкты или автоматические функции, контролирующиеся автономной нервной системой. Субъективные эмоциональные и чувственные состояния, и силы управляют системами взаимоотношений. В широком смысле, эмоциональная система управляет жизненными процессами всех живых существ". (Bowen, 1975)

Если эмоциональная система человека сродни руководящим системам других живых существ, тогда для нас может быть важной информация, полученная при изучении животных. Здесь было бы полезно вспомнить две работы, выполненные в Национальном Институте Психического Здоровья, которые оказались весьма полезными для понимания идеи эмоциональных систем. Пол Маклин, руководитель лаборатории эволюции мозга, изучал структуры мозга и их функции, влияющие на эмоциональное поведение лабораторных животных, в основном кошек и обезьян (MacLean, 1970). Джон Кэлхоун, из Отделения поведенческих систем той же Лаборатории, пытался обнаружить, какие внешние условия улучшают или подавляют эволюционное благополучие индивидуумов и популяций (Calhoun, 1974)

Работа Маклина великолепно раскрывала понимание физиологических структур и направлений эмоционального поведения у млекопитающих. Создав концепцию триединого мозга, большую часть исследований Маклин сфокусировал на функционировании двух эволюционно более ранних мозговых структурах - ретикулярной формации и лимбической системе. Он отмечал, что, каждая структура совершенно по-разному взаимодействует с внутренним и внешним мирами. При этом две более ранние структуры - ретикулярная формация и лимбическая система - не обладают нервным механизмом для вербальной коммуникации.

Серия изысканных экспериментов на обезьянах и ящерицах позволила сделать вывод о том, что существуют более двенадцати схожих паттернов поведения у рептилий и млекопитающих. Эти поведенческие модели включают в себя функции самосохранение и выживание вида. Маклин определил пять основных категорий поведения, которые действуют в упомянутых выше паттернах. Исследование Маклина подразумевает включение ретикулярной формации во все эти поведенческие реакции.

Структурно простая лимбическая кора головного мозга по существу схожа у всех млекопитающих и связана с функциями, самосохранения и размножения. Внутренняя и внешняя сенсорная информация, интегрируется в лимбической системе и субъективно ощущается как чувство или аффект. При этом, доступное наблюдению поведение аффективного состоянии может быть определено как "эмоция" (MacLean, 1970). Маклин определяет три типа аффекта:

  1. Базовые аффекты - это информация о телесных нуждах, таких как голод, жажда и различные чувственные проявления телесных процессов.
  2. Специфические аффекты, которые вызываются активацией особой сенсорной системы. Например, возникновение боли после воздействия вредоносного стимула.
  3. Общие аффекты - это чувства, которые относятся к ситуациям, индивидуумам и группам и затрагивают самосохранение и сохранение вида.

Несмотря на то, что лимбическая система получает и внутреннюю и внешнюю сенсорную информацию, исследование Маклина наводит на мысль, что внутренние сигналы имеют доминирующее влияние на запуск реакции нейронов. Другими словами, поведение индивида, завязанное на лимбической системе, "отвечает на удар внутреннего барабанщика".

Ощущение уверенности может быть полностью внутренним и не иметь связи с внешней реальностью или даже противоречить ей. Под влиянием лимбической системы индивид может реагировать на внешние стимулы, основываясь на внутреннем восприятии реальности.

Эволюция от рептилий к млекопитающим отмечена тремя поведенческими достижениями:

  1. кормление
  2. родительская забота
  3. появление теплокровности (MacLean, 1982а).

Работа Маклина о назначении ретикулярной формации и лимбической системы и их связи с эмоциональным выражением и поведением привела к определению эмоциональной системы, которое, в общем, схоже с определением, предложенным Боуэном. Это может означать, что большая часть человеческого поведения является автоматической и не подвластна контролю со стороны индивидуума. Что ещё важней, результаты этих экспериментов связывает развитие человеческой семьи в эволюционный процесс и располагает человеческий мозг в одном ряду со всеми его эволюционными предшественниками. Характерный для в биологии взгляд на человеческую семью, схож с Боуэновской теорией, предполагающей базовую общность всех живых существ.

Кэлхоун вводит понятие экологической ловушки. То, что в эволюции зарождалось как адаптивный механизм для обеспечения большей устойчивости и гибкости у ранних млекопитающих, может ограничивать адаптивные способности, если подвергается слишком большому давлению при попытке справиться с изменяющейся окружающей средой.

