|
Словацкая Республика на рубеже XX - XXI вв.
Внутренняя политика. Государственное устройство вновь образованной Словакии – демократическая республика. Главой государства является президент, избираемый парламентом сроком на 5 лет. Законодательная власть принадлежит Словацкому национальному совету (однопалатному парламенту, избираемому сроком на 4 года). Высший исполнительный орган - правительство. Население - более 5, 5 млн чел., из которых 85,8 % составляют словаки, венгров - 9,7 %, румын и цыган - 1,6 %, чехов - 1,1 %. По религиозному составу преобладают католики - 68,9 %, есть протестанты (10,8 %) и православные (4,1 %).
После оформления Словакии в качестве суверенного государства развитие ее политической системы характеризовалось перегруппировкой политических сил, что отражалось на частой смене правительства. Политическая арена Словакии в начале 1990-х гг., так же как и других постсоциалистических стран, характеризуется большим количеством политических партий, как воссозданных, так и вновь образованных. Из Движения за демократическую Словакию (ДЗДС) и Словацкой национальной партии (СНП) вышли группы политиков, создав новую партию Демократический союз (ДС).
Значимым событием на политической арене страны стали выборы 15 февраля 1993 г., когда президентом стал М. Ковач, а премьер-министром В. Мечьяр (лидер Движения за демократическую Словакию). Либералы находились в оппозиции В. Мечьяру. (Либералы пришли к власти после парламентских выборов 1998 г.) В конце 1993 г. в связи нараставшим экономическим и финансовым кризисом, разразившимся в результате выхода из федерации и начавшимся процессом трансформации, рейтинг главы правительства В. Мечьяра начал падать, тем более что окрепли позиции его политического оппонента - президента М. Ковача. В марте 1994 г. Мечьяр был смещен с поста премьер-министра. Второе коалиционное правительство (март 1994 — сентябрь 1994 гг.) было сформировано во главе с Й. Моравчиком. В состав правительства вошли представители Демократического союза (ДС), партии левых демократов (ПЛД) и Христианско-демократического движения (ХДД).
Первые парламентские выборы в Словакии после получения ею независимости состоялись 30 сентября - 1 октября 1994 г. В них приняли участие 18 партий и движений. Большинство проголосовало за ДЗДС в коалиции с Крестьянской партией Словакии (КрПС). В словацкий парламент - Национальный совет СР (НС СР) вошли: коалиция «Общий выбор», Венгерская коалиция и Христианское демократическое движение. В результате переговоров была сформирована новая правящая коалиция из четырех партий (ДЗДС, ОРС, СНП и КрПС). Тем самым выборы вновь принесли успех ДЗДС и премьерский пост В. Мечьяру. Начался самый длительный его период правления: с 1994 по 1998 гг., а одновременно - неприятие его Западом.
Созданная Мечьяром правящая коалиция не располагала конституционным большинством. Поэтому сразу началась борьба за его отставку и за новые выборы. 12 декабря 1994 г. сформировалось третье правительство во главе с В. Мечьяром, благодаря тому, что партнером левоцентристской ДЗНС стала правая националистическая Словацкая национальная партия. Правительство выдвинуло программу динамичного развития за счет реструктуризации промышленности и ориентации на внутренние источники. Планировалось проведение жесткой денежной и бюджетно-налоговой политики, что встретило некоторое сопротивление со стороны оппозиции. Было принято решение о приостановке приватизации. В. Мечьяра обвиняли в популизме, антидемократизме, преследовании национальных меньшинств. В ответ В. Мечьяр усилил внешнеполитическую активность, делая при этом акцент на признаках экономического подъема в стране.
Экономические проблемы в первой половине 1990-х гг., связанные с последствиями структурной трансформации и дезинтеграцией с Чехией, сопровождались политическими скандалами и столкновениями, в первую очередь между премьер-министром и президентом страны. Действительно, приватизация в Словакии не принесла ощутимых результатов. В. Мечьяр выступал за постепенность ее проведения, провозглашая одновременно ориентацию на экономический рост. Темпы экономического роста оказались достаточно высокими, однако безработицу устранить не удалось. Сыграли причины внешнего характера, прежде всего неприятие В. Мечьяра как политика на Западе. Действительно, он оказывал не всегда конструктивное влияние на внешнюю политику, что привело к обострению отношений страны с Чехией и Венгрией.
