|
I. Основные типы грузоподъемных машин и механизмов. Классификация. Основные термины и определения
В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00 грузоподъемным краном называется грузоподъемная машина, оснащенная стационарно установленными грузоподъемными механизмами. Некоторые основные (наиболее распространенные) типы грузоподъемных кранов приведены в таблице 1.
Таблица 1.
№ п/п
| Термин
| Определение
| Схема
| 1.
| Кран мостового типа
| Кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или крану стрелового типа, перемещающимся по мосту
| -
| 1.1
| Кран мостовой опорный
| Кран, у которого мост опирается непосредственно на крановый путь, размещаемый на подкрановых строительных конструкциях
|
| 1.2
| Кран мостовой подвесной
| Кран, у которого мост подвешен к нижним полкам надземного кранового пути
|
| 1.3
| Кран-штабелер мостовой
| Кран мостовой, оборудованный вертикальной колонной с грузоподъемником (устройством) для штабелирования груза
|
| 1.4
| Кран козловой
| Кран, у которого мост опирается на крановый путь при помощи двух опорных стоек
|
| 1.5
| Кран полукозловой
| Кран, у которого мост опирается на крановый путь с одной стороны непосредственно, а с другой стороны - при помощи опорной стойки
|
| 2.
| Кран стрелового типа
| Кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле
или тележке, перемещающейся по стреле
| -
| 2.1
| Края портальный
| Кран поворотный на портале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта
|
| 2.2
| Кран стреловой
| Кран поворотный, у которого стрела или башенно-стреловое оборудование закреплены на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовом устройстве (автомобильный, пневмоколесный, на специальном шасси, гусеничный, тракторный)
|
| 2.3
| Кран башенный
| Кран поворотный со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни
|
| 2.4
| Кран железнодорожный
| Кран, смонтированный на платформе, передвигающейся по железнодорожному пути
|
| 3. Классификация кранов по виду грузозахватного органа
| 3.1
| Кран крюковой
| Кран, оборудованный грузо-захватным органом в виде крюка
|
| 3.2
| Кран грейферный
| Кран, оборудованный грузо-захватным органом в виде грейфера
|
| 3.3
| Кран магнитный
| Кран, оборудованный грузозахватным органом в виде электромагнита
|
| 3.4
| Кран мульдомагнитный
| Кран мостовой, оборудованный грузозахватным органом в виде электромагнита и приспособлением для перемещения мульд
|
| 3.5
| Кран мульдогрейферный
| Кран мостовой, оборудованный грузозахватным органом в виде грейфера и приспособлением для перемещения
мульд
|
| 3.6
| Кран мульдозавалочный
| Кран мостовой, оборудованный хоботом для захвата
мульд
|
| 3.7
| Кран штыревой
| Кран мостовой, оборудованный захватом для извлечения штырей из электролизеров
|
| 3.8
| Кран литейный
| Кран мостовой, оборудованный механизмами подъема и опрокидывания литейного ковша
|
| 3.9
| Кран посадочный
| Кран мостовой, оборудованный вращающейся колонной с горизонтальными клещами в нижней ее части для захвата и посадки в печь заготовок
|
| 3.10
| Кран ковочный
| Кран мостовой, оборудованный приспособлением для подъема, перемещения и поворота поковок
|
| 3.11
| Кран для раздевания слитков (стрипперный)
| Кран мостовой, оборудованный клещевым захватом и предназначенный для выталкивания слитков из изложниц
|
| 3.12
| Кран колодцевый
| Кран мостовой, оборудованный клещевым захватом и предназначенный для обслуживания колодцевых печей
|
| 3.13
| Кран с траверсой
| Кран мостовой, оборудованный траверсой, предназначенной для транспортировки длинномерных грузов
| -
| 4. Классификация кранов по способу установки
| 4.1
| Кран стационарный
| Кран, закрепленный на фундаменте или на другом неподвижном основании
|
| 4.2
| Кран само-подьемный
| Кран, установленный на конструкциях возводимого сооружения и перемещающийся вверх при помощи собственных механизмов по мере возведения сооружения
|
| 4.3
| Кран переставной
| Кран, установленный на основании, который может быть перемещаемым с места на место вручную или при помощи других грузоподъемных средств
|
| 4.4
| Кран радиальный
| Кран, имеющий возможность перемещения при работе относительно одной стационарной опоры
|
| 4.5
| Кран передвижной
| Кран, имеющий возможность передвижения при работе
| -
| 4.6
| Кран прицепной
