Сделай Сам Свою Работу на 5

Изучение психологического климата в коллективе





Отчетная документация

Студенты сдаютна кафедрудо 9 сентября 2013 годаследующуюдокументацию:

-характеристику с оценкой деятельности практиканта, выданную и заверенную печатью и руководителем лагеря;

- педагогический дневник(см. Приложение 1);

-конспект (разработка) творческого мероприятия, проведенного студентом в летний период, и его анализ (см. Приложение 2);

-задание по выбору в произвольной форме;

-задание по психологии (психодиагностическое исследование межличностных отношений в детском коллективе) (см. Приложение 3)

- отчет о прохождении педагогической практики. Представляет собой аналитическую записку, содержащую выводы о результатах проделанной работы, предложения по дальнейшему усовершенствованию организации, содержания и подготовки студентов к педагогической практике (см. Приложение 4).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Требования к оформлению дневника о прохождении педагогической практики

Образец оформления титульного листа:

  Дневник прохождения педагогической практики студента (ки) ____ курса ______группы _________(Ф.И.О.) ФПП специальность __________________________________________________ проходившего(ей) практику в летнем оздоровительном лагере (в лагере при школе, социальном учреждении) ______ с ______ по ________ 200 __ г. Групповой руководитель ________________________________ (Ф.И.О)  

 



Рекомендуемая структура рабочего дневника:

1. Исходные данные о практиканте: фамилия, имя, отчество; факультет, курс, группа; должность по штатному расписанию.

2. Название лагеря, год, смена;

3.Общие данные об отряде: кол-во детей; возраст детей, название отряда, девиз, речёвка, песня.

4.Список отряда (рекомендуемые графы): номер по порядку, имя, год, месяц, день рождения и возраст; умение плавать; увлечения, занятия спортом; чему хочет научиться в лагере; медицинские показания и ограничения; примечания.

5.Педагогический состав: количество педагогов (из них - педагогов, вожатых, подменных воспитателей и вожатых, руководителей кружков и т.д.), возрастной состав педколлектива, структура педагогического управления, как часто собирался педагогический совет и производственные совещания, какие вопросы на них решались.

6. Распорядок дня (режим дня).



7. Правила жизнедеятельности отряда (лагеря).

8. План основных лагерных мероприятий на смену.

9. Перспективный план работы отряда на смену.

10. Рабочий план отряда и педагогов на день (с включением режимных моментов, организационной и индивидуальной педагогической работы).

11. Аналитические заметки о выполнении рабочего плана дня, дополнительно выполненная работа.

12. Педагогические наблюдения за поведением воспитанников.

13. Планы-конспекты проведенных воспитательных мероприятий, их анализ, выводы, необходимые замечания и рекомендации;

14. Психодиагностическое исследование в рамках предусмотренных педагогической практикой, краткое описание его организации, методическое обеспечение, анализ, выводы, рекомендации;

15.Дополнительные или индивидуальные задания руководителей группы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема анализа зачетного мероприятия.

1.Общие сведения о подготовке мероприятия.

ü Название мероприятия.

ü Дата проведения, кто проводит.

ü Состав группы детей: мальчики, девочки, по интересам, по возрасту.

ü Вид деятельности: входит ли оно в систему воспитательной работы или является эпизодическим мероприятием.

ü Цель мероприятия: на решение каких воспитательных задач коллектива и на формирование каких качеств личности ребенка рассчитано данное мероприятие?

ü Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: соответствие занятия общим воспитательным задачам, уровню развития коллектива, возрастным особенностям учащихся.

ü Кто был инициатором данного мероприятия и как оно готовилось? Какое участие в планировании и подготовке приняли дети? В чем и как проявлялось их активность и самостоятельность?



ü Способы мотивации детей на участие в совместной деятельности

ü Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности?

ü Оформление мероприятия

2.Ход мероприятия.

ü Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед детьми цели и задачи предстоящей деятельности?

ü Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа?

ü Какие знания приобрели дети в ходе мероприятия, какие социальные установки, чувства и убеждения формировались у детей?

ü Какие выводы могли сделать дети по ходу работы? Каких результатов достигли?

ü Как сказалось проведенное мероприятие на формирование общественного мнения в коллективе, на взаимоотношения детей?

ü Роль и место старших (вожатый, воспитатель, культорганизатор, социальный педагог) в данном мероприятии.

3. Анализ собственной деятельности.

ü Какие черты Вашего характера способствовали проведению воспитательной работы с детьми, какие мешали?

ü Какие педагогические способности проявились при проведении воспитательной работы с детьми?