Если к данному взгляду на эмоциональные системы прибавить идею об индивидуальных способностях к адаптации, то мы приходим к аналогу концепции дифференциации, которая является краеугольным камнем Боуэновской теории. Основная мысль состоит в том, что различные организмы отличаются неодинаковой адаптационной устойчивостью. Такие различия являются продуктом наследственности и индивидуальной истории. В случае превышения уровня устойчивости реакция становится более напряжённой. Если такое состояние сохранится в течение длительного периода времени, то вызванные стрессом изменения могут стать необратимыми.

В попытках изучения человека можно сфокусироваться на человеческой самобытности, на том, чем человек отличается от других живых существ. Любое исследование, особенно если его продуктом является продукт человеческого мышления, естественно затрагивает отличие человека от других живых форм. Второй вариант - рассматривать сходство человека с другими живыми существами. Биология - это наука о жизни и живых существах, и понимание сходства живых форм было и является важным шагом в процессе создания теории эволюции.

В статье 1976 года Боуэн определил основную идею, вдохновившую его на работу. Он пишет: "Я выдвинул теоретическое предположение, определяющее эмоциональное заболевание как нарушение эмоциональной системы, сокровенной части человеческого филогенетического прошлого, которую он разделяет со всеми низшими формами жизни, которая управляется теми же законами, что и все живые существа" (Bowen, 1976).

Определяющую роль инстинктов, управляющих большей частью жизни, можно наблюдать в стремлении выжить и вовлечении в сексуальную активность, ведущую к воспроизводству. В статичной окружающей среде любой организм может просто использовать индивидуальные стратегии, обеспечивающие его собственное выживание и воспроизводство, и нет потребности эволюционировать. Но, однако, не существует такой вещи как "статичная окружающая среда". В результате эволюции многоклеточных живых форм, взаимодействие организмов стало более комплексным, им требуется большая адаптивная гибкость.

Каждый живой организм, обладает неким подобием руководящей системы, которая управляет его стремлением к выживанию и воспроизводству. Ранние формы не зависели от мозга или центральной нервной системы. Простые химические или электрические механизмы могли служить ранним живым существам, так же как сейчас они служат современным.

Внутри конкретной окружающей среды каждая руководящая система соответствует всем другим. Это наиболее ясно можно наблюдать во взаимозависимости хищника и жертвы, или в скрещивании внутри вида. В этом смысле, каждый организм зависит от других, даже от собственных врагов, чтобы обеспечить эффективное действие собственных управленческих механизмов. Например, когда хищник и жертва должны приобрести новую реакцию; тогда потенциальное преимущество будет иметь то животное, у которого эта новая реакция продолжает собственное стремление к выживанию и воспроизводству. То есть, каждый организм находится под влиянием собственной окружающей среды и влияет на неё сам, и такое взаимодействие необходимо для эволюционно заданного поведения организма.

Хотя это достаточно простая мысль, приведем несколько примеров, иллюстрирующих взаимодействие между руководящими системами в природе. Некоторые паразиты, такие как остроголовый червь (Acanthocephala) развертывают удивительную стратегию, меняющую управляющую систему другого организма (Moore, 1984). Эти черви заражают промежуточного "хозяина", в данном случае - обычного таблеточного клопа, и изменяют поведение клопа таким образом, что он становится легкой добычей для окончательной жертвы - разных птиц, в чьих внутренних органах паразит в конце концов поселится. Обычно скрытное создание, избегающее незащищенных и засушливых мест, таблеточный клоп, в случае заражения, начинает пренебрегать доступными укрытиями и имеет тенденцию появляться и в сухих, хорошо освещенных районах, что не свойственно не зараженным насекомым. Оставшись незащищенным без укрытия, на светлом фоне, таблеточный клоп становится легкой добычей для птиц. Мур также описывал деятельность другого вида паразитов, влияющих на поведение организмов в воде, вызывая их незащищенность перед атаками различных видов хищных водных птиц, переправляя, таким образом, паразита к определенному "хозяину".

Можно привести различные примеры, основываясь на изучении двух мест выводков динозавров в штате Монтана (Horner, 1984). На этих участках были обнаружены окаменелые гнезда с яйцами и останки молодых динозавров. Исходя из этих останков, можно предположить, что 80 миллионов лет назад некоторые травоядные динозавры устанавливали некий вид взаимодействия между взрослыми особями и детёнышами. Среди гнезд динозавров исследователи нашли также яйца, выложенные по прямой линии, в отличие от круглых, четко выстроенных гнезд травоядных животных. Это были яйца плотоядных динозавров, которые созревали внутри гнездовья, где затем они могли охотиться за молодыми вегетарианцами. Взаимодействие между двумя видами динозавров, вероятно, предписывалось инстинктивным поведением каждого, родительской заботой одного и усовершенствованным хищничеством другого. В статье Хорнер указывается на ранние признаки развития связей между родителями и детёнышами, ранний предвестник того, что в дальнейшем стало называться семьей.

