Границы охвата единым казначейским счетом финансовых ресурсов
План
1. Сферы деятельности единого казначейского счета.
2.Границы охвата единым казначейским счетом финансовых ресурсов.
Контрольные вопросы
1.Дайте характеристику сферы деятельности единого казначейского счета?
2. Какие существуют границы охвата финансовых ресурсов единым казначейским счетом?
Сферы деятельности единого казначейского счета
Необходимо четко определить сферу деятельности ЕКС(единогоказначейского счета) и границы охвата им финансовых ресурсов страны для полного представления действия и преимуществ ЕКС. Таким образом, стоит вопрос о рациональности создания и использования ЕКС для каждого уровня управления (государственного, регионального, местного) или создания ЕКС общего пользования.
На сегодняшний день не существует единой модели ЕКС, которая могла бы стать ориентиром при определении сферы деятельности ЕКС и связанных с ним казначейских операций. В странах, где казначейские системы сформировались историческим путем уже давно и очень отличаются между собой подходом к охвату региональных и местных финансовых операций и, в частности к вопросу, к вопросу консолидации денежных ресурсов не ЕКР. Однако, в любом случае вопрос о консолидации денежных ресурсов сводится к реализации одного из следующих решений:
· создание общего ЕКС, который носит общественный характер использования для органов управления разных уровней;
· создание отдельного ЕКС для каждого уровня управления, т.е. целью данного внедрения является снятие ограничения самостоятельности региональных и местных органов власти в отрасли управления финансами.
Исключительно как производные решения могут рассматриваться те варианты решений, базой которых является вышеуказанный перечень. Несомненно, имеется ряд обоснованных аргументов на пользу каждого их этих решений. В свою очередь, относительно вопроса консолидации денежных ресурсов, Правительство Украины сделало выбор за единым казначейством. Теперь рассмотрим преимущества органов управления в соответствии с данным выбором:
1)Введение ЕКС общественного использования для органов управления разных уровней, что, в свою очередь, усовершенствует управление средствами, их финансовое планирование и операций казначейства по займу средств, а также обеспечивает эффективный контроль над уровнем бюджетного дефицита. Таким образом, централизация операций по займу средств сводит затраты к минимуму.
2)Общее казначейство способно приспособить единые экономически эффективные рабочие процедуры для исполнения и учета государственных платежных операций и денежных поступлений для всех органов управления, т.е. обеспечение большей результативности, целенаправленности и действенности финансовых операций.
3)Выгоднее вместо ввода системы казначейских управлений для органов управления каждого уровня, организовать общую (централизированную) систему казначейского управления. А именно, укомплектовать персоналом и оборудованием.
Вследствие этого, можно сделать вывод, что Правительство Украины при функционировании общего казначейства с ЕКС общего пользования ставит важным вопросом следующее- последствия внедрения данной системы для самостоятельных местных органов управления. В соответствии с этим необходимо определится со следующими вопросами:
· будут ли казначейские операции (финансовое планирование, управление средствами, исполнение бюджета и управление платежами) негативно отображены на самостоятельности региональных и местных органов управления в отрасли управления финансами?
· ограничиться ли сведение всех денежных средств вместе, т.е. непосредственно в границах ЕКС общественного пользования, возможность каждого органа управления осуществлять надлежащий контроль за собственными ресурсами?
Помимо этого необходимо обговорить вопросы определения функций и обязанностей казначейства, а особенно полномочий, в границах которых должно осуществлять свою деятельность казначейство.
После решения вышепоставленных вопросов не будут иметь место разногласия со стороны региональных и местных органов управления. В данном случае возможно применение классической организации казначейского управления, которая отвечает принципу «одно казначейство - один администратор». По своей специфике казначейские операции, в частности контроль за состоянием ЕКС, управлением средствами и их финансовое планирование, является узкоспециализированным и нуждается в принятии оперативных решений в соответствии со сложившейся финансовой ситуацией. Это обусловлено тем, что эффективное управление при двойном подчинении (центральным и региональным органам управления) является невозможно. Поэтому, если общее казначейство удовлетворяет потребности органов управления разных уровней, оно обязано оставаться под исключительным контролем со стороны центральной власти, а именно, Кабинета Министров Украины. Однако имеется и другая сторона, которая свидетельствует о том, что общее казначейство является обслуживающей организацией и, поэтому ей необходимо работать в тесном контакте с органами управления, которым она предоставляет услуги. Несомненно, казначейство должно предоставлять регулярно отчеты о финансовых операциях заинтересованным органам управления, а также управленческую информацию, которая может быть получена на основе его данных.
