Сделай Сам Свою Работу на 5

Эпидемиологические задачи





ТЕМА 11

ПРОФИЛАКТИКА ДИФТЕРИИ

Цель занятия. Изучение методики обследования очага дифтерии и проведения мероприятий по ликвидации оча­га. Овладение методикой взятия мазков из носа и зева на бактериологическое исследование и постановки реак­ции Шика.

Материальное оснащение. Занятие проводится в ка­бинете эпидемиологии и в очаге. Карта эпидемиологи­ческого обследования очага воздушно-капельной инфек­ции (форма № 171-6), стерильные тампоны для взятия мазков, шпатели, токсин для постановки реакции Шика, туберкулиновые шприцы и иглы. Приказ Министерства здравоохранения. «О со­стоянии заболеваемости дифтерией и мерах по ее дальнейшему снижению».

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Эпидемиологическое обследование очага дифтерии (очага носительства) с взятием материала для иссле­дования на носительство у лиц, бывших в контакте с больными.

2. Постановка реакции Шика.

3. Решение эпидемиологических задач.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Поиски источников инфекции целесообразно начать с по­лучения сведений из районной СЭС о зарегистрирован­ных по месту жительства больного (носителя) случаях заболевания или носительства, а если заболевший (носи­тель) посещает детское учреждение, то аналогичных дан­ных по этому учреждению. Если эти данные отрицательны, т. е. в окружении заболевшего нет зарегистрирован­ных случаев дифтерийной инфекции, рледует попытать­ся выявить источник инфекции в ходе эпидемиологиче­ского обследования.



Помимо больных, источниками инфекции при дифте­рии могут быть реконвалесценты, переболевшие и здо­ровые носители. Следует учитывать полиморфизм клини­ческого течения дифтерии и, в частности, наличие легких случаев, протекающих в форме ангин, затянувшихся ри­нитов и т. д. Особенно много таких атипичных форм встречается в настоящее время, в условиях очень высо­кого охвата населения профилактическими прививками. Для выявления источников инфекции проводят клиниче­ский осмотр всех находившихся в контакте с больными.

Вместе с тем следует иметь в виду, что наличие вос­палительных процессов в верхних отделах дыхательных путей не является достаточным основанием для поста­новки диагноза дифтерии. Все эти лица подлежат бак­териологическому обследованию; бактериологическое об­следование является единственным методом и для выявления носителей в окружении больного. Исходя из этого, у всех находившихся в контакте с больным надо взять мазки из зева и носа (иногда берут материал с конъюнктивы, раневых и ожоговых поверхностей, поло­вых органов).



При определении путей передачи инфекции следует исходить из того, что дифтерия чаще в'сего распростра­няется воздушно-капельным путем, значительно реже воздушно-пылевым, контактно-бытовым и пищевым (че­рез молоко и молочные продукты). О бытовом пути мож­но думать тогда, когда установлен факт передачи раз­личных предметов (например, школьно-письменных при­надлежностей, посуды) от больного или носителя другому лицу — заболевшему, но непосредственно в одном, помещении источник инфекции и заболевший не встре­чались.

Пищевые вспышки дифтерии встречаются редко, их эпидемиологическая характеристика напоминает тако­вую при пищевых вспышках кишечных инфекций. В част­ности, наблюдаются одномоментные заболевания среди контингента, имевшего общий источник питания.

При наличии очага в детском учреждении проверяет­ся межгрупповая изоляция, наличие общих игрушек.

Важным элементом эпидемиологического обследова­ния при дифтерии является проверка прививочного анам­неза как заболевшего, так и детей, находившихся с ним в контакте. При этом следует пользоваться докумен­тальными данными — картами профилактических приви­вок (форма № 63). Следует уточнить, были ли заболев­ший и контактировавшие с ним привиты, сколько прививок получили, не было ли нарушений схемы иммуни­зации, какова была дозировка, серия препарата, кото рым проводились прививки, и срок, прошедший между последней прививкой и заболеванием.



При проверке полноты противоэпидемических меро­приятий, проводимых в очаге, исходят из следующих по­ложений.

Все больные подлежат госпитализации. Заболевших с подозрением на дифтерию госпитализируют в диагно­стическое отделение (палату), а после подтверждения диагноза переводят в отделение (палату) для больных дифтерией. Выписывают из стационара после выздоров­ления и двукратного с интервалом 2 дня бактериологи­ческого исследования мазков из зева и носа с отрица­тельным результатом.