Рост внешней задолженности, срыв референдума о вступлении СР в НАТО послужили поводом для объединения в мае 1997 г. оппозиционных сил. В результате в стране начался политический кризис, продолжавшийся и в 1998 г. Срок пребывания на посту президента М. Ковача завершился 3 марта 1998 г. В такой крайне острой обстановке проходили очередные парламентские выборы, на которых решался вопрос о характере политической системы, развитии экономики и внешнеполитической ориентации страны. На политической арене появилась новая «Словацкая демократическая коалиция» (СДК), которая сформировалась как избирательный политический блок, объединивший пять политических субъектов с различной идеологической ориентацией. В результате образовалась так называемая «Синяя коалиция», объединившая оппозиционные В. Мечьяру силы страны.
В выборах в парламент, состоявшихся 25 - 26 сентября 1998 г., участвовали 17 политических субъектов. В борьбе за власть В. Мечьяру противостоял правый оппозиционный блок во главе с лидером Партии гражданского взаимопонимания М. Дзуриндой. В итоге все партии, находившиеся в оппозиции к В. Мечьяру, набрали в законодательном собрании 93 из 150 мандатов. В. Мечьяр располагал только 57 депутатскими мандатами, не смог победить на выблорах и пост премьер-министра занял лидер СДК М. Дзуринда.
Кабинет министров пользовался поддержкой населения, вопреки негативным тенденциям, нараставшим в первую очередь в политической и экономической обстановке. Они выражались в коррупционных скандалах, связанных с приватизацией. Обострялись противоречия между различными ветвями власти, что вело к разногласиям в правительственном блоке и конфликтам внутри правящих партий. Правительство заявило о пересмотре итогов приватизации, реформировании госаппарата. Предполагалось ослабить контроль государства над СМИ, пересмотреть внешнеполитический курс.
Со 2 марта 1998 г. в стране не было президента. Потерпев поражение на парламентских выборах в сентябре 1998 г., В. Мечьяр выдвинул свою кандидатуру на пост президента. Однако победу одержал кандидат от правящей коалиции Р. Шустер. Выборы президента упрочили позиции парламентского большинства, а также усилили прозападный курс страны во внешней политике. Весной - летом 1999 г. правительство поддерживало НАТО во время проведения военной операции против Югославии, предоставляя аэродромы и транспортные коммуникации западным странам. Одновременно Р. Шустер подчеркивал намерения укреплять отношения с Россией.
В течение 2000 г. постепенно возрастали противоречия внутри правящей Словацкой демократической коалиции. С целью сохранения единства правоцентристских партий премьер М. Дзуринда предпринял попытку трансформировать СДК в широкое общественное движение. Правительство не смогло провести планируемые реформы в сферах здравоохранения и образования.
К началу XXI в. Словакия несколько оправилась от политических и экономических потрясений. В 2000 г. начали приносить ощутимые результаты экономические реформы, проводимые под руководительством вице-премьера правительства по экономике И. Миклоша. После проведения реформирования законодательной базы, стали увеличиваться иностранные инвестиции. Правда, рост ВВП достиг всего 2,2 %, главным образом в связи с увеличением экспорта. Тем не менее, Европейская Комиссия в ноябре 2000 г., охарактеризовала Словакию как государство с устойчивой рыночной экономикой и подчеркнула особенный прогресс, произошедший за год в банковской сфере. Однако годовая инфляция по-прежнему осталась довольно высокой (12 %), а безработица, достигнув к декабрю 18,8 %, превратилась в самую болезненную проблему.
Третьи парламентские выборы в Словакии состоялись в сентябре 2002 г. В них участвовали 25 политических субъектов. Лидеры СДХС, ПВК, ХДД и АНГ подписали 8 октября коалиционное соглашение. Своеобразной сенсацией выборов 2002 г. явилось представительство в парламенте Коммунистической партии Словакии, получившей 6,3 % голосов избирателей.
