|
Внутримашинная организация экономической информации: файловая организация данных и базы данных. Преимущества баз данных.
Экономическая информация, ее виды, структурные единицы.
Информация- любые сведения о каком-либо событии, сущности, процессе независимо от формы ее представления.
Экономическая информация (ЭИ) – информация, возникающая при подготовке и в процессе производственно-хозяйственной деятельности человека.
Основные особенности ЭИ: 1)специфичность по форме представления, 2)объемность, 3)цикличность, 4)наличие натуральных и стоимостных измерителей, 5)специфичность по способу обработки, 6)длительность хранения.
Требования к ЭИ: корректность, целостность, оперативность, точность, актуальность, полнота.
Виды ЭИ: 1)по функциям управления: учетная, плановая, директивная, статистическая; 2)по месту возникновения: внутренняя (полученная внутри экономического объекта), внешняя (поступающая из вышестоящих звеньев управления); 3) по стадиям образования: первичная (возникает из начальной стадии управления), вторичная (возникает в результате обработки первичной); 4) по источнику поступления: входная (поступает в фирму извне и используется как первичная информация), выходная (поступает из одной системы в другую); 5)по степени структурированности: неструктурированная, слабо структурированная, структурированная, формализовано структурированная, машинно-структурированная. Составная единица информации (СЕИ) – это ед. инфы, состоящая из совокупности других ед. инфы, связанных между собой некоторыми отношениями. К структурным ед. ЭИ относят: 1) реквизит- это логически неделимый элемент любой сложной информационной совокупности, соотносимый с определенным свойством объекта: реквизит-признак (характеризует качественное свойство объекта: фам, год рожд), реквизит-основание (количественная характеристика в определенных единицах: объем товара); 2) показатель = реквизит-признак + реквизит-основание; 3) документ – представляет собой сумму показателей; 4) массивы - совокупность документов, объединенных по какому либо признаку.
2. Внемашинная организация экономической информации: документы, их виды, структура.
Инфа делится на внутримашинную и внемашинную. Внемашинная инфа – это та часть ЭИ, которая может быть представлена и воспринята пользователем без использования технических средств. Внутримашинная инфа- фиксируется на машинных носителях и воспринимается человеком только посредством технических средств. Закон РБ «Об инфе, информатизации и защите инфы» от 10.11.08 №455-3. Формой представления внемашинной инфы является документ. Документ -инфа, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Реквизит – совокупность формальных элементов, отсутствие которых лишает документ юридической силы. В структуру документа включают: 1) заголовочная часть (обязательные и необязательные реквизиты-признаки); 2) содержательная; 3) оформляющая - подписи, дата составления. Массив – совокупность документов, объединенных по определенному признаку. Документы классифицируются: 1) по сфере деятельности (плановые, учетные, статистические, банковские, финансовые); 2)по отношению к объекту управления(входящие, исходящие, промежуточные, архивные); 3) По содержанию хозяйственных операций (материальные, денежные, расчетные); 4) по назначению (распорядительные, исполнительные, комбинированные); 5) по способу заполнения (заполняемые с помощью технических средств и вручную); 6) по отношению к машинной обработке ЭИ ( первичные и сводные, получаемые в результате машинной обработки первичных документов).
Понятие классификации информации. Системы классификации.
Под системой классификации понимается совокупность правил распределения элементов заданного множества на подмножества в соответствии с установленными признаками сходства или различия, называемыми основанием. При классификации должны соблюдаться требования: 1) полнота охвата объектов рассматриваемой области; 2)однозначность реквизитов; 3) возможность включения новых объектов. Разработано 3 метода классификации: иерархический, фасетный, дескрипторный. Иерархическая система классификации предполагает деление объектов на некоторые группы, каждая из которых, в свою очередь, делится на более мелкие подгруппы, постепенно конкретизируя объект классификации. Ее преимуществом является традиционность и приспособленность для внемашинной обработки информации. Недостаток: сложность при внесении изменений и негибкость структуры. Фасетная система классификациипозволяет выбирать признаки классификации независимо друг от друга и от семантического содержания классифицируемого объекта. Признаки классификации называются фасетами. Каждый фасет содержит совокупность однородных значений данного классифицируемого признака. Значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке, но предпочтительнее их упорядочение.
