Сделай Сам Свою Работу на 5

Положения, выносимые на защиту





Степень научной разработанности темы исследования.

Исследование осуществлено с учетом существующих теоретических разработок в области конституционного права, административного права, финансового права. Вместе с тем в теории финансового права нет единого комплексного исследования, в целом охватывающего характеристику правового статуса субъектов финансово-бюджетного контроля и учитывающего изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»[4].

При исследовании признаков финансово-бюджетного контроля как вида финансовой деятельности, основанной на властном подчинении, использованы выводы, содержащиеся в работах таких авторов, как Атаманчук Г.В., Бахрах Д.Н., Бирюков А.И., Мухаев Р.Т., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., Степашин С.В., Шахрай С.М..

При исследовании элементов финансово-бюджетного контроля как вида финансовой деятельности использованы выводы, содержащиеся в работах таких авторов, как Белобжецкий И.А., Васильев А.А., Вострикова Л.Г., Гармаева М.А., Горева А.В., Грачева Е.Ю., Данилевский Ю.А., Звездин А.Л., Зрелов А.П., Конюхова Т.В., Крохина Ю.А., Мельник М.В., Овсянников Л.Н., Пантелеев Предко Н.М., А.С., Родионова В.М., Рыжкова Е.А., Саттарова Н.А., Степашин С.В., Толстопятенко С.П., Шлейников В.И..



При исследовании правового статуса субъектов бюджетно-контрольного правоотношения использованы выводы, содержащиеся в работах таких авторов, как Бабаев В.К., Бахрах Д.Н., Дождев Д.В., Дмитриев Ю.А., Крохина Ю.А., Кучеров И.И., Полянский И.А., Россинский Б.В., Ровинский Е.А., Саттарова Н.А. Старилов Ю.Н., Суханов Е.А., Трофимов Е.В., Фомин В.А..

В настоящем исследовании также использованы положения, содержащиеся в ранее опубликованных работах автора.

Объект исследования.Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между контролирующим и контролируемым субъектами бюджетно-контрольного правоотношения при осуществлении финансового контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.



Настоящее исследование не рассматривает отношения, связанные с взаимодействием между контролирующими органами при планировании и организации контроля за исполнением бюджетов, с защитой нарушенных или оспариваемых прав участников бюджетного процесса, участвующих в осуществлении финансово-бюджетного контроля, с применением мер принуждения за совершение правонарушений в бюджетной сфере.

Предмет исследования.Предметом исследования являются положения Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В процессе исследования анализу подвергались положения теории конституционного, административного, финансового, бюджетного и гражданского права, судебные решения, касающиеся темы исследования.

Цель и задачи исследования.Цель диссертационного исследования - определить правовой статус участников бюджетного процесса как субъектов бюджетно-контрольных правоотношений.

Цель исследования достигается путем последовательного решения следующих задач:

сформировать в настоящем исследовании определение понятия финансово-бюджетного контроля как вида финансовой деятельности;

определить предмет финансово-бюджетного контроля как вида финансовой деятельности;

выявить признаки субъектов бюджетно-контрольного правоотношения;

вычленить из содержания бюджетно-контрольного правоотношения элементы правового статуса контролирующего и контролируемого субъектов;



выявить элементы правового статуса участников бюджетного процесса, позволяющие им участвовать в бюджетно-контрольных правоотношениях в качестве контролирующих и контролируемых субъектов.

Методология исследования. Основу методологии настоящего исследования составляет диалектический метод познания. При проведении исследования применялись методы формально-юридического, сравнительно-правового, логического, системно-структурного анализа. В настоящем исследовании применен также метод рассмотрения модели бюджетно-контрольного правоотношения между контролирующим и контролируемым субъектами с целью выделения из содержания этого правоотношения необходимых элементов бюджетно-правового статуса участвующих в нем субъектов.

Научная новизна исследования. Настоящее исследование на основе уже существующих выводов теории финансового права, формирует новые выводы о финансово-бюджетном контроле как виде финансовой деятельности, о предмете финансово-бюджетного контроля, о элементах правового статуса субъектов бюджетно-контрольного правоотношения.