Госпитализируют также носителей токсигенных пало­чек, выделяющих возбудителя повторно. После курса са­нации их выписывают при наличии двух отрицательных анализов на носительство.

Контактировавших с заболевшим в семье и детском учреждении берут на учет, держат под наблюдением в течение 7 дней и обследуют на носительство. Детей, по­сещающих детские учреждения, и взрослых, работающих в этих учреждениях, не допускают к работе (посеще­ния детских учреждений) до получения отрицательного ответа из лаборатории.

Детям старше 4 лет и подросткам до 14 лет, общав­шимся с больным, надо поставить реакцию Шика в том случае, если в течение последнего года она не стави­лась. Лицам с сомнительной или слабоположительной реакцией делают .однократную дополнительную привив­ку препаратом АД, лицам с положительной и резко по­ложительной реакцией — двукратную.

В очаге проводят дезинфекцию. При появлении диф­терии в детских учреждениях устанавливают 7-дневный карантин. Детей и обслуживающий персонал обследуют на носительство. Детей обследуют также по реакции Шика с целью выявления неиммунных к дифтерии и их последующей иммунизации.

Дети и персонал находятся под медицинским наблю­дением в течение недели с момента изоляции больного и токсигенного носителя, при повторных заболеваниях возможно закрытие детского учреждения на 7 дней.

Тактика в отношении выявленных носителей преду­сматривает их регистрацию, проведение эпидемиологи­ческого обследования и -повторное обследование. Если при втором обследовании возбудитель не выделяется, то носительство рассматривается как транзиторное и носи­тель может быть допущен в детское учреждение и снят с учета после двух отрицательных анализов.

Лиц, выделяющих возбудителя повторно, если носи­тельство является токсигенным, изолируют (обычно гос­питализируют) и подвергают санации. Нетоксигенных носителей изолируют только в том случае, если они по­сещают учреждения для ослабленных и не полностью привитых детей.

Перед санацией носителей осматривает отоларинго­лог и при обнаружении в носоглотке воспалительных процессов назначает соответствующее лечение. Во время санации, помимо антибиотиков, назначают витамины и общеукрепляющее лечение.

Через 3 дня после окончания курса санации проводят бактериологические исследования, и если дифтерийная палочка продолжает выделяться, то санацию повторяют.

Носители могут быть допущены в детские коллек­тивы после двух отрицательных анализов. Не поддаю­щиеся санации токсигенные носители могут быть допу­щены в полностью привитый здоровый коллектив через 30 дней, а в не полностью привитый коллектив — через 60 дней после выявления носительства.

Активная иммунизация против дифтерии.Активная иммунизация является ведущим методом в профилакти­ке дифтерии. Для иммунизации применяют анатоксин, включенный в АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина) или в АДС (адсорбиро­ванный дифтерийно-столбнячный анатоксин).

Прививки проводят всем детям при отсутствии про­тивопоказаний. Вакцинируют в возрасте 3 мес, трехкрат­но с интервалами в 11/2 мес, через 17г года после вакцинации проводят первичную ревакцинацию. Вторую ревакцинацию делают, когда ребенку исполняется 6 лет, третью — в возрасте 11 лет. Для вакцинации ипервой ревакцинации используется АКДС, для третьей и вто­рой ревакцинации — АДС-М-анатоксин (препарат с 3:«еньшенным количеством анатоксинов). Прививочная доза во всех случаях (вакцинация и все ревакцинации) 0,5 мл. Метод иммунизации АКДС и АДС внутримышечный (в наружную часть бедра или в верхнюю часть плеча, а детям старше 1 года в яго­дицу) .

 

Самостоятельная работа

1.Эпидемиологическое обследование очага дифтерии (или носительства) с взятием мазков из зева и носа.

В процессе взятия материала у детей участвуют два человека. Один из них сажает ребенка и одной рукой удерживает его руки, а другой держит голову. Ноги ребенка должны находиться между коленями держащего. Материал из носа и рева берут строго раз-' дельно, пользуясь двумя тампонами. Перед взятием мазка из носа надо очистить носовые ходы. Затем тампон вводят в нос и делают круговые движения. Мазок из зева берут натощак или через 2—р} ч после еды, приема лекарств или полоскания. Медицинский работ­ник, берущий мазок, правой рукой вводит в рот ребенка шпатель и прижимает им язык. Левой рукой под контролем зрения тампо­ном снимает слизь, проводя им по миндалинам, дужкам и язычку.-Затем тампон вкладывают в пробирку и возможно быстрее (не позже 3—4 ч после взятия анализа) направляют в лабора­торию.