| Кран передвижной, не оборудованный механизмом для передвижения и перемещаемый в прицепе за тягачом (буксиром)
|
| 5. Классификация кранов по виду ходового устройства
| 5.1
| Кран на гусеничном ходу
| Кран, снабженный для передвижения гусеницами
| -
| 5.2
| Кран на колесном ходу
| Кран, снабженный для передвижения колесами
| -
| 5.2.1
| Кран автомобильный
| Кран, установленный на автомобильном шасси
| -
| 5.2.2
| Кран на специальном шасси
| Кран, установленный на специальном шасси автомобильного типа
| -
| 5.2.3
| Кран пневмоколесный
| Кран, установленный на пневмоколесном шасси
| -
| 5.2.4
| Кран короткобазовый
| Кран, установленный на короткобазовом шасси
| -
| 5.2.5
| Кран рельсовый
| Кран, передвигающийся по рельсовому крановому пути
| -
| 5.3
| Кран катковый
| Кран, установленный на стальных или литых резиновых катках
| -
| 6. Классификация кранов по виду привода
| 6.1
| Кран электрический
| Кран с электрическим приводом механизмов
| -
| 6.2
| Кран механический
| Кран с механическим приводом механизмов
| -
| 6.3
| Кран гидравлический
| Кран с гидравлическим приводом механизмов
| -
| 7. Классификация кранов по степени поворота
| 7.1
| Кран поворотный
| Кран, имеющий возможность вращения (в плане) поворотной части вместе с грузом относительно опорной части крана
| -
| 7.1.1
| Кран неполноповоротный
| Кран поворотный, имеющий возможность вращения поворотной части от одного крайнего положения до другого на угол менее 360°
|
| 7.1.2
| Кран полноповоротный
| Кран поворотный, имеющий возможность вращения поворотной части от одного крайнего положения до другого на угол 360° и более
|
| 7.2
| Кран неповоротный
| Кран, не имеющий возможности вращения груза (в плане) относительно опорной части
|
| | | | | | | | | В таблице 2 приведены некоторые из основных параметров кранов в соответствии с «Правилами …» ПБ 10-382-00.
Таблица 2
№ п/п
| Термин
| Определение
| Схема
| - Нагрузки
| 1.1
| Грузоподъемность полезная m
| Груз массой m , поднимаемый краном и подвешенный при помощи съемных грузо-захватных приспособлений или непосредственно к несъемным грузозахватным приспособлениям. Если краны применяются для подъема затворов на гидроэлектростанциях или грузов с поверхности воды, в полезную грузоподъемность могут быть включены усилия, вызванные всасыванием воды или сцеплением воды вследствие всасывания
|
|
|
|
| 1.2
| Съемное грузозахватное приспособление m
| Устройство массой m , соединяющее груз с краном. Съемное грузозахватное приспособление легко снимается с подъемного устройства и отсоединяется от груза
|
| 1.3
| Грузоподъемность нетто m
| Груз массой m , поднимаемый краном и подвешенный при помощи несъемных грузозахватных приспособлений. Масса m представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности m и съемных грузозахватных приспособлений m :
m = m + m
|
| 1.4
| Несъемное грузозахватное приспособление m
| Устройство массой m , к которому можно подвешивать груз, соответствующий грузоподъемности нетто, и которое постоянно закреплено на нижнем конце подъемного устройства. Несъемные грузозахватные приспособления являются частью крана
|
| 1.5
| Грузоподъемность
миди m
| Груз массой m , поднимаемый краном и подвешенный к нижнему концу подъемного средства. Масса m представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности m , съемных грузозахватных приспособлений m , и несъемных грузозахватных приспособлений т :
m = m + m + m
|
| 1.6
| Подъемное средство m
| Канаты, цепи или любое другое оборудование массой m , свисающее с крана, с грузовой тележки или с оголовка стрелы и приводимое в движение лебедкой для подъема или опускания груза, подвешенного к нижнему концу подъемного средства. Подъемные средства являются частью грузоподъемного устройства
|
| 1.7
| Грузоподъемность брутто m
| Груз массой m , подвешенный непосредственно к крану, к грузовой тележке или к оголовку стрелы. Масса m представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемкости m , съемных и несъемных грузозахватных приспособлений т и т и подъемного средства т :
m = m + m + m + m
|
| 1.8
| Момент грузовой:
М = Q · L
| Произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего ей вылета L
|
| 1.9
| Момент грузовой опрокидывающий:
M = Q · A