 

 

В млекопитающих эволюция достигла своей наибольшей сложности. Современный человек (Homo sapiens sapiens) является самым последним вариантом в длинной эволюционной цепочке. Современный человек появился на планете около 40 - 50 тысяч лет назад и быстро вытеснил своего непосредственного предшественника Homo sapiens neanderthalenis (Pilbeam, 1984). Эволюция гомоноидов и представителей семейства гоминид была отмечена возрастанием размера мозга (лишь с незначительными исключениями) и, видимо, возрастающей сложностью поведения. Родственные связи внутри живущих групп, то есть семья, стала частью эволюции.

Утверждать, что семья является биологическим феноменом - это только отмечать очевидное. Это в такой же степени результат эволюции, как миграции китов, колеблющийся танец медоносной пчелы, неуверенные шаги новорожденного теленка к соску матери в первые моменты жизни. Корни семьи действительно очень древние, уходящие, возможно, почти в 250 миллионов лет эволюции. Семья - это одно из проявлений человеческой руководящей системы в действии, семья является также частью природной системы.

Пока у человечества есть способность изучать и понимать собственную деятельность, остается возможность, что он сможет это сделать. Наибольшей преградой является стремление каждого человека исключить себя из сети взаимосвязанности и автоматических реакций, которые и формируют "танец жизни". Человек субъективно определяет себя как отличающегося от всех других живых форм. В вызове, брошенном теорией систем, содержится призыв к пониманию на эмоциональном уровне собственной связанности с семьей, обществом, природой и планетой. Это знание должно привести к более ответственному отношению.

Теория семейных систем

Теория была создана между 1963 и 1967 годами и включала в себя шесть концепций:

  1. Концепция о дифференциации Я
  2. Концепция о триангуляции
  3. Концепция об эмоциональных процессах ядерной семьи
  4. Концепция о проективных процессах в семье
  5. Концепция о многопоколенной передаче
  6. Концепция об эмоциональном разрыве
  7. В 1975 Боуэн добавил к своей теории две новые концепции
  8. Концепция о позиции сиблингов
  9. Концепция о социальной регрессии

Теория Боуэна содержит две основные переменные: уровень тревоги (или эмоционального напряжения) и степень дифференциации Я. Все организмы способны адаптироваться к сильной тревоге, справиться с короткими приступами тревоги. Но когда тревожность возрастает и становится хронической, в этот период в организме возрастает напряжение (внутри себя или в системе отношений). Напряжение приводит к появлению симптомов или дисфункций (физической, эмоциональной или социальной). Существует феномен заражения тревожностью - тревога может быстро распространяться в семье или в обществе. Любой человек в разное время может иметь разный уровень хронической тревоги. И выглядеть нормальным при одном уровне тревожности и ненормальным при другом, более высоком уровне.

Дифференциация Я - основополагающая концепция теории Боуэна

По Боуэну у любого человека существуют интелектуальная и эмоциональная системы.

Интеллектуальное функционирование относится к области рефлексии, мыслительных способностей человека. Интеллектуальная система - это функция коры головного мозга, которая появилась на последнем этапе развития человека и является основным его отличием от всех более низких форм жизни. Кора позволяет думать рассуждать, рефлексировать, регулировать жизнь в определенных областях. Интеллектуальная, или когнитивная система человека дает ему способность наблюдать за функционированием и реакциями эмоциональной системы.

Эмоциональная система включает в себя все автоматические или инстинктивные функции, которые являются автоматическими реакциями индивида на любые аспекты среды. В совокупности эти реакции называют реактивностью, и они могут находиться в диапазоне от глубоко скрытых, до явных. Реактивность порождается эмоциональной системой - внутренней управляющей системой, сходной с теми, что регулируют инстинктивное поведение у других живых существ.

