|
Международное сотрудничество в отрасли охраны труда
Особенное значение приобретает международное сотрудничество по охране труда. Оно заключается в изучение, обобщение и внедрение мирового опыта по организации охраны труда, улучшения условий и безопасности труда; в выполнение международных договоров и соглашений по охране труда; проведение и участие в научных и научно-практических конференциях и семинарах по охране труда.
Важными международными актами по вопросам охраны труда являются международные договора и международные соглашения, к которым присоединилась Украина в установленном порядке. 9 декабря 1994 г. главами правительств стран СНГ было принято Соглашение о сотрудничестве в отрасли охраны труда. Соглашение предусматривает согласованность действий при установление требований охраны труда к машиностроительной продукции, технологиям, материалам и веществам при создание средств защиты работников; разработку и реализацию межгосударственных программ и технических проектов; создание единственной системы показателей и отчетности в отрасли охраны труда.
Значительное место среди международных договоров, которыми регулируются трудовые отношения, занимают конвенции Международной организации труда (МОТ). Последняя была создана в 1939 г. как автономная институция при Лиге Наций, а с 1946 г. – как первое специализированное учреждение ООН.
Главной целью МОТ, согласно ее Уставу, является содействие установлению мира на основе социальной справедливости, улучшения условий труда и жизни работников всех стран. К основным направлениям деятельности МОТ принадлежат:
- участие в международно-правовом регулирование труда путем разработки и одобрения нормативных актов (конвенций и рекомендаций) по вопросам условий труда и жизни работников;
- разработка и осуществление международных целевых программ, направленных на решение важных социально-трудовых проблем (занятости, условий труда и др.);
- предоставление помощи государствам – членам МОТ в усовершенствование национального трудового законодательства, профессионально-технической подготовки работников, улучшения условий труда путем выполнения международных программ технического сотрудничества, проведения исследовательских работ и издательской деятельности.
Законотворческая деятельность Международной организации труда осуществляется путем разработки и реализации конвенций и рекомендаций МОТ, которые отвечали бы условиям труда, которые постоянно меняются.
Конкретные направления МОТ по охране труда – это искоренение детского труда, предотвращение несчастных случаев на производстве, работы без аварий на химических предприятиях, равенство относительно условий труда разных категорий работников, опыт создания безопасных условий в развитых странах и тому подобное. Весомая часть конвенций МОТ касается вопросов охраны труда. Это, в частности, такие конвенции, как № 32 – о защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов; № 115 – о защите трудящихся от ионизирующей радиации; № 119 – об обеспечение машин защитными устройствами; № 120 – о гигиене труда в торговле и учреждениях; № 129 – об инспекции труда в сельском хозяйстве; № 155 – о безопасности труда, гигиену труда и производственную среду; № 174 – о предотвращение большим промышленным авариям; № 176 – о безопасности и гигиене труда в шахтах и тому подобное.
Сегодня правительства, политики, социальные партнеры, ученые и страховые компании большинства стран Европы – ЕС (Европейского Союза) уделяют растущее внимание поискам путей, которые ведут к улучшению производственной среды, усиления охраны труда. Создан Европейский фонд улучшения условий жизни и труда, который является одной из организаций Европейского Союза.
16 июня 1994 г. было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС. Выдан ряд указов, постановлений, направленных на создание необходимых правовых и организационных мероприятий для выполнения этого Соглашения; утверждена Стратегия интеграции Украины к ЕС; положено начало разработке отраслевых и национальных программ интеграции. Среди отмеченных мероприятий центральное место отведено вопросам адаптации национального законодательства к законодательству ЕС, выявления и устранения отдельных разногласий между нормативно-правовыми актами.