ü Проявился ли педагогический такт и в чем именно?

ü Способствовало ли или мешало Ваше психическое состояние проведению воспитательной работы и почему?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Социометрия

Социометрия – метод исследования межличностных отношений (формальных и неформальных, эмоциональных и деловых) в малых группах, коллективах, организациях.

В середине лагерной смены, когда ребята уже достаточно узнали друг друга, сложились определённые группы, выявились лидеры, можно использовать метод социометрии для определения межличностных отношений. Вы предлагаете ребятам вопросы, отвечая на которые, они могут использовать не более трёх фамилий членов коллектива.

1. Кого бы вы пригласили на свой день рождения?

2. С кем бы вы пошли дежурить по территории, в столовой?

3. С кем бы вы хотели жить в одной палате?

Для обработки результатов строится следующая таблица:

Фамилия
11. Петров В.    
22. Иванов Ф.    
33. Сидоров В.      
44. Захаров С.          
….            
225. Кириллов И.    
  Всего:            

 

В графах напротив своих фамилий отмечают номер тех, кого выбрали, и ставят 1, если выбор пал один раз, 2 – выбор пал два раза, 3 – выбор пал три раза. Затем результаты каждого заносятся в таблицу. Например, Петров выбрал 2 раза Иванова, 1 раз Сидорова, 3 раза Захарова и 3 раза Кириллова. В то же время Петров был выбран 2 раза Ивановым , 1 раз Сидоровым, не выбран ни разу Захаровым и 3 раза был выбран Кирилловым.

После того, как все результаты перенесены в таблицу, надо определить статус каждого, сложив все числа в каждой колонке по горизонтали. С помощью этих результатов можно построить социограмму «мишень». Для этого чертятся четыре концентрические окружности, они называются зонами.

1 зона – зона «звёзд» (максимальная сумма баллов)

2 зона – зона «предпочтения» (статус выше среднего)

3 зона – зона «пренебрегаемых» (статус ниже среднего)

4 зона – зона «изолированных»

Примечание: в ходе исследования вожатый должен быть внимательным и осторожным, не выносить результаты на обсуждение, т.к. ребята, оказавшиеся в зоне «изолированных» могут подвергаться насмешкам со стороны других ребят. Полученные результаты должны стать источником размышления для вожатого, началом пересмотра своего отношения к некоторым ребятам в отряде.

Ответ на 3й вопрос не должен ограничиваться половыми рамками. Девочка может написать фамилию мальчика, а мальчик – фамилию девочки. Вожатый может предложить и свои вопросы. Вопросы должны быть значимыми для детей.

 
 

Изучение психологического климата в коллективе

Методика проводится в середине лагерной смены. Каждому члену отряда предлагается оценить свойства психологического климата в отряде. Необходимо обратить внимание ребят, что оцениваются параметры из групп свойств А и Б.

 

Инструкция: «Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашем отряде, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине»

Оценки:

3 – свойство проявляется в группе всегда;

2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется редко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

 

 

Свойство психологического климата А Оценка Свойства психологического климата В
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения Преобладает подавленное настроение
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии Конфликтность в отношениях, антипатия
В отношениях между группировками внутри отряда существует взаимное расположение, понимание Группировки конфликтуют между собой
Членам отряда нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи или неудачи ребят из отряда вызывают сопереживание, искренне участие всех членов отряда Успехи или неудачи ребят из отряда оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
С уважением относятся к мнению других Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к чужому мнению
Достижения и неудачи отряда переживаются всеми как собственные Достижения и неудачи отряда не находят отклика у его членов
В трудные для отряда дни происходит эмоциональное единение: «один за всех и все за одного» В трудные дни отряд «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения
Чувство гордости за отряд, если его отмечает руководство К похвалам и поощрениям отряда все относятся равнодушно
Отряд активен, полон энергии Отряд инертен, пассивен
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе Новички чувствуют себя чужими, к ним проявляют враждебность
В отряде существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту Отряд заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно Отряд невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

 

Обработка результатов: сложить оценки во всех вопросах левой стороны – сумма А; сложить оценки во всех вопросах правой стороны – сумма В; найти разницу С= А – В.

Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения данного ребенка; если С более 25, то психологический климат благоприятен; если С менее 25 – климат неустойчиво благоприятен.

Затем подсчитывается общеотрядный показатель психологического климата по формуле С'' = С'/М, где С'– сумма С всех членов отряда, а М – число членов отряда.

Процент ребят, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле: n /М *100%, где n – количество ребят, имеющих нулевой или отрицательный показательС,аМ – число членов отряда

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.