Работая с семьями шизофреников, Боуэн заметил, что родители шизофреников с трудом различали чувства (более субъективная вещь) и мысли (более объективная вещь). Чувства и мысли часто используются ими как синонимы. Они не в состоянии различить субъективную истину и объективный факт. Дальнейшие исследования этого феномена привели его к выводу о том, что во всех видах семей (от самых нарушенных до великолепно функционирующих) существует слияние между чувствами и интеллектом. Различия будут лищь в способах и степени, в которой они слиты или дифференцированы друг от друга. Это и есть - концепция дифференциации Я. Боуэн утверждает, что "чем выше дифференциация, тем лучше функционируют люди. Они более гибки, адаптивны к стрессам и более свободны от проблем всех видов. По степени дифференциации Я люди образуют континуум".

Далее Боуэн полагает, что "все эмоциональные расстройства - часть одного измерения: от самого низшего уровня функционирования человека до самого высокого ( то же с семьями, нельзя говорить о нормальной или ненормальной семье, можно говорить о ее месте на континууме)… Шизофрения, психозы и неврозы - части одного континуума. Разница между шизофренией и неврозом скорее количественная, чем качественная" ("A Family Concept of schizophrenia", 1957).

Боуэн обнаружил: жизнь индивидума в гораздо большей степени регулируется эмоциональной системой, чем мы признаем. Степень дифференцированности человека будет определяться сообразно тому, в какой степени он в состоянии различать процессы, связанные с чувствами, и интеллектуальные процессы. Чем меньше уровень дифференциации Я у человека, тем менее он способен делать такие различения. (Bowen, 1976).

Боуэн полагал, что всех людей в соответствии с присущей им степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием можно расположить на одном континууме.

 

Люди на одном конце континуума не видят различий между эмоциями и интеллектом. Эмоции и интеллект у них настолько сплавлены, что жизнь этих людей подчинена эмоциональной системе. При этом, какой бы ни был у них интеллект, он подчиняется эмоциям. Они могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями. Эти люди менее гибки и адаптивны, более эмоционально зависимы от всех и от всего, легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются.

Хотя Боуэн отмечал, что разделение между эмоциями и интеллектом может быть только относительным, однако, люди на другом конце континуума более гибки и способны к адаптации, более эмоционально независимы, в большой степени свободны от проблем любого рода. Во время стресса функционирование интеллектуальной сферы у них может быть относительно автономным

Однако, встречаются люди с высоким уровнем слияния, которые при этом умудряются поддерживать сбалансированные отношения, не испытывают острых стрессов, не проявляют симптомов и выглядят нормальными. Но они плохо адаптируются к жизни, и если у них появляются дисфункции - это состояние может стать хроническим или постоянным. Хорошо дифференцированные люди также могут иметь дисфункции, но они быстро восстанавливаются.

Способность разделять интеллектуальное и эмоциональное функционирование относительна. Стоит тревоге достигнуть определенного уровня, и автоматические реакции эмоциональной системы начинают происходить независимо от когнитивной активности. Даже высоко дифференцированная личность при достаточно высоком уровне тревоги испытывает трудности в мыслительном управлении поведением. С другой стороны, личность с низким базисным уровнем дифференциации может утратить когнитивное функционирование даже при небольшой тревоге. Нужно отметить, что чем выше тревога, тем в большей мере поведение становится автоматическим, или инстинктивным.

Базисный уровень дифференцированности личности обусловлен предшествующими поколениями и родителями, с которыми вырос человек. Чем больше жизнь контролируема эмоциональной системой, тем более она следует всем формам инстинктивного поведения, несмотря на все интеллектуализированные попытки человека объяснить своё поведение. При высоком уровне дифференцированности Я все эти влияния эмоциональной системы тоже присутствуют, но интеллект в достаточной степени автономен, чтобы принимать решения независимо от эмоционального состояния.

Не стоит путать автономную интеллектуальную систему со склонностью к интеллектуализации, когда она выступает как механизм защиты от свободного выражения чувств, которое считается признаком здоровья.

Боуэн пишет: "Недифференцированный человек, находящийся в ловушке своего эмоционального мира, может продуцировать противоречивые, интеллектуально звучащие объяснения своему состоянию, в то время как более дифференцированный человек, может, если хочет, разделить с другими всю полноту эмоциональной близости, не боясь оказаться слитым с ними. Его интеллектуальные процессы совершенно отличны от бессвязных интеллектуализированных объяснений эмоционально недифференцированной личности".

Концепция континуума также выводит за свои пределы такие категории как гениальность, социальный класс, культурно-этнические различия. Она - универсальна и подходит для всех форм жизни человека.

Ещё одна важная составляющая дифференциации Я - Уровень Целостного Я и Псевдо-Я в человеке.