В результате исследования лично автором: сформировано определение понятия финансово-бюджетного контроля как вида финансовой деятельности; впервые определен предмет финансово-бюджетного контроля как вида финансовой деятельности; впервые осуществлено вычленение из содержания бюджетно-контрольного правоотношения элементов правового статуса контролирующих и контролируемых субъектов; выявлены элементы правового статуса участников бюджетного процесса, позволяющие им участвовать в бюджетно-контрольных правоотношениях в качестве контролирующих и контролируемых субъектов.

 

Положения, выносимые на защиту

1. В результате исследования сформировано определение понятия финансово-бюджетного контроля. Финансово-бюджетный контроль представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации основанную на властном подчинении финансовую деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по контролю за исполнением бюджетов, включающую анализ поведения участников бюджетного процесса, связанного с исполнением бюджетов, сравнение результатов анализа с требованиями правовых норм, регулирующих бюджетные правоотношения, фиксирование результатов сравнения, издание необходимых для осуществления контроля индивидуальных правовых актов.

2. В результате исследования определено, что предмет финансово-бюджетного контроля как вида финансовой деятельности включает в себя:

предмет анализа – деятельность участников бюджетного процесса по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета, составлению бюджетной отчетности и результаты деятельности по исполнению бюджета, являющиеся объектом бюджетного учета;

предмет сравнения - установление наличия или отсутствия в деятельности участников бюджетного процесса фактов отклонений от требований правовых норм, регулирующих исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности;

предмет фиксирования - документальное закрепление результатов сравнения;

предмет издания индивидуальных правовых актов - возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей, составляющих содержание бюджетно-контрольного правоотношения.

3. В результате исследования сделан вывод, что бюджетно-контрольное правоотношение может возникнуть между субъектами, являющимися участниками бюджетного процесса и обладающими взаимно корреспондирующимися правами и обязанностями по исполнению и осуществлению контроля за исполнением определенного бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

4. В результате исследования выявлено, что правовой статус контролирующего субъекта бюджетно-контрольного правоотношения включает взаимно корреспондирующиеся с обязанностями контролируемого субъекта:

право осуществлять контроль за исполнением бюджета контролируемым субъектом;

право принимать решение о начале бюджетно-контрольного правоотношения и требовать участия в нем контролируемого субъекта;

право требовать предоставления контролируемым субъектом информации о деятельности по исполнению бюджета и результатах этой деятельности, являющихся объектом бюджетного учета;

право издавать индивидуальные правовые акты, изменяющие содержание бюджетно-контрольного правоотношения.

5. В результате исследования выявлено, что правовой статус контролируемого субъекта бюджетно-контрольного правоотношения включает взаимно корреспондирующиеся с правами контролирующего субъекта:

обязанность подвергнуться финансово-бюджетному контролю со стороны контролирующего субъекта в части своей деятельности по исполнению бюджета;

обязанность принять участие в бюджетно-контрольном правоотношении с контролирующим субъектом на основании его решения;

обязанность исполнить требование контролирующего субъекта о предоставлении информации о деятельности по исполнению бюджета и результатах этой деятельности, являющихся объектом бюджетного учета

6. В результате исследования определено, что правовым статусом, позволяющим участвовать в бюджетно-контрольных правоотношениях в качестве контролирующих субъектов обладают:

Президент Российской Федерации;

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

представительные органы местного самоуправления;

высшие должностные лица муниципальных образований, исполняющие полномочия председателей представительных органов местного самоуправления;

Счетная палата Российской Федерации;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

органы государственного финансового контроля, созданные законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

органы муниципального финансового контроля, созданные представительными и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления.

7. В результате исследования определено, что правовым статусом, позволяющим участвовать в бюджетно-контрольных правоотношениях в качестве контролирующих и контролируемых субъектов обладают:

Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления;

высшие должностные лица субъектов Российской Федерации;

высшие должностные лица муниципальных образований, возглавляющие исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления

Федеральное казначейство;

финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы местного самоуправления;

главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

главные администраторы доходов бюджета;

главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

8. В результате исследования определено, что правовым статусом, позволяющим участвовать в бюджетно-контрольных правоотношениях в качестве контролируемых субъектов обладают:

Центральный банк Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

администраторы доходов бюджета;

администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

получатели бюджетных средств.

9. В целях совершенствования правового регулирования осуществления финансово-бюджетного контроля представляется необходимым следующее.

Дополнить статью 154 БК РФ положением о том, что органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов.