Необходимо отметить, что приобретенные аргументы в пользу ЕКС общего пользования не касаются практических проблем, связанных с его внедрением. В частности это касается стран, которые имеют неадекватные системы связи и ресурсы вычислительной техники. Таким образом, для нормального функционирования казначейства его центральные и региональные офисы должны быть связаны надежными и эффективными линиями связи, а также компьютерными системами в диалоговом режиме. В случаях, где это невозможно государственное казначейство сосредотачивается на обслуживании центрального правительства, а после создает благоприятные условия на местах, тем самым границы его деятельности расширяются на следующие уровни региональных и местных органов управления.
Таким образом, с учетом преград, а также правовых и административных преткновений может приниматься обоснованное решение о внедрении системы казначейских управлений для органов управления каждого уровня. В случае необходимости принятия данных мероприятий (по внедрению казначейской системы) надо рассмотреть и принять решения в отношении следующих вопросов:
· необходимо ли органам управления каждого региона создавать собственное казначейство и ЕКС;
· следует ли региональным и местным органам управления нижестоящего уровня по отношению к регионам также создавать собственные казначейства и ЕКС, если этот уровень может обслуживаться казначейством вышестоящего уровня со соответствующими предостережениями в отношении защиты местной самостоятельности;
· должны ли региональные и местные органы управления разрабатывать и применять единую нормативно-конструктивную базу (казначейские правила, регулирующие систему государственных платежей, организацию банковской деятельности и т.д.) с одного центра для финансовых операций всех уровней управления.
Не верным будет утверждение, что одна модель казначейской системы лучше другой. Подтверждением этого является то, что создание казначейской системы в любом регионе (штат, земля, федерация и т.д.) возникает при конкретных условиях (исторических, политических, экономических, социальных, территориальных и др.), которые сложились в данной стране.
В заключение можно отметить, что не существует хорошей или плохой модели организации казначейства, а лишь имеется соответствие или несоответствие модели конкретным условиям, сложившимся в государстве.
Границы охвата единым казначейским счетом финансовых ресурсов
Одним из важных этапов формирования эффективной казначейской системы является определение границ охвата ЕКС финансовых ресурсов страны. Таким образом, проанализировав преимущества консолидации денежных средств на ЕКС, поэтапной их интеграции в систему ЕКСподлежат следующие:
· остатки кассовых средств от предыдущего года (предыдущих годов);
· налоговые и неналоговые поступления;
· бюджетные и внебюджетные средства;
· официальные трансферты в национальной валюте;
· дивиденды, взносы и другие поступления от государственных предприятий;
· прибыль финансовых учреждений, которые принадлежат государству;
· доходы от инвестиций, включая поступления процентных платежей от должников государства;
· поступление в продажу государственных активов, включая доходы о приватизации;
· возврат долгов должниками;
· ресурсы внебюджетных фондов, кроме тех, которые имеют конкретное разрешение действовать за границами Государственного казначейства;
· любые другие налоговые и бюджетные поступления, предусмотренные действующим законодательством Украины;
· потоки кассовых средств, полученных от операций заимствования и получения от возращенных средств по государственному кредитованию
В данном списке финансовых ресурсов отображена практика консолидации денежный ресурсов в развитых странах, которые уже прошли путь становления государственного казначейства. Универсальность охвата денежных ресурсов органов управления в пределах ЕКС является их характерной особенностью, что, в свою очередь, резко отличается от практики, преобладающей в централизованной плановой экономике, т.к. здесь финансовые ресурсы в значительных масштабах создаются, используются и вносятся в банки вне бюджетных счетов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|