Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические материалы преподавателям





Выписка из действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению подготовки 080105.65 – Финансы и кредит, утвержденного 17. 03. 2000 г.

Специальная дисциплина 01 «Финансы»

Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства; основы использования финансов в общественном воспроизводстве; финансовая политика; финансовое планирование и прогнозирование; финансовый контроль; финансовая система страны, ее сфера и звенья; принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности; основы функционирования финансов коммерческих предприятий; финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; специфика финансов субъекта хозяйствования без образования юридического лица; основы функционирования государственных и муниципальных финансов, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления; бюджетная система страны, модели ее построения в разных системах государственных устройств; бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации; государственный и муниципальный кредит; внебюджетные фонды; воздействие финансов на экономику и социальную сферу; результативность влияния финансовых рычагов и стимулов, пути ее повышения; роль финансов в развитии международного сотрудничества; особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах.



 

Учебная программа

 

2.1 Цели и задачи дисциплины

 

Объектом изучения научной и учебной дисциплины «Финансы» являются финансовые потоки, циркулирующие в отдельно взятой и международной экономике. Актуальность дисциплины обусловлена возрастанием роли финансовой сферы в функционировании общественного хозяйства, теми проблемами, которые выявились на современном этапе, новыми финансовыми инструментами, используемыми для преодоления экономических затруднений.

Целью курса «Финансы» является формирование у студентов системы знаний в области теории финансов, практики их проявления на разных общественных уровнях и в разных общественных формах хозяйствования, необходимых для изучения прикладных экономических дисциплин и работы в экономико-управленческих подразделениях хозяйствующих субъектов различных форм собственности.



Задачами курса являются:

- изучение понятийного аппарата финансов;

- усвоение роли финансов в воспроизводственном процессе;

- усвоение принципов и методов финансового подхода в изучении предприятий, государств и мировой экономики как сложных социально-экономических систем;

- изучение особенностей функционирования финансов в различных отраслях и при различных формах собственности;

- изучение особенностей функционирования бюджетов различных уровней.

Специалист в области финансов должен добиться всестороннего и глубокого понимания сущности, природы и методологии финансов как одной из важнейших областей научного знания, дающей конкурентные преимущества работникам, предприятиям и государствам.

 

2.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

В результате освоения курса «Финансы» студент должен знать:

- сущность, возникновение, историю развития, роль финансов в общественно-экономических процессах;

- финансовую политику государств и хозяйствующих субъектов;

- организацию финансов хозяйствующих субъектов;

- финансовые основы страхования;

- организацию государственных и муниципальных финансов;

- бюджетную систему страны;

- государственный и муниципальный кредит;

- современное состояние отечественных и международных финансов.

 

2.3 Объем дисциплины

 

2.3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы



 

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Заочная
Всего Семестр Всего Семестр
Всего часов на дисциплину
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Курсовая работа   *     *
Контрольная работа   *     *
Вид итогового контроля   экзамен   экзамен экзамен

Распределение часов по темам и видам работ

 

Тематический план

 

    №     Наименование темы Дневное отделение, часов Заочное отделение, часов
Всего Лекции Практикум Всего Лекции Практикум
Финансы как предмет изучения: сущность, возникновение, история развития, роль в общественно-экономических процессах
Финансовая политика государств и хозяйствующих субъектов
Организация финансов хозяйствующих субъектов
Финансовые основы страхования
Организация государственных и муниципальных финансов
Бюджетное устройство и бюджетный процесс
Государственный и муниципальный кредит
Современное состояние финансов: достигнутые результаты и накопившиеся противоречия
Международные финансы
Примеры организации финансов в некоторых зарубежных странах
Итого

 

 

Содержание курса

 

Тема 1. Финансы как предмет изучения: сущность, возникновение, история развития, роль в общественно-экономических процессах

Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства; основы использования финансов в общественном воспроизводстве.

 

Тема 2. Финансовая политика государств и хозяйствующих субъектов

Финансовая политика; финансовое планирование и прогнозирование; финансовый контроль; финансовая система страны, ее сфера и звенья.

 

Тема 3. Организация финансов хозяйствующих субъектов

Принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности; основы функционирования финансов коммерческих предприятий; финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; специфика финансов субъекта хозяйствования без образования юридического лица.

 

Тема 4. Финансовые основы страхования

Страхование как финансовая категория, ее специфика; сферы, отрасли (пенсионное, медицинское и др.) и формы страхования, их особенности.

 

Тема 5. Организация государственных и муниципальных финансов

Основы функционирования государственных и муниципальных финансов, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления; бюджетная система страны, модели ее построения в разных системах государственных устройств.

 

Тема 6. Бюджетное устройство и бюджетный процесс

Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации.

 

Тема 7. Государственный и муниципальный кредит

Государственный и муниципальный кредит; внебюджетные фонды.

 

Тема 8. Современное состояние финансов: достигнутые результаты и накопившиеся противоречия

Воздействие финансов на экономику и социальную сферу; результативность влияния финансовых рычагов и стимулов, пути ее повышения.

 

Тема 9. Международные финансы

Роль финансов в развитии международного сотрудничества.

 

Тема 10. Примеры организации финансов в некоторых зарубежных странах

Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах.