Дополнить статью 266 БК РФ положением о том, что органы исполнительной власти, местные администрации муниципальных образований при осуществлении финансового контроля вправе требовать от участников исполнения соответствующего бюджета предоставления необходимой для осуществления контроля информации.

Дополнить Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» нормами, устанавливающими: перечень правовых актов, издаваемых аудиторами и инспекторами Счетной палаты; перечень должностных лиц, уполномоченных издавать запросы Счетной палаты о предоставлении информации, требования Счетной палаты о предоставлении документов, представления Счетной палаты; перечень правовых актов Счетной палаты, на основании которых возникают и прекращаются бюджетно-контрольные правоотношения.

Теоретическая значимость результатов исследования. Полученные в результате исследования выводы развивают теорию финансового права, в том числе: содержат определение финансово-бюджетного контроля как вида финансовой деятельности, определяют его предмет, позволяют назвать элементы правового статуса контролирующих и контролируемых субъектов бюджетно-контрольного правоотношения, позволяют назвать элементы правового статуса участников бюджетного процесса, позволяющие им быть субъектами бюджетно-контрольных правоотношений.

Практическая значимость результатов исследования.В результате исследования определена возможность участников бюджетного процесса участвовать в бюджетно-контрольных правоотношениях в качестве контролирующих или контролируемых субъектов, а также выработаны предложения для внесения дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации».

Результаты настоящего исследования могут быть непосредственно использованы: органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе органами государственного и муниципального финансового контроля при планировании и осуществлении контрольных мероприятий; при разрешении конфликтов, возникающих в ходе осуществления финансово-бюджетного контроля

Положения диссертации могут применяться в образовательном процессе при подготовке специалистов в области финансового права, государственного и муниципального финансового контроля.

Предложения и выводы, содержащиеся в данной работе могут быть использованы в целях совершенствования правового регулирования контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Апробация результатов исследования.Рецензирование и обсуждение диссертации осуществлено в Государственном научно-исследовательском институте системного анализа Счетной палаты Российской Федерации.

Положения и результаты исследования докладывались на семинарах, проводимых Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по теме: «Актуальные проблемы взаимодействия с правоохранительными органами и органами прокуратуры при проведении контрольных мероприятий» (г. Владивосток, октябрь 2007 года; г. Санкт-Петербург, май 2008 года; г. Нижний Новгород, май 2009 года).

По теме диссертационного исследования автором опубликовано девять статей, в том числе шесть статей в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Общий объем публикаций автора по теме диссертации составляет 7,0 п.л..

Результаты исследования применяются автором в ходе практического участия в осуществлении государственного финансового контроля в должности начальника отдела Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, и заключения.

 

Основное содержание работы

Введение содержит обоснование актуальности темы диссертационного исследования, степень ее научной разработанности, цель и задачи диссертационной работы, описание методологической основы исследования, практической и теоретической значимости работы, научной новизны, апробации результатов исследования, а также положения, выносимые на защиту.

Первая глава«Правовой статус контролирующего и контролируемого субъектов бюджетно-контрольного правоотношения»состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе первой главы «Финансово-бюджетный контроль как вид финансовой деятельности»осуществлено формулирование понятия финансово-бюджетного контроля как вида финансовой деятельности.

Государственный и муниципальный финансово-бюджетный контроль как вид финансовой деятельности представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации основанную на властном подчинении финансовую деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по контролю за исполнением бюджетов, включающую анализ связанного с исполнением бюджетов поведения участников бюджетного процесса, сравнение результатов анализа с требованиями правовых норм, регулирующих бюджетные правоотношения, фиксирование результатов сопоставления, издание индивидуальных правовых актов, необходимых для осуществления контроля.

Известно авторитетное научное мнение, что контроль существует везде, где есть субъект управления и управляемый объект. Тот, кто имеет право контролировать обладает более высоким статусом и объемом полномочий, чем тот, кто является объектом контроля, а кроме того, имеет в своем распоряжении механизмы непосредственного властного принуждения[5]. Как вид финансовой деятельности финансово-бюджетный контроль основан на властном подчинении контролируемого субъекта контролирующему. При этом властное воздействие может осуществляться только уполномоченными на это органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также другими уполномоченными участниками бюджетного процесса.

С учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации осуществление финансово-бюджетного контроля регламентируется законодательством Российской Федерации.