Рассмотрим отдельные директивы ЕС, котторые соотносятся с Законом Украины «Об охране труда», а именно: 89/391/ЄЕС «Об осуществление мероприятий по улучшению безопасности и охраны здоровья наемных работников во время работы» и 89/654/ЄЕС «О минимальных требованиях безопасности и защиты здоровья на рабочих местах». Первая из них организационно и по содержанию разделов и статей построенная так, чтобы подчеркнуть главный вывод: главными субъектами в создание безопасных и безвредных условий труда является работодатель и работник, а все другие структуры выполняют вспомогательную функцию в обеспечение нормальных взаимоотношений между ними. Исходя из такой идеологии рыночного общества, строится два основных раздела директивы: «Обязанности работодателей», которая состоит из восьми статей, где идет речь о принципах и конкретных вопросах организации охраны труда на предприятие – от общих обязанностей работодателя оценивать риски, принимать профилактические меры, четко действовать в случае возникновения аварий и пожаров к его обязанностям создавать необходимые службы, обеспечить обучение работников, сотрудничать с ними и с их уполномоченными, своевременно информировать работников о состояние дел и любые действия, которые могут повлиять на безопасность и охрану здоровья, – и раздел «Обязанности работников», в котором сконцентрирован основной набор требований к работнику, начиная с того, что он обязан во время работы сам беспокоиться о здоровье и безопасности – как своем личном, так и окружающих людей. Относительно организации охраны труда на других уровнях, то директива требует от государства лишь подтверждения вышеупомянутых положений национальными нормативно-правовыми актами и обеспечение соответствующего надзора и контроля за их выполнением.
Данные положения ЕС существенно отличаются с подходами, которые используются в действующем законодательстве Украины. Рядом с работодателями и работниками мы выдвигаем на передний план множество других субъектов, строим над предприятием целую систему государственного управления охраной труда, определяем ее составные элементы – начиная от правительства, специально уполномоченных органов, министерств, объединений предприятий, их служб и заканчивая местными государственными администрациями и органами местного самоуправления. Как следствие эти структуры частично берут на себя и ответственность за состояние охраны труда на местах, а у конкретного работодателя возникают дополнительные причины для оправданий своей преступной деятельности или бездеятельности: мол, не я один виновный в гибели работника, все звенья управления и наблюдения не сработали.
Вторая директива (89/654/ЄЕС) содержит основные требования по охране труда, которые должны быть учтены при организации рабочих мест как в производственных помещениях, так и на открытом воздухе. Они опять же подаются через призму обязанностей работодателя: государство лишь определяет правовые границы и требования безопасности и здравоохранения относительно рабочих мест, а заданием работодателя является безусловное выполнение этих требований относительно каждого рабочего места любым способом, который есть для него наиболее благоприятным и экономически выгодным. В данной и других директивах, как правило, не относится за цель жестко нормировать конкретные показатели или параметры безопасности, а применяются общие формулировки конечной цели, которой должен достичь работодатель. Например, «здания, в которых размещаются рабочие места, за своей конструкцией и прочностью должны отвечать характеру их использования», «освещение в рабочих помещениях и в проходах должно выполняться таким образом, чтоб оно не могло стать причиной несчастного случая» – с охватыванием практически всех требований, которые характеризуют безопасность и условия труда на производстве (требований к сооружениям, электроустановкам, аварийным проходам, проездам, опасным зонам, помещений санитарно-бытового назначения и для отдыха и тому подобное).
Анализируя положение директив ЕС, следует отметить, что в условиях рыночной экономики основой отношений между главными субъектами – работодателем и работником – является закон, а права этих субъектов и граждан в целом надежно защищаются достаточно развитой судебной системой. Следовательно, в случае возникновения спора срабатывает схема, по которой сам факт повреждения здоровья или гибели работника на производстве является подтверждением невыполнения работодателем тех или других сформулированных норм законодательства. Вопрос же о соотношение конкретных профилактических мероприятий, которые употреблялись работодателем, и мероприятий, рекомендованных ему соответствующими государственными институтами, страховыми компаниями, научно-исследовательскими или другими организациями по охране труда, становится вопросом второго уровня, что играет лишь вспомогательную роль в рассмотрение конфликтов (но приобретает принципиального значение для работодателя, который под давлением экономических и других рычагов влияния вынужден сделать правильные выводы на будущее и учесть рекомендации отмеченных организаций).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|