Эпидемиологические задачи
ТЕМА 11
ПРОФИЛАКТИКА ДИФТЕРИИ
Цель занятия. Изучение методики обследования очага дифтерии и проведения мероприятий по ликвидации очага. Овладение методикой взятия мазков из носа и зева на бактериологическое исследование и постановки реакции Шика.
Материальное оснащение. Занятие проводится в кабинете эпидемиологии и в очаге. Карта эпидемиологического обследования очага воздушно-капельной инфекции (форма № 171-6), стерильные тампоны для взятия мазков, шпатели, токсин для постановки реакции Шика, туберкулиновые шприцы и иглы. Приказ Министерства здравоохранения. «О состоянии заболеваемости дифтерией и мерах по ее дальнейшему снижению».
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Эпидемиологическое обследование очага дифтерии (очага носительства) с взятием материала для исследования на носительство у лиц, бывших в контакте с больными.
2. Постановка реакции Шика.
3. Решение эпидемиологических задач.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Поиски источников инфекции целесообразно начать с получения сведений из районной СЭС о зарегистрированных по месту жительства больного (носителя) случаях заболевания или носительства, а если заболевший (носитель) посещает детское учреждение, то аналогичных данных по этому учреждению. Если эти данные отрицательны, т. е. в окружении заболевшего нет зарегистрированных случаев дифтерийной инфекции, рледует попытаться выявить источник инфекции в ходе эпидемиологического обследования.
Помимо больных, источниками инфекции при дифтерии могут быть реконвалесценты, переболевшие и здоровые носители. Следует учитывать полиморфизм клинического течения дифтерии и, в частности, наличие легких случаев, протекающих в форме ангин, затянувшихся ринитов и т. д. Особенно много таких атипичных форм встречается в настоящее время, в условиях очень высокого охвата населения профилактическими прививками. Для выявления источников инфекции проводят клинический осмотр всех находившихся в контакте с больными.
Вместе с тем следует иметь в виду, что наличие воспалительных процессов в верхних отделах дыхательных путей не является достаточным основанием для постановки диагноза дифтерии. Все эти лица подлежат бактериологическому обследованию; бактериологическое обследование является единственным методом и для выявления носителей в окружении больного. Исходя из этого, у всех находившихся в контакте с больным надо взять мазки из зева и носа (иногда берут материал с конъюнктивы, раневых и ожоговых поверхностей, половых органов).
При определении путей передачи инфекции следует исходить из того, что дифтерия чаще в'сего распространяется воздушно-капельным путем, значительно реже воздушно-пылевым, контактно-бытовым и пищевым (через молоко и молочные продукты). О бытовом пути можно думать тогда, когда установлен факт передачи различных предметов (например, школьно-письменных принадлежностей, посуды) от больного или носителя другому лицу — заболевшему, но непосредственно в одном, помещении источник инфекции и заболевший не встречались.
Пищевые вспышки дифтерии встречаются редко, их эпидемиологическая характеристика напоминает таковую при пищевых вспышках кишечных инфекций. В частности, наблюдаются одномоментные заболевания среди контингента, имевшего общий источник питания.
При наличии очага в детском учреждении проверяется межгрупповая изоляция, наличие общих игрушек.
Важным элементом эпидемиологического обследования при дифтерии является проверка прививочного анамнеза как заболевшего, так и детей, находившихся с ним в контакте. При этом следует пользоваться документальными данными — картами профилактических прививок (форма № 63). Следует уточнить, были ли заболевший и контактировавшие с ним привиты, сколько прививок получили, не было ли нарушений схемы иммунизации, какова была дозировка, серия препарата, кото рым проводились прививки, и срок, прошедший между последней прививкой и заболеванием.
При проверке полноты противоэпидемических мероприятий, проводимых в очаге, исходят из следующих положений.
Все больные подлежат госпитализации. Заболевших с подозрением на дифтерию госпитализируют в диагностическое отделение (палату), а после подтверждения диагноза переводят в отделение (палату) для больных дифтерией. Выписывают из стационара после выздоровления и двукратного с интервалом 2 дня бактериологического исследования мазков из зева и носа с отрицательным результатом.
Госпитализируют также носителей токсигенных палочек, выделяющих возбудителя повторно. После курса санации их выписывают при наличии двух отрицательных анализов на носительство.