| Произведение величин грузоподъемности Q и соответствующего вылета от ребра опрокидывания А
|
| 1.10
| Конструктивная масса
G
| Масса крана без балласта и противовеса в незаправленном состоянии, т.е. без топлива, масла, смазочных материалов и воды. Для стреловых кранов принимается в сборе с основной стрелой и противовесом в незаправленном состоянии
| -
| 1.11
| Общая
масса G
| Полная масса крана в заправленном состоянии с балластом и противовесом
| -
| 1.12
| Нагрузка на колесо Р
| Величина наибольшей вертикальной нагрузки, передаваемой одним ходовым колесом на крановый путь или на ось
|
| 2. Линейные параметры кранов
| 2.1
| Вылет L
| Расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части до вертикальной оси грузозахватного органа при установке крана на горизонтальной площадке
|
| 2.1.1
| Вылет проектный
| Вылет, определенный без нагрузки на крюке
| -
| 2.1.2
| Вылет рабочий
| Вылет, определенный с грузом на крюке
| -
| 2.2
| Вылет от ребра опрокидывания
А
| Расстояние по горизонтали от ребра опрокидывания до вертикальной оси грузозахватного органа при установке крана на горизонтальной площадке
|
| 2.2.1
| Вылет проектный от ребра опрокидывания
| Вылет от ребра опрокидывания, определенный без нагрузки на крюке
| -
| 2.2.2
| Вылет рабочий от ребра опрокидывания
| Вылет от ребра опрокидывания, определенный с грузом на крюке
| -
| 2.3
| Пролет S
| Расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа
|
| 2.4
| Вылет консоли /
| Наибольшее расстояние по горизонтали от оси ближайшей к консоли опоры крана до оси расположенного на консоли грузозахватного органа
|
| 2.5
| Подход С
| Минимальное расстояние по горизонтали от оси рельса кранового пути до вертикальной оси грузозахватного органа
|
| 2.6
| Габарит задний r
| Наибольший радиус поворотной части крана со стороны, противоположной стреле
|
| 2.7
| Высота подъема Н
| Расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении:
для крюков и вил - до их опорной поверхности
для прочих грузозахватных органов - до их нижней точки (в замкнутом положении) Для мостовых кранов высота подъема принимается от уровня пола. Высота подъема определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площади
|
| 2.8
| Глубина опускания h
| Расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении:
для крюков и вил - до их опорной поверхности
для прочих грузозахватных органов - до их нижней точки (в замкнутом состоянии)
Для мостовых кранов глубина опускания принимается от уровня пола. Глубина опускания определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке
|
| 2.9
| Диапазон подъема D
| Расстояние по вертикали между верхним и нижним рабочим положением грузозахватного органа (см. пп. 2.19 и 2.20)
|
| 2.10
| Высота кранового пути H
| Расстояние по вертикали от уровня пола (земли) до уровня головок рельсов кранового
пути
|
| 3. Скорости рабочих движений
| 3.1
| Скорость подъема (опускания) груза V
| Скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения
|
| 3.2
| Скорость посадки V
| Наименьшая скорость опускания наибольшего рабочего груза при монтаже или укладке в установившемся режиме движения
|
| 3.3
| Частота вращения
| Угловая скорость вращения поворотной части крана в установившемся режиме движения. Определяется при наибольшем вылете с рабочим грузом при установке крана на горизонтальной площадке и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м
|
| 3.4
| Скорость передвижения крана
V
| Скорость передвижения крана в установившемся режиме движения. Определяется при передвижении крана по горизонтальному пути с рабочим грузом и при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м
|
| 3.5
| Скорость передвижения тележки
V
| Скорость передвижения грузовой тележки в установившемся режиме движения. Определяется при движении тележки по горизонтальному пути с наибольшим рабочим грузом и при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м
|
| 3.6
| Скорость изменения
вылета V
| Средняя скорость горизонтального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения. Определяется при изменении вылета от наибольшего до наименьшего при установке крана на горизонтальном пути и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м
|
| 3.7
| Время изменения вылета