Объектом контроля является деятельность участников бюджетного процесса по исполнению бюджетов.

Финансово-бюджетный контроль включает анализ поведения контролируемого участника бюджетного процесса по исполнению определенного бюджета или отдельных процедур исполнения бюджета, сравнение результатов анализа с требованиями правовых норм, регулирующих исполнение этого бюджета, документальное фиксирование результатов сопоставления, издание индивидуальных правовых актов, необходимых для создания, изменения, прекращения прав и обязанностей субъектов бюджетно-контрольного правоотношения.

Указанные результаты позволяют в ходе дальнейшего исследования определить предмет финансово-бюджетного контроля, выявить признаки субъектов бюджетно-контрольного правоотношения, элементы их правового статуса, составляющих содержание этого правоотношения.

Во втором параграфе первой главы «Предмет финансово-бюджетного контроля»определяется предмет финансово-бюджетного контроля как вида финансовой деятельности, а также предметы отдельных элементов этого вида финансовой деятельности.

Установлено, что предмет финансово-бюджетного контроля как вида деятельности включает предмет анализа, предмет сравнения, предмет фиксирования, предмет издания индивидуальных правовых актов.

Предметом анализапри осуществлениигосударственного и муниципального финансово-бюджетного контроля является деятельность контролируемых участников бюджетного процесса по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета, составлению бюджетной отчетности, а также их деятельность по использованию имущества, находящегося в собственности государства или муниципальных образований, других имущественных прав, которая связана с исполнением бюджета и является объектом бюджетного учета.

Предметом сравнения, осуществляемого в ходе финансово-бюджетного контроля, является установление наличия или отсутствия в состоянии и поведении контролируемых участников бюджетного процесса признаков нарушений норм, регулирующих исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление и представление бюджетной отчетности.

Предметом фиксирования при осуществлении финансово-бюджетного контроля является документальное закрепление фактов наличия или отсутствия в состоянии и поведении контролируемых участников бюджетного процесса признаков нарушений норм, регулирующих исполнение бюджета.

Предметом издания индивидуальных правовых актов при осуществлении финансово-бюджетного контроля является возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей субъектов бюджетно-контрольного правоотношения.

Установление предмета финансово-бюджетного контроля позволяет осуществить выявление признаков субъектов бюджетно-контрольного правоотношения, а также выявление содержания этого правоотношения.

В третьем параграфе первой главы «Субъекты бюджетно-контрольного правоотношения»выявляются признаки субъектов бюджетно-контрольного правоотношения.

Установлено, что бюджетно-контрольным правоотношением является бюджетное правоотношение между контролирующим и контролируемым субъектами.

Принято считать, что применительно к государственным и негосударственным организациям, государству и муниципальным образованиям, их правосубъектность, в том числе административная, находит свое выражение в их компетенции. При этом под компетенцией понимается совокупность прав и обязанностей, полномочий государства, муниципальных образований, организаций, предоставленных им для осуществления ими возложенных на них функций[6].

Теорией финансового права выработана точка зрения, согласно которой субъектами финансового права являются физические или юридические лица, государство и муниципальные образования, их органы, за которыми финансовым законодательством признано особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных финансовых правоотношениях. Финансово-правовой статус представляет собой установленную законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государства и муниципальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права[7].

Бюджетный кодекс наделяет бюджетной правосубъектностью публичные образования в лице Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также участников бюджетного процесса, реализующих участие в бюджетных правоотношениях публичных образований. Бюджетный кодекс устанавливает структуру бюджетной системы Российской Федерации и перечень участников бюджетного процесса.

С учетом этого субъектами бюджетно-контрольного правоотношения могут быть участники бюджетного процесса, обладающие взаимно корреспондирующимися правами и обязанностями по исполнению и осуществлению контроля за исполнением определенного бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Структурные подразделения органов государственной власти, органов местного самоуправления, филиалы и представительства бюджетных учреждений, их должностные лица не могут быть субъектами бюджетно-контрольного правоотношения, так как не могут самостоятельно участвовать в бюджетном процессе. Указанные подразделения, филиалы и представительства, должностные лица могут осуществлять деятельность по осуществлению контроля за исполнением бюджетов либо участвовать в исполнении бюджетов только от имени соответствующего участника бюджетного процесса и в пределах предоставленных им полномочий.