Контактировавших с заболевшим в семье и детском учреждении берут на учет, держат под наблюдением в течение 7 дней и обследуют на носительство. Детей, посещающих детские учреждения, и взрослых, работающих в этих учреждениях, не допускают к работе (посещения детских учреждений) до получения отрицательного ответа из лаборатории.
Детям старше 4 лет и подросткам до 14 лет, общавшимся с больным, надо поставить реакцию Шика в том случае, если в течение последнего года она не ставилась. Лицам с сомнительной или слабоположительной реакцией делают .однократную дополнительную прививку препаратом АД, лицам с положительной и резко положительной реакцией — двукратную.
В очаге проводят дезинфекцию. При появлении дифтерии в детских учреждениях устанавливают 7-дневный карантин. Детей и обслуживающий персонал обследуют на носительство. Детей обследуют также по реакции Шика с целью выявления неиммунных к дифтерии и их последующей иммунизации.
Дети и персонал находятся под медицинским наблюдением в течение недели с момента изоляции больного и токсигенного носителя, при повторных заболеваниях возможно закрытие детского учреждения на 7 дней.
Тактика в отношении выявленных носителей предусматривает их регистрацию, проведение эпидемиологического обследования и -повторное обследование. Если при втором обследовании возбудитель не выделяется, то носительство рассматривается как транзиторное и носитель может быть допущен в детское учреждение и снят с учета после двух отрицательных анализов.
Лиц, выделяющих возбудителя повторно, если носительство является токсигенным, изолируют (обычно госпитализируют) и подвергают санации. Нетоксигенных носителей изолируют только в том случае, если они посещают учреждения для ослабленных и не полностью привитых детей.
Перед санацией носителей осматривает отоларинголог и при обнаружении в носоглотке воспалительных процессов назначает соответствующее лечение. Во время санации, помимо антибиотиков, назначают витамины и общеукрепляющее лечение.
Через 3 дня после окончания курса санации проводят бактериологические исследования, и если дифтерийная палочка продолжает выделяться, то санацию повторяют.
Носители могут быть допущены в детские коллективы после двух отрицательных анализов. Не поддающиеся санации токсигенные носители могут быть допущены в полностью привитый здоровый коллектив через 30 дней, а в не полностью привитый коллектив — через 60 дней после выявления носительства.
Активная иммунизация против дифтерии.Активная иммунизация является ведущим методом в профилактике дифтерии. Для иммунизации применяют анатоксин, включенный в АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина) или в АДС (адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин).
Прививки проводят всем детям при отсутствии противопоказаний. Вакцинируют в возрасте 3 мес, трехкратно с интервалами в 11/2 мес, через 17г года после вакцинации проводят первичную ревакцинацию. Вторую ревакцинацию делают, когда ребенку исполняется 6 лет, третью — в возрасте 11 лет. Для вакцинации ипервой ревакцинации используется АКДС, для третьей и второй ревакцинации — АДС-М-анатоксин (препарат с 3:«еньшенным количеством анатоксинов). Прививочная доза во всех случаях (вакцинация и все ревакцинации) 0,5 мл. Метод иммунизации АКДС и АДС внутримышечный (в наружную часть бедра или в верхнюю часть плеча, а детям старше 1 года в ягодицу) .
Самостоятельная работа
1.Эпидемиологическое обследование очага дифтерии (или носительства) с взятием мазков из зева и носа.
В процессе взятия материала у детей участвуют два человека. Один из них сажает ребенка и одной рукой удерживает его руки, а другой держит голову. Ноги ребенка должны находиться между коленями держащего. Материал из носа и рева берут строго раз-' дельно, пользуясь двумя тампонами. Перед взятием мазка из носа надо очистить носовые ходы. Затем тампон вводят в нос и делают круговые движения. Мазок из зева берут натощак или через 2—р} ч после еды, приема лекарств или полоскания. Медицинский работник, берущий мазок, правой рукой вводит в рот ребенка шпатель и прижимает им язык. Левой рукой под контролем зрения тампоном снимает слизь, проводя им по миндалинам, дужкам и язычку.-Затем тампон вкладывают в пробирку и возможно быстрее (не позже 3—4 ч после взятия анализа) направляют в лабораторию.
2. Постановка учащимися реакции Шика друг на друге с учетом реакции в последующие дни.