| Время, необходимое для изменения вылета от наибольшего до наименьшего. Определяется при изменении вылета под нагрузкой, равной грузоподъемности для наибольшего вылета при установке крана на горизонтальном пути при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м
| -
| 3.8
| Скорость ревизионная
| Малая скорость перемещения крана в установившемся режиме движения, служащая для ревизии (контроля) несущих канатов и узлов крана
| -
| 3.9
| Скорость транспортная V
| Наибольшая скорость передвижения крана в транспортном положении, обеспечиваемая собственным приводом
|
| 3.10
| Время рабочего цикла
| Время, затрачиваемое на осуществление одного установленного рабочего цикла
| -
| 4. Параметры, связанные с крановыми путями
| 4.1
| Уровень стоянки крана
| Горизонтальная поверхность основания или поверхность головок рельсов, на которую опирается неповоротная часть крана. Для кранов, у которых опоры расположены на разной высоте, уровень стоянки крана определяется по нижней опоре крана
|
| 4.2
| Колея К
| Для кранов стрелового типа - расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана. Для грузовых тележек - расстояние между осями рельсов для передвижения тележки
|
| 4.3
| База В
| Расстояние между осями опор (тележек) крана, измеренное вдоль пути
|
| 4.4
| База выносных опор B
| Расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное вдоль пути
|
| 4.5
| Расстояние
между выносными опорами K
| Расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное поперек пути
|
| 4.6
| Уклон пути
| Уклон, на котором допускается работа крана, определяемый отношением , соответствующим разности уровней h двух точек пути, находящихся на расстоянии В, равном базе крана. Величина разности уровней измеряется при отсутствии нагрузки на данный участок пути
|
| 4.7
| Уклон преодолеваемый
| Уклон пути , преодолеваемый краном с постоянной транспортной скоростью
|
| 4.8
| Контур опорный
| Контур, образуемый горизонтальными проекциями прямых линий, соединяющих вертикальные оси опорных элементов крана (колес или выносных опор)
|
| 4.9
| Радиус закругления
R
| Наименьший радиус закругления оси внутреннего рельса на криволинейном участке пути
|
| 4.10
| Наименьший радиус поворота R
| Радиус окружности, описываемой внешним передним колесом крана при изменении направления движения
|
| 5. Параметры общего характера
| 5.1
| Группа классификации (режима)
| Характеристика механизма или крана, учитывающая его использование по грузоподъемности, а также по времени или числу циклов работы
| -
| 5.2
| Габарит приближения
| Пространство, определяемое условиями безопасности при работе крана вблизи сооружений, из пределов которого может выходить лишь грузозахватный орган при выполнении рабочих операций
|
| 5.3
| Коэффициент запаса торможения
| Отношение момента, создаваемого тормозом, к наибольшему моменту на тормозном валу от приложенных статических нагрузок: наибольшего рабочего груза (для механизма подъема) массы стрелы, противовеса, наибольшего рабочего груза ветра рабочего состояния (для механизма изменения вылета)
| -
| 5.4
| Обрыв проволоки каната
| Одно- или многократное нарушение целостности отдельной проволоки на регламентированной длине участка каната, подвергаемого контролю
| -
| | | | | | | | | | |
Устойчивость крана
Безопасная эксплуатация крана во многом зависит от его устойчивости. Устойчивость – это способность крана противодействовать опрокидывающим его моментам от силы тяжести поднимаемого груза, ветровой нагрузки, собственного веса элементов крана, динамических нагрузок и уклона.
Естественно, что с увеличением вылета увеличивается опрокидывающий момент и грузоподъемность стреловых кранов существенно уменьшается. На рисунке 1 представлен внешний вид автомобильного крана, а на рисунке 2 его грузовысотные характеристики (зависимость грузоподъемности в тоннах и высоты подъема в метрах от вылета в метрах).
Рис.1 Кран GROVE GMK 4100 L
рис.2
Основные типы строп. Нормы браковки съемных грузозахватных приспособлений. Требования по выбору грузозахватных приспособлений.
Рис.3 Основные типы строп. Маркировка
Рис. 4 Эксплуатация строп, требования к периодичности осмотра, испытаний, нормы браковки
Рис. 5 Общие правила строповки грузов
II. Основные требования «Правил устройства и безопасной эксплуатации…»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|