Структура Псевдо-Я формируется для приспособления к окружающей среде и состоит из множества убеждений, установок, и т.д., разделяемых потому, что их разделяет и считает правильными та группа, с которой идентифицирует себя человек. Она создается и модифицируется под влиянием эмоционального давления, существующего в любом эмоциональном союзе, будь то семья или общество. Группа требует от члена приспособления к ее идеалам и нормам. При этом, принципы Псевдо-Я случайны и противоречивы, но индивид этого не осознает, находясь под давлением; оно не инкорпорировано, а как бы добавлено к Я. В период эмоциональной близости два Псевдо-Я сливаются друг с другом, одно растворяется в другом. Целостное Я - не участвует в феномене слияния, состоит из четко определенных убеждений, мнений, установок и жизненных принципов. Когда человек делает выбор, он становится ответственным за себя и за последствия своих поступков.

Псевдо-Я развито в нас гораздо больше, а Целостное Я гораздо меньше, чем это нам кажется.

Именно на уровне Псевдо-Я люди дают, получают, одалживают, торгуются и обмениваются своими Я. При любом акте обмена один отдает часть себя, а другой получает равное количество. Примером может служить любовь - каждый пытается быть таким, каким его хочет видеть другой, и в свою очередь требует от партнёра подобных изменений. Эта торговля происходят на уровне Псевдо-Я. В браке два Псевдо-Я сливаются в МЫ, где один становится носителем инициативы и ответственным за принятие решений. Этот один получает Псевдо-Я в той степени, в которой другой его теряет. Партнер может отдать свое Псевдо-Я сразу или после непродолжительной торговли. Чем лучше супруги способны чередовать эти роли, тем здоровей брак. То же происходит в любых группах. Обмен Псевдо-Я - автоматический эмоциональный процесс, который появляется, когда люди манипулируют друг другом в тонких жизненных ситуациях. Обмен Псевдо-Я может быть коротким (критика, которая заставит человека чувствовать себя плохо в течение нескольких дней) или длительным, в котором приспосабливающийся (теряющий Псевдо-Я) партнер настолько теряется, что лишается способности принимать решения и приобретает тяжелую дисфункцию - психоз или серьезное хроническое заболевание. Эти механизмы гораздо менее интенсивны при более высоких уровнях дифференциации.

 

В зависимости от расположения на континууме, Боуэн разделил всех людей на четыре группы:

 

1. 0-25 - Слияние

  • Недифференцированная эго масса семьи (или общества)
  • Не отличают чувства от фактов
  • Полностью ориентированы на отношения
  • Вся энергия уходит на поиски любви, одобрения, поддержание отношений в гармонии
  • На жизненные цели энергии нет
  • Если одобрения не находят, то уходят в себя или борются с системой отношений, в которой их не полюбили
  • Жизненно важные решения принимаются на основе текущего чувства
  • Пытаются привести систему отношений в состояние баланса, ощутить комфорт и избавиться от тревоги
  • Не способны поставить конкретных отдаленных целей, кроме как "хочу быть счастливым" и.т.д.
  • Зависимы от родителей, затем ищут такую же систему отношений, в которой смогут почерпнуть достаточно сил, чтобы функционировать
  • Не могут адаптироваться
  • Много симптомов и кризисов
  • Имеют проблемы со здоровьем, социальные и финансовые сложности
  • Проблемы носят хронический характер
  • Если в результате терапии они ощущают незначительный комфорт, они удовлетворены