Для постановки реакции пользуются однограммовым туберкулиновым шприцем и тонкими иглами с короткими срезами. Новые шприцы предварительно проверяют. Шприц через иглу наполняют до верхнего деления дистиллированной водой и закрепляют в штативе Бунзена иглой вниз; затем иглу вводят в резиновую пробку. Проверка заключается в том, что на поршень установленного, как указывалось, шприца на 15 с накладывают гирю в 500 г. Шприц считается годным, если при таком испытании не обнаруживается просачивания воды за поршень у конца или у шейки шприца.
Проба ставится на средней части ладонной поверхности левого предплечья. Кожу дезинфицируют спиртом или смесью спирта с эфиром. Не следует применять настойку йода, так как ее цвет будет препятствовать учету результатов реакции. Затем в шприц набирают дифтерийный токсин и через иглу пропускают 1—2 капли. Токсин в дозе 0,2 мл вводят строго внутрикожно.
Учет результатов реакции проводят через 96 ч по следующей схеме: краснота и инфильтрат отсутствуют—реакция отрицательная ( —); краснота и инфильтрат выражены неясно или диаметр инфильтрата не превышает 0,5 см — реакция сомнительная (±); имеются краснота и инфильтрат, диаметр красноты от 1 до 1,5 см — реакция слабоположительная ( + ); то же, но диаметр красноты от 1,5 до 3 см — реакция положительная (++); то же, но диаметр красноты более 3 см —реакция резкоположительная (+ + +)
Для определения диаметра красноты удобно пользоваться прозрачными плексигласовыми линейками.
Отрицательная реакция Шика рассматривается как свидетельство наличия у обследуемого иммунитета к дифтерии (введенньтй-х токсин нейтрализуется антитоксином и воспалительная реакция отсутствует). Положительная реакция, наоборот, говорит об отсутствии иммунитета (анатоксина нет и токсин дает воспалительную реакцию).
Эпидемиологические задачи
1.В поликлинику на 3-й день болезни был доставлен 10-летний мальчик с жалобами на боль в горле и легкое недомогание. Был поставлен диагноз ангины, а ребенок отстранен от посещения школы. Через 2 дня был получен результат исследования маз ка из зева — выделена токсигенная дифтерийная палочка типа mitis
Установлено, что за 4 дня до заболевания ребенок вместе с родителями ездил в гости к родственникам в соседний район. Дети родственников болели «ангинами».
В семье заболевшего ребенка трое взрослых (бабушка — пенсионерка, отец—ветеринарный фельдшер, мать — счетовод конторы совхоза) и один ребенок 4 лет, посещающий детский сад.
Заболевший привит в соответствии с возрастом, его 4-летняя сестра в возрасте 1 года и 1 мес получила трехкратную вакцинацию АКДС.
Высказать соображения об эпидемиологии данного заболевания. Указать, какие мероприятия следует провести для ликвидации очага.
2. Дифтерия диагностирована у ребенка 5 лет на 2-й день болезни. Мать заболевшего—учительница младших классов за 10 дней до болезни ребенка перенесла ангину, но к врачу не обращалась и работу в школе не прекращала. Ребенок с матерью живет в коммунальной квартире. В соседней комнате проживает семья из 4 человек, в числе которых продавщица молочного магазина и ребенок 1 года 2 мес, посещающий детский комбинат и привитый в соответствии с инструкцией.
Установить возможный источник инфекции, назначить комплекс противоэпидемических мероприятий по месту жительства и в школе.
Контрольные вопросы
1. Назовите возбудителя дифтерии, какова его устойчивость в окружающей среде и к дезинфекционным воздействиям?
2. Как определяется токсигенность культур возбудителя дифтерии?
3. Кто является источником инфекции при дифтерии? Укажите наиболее важные источники инфекции.
4. Больные с какими клиническими диагнозами являются подозрительными на атипично протекающую дифтерию?
5. Как следует поступать с детьми, у которых интервал между вакцинациями превышает 2'/2 мес?
6. Какова тактика в отношении детей с положительной реакцией" Шика?
7. Как проводится дезинфекция в очаге дифтерии?
8. Чем я по какой схеме проводится санация носителей дифтерийной палочки?
9. Какие факторы способствуют затяжному носительству дифтерийной палочки?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|