2. Постановка учащимися реакции Шика друг на друге с уче­том реакции в последующие дни.

Для постановки реакции пользуются однограммовым туберку­линовым шприцем и тонкими иглами с короткими срезами. Новые шприцы предварительно проверяют. Шприц через иглу наполняют до верхнего деления дистиллированной водой и закрепляют в шта­тиве Бунзена иглой вниз; затем иглу вводят в резиновую проб­ку. Проверка заключается в том, что на поршень установленного, как указывалось, шприца на 15 с накладывают гирю в 500 г. Шприц считается годным, если при таком испытании не обна­руживается просачивания воды за поршень у конца или у шейки шприца.

Проба ставится на средней части ладонной поверхности лево­го предплечья. Кожу дезинфицируют спиртом или смесью спирта с эфиром. Не следует применять настойку йода, так как ее цвет будет препятствовать учету результатов реакции. Затем в шприц набирают дифтерийный токсин и через иглу пропускают 1—2 кап­ли. Токсин в дозе 0,2 мл вводят строго внутрикожно.

Учет результатов реакции проводят через 96 ч по следую­щей схеме: краснота и инфильтрат отсутствуют—реакция от­рицательная ( —); краснота и инфильтрат выражены неясно или диаметр инфильтрата не превышает 0,5 см — реакция сомнительная (±); имеются краснота и инфильтрат, диаметр красноты от 1 до 1,5 см — реакция слабоположительная ( + ); то же, но диаметр красноты от 1,5 до 3 см — реакция положительная (++); то же, но диаметр красноты более 3 см —реакция резкоположительная (+ + +)

Для определения диаметра красноты удобно пользоваться про­зрачными плексигласовыми линейками.

Отрицательная реакция Шика рассматривается как свидетель­ство наличия у обследуемого иммунитета к дифтерии (введенньтй-х токсин нейтрализуется антитоксином и воспалительная реакция от­сутствует). Положительная реакция, наоборот, говорит об отсут­ствии иммунитета (анатоксина нет и токсин дает воспалительную реакцию).

 

 

Эпидемиологические задачи

1.В поликлинику на 3-й день болезни был доставлен 10-летний мальчик с жалобами на боль в горле и легкое недомогание. Был поставлен диагноз ангины, а ребенок отстранен от посещения школы. Через 2 дня был получен результат исследования маз­
ка из зева — выделена токсигенная дифтерийная палочка типа mitis

Установлено, что за 4 дня до заболевания ребенок вместе с родителями ездил в гости к родственникам в соседний район. Дети родственников болели «ангинами».

В семье заболевшего ребенка трое взрослых (бабушка — пенсио­нерка, отец—ветеринарный фельдшер, мать — счетовод конторы совхоза) и один ребенок 4 лет, посещающий детский сад.

Заболевший привит в соответствии с возрастом, его 4-летняя сестра в возрасте 1 года и 1 мес получила трехкратную вакци­нацию АКДС.

Высказать соображения об эпидемиологии данного заболевания. Указать, какие мероприятия следует провести для ликвидации очага.

2. Дифтерия диагностирована у ребенка 5 лет на 2-й день бо­лезни. Мать заболевшего—учительница младших классов за 10 дней до болезни ребенка перенесла ангину, но к врачу не обращалась и работу в школе не прекращала. Ребенок с матерью живет в ком­мунальной квартире. В соседней комнате проживает семья из 4 че­ловек, в числе которых продавщица молочного магазина и ребе­нок 1 года 2 мес, посещающий детский комбинат и привитый в со­ответствии с инструкцией.

Установить возможный источник инфекции, назначить комплекс противоэпидемических мероприятий по месту жительства и в школе.

Контрольные вопросы

1. Назовите возбудителя дифтерии, какова его устойчивость в окружающей среде и к дезинфекционным воздействиям?

2. Как определяется токсигенность культур возбудителя диф­терии?

3. Кто является источником инфекции при дифтерии? Укажите наиболее важные источники инфекции.

4. Больные с какими клиническими диагнозами являются подо­зрительными на атипично протекающую дифтерию?

5. Как следует поступать с детьми, у которых интервал между вакцинациями превышает 2'/2 мес?

6. Какова тактика в отношении детей с положительной реак­цией" Шика?

7. Как проводится дезинфекция в очаге дифтерии?

8. Чем я по какой схеме проводится санация носителей дифте­рийной палочки?

9. Какие факторы способствуют затяжному носительству дифте­рийной палочки?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.