2. 25-50 - умеренная дифференциация Я

  • Начало дифференциации эмоциональной и интеллектуальной систем
  • Псевдо-Я превалирует
  • Жизнь подчинена эмоциональной системе, но жизненные стили более гибки
  • Если тревога низкая, функционируют как при высокой дифференциации Я, если высокая - как при слабой
  • Ориентированы на отношения. Большая часть энергии уходит на поиск любви и одобрения.
  • Чувства выражаются более открыто, чем на первом уровне.
  • Ориентированы на то, что подумают другие, стремятся завоевать друзей и одобрение
  • Самооценка зависит от других
  • Успех в работе зависит и достигается с помощью статуса в отношениях, а не за счет качества самой работы
  • Псевдо-Я состоит из произвольного набора противоречащих друг другу принципов и принимает любые формы, чтобы смешаться с разными системами отношений
  • Целостное - Я плохо развито. Говорят "я чувствую, что…" перед любым псевдо философским утверждением. Апеллируют к туманным авторитетам: "согласно правилам", "научно доказано", "испокон веков известно", выдергивают нужную информацию из контекста
  • Интеллект в приложении к вещам, не касающимся человека, его личности, отношений и.т.д может быть хорошо развит
  • Интеллект в приложении к личным вопросам недостаточно развит и в их личной жизни царит хаос
  • Здесь находятся прилежные ученики и революционеры. Революционер восстает против существующей системы, но ему нечего предложить взамен.
  • Крайний вариант открытых чувств. Они хотят эмоциональной близости и прямой коммуникации чувств. Они открыто эмоционально зависимы от другого, очень чувствительны, воспринимают настроение, проявления и позицию другого и отвечают открыто, прямо выражая чувства или действуя импульсивно.
  • Всю жизнь ищут идеальных близких отношений. Находят слияние и реагируют дистанцированием и отчуждением, что затем стимулирует следующий цикл поисков близости или депрессию и отчуждение, или поиск новых систем отношений.
  • Демонстрируют большое количество проблем: полный набор физических болезней, эмоциональных болезней и социальных дисфункций
  • Эмоциональные расстройства включают: внутренние проблемы невротического уровня, депрессию, расстройства поведения и нарушения характера
  • Склонны к алкоголизму и наркомании, чтобы снизить тревогу
  • Демонстрируют импульсивное, безответственное поведение

3. 50-75 - хороший уровень дифференциации Я

  • Интеллектуальная и эмоциональная системы дифференцированы достаточно для того, чтобы работать бок о бок, в сотрудничестве, как команда
  • Интеллектуальная система достаточно автономна. Когда тревога возрастает - она не теряет автономности и не подчиняется эмоциональной системе
  • Хороший уровень развития Целостного - Я
  • В период низкой тревоги люди применяют логическое мышление, чтобы развить убеждения, взгляды и принципы, которые они затем используют в моменты высокой тревоги и паники для контроля над эмоциональной системой.
  • Дифференциация Я имеет здесь тонкую градацию: от людей, которые знают, что есть лучший выход и способ действия, но их интеллект плохо сформирован, и они все равно ведут себя подобно людям на втором уровне - до людей с наиболее развитым Целостным - Я, которые контролируют свою эмоциональную систему.
  • Свобода повышается. Эти люди больше не пленники чувственно-эмоционального мира.
  • Их эмоциональная жизнь удовлетворяет, гораздо больше
  • Они могут жить полноценной эмоциональной жизнью и разделять свои эмоции с другими, зная, что если возникнет необходимость, они легко смогут выпутаться, используя логическое мышление.
  • Могут расслабиться и отдать контроль эмоциональной системе в отдельные периоды жизни, но если возникнут проблемы, контроль вновь передается интеллекту, тревога снижается и кризиса удается избежать.
  • Менее ориентированы на отношения
  • Имеют цели жизни
  • Меньше зависят от того, что думают другие
  • Способны твердо стоять на своих собственных убеждениях, не имея необходимости нападать на убеждения других и защищать свои.
  • Адекватная самооценка
  • Брак - функциональное партнерство
  • Супругам нравится эмоциональная близость, но они не теряют собственных Я
  • Жена лучше реализуется как женщина, а муж как мужчина, без необходимости спорить о преимуществах и недостатках биологического пола и социальных ролей
  • Позволяют детям вырасти и построить собственные Я, не пытаются слепить их по своему образу и подобию
  • Каждый из супругов и детей сам отвечает за себя - не обвиняют друг друга за свои поражения и не приписывают другим своих побед
  • Могут успешно взаимодействовать с другими людьми и хорошо себя чувствуют, когда находятся одни.
  • Хорошо справляются с различными жизненными ситуациями
  • Свободны от большинства проблем

4. 75 - 100 уровень дифференциации Я

  • скорее гипотетический, чем реальный

Концепция о триангуляции

Диада может оставаться стабильной до тех пор, пока уровень тревоги низкий. Как только он повышается, в целях снижения тревоги, привлекается достаточно уязвимый третий, чтобы создать треугольник. Если напряжение в треугольнике слишком велико для троих, включаются другие люди, и все отношения организовываются в серию взаимосвязанных треугольников.

Эмоциональный процесс между двумя людьми или группами имеет постоянную тенденцию вовлечения третьего. В этом - суть концепции треугольников. Однако если третья сторона сможет оставаться в активном контакте с каждой из двух других, находясь в то же время вне эмоционального поля их отношений, то эмоциональная интенсивность отношений первых двоих найдет автоматическое разрешение (Bowen, 1966, 1971).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.