В октябре 2002 г. президент утвердил М. Дзуринду в качестве нового премьера. Пятое словацкое правительство во главе с М. Дзуриндой сформировали четыре партии, три из которых входили в последний кабинет (СДХС, ХДД, ПВК) и Альянс независимых граждан (АНГ). Была поставлена задача завершить усилия Словакии со вступлением в НАТО и ЕС, проводить дальнейшее реформирование страны. В сфере внешней политики поставлена задача проводить проатлантический курс и интегрировать в Европу.
В конце 2003 г. в Словакии разразился очередной политический кризис, связанный с президентскими выборами и возможностью досрочных выборов в парламент. Первый тур выборов нового президента Словакии состоялся 3 апреля 2004 г. И. Гашпарович одержал победу, получив 59,91 % голосов, а В. Мечьяр - 40,09 %. Премьер-министр М. Дзуринда сделал ставку на доброе сотрудничество с новым президентом.
4. И. Гашпарович
Новые президентские выборы состоялись в апреле 2009 г., на которых вновь победу одержал И. Гашпарович, набрав 55,5 % голосов. Премьер-министром Словацкой Республики с апреля 2012 г. вновь стал Р. Фицо (был главой правительства с июля 2006 по июль 2010).
Начало XXI в. политическая история Словацкой Республики составила три периода: доминирование одной партии (1993—1998 гг.); широкая партийная коалиция — «коалиция коалиций» (1998 — 2002 гг.); неустойчивая праволевоцентристская коалиция (с 2002 г.). С последней Словакия вошла в НАТО и ЕС в 2004 г., именно с ней связаны имена сегодняшних первых лиц государства.
Развитие экономики. Словакия -- индустриально-аграрная страна, богатая своими полезными ископаемыми. Особое развитие в последние десятилетия получили черная и цветная металлургия, машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая, деревообрабатывающая, текстильная, пищевая отрасли.
После обретения независимости с 1993 г. перед страной встала труднейшая задача укрепления экономического суверенитета. Основой экономической трансформации стала «большая» приватизация, пришедшая на смену первоначальной, «малой». В качестве основной выступила задача выхода из экономического кризиса: год 1993 явился временем не только достижения независимости, но и низшей точкой кризиса. Но с 1994 г. наметились определенные признаки экономического роста и снижения инфляции, хотя выросла безработица до мало известных ранее пределов.
Выход Словакии на мировые рынки из-за слаборазвитой промышленности был трудным, поэтому расширение внешних рынков также стало проблемой первостепенной важности. Правительство Словацкой Республики (СР) поставило задачу ориентироваться прежде всего на рынки ЕС, а предприятиям необходимо было доказать свою жизнеспособность в сильной конкурентной борьбе. Для достижения этих целей в 1995 г. правительство приняло ряд законов, изменявших стратегию экономических реформ в Словакии.
О проблемах, которые пришлось преодолевать Словакии говорит внешняя задолженность, которая выросла с 4,3 млрд. дол. (1994 г.) до 11,9 млрд. дол. (1998 г.). В экономическом развитии страны тогда наступил заметный спад, причины крылись в ухудшении общей ситуации в Центральной Европе, последствия финансового кризиса. Застой в промышленности и рост безработицы привели в 1999 г. уровень инфляции к 17,8%.
2000 г. явился временем начала активных капиталовложений в словацкую экономику со стороны Запада. В 2003 г. они достигли 3 млрд. дол. Среди наиболее значительных инвестиционных проектов можно отметить покупку гиганта сталелитейной промышленности Восточнословацкого металлургического комбината американской компанией, приобретение 51 % акций «Словацкого Телекома» немецкой компанией, 36 % акций нефтеперерабатывающей фирмы «Словнафт» венгерским государственным нефтегазопромышленным консорциумом и контрольного пакета словацкого сберегательного банка австрийским банком.