Ф1 Ф2 Ф3 …
к
Дескрипторная система классификации используется для: 1) организации поиска информации; 2) введения тезаурусов (словарей). Ее язык приближается к естественному языку описания инф. объектов. Суть дескрипторного метода классификации: 1) отбирается совокупность ключевых слов и словосочетаний; 2) из совокупности синонимов выбирается один или несколько наиболее употребляемых; 3) создается словарь ключевых слов и словосочетаний, отобранных в результате процедуры нормализации.
Классификаторы информации, их назначение, виды.
Виды информации: внемашинная инфа – часть ЭИ, которая представлена и м.б. воспринята пользователем без использования технических средств; внутримашинная инфа – фиксируемая на машинных носителях и воспринимаемая человеком только посредством технических средств; документированная инфа – инфа, зафиксированная на носителе с реквизитами, позволяющими её идентифицировать.
Систематизация ЭИ вызывает необходимость применение классификаторов: общегосударственных (разрабатываемых в централизованном порядке); отраслевых (единых для определённых отраслей); локальных (характерных для данных предприятия). Классификатор – систематизированный свод однородных наименований и их кодовых значений. Применяются для разного рода представления кодов в документах и для размещения в памяти машины в качестве словарного фонда.
Назначение: 1) систематизация наименований кодируемых объектов; 2) однозначная интерпретация одних и тех же объектов в различных задачах; 3) возможность обобщения инфы по заданной совокупности признаков; 4) возможность сопоставления одних и тех же показателей, содержащихся в формах статистической отчетности; 5) возможность поиска и обмена инфой между различными внутрифирменными подразделениями и внешними информационными системами; 6) экономия памяти компьютера при размещении кодируемой информации.
Понятие кодирования информации, методы кодирования
Для записи инфы на носители и её обработки используется кодирование информации, т. е. перевод сообщений с исходного языка на формализованный с помощью кодов. В процессе кодирования объектам классификации присваиваются цифровые, буквенные или буквенно-цифровые кодовые обозначения. Кодирование облегчает ввод и обработку данных, а также увеличивает плотность записи инфы на носителях.
Виды кодов: 1) по методу образования:порядковые (при которых объектам присваиваются порядковые номера), серийно-порядковые(выделяется серия, а внутри серии присваиваются порядковые номера), разрядные(при которых каждому признаку классификации отводится определённое число разрядов), комбинированные; 2) по количеству разрядов:замкнутые системы кодирования (при которых строго ограничено кол-во символов), открытые (с неограниченным количеством символов); 3) по форме отображения: цифровая форма кодирования; буквенная; буквенно-цифровая; 4) позиционная форма кодирования (позиция числа имеет значение);5) штриховое кодирование.
Внутримашинная организация экономической информации: файловая организация данных и базы данных. Преимущества баз данных.
В 50-х, начале 60-х годов использовалась файловая организация данных. Данные хранились в файлах последовательного доступа. Это заставляло прикладную программу обрабатывать файл целиком, когда необходимо было обратиться к определенной записи, что существенно замедляло скорость обработки данных. Основные операции с файлами в СУФ: создать, открыть ранее созданный файл, прочитать из файла определенную запись, добавить запись в конец файла. Недостатки файловой организации данных:1) избыточность, 2) статичность, 3) противоречивость, 4) зависимость данных, 5) ограничение разделения данных, 6) ограниченность доступности данных, 7) отсутствие интеграции. Эти недостатки файловой организации данных обусловили появление баз данных (БД), которые позволяют обеспечивать более эффективный доступ к данным и их обработку. БД – поименованная и структурированная совокупность взаимосвязанных данных, которая отражает состояние объектов конкретной предметной области, их свойства и взаимоотношения и находящихся под общим программным управлением. Преимущества использования БД: 1) возможность и простота расширения и модификации данных. 2) обеспечение независимости данных в БД от программ их обрабатывающих. 3) быстрый поиск необходимых данных по запросам пользователя. 4) обеспечение защиты секретных данных от постороннего вмешательства. 5) обеспечение целостности данных и др. Банк данных – организационно-техническая система, включающая одну или несколько БД и систему управления ими. Основной принцип организации БД: совместное хранение данных и их описаний – метаданных. Он обеспечивает независимость данных, что позволяет обрабатывать их без написан дополнит программ.
Классификация БД по масштабу: 1) уровень предприятия, 2) подраздел, 3) научной группы, 4) интегрирование БД нескольких подраздел. Классификация по технологии хранен: 1) во вторичной памяти, 2) в оперативной памяти, 3) в третичной памяти.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|