Субъект бюджетно-контрольного правоотношения может предоставить своим структурным подразделениям и должностным лицам полномочия только в пределах предоставленной ему компетенции, так как еще древними римскими юристами было выработано правило «никто не вправе перенести на другого больше прав, чем имеет сам»[8].

Выявление признаков субъектов бюджетно-контрольного правоотношения позволяет в ходе дальнейшего исследования вычленить из содержания бюджетно-контрольного правоотношения элементы правовых статусов контролирующего и контролируемого субъектов.

В параграфе четвертом первой главы «Содержание бюджетно-контрольного правоотношения»из содержаниябюджетно-контрольного правоотношения осуществлено вычленение элементов правового статуса контролирующего и контролируемого субъектов.

Финансово-бюджетный контроль может осуществляться только участниками бюджетного процесса, уполномоченными на осуществление контроля за исполнением определенного бюджета. Право на осуществление контроля за исполнением бюджета включает право требовать от контролируемого субъекта предоставления информации о его деятельности, являющейся предметом анализа при осуществлении финансово-бюджетного контроля.

Финансово-бюджетный контроль может осуществляться только в отношении участников бюджетного процесса, обязанных участвовать в исполнении бюджета.

Содержанием административного правоотношения являются необходимые для его реализации права и обязанности участвующих в нем субъектов[9].

Содержание бюджетно-контрольного правоотношения включает взаимно корреспондирующиеся права контролирующего субъекта осуществлять контроль за исполнением бюджета контролируемым субъектом, принимать решение о начале бюджетно-контрольного правоотношения и требовать участия в нем контролируемого субъекта, требовать от контролируемого субъекта предоставления информации о его деятельности по исполнению бюджета и являющихся объектом бюджетного учета результатах этой деятельности, издавать индивидуальные правовые акты, изменяющие содержание бюджетно-контрольного правоотношения и обязанности контролируемого субъекта подвергнуться финансово-бюджетному контролю в части своей деятельности по исполнению бюджета, принять участие в бюджетно-контрольном правоотношении с контролирующим субъектом на основании его решения, принятого в форме индивидуального правового акта, исполнить требование контролирующего субъекта о предоставлении информации о деятельности по исполнению бюджета и являющихся объектом бюджетного учета результатах этой деятельности.

В процессе осуществления финансово-бюджетного контроля содержание бюджетно-контрольного правоотношения может меняться.

Для того, чтобы требование контролирующего субъекта бюджетно-контрольного правоотношения вызвало обязанность контролируемого субъекта исполнить это требование, такое требование должно быть выражено в форме индивидуального правого акта. Таким правовым актом могут устанавливаться сроки начала и прекращения бюджетно-контрольного правоотношения, определяться предмет контроля, устанавливаться обязанности контролируемого субъекта по представлению необходимой информации.

От имени контролирующего субъекта бюджетно-контрольного правоотношения индивидуальные правовые акты могут издаваться уполномоченными этим субъектом должностными лицами.

Индивидуальные правовые акты контролирующих субъектов, влекущие возникновение обязанностей контролируемых, неизбежно ограничивают права последних. С учетом данного обстоятельства, исходя из положений пункта 3 статьи 55 и пункта 3 статьи 15 Конституции РФ, такие индивидуальные правовые акты могут издаваться только на основании федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов официально опубликованных для всеобщего сведения. Осведомленность участников бюджетного процесса о взаимных правах и обязанностях позволяет снизить вероятность возникновения конфликтов и споров при осуществлении финансово-бюджетного контроля[10].

Не случайно в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» обращается внимание судов, что в силу п. 3 статьи 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения[11].

Вычленение элементов правовых статусов контролирующего и контролируемого субъектов бюджетно-контрольного правоотношения позволяет при дальнейшем исследовании правового статуса участников бюджетного процесса определить возможность их участия в бюджетно-контрольном правоотношении в качестве контролирующего или контролируемого субъекта.

Глава вторая «Участники бюджетного процесса как обладатели правового статуса контролирующего и контролируемого субъектов бюджетно-контрольного правоотношения»состоит из двух параграфов.

В параграфе первом второй главы «Участники бюджетного процесса как обладатели правового статуса контролирующего субъекта бюджетно-контрольного правоотношения»определена возможностьучастников бюджетного процесса участвовать в бюджетно-контрольных правоотношениях в качестве контролирующих субъектов.