Об экономическом развитии страны говорят следующие цифры. Объем ВНП составил в 2003 г. 72 млрд долл., а в перерасчете на душу населения — 13420 долл. В 1990—2001 гг. среднегодовые темпы прироста ВВП составили всего 2,3 %, в 2000—2003 гг. увеличились до 5,2 %. Важнейшими проблемами начала 2000-х гг.явились сокращение дефицита государственного бюджета, составившего в 2003 г. 5,1 % ВВП, уровня безработицы, дальнейшее проведение приватизации в банковском секторе. В 2003 г. темпы инфляции составили 8,5 %.
В 2007-2008 г. 31 % валового национального дохода составляла продукция предприятий, перерабатывающих черные и цветные металлы, а также тяжелого машиностроения, химической и фармакологической промышленности. Значение такой отрасли, как сфера услуг (64 % ВВП) постоянно возрастает. Сейчас в данной сфере работает около 57 % населения страны. Это говорит о радикальной переориентации структуры экономики и приближении ее к развитым странам Западной Европы.
Экономически слаборазвитая Словакия тяжело переживает кризис 2007 - 2008 гг. Именно с ним связано снижение во всех секторах, за исключением целлюлозно-бумажной промышленности и производства бумажных изделий, а также в секторе издательства и печати (рост 7,2 %) и производства электрического или оптического оборудования (рост 2,4 %).
Наибольший спад был зафиксирован в секторе производства транспортного оборудования (-16,4 %), производстве машин и оборудования (-14,6 %), химикатов, химических продуктов и искусственных волокон (-12,8 %), в производстве текстиля и текстильной продукции (-12,7 %), в производстве металла и металлических изделий (-12,4 %). Объем производства горнодобывающего сектора сократился на 20,7 %.
Вместе с тем, производство потребительских товаров длительного пользования возросло на 9,9 %. Объем производства промышленности в 2008г. превышал показатели 2007 г. на 3,7 %.
Кризис спровоцировал повышение цен на тепловую энергию, ремонт и коммунальное обслуживание помещений, строительные материалы, на амбулаторное обслуживание, медикаменты, за детсадовское и начальное образование. По сравнению с ноябрем 2007 г., в ноябре 2008 г. общий уровень потребительских цен в Словакии увеличился на 4,9 %.
В целом в 2008 г. по сравнению с другими постсоциалистическими странами Словакию кризис коснулся минимально, поскольку в течение предыдущих трех лет ее экономика получила значительные прямые иностранные инвестиции, что способствовало созданию конкурентоспособных предприятий. Приток прямых иностранных инвестиций в экономику Словакии в 2007 году составил около 25 млрд. дол. Страна и сейчас остается привлекательным местом для инвесторов благодаря наличию дешевой квалифицированной рабочей силы. Например, южнокорейский автоконцерн KIA, несмотря на кризис, намерен построить в Словакии еще один завод по производству двигателей.
Автопром стал важнейшей сферой словацкой экономики. В Словакии работают три автомобилестроительные корпорации: KIA Motors, PSA Peugeot Citroen и Volkswagen Slovakia. Причем Volkswagen в ближайшие годы начнет выпускать еще одну модель автомобиля New Small Family. В 2007 г. Словакии принадлежало первое место в мире по количеству выпущенных автомобилей на одного жителя. Экспорт автомобилей составлял более четверти всего экспорта страны. В 2008г. автомобильные предприятия, работающие в Словакии, выпустили 575.8 тыс. автомобилей.
По словам министра экономики Словакии Л. Ягнатека, с 2010 г. наметилась стабилизация словацкой экономики. Это положительно влияет на автомобилестроение. Так, в 2011 г. выпушено 900 тысяч легковых автомобилей. В целом доля промышленности и строительства в ВВП страны составляет 30%, сфера услуг – 66 %, сельского и лесного хозяйства -- около 4 %.
Более 40% территории Словакии занято под сельскохозяйственными культурами. В сельском хозяйстве Словакии важное место занимает частный сектор, доля которого составляет около 98 % всей продукции. Основной формой производства остаются крупные хозяйства. Поощряется их многоотраслевое развитие. В Словакии в 2007 г. имелось 68 989 фермерских хозяйств. Уровень занятости населения в Словакии в данном секторе экономики составляет 5,8%.
Специализация сельского хозяйства страны достаточно широкая. Площадь пахотных земель - 31%, доля растениеводства превышает долю животноводства. Большое значение имеют зерновые и масличные культуры, кукуруза, пшеница, картофель, ячмень, сахарная свекла, садоводство и виноградарство. В связи с природно-климатическими особенностями страны, а также ее рельефом, для развития сельскохозяйственной деятельности пригодно только около 34% земель.
В структуре животноводства преобладает крупнорогатый скот, на долю которого в 2008 г. приходилось 70,2 % от общего объема. Большое значение для развития сельского хозяйства и поднятия его на более высокий уровень оказывает инвестирование со стороны иностранных компаний. Так, предприятия Словакии с участием иностранных компаний перерабатывают 77% произведенного в стране молока. Основными инвесторами в молочную промышленность Словакии являются Италия, Германия, Франция. Только 33% внутреннего рынка агропродукции занято словацкими продуктами. Доля сельского хозяйства в формировании ВВП Словакии постепенно снижается. Если в 2000 г. доля сельского хозяйства в ВВП составляла 4,5 %, то в 2008 г. этот показатель снизился до 3,7 %. Аналогичный процесс снижения доли сельского хозяйства в ВВП происходит и в соседних странах.
Внешняя политика Словацкой республики.Развивая региональное сотрудничество, Словакия уделяет много вниманию отношениям с соседними государствами. В этом направлении следует особо остановиться на взаимоотношениях с Венгрией. По переписи 2001 года, численность венгров в Словакии составила 9,7 % населения. Согласно законам Словакии, венгерский язык может употребляться наряду со словацким там, где венгры составляют свыше 20 % населения. На венгерском языке издаются газеты и другая литература, ведётся теле- и радиовещание. Большинство венгров Словакии двуязычны.
Борьба за границу между словаками и венграми идет уже почти 100 лет, с тех пор, когда эта граница появилась в 1918 г. В период социализма конфликт затих. В 1990-е гг. получившая независимость, на этот раз от Чехии, Словакия снова столкнулась с проблемами венгерского национального меньшинства. Проблема состоит в том, где должна проходить «справедливая» граница. В 2007 г. венгерские власти предъявили претензии Словакии, пытаясь добиться компенсации для венгров, потерявших в Словакии свою собственность после Второй мировой войны. В ответ словацкий парламент признал все выселения законными и не подлежащими пересмотру. Очередной обмен обвинениями между властями Венгрии и Словакии произошел летом 2009 г. и в 2012 г. по поводу принятием правительствами обеих стран законов о гражданстве.
Обе страны являются членами Вышеградской группы, созданной еще в 1991 г. Руководство Вышеградской четверки ставит задачи по укреплению добрососедских связей и взаимного сотрудничества между всеми участниками в самых различных сферах. Одной из важнейших является улучшение отношений Словакии с соседней Венгрией.
Активно развиваются отношения Словакии с Россией. Дипломатические отношения между Россией и Словакией установлены 1 января 1993 года. В августе 1993 г. подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве. Президент Российской Федерации В.В. Путин в начале 2005 г. в Словакии встретился с президентом И. Гашпаровичем, председателем Национального совета П. Грушовским и премьер-министром М. Дзуриндой. В.В. Путин заявил, что после вступления Словакии в ЕС российско-словацкие отношения не изменились. Был подписан новый Договор о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве между двумя странами, особо подчеркивался их прагматический характер.
Российский экспорт в Словакию составляет топливно-энергетические товары (средний удельный вес за период с 2001 г. по 2007 г. – 88,3 %). На продукцию химической промышленности в среднем за указанный период приходится 3,4 %, на металлы и изделия из них – 3,5 %.