Установлено, следующее. В качестве контролирующих субъектов в бюджетно-контрольных правоотношениях могут участвовать: Президент Российской Федерации; Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; представительные органы местного самоуправления; высшие должностные лица муниципальных образований, исполняющие полномочия председателей представительных органов местного самоуправления; Счетная палата Российской Федерации; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; органы государственного финансового контроля, созданные законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, субъектов Российской Федерации; органы муниципального финансового контроля, созданные представительными и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления.

Обладают правовым статусом, позволяющим участвовать в бюджетно-контрольных правоотношениях в качестве контролируемых и в качестве контролирующих субъектов: Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления; высшие должностные лица субъектов Российской Федерации; высшие должностные лица муниципальных образований, возглавляющие исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления; Федеральное казначейство; финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы местного самоуправления; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы доходов бюджета; главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

В результате исследования установлено, что исходя из положений статьи 266 БК РФ исполнительные органы государственной власти и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления обладают правом на осуществление финансово-бюджетного контроля, которое реализуют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Статьей 157 БК РФ установлено, что исполнительные органы государственной власти и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления обладают правом создавать органы финансового контроля и устанавливать их полномочия.

Вместе с тем статья 154 БК РФ, устанавливающая бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления не содержит положений, о праве этих органов на осуществление контроля за исполнением бюджетов. Кроме того, статья 266 БК РФ не содержит положений о праве указанных органов требовать при осуществлении финансово-бюджетного контроля от контролируемых участников бюджетного процесса предоставления необходимой информации.

Следствием этих обстоятельств может являться неоднозначное понимание участниками бюджетного процесса полномочий исполнительных органов государственной власти и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в сфере осуществления контроля за исполнением бюджетов. С целью устранения названных обстоятельств представляется необходимым внесение соответствующих дополнений в статьи 154 и 266 БК РФ.

Особенно важно обладать необходимыми элементами правового статуса контролирующего субъекта бюджетно-контрольного правоотношения органам государственного и муниципального финансового контроля.

В результате исследования установлено, что в соответствием с положениями Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [12] Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Счетная палата обладает всеми необходимыми полномочиями для участия в бюджетно-контрольных правоотношениях в качестве контролирующего субъекта.

Названным федеральным законом установлено, что с целью изменения содержания бюджетно-контрольных правоотношений Счетная палата может издавать индивидуальные правовые акты, в том числе: акты Коллегии Счетной палаты; акты Председателя Счетной палаты; акты аудиторов Счетной палаты; акты инспекторов Счетной палаты.

Акты Коллегии Счетной палаты включают: решение об утверждении Регламента Счетной палаты (ст. 11); решение об утверждении годовых и текущих планов и программ (ст. 10); решение о рассмотрении отчетов о результатах проверок и ревизий (ст. 25).

Акты Председателя Счетной палаты включают приказы и распоряжения, (ст. 5), предписания Счетной палаты (ст. 24).

Акты аудиторов Счетной палаты законом не установлены. Вместе с тем, аудиторы Счетной палаты самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений в пределах своей компетенции, установленной Регламентом Счетной палаты (ст. 6). Для этого им необходимо иметь право на издание правовых актов, изменяющих содержание бюджетно-контрольного правоотношения.

Исходя из того, что непосредственная организация и проведение контроля входит в служебные обязанности инспекторов Счетной палаты (ст. 8), издаваемые ими правовые акты включают: отчеты о проведении ревизии или проверки (ст. 15); акты об опечатывании кассы и других помещений, акты изъятия документов (ст. 26); требования инспекторов Счетной палаты, связанные с исполнением ими служебных обязанностей. Форма таких правовых актов законом не установлена.

Закон не называет лиц, уполномоченных от имени Счетной палаты издавать такие правовые акты, как запросы Счетной палаты о предоставлении информации, требования Счетной палаты о предоставлении документов (ст. 13), представления Счетной палаты (ст. 23). Закон не указывает какие правовые акты Счетной палаты вызывают возникновение и прекращение бюджетно-контрольного правоотношения.

Указанные обстоятельства могут способствовать возникновению конфликтов при осуществлении Счетной палатой финансово-бюджетного контроля.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.