В российском импорте из Словакии преобладают машины, оборудование и транспортные средства (49,6 %), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (17,7 %), химическая продукция (10,8 %), металлы и изделия из них (7,0 %). Доля закупок продовольственных товаров и сельхозсырья в российском импорте из Словакии (средний удельный вес за 2001-2007 гг. – 3,9%) постоянно сокращается. В 2007 г. на них приходилось всего 0,8% российского импорта.
В ноябре 2009г. прошли переговоры Председателя правительства РФ В. Путина с премьер-министром Словакии Р. Фицо. Они обсудили проблемы двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, энергетической, транспортной и научно-технической сферах. Россия и Словакия планируют создать совместное предприятие с участием «Газпрома» по продаже газа словацким потребителям. Россия и Словакия также намерены активизировать работу по проекту продления ширококолейной железной дороги от Кошице до Братиславы с выходом на Вену. Четырехсторонний проект продления ширококолейной железной дороги от Кошице до Братиславы предусматривает создание на Дунае логистического центра. Его реализация позволит Транссибирской магистрали получить прямой выход на транспортную систему Центральной Европы и улучшить организацию грузопотоков из Европы в Азию и обратно. Также Россия и Словакия планируют создание совместного предприятия в рамках программы по строительству в Братиславе циклотронного центра.
Развивается сотрудничество с Россией в области культуры, науки и образования. С 2001 г. в Братиславе успешно работает Российский центр науки и культуры. Поддерживаются межвузовские контакты и научные связи. В ноябре 2006 г. было подписано межведомственное соглашение о сотрудничестве в области образования.
Дипломатические отношения между Беларусью и Словакией были установлены в январе 1993 года. В последние годы двусторонний диалог развивается последовательно и конструктивно. Словакия в рамках общей политики ЕС в отношении Беларуси, а также с учетом своих национальных интересов стремится поддерживать прагматичный характер двусторонних отношений. Словакия поддержала включение Беларуси в программу ЕС «Восточное партнерство», выступает за более активное вовлечение нашей страны в реализацию проектов по линии Евросоюза. Торгово-экономическое сотрудничество двух стран в последние годы развивается также достаточно динамично.
В январе-июле 2009 года товарооборот Беларуси со Словакией составил 103,7 млн дол, или 64,1 % к аналогичному периоду 2008 г. В том числе белорусский экспорт в Словакию составил 42,7 млн дол. (60 %), импорт из Словакии - 61 млн дол (67,4 %). Основу белорусского экспорта составляют нефтепродукты, скрученная проволока из черных металлов, приборы и устройства, применяемые в медицине, калийные удобрения, а также проволока из нелегированной стали, изделия из черных металлов, тракторы, холодильники.
Словакия поставляет в Беларусь легковые автомобили, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, пульты, панели, столы для электрической аппаратуры, телевизоры. На 1 января 2009 года в Беларуси насчитывалось 14 предприятий с участием словацкого капитала, в том числе 6 совместных и восемь иностранных.
После вступления в ЕС в 2004 г. Словакия переориентировала внешнюю торговлю. Основными партнерами стали Германия (27,7 % внешнеторгового оборота), Австрия (8,9 %), Италия (5,3 %), а также Чехия (13,2 %) и Россия (5,2 %). В структуре экспорта на долю продукции металлообрабатывающей промышленности приходится 43 %, химической и металлургической промышленности — 14 %. В структуре импорта 37,7 % составляют машины и транспортное оборудование, на энергоносители приходится 13 %, продукцию химической промышленности — 11 %. Дефицит торгового баланса составил -7% ВВП.
Мировой экономический кризис 2007 г. отразился и на внешнеэкономических связях Словакии. В 2008 г. общий объем экспорта товаров продемонстрировав снижение на 1,8 % по сравнению с предыдущим годом. Общий объем импорта товаров сократился на 4,2 % . По прогнозам МВФ экономикаСловакии будет расти после преодоления кризисных явлений, ее рост будет самым быстрым среди государств Евросоюза. Такой прогноз является лучшим аргументом для притока иностранных инвестиций в экономику Словакии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|