Самостоятельная работа

 

Распределение часов по темам

 

  №   Название темы Количество часов
Дневное отделение Заочное отделение
Финансы как предмет изучения: сущность, возникновение, история развития, роль в общественно-экономических процессах
Финансовая политика государств и хозяйствующих субъектов
Организация финансов хозяйствующих субъектов
Финансовые основы страхования
Организация государственных и муниципальных финансов
Бюджетное устройство и бюджетный процесс
Государственный и муниципальный кредит
Современное состояние финансов: достигнутые результаты и накопившиеся противоречия
Международные финансы
Примеры организации финансов в некоторых зарубежных странах
Итого

 

Методические материалы преподавателям

 

3.1. Методические рекомендации по изучению теоретического курса дисциплины

 

Тема 1. Финансы как предмет изучения: сущность, возникновение, история развития, роль в общественно-экономических процессах

Имеет смысл начать изложение с исторического обзора перемещения центров политической власти от военных к финансовым структурам, что подчеркивает рост роли финансов в последние века.

Поскольку финансы неотделимы от денег, следует вспомнить сущность денег и их функции, осветить ту роль, которую деньги играли на разных этапах развития человеческого общества. Особое внимание нужно уделить современным бумажным и электронным деньгам, парадоксальности этих денег как меры стоимости и средства накопления.

Прежде, чем говорить о сущности финансов, следует дать обзор развития финансовой науки, тех областей, которые она изучала от средневековья до наших дней. В результате постепенно может быть представлена картина изменения представления о финансах как об исключительно государственных денежных фондах. Закончить эту мысль можно демонстрацией схемы финансов в широком смысле:

- публичные (государственные) финансы;

- кредитная система;

- финансы отраслей производства и сферы услуг;

- вторичный финансовый рынок;

- международные финансы.

В качестве альтернативы можно продемонстрировать более простую схему системы финансов:

- финансы хозяйствующих субъектов;

- публичные финансы;

- финансы домохозяйств.

При раскрытии сущности финансов следует опираться на то, что это система отношений, она охватывает и сопровождает весь воспроизводственный процесс, наибольшее применение финансы имеют в процессе распределения.

При описании функций финансов следует выделить две основных: образование денежных фондов и использование денежных фондов. По поводу контрольной и стимулирующей функции финансов можно подискутировать на предмет их имманентности.

Использование финансов в воспроизводственном процессе следует сопровождать схемами формирования и использования денежных фондов.

 

Тема 2. Финансовая политика государств и хозяйствующих субъектов

Раскрытие темы следует начать с определения финансовой системы страны как совокупности финансов государства, хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Можно привести и другие классификации. Общий смысл выделения сфер и звеньев финансовой системы состоит в удобстве восприятия студентами практических вопросов о финансовой политике различных ее элементов.

Удобным способом представления финансовой системы являются схемы, в которых финансы разделяются на централизованные и децентрализованные. Также можно использовать схемы, которые излагались в конце предыдущей темы.

Наиболее важной частью данной темы является группа вопросов, связанная с финансовой политикой. Начать изложение можно с той роли, которую государство играло на разных этапах развития человеческого общества. Финансы являются одним из инструментов достижения государством своих целей. Исходя из этого, финансовая политика государства фактически всегда направлена на выполнение современных, можно сказать сиюминутных, государственных приоритетов. Это является существенным недостатком не только нашей страны, но и большинства развивающихся стран.

Более правильной финансовой политикой является политика, нацеленная на долгосрочные приоритеты. К таковым в финансовой области можно отнести:

- устойчивость и равновесие экономики;

- расширение спектра возможностей и объемов финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

Короче говоря, финансовая политика государства должна способствовать сбалансированному росту.

Выделяют некоторые составляющие финансовой политики государства:

- бюджетная политика;

- налоговая политика;

- инвестиционная политика;

- социальная политика;

- таможенная политика.

Вопрос об имманентности каждого из этих пунктов финансовой политике может быть подвергнут дискуссии.

Финансовая политика хозяйствующих субъектов может быть раскрыта в наборе финансовых стратегий:

- инвестиционной стратегии;

- операционной стратегии;

- стратегии привлечения финансирования.

В любом случае финансовая политика неотделима от стратегических целей хозяйствующего субъекта.

Важным вопросом является основная цель финансовой политики хозяйствующего субъекта. В зависимости от сложившейся обстановки, формы собственности, стратегической и общественной задачи главными финансовыми целями хозяйствующего субъекта могут быть:

- выживание в условиях тяжелой конкурентной ситуации;

- завоевание лидерства в конкурентной борьбе;

- избежание банкротства;

- максимизация стоимости для акционеров;

- устойчивый рост объемов деятельности;

- обеспечение рентабельности;

- минимизация расходов и т.д.

Во многих случаях перед хозяйствующими субъектами эти цели стоят в определенных иерархических сочетаниях.

Финансовое планирование и прогнозирование следует излагать как важнейшие инструменты финансово-хозяйственной деятельности не только предприятий и организаций, но и государства. Составление прогнозов и сценариев является исходной точкой для составления планов. Наиболее удобным способом финансового планирования является бюджет.

Финансовый контроль следует рассматривать не как функцию финансов, а как особый инструмент, позволяющий выяснить степень достижения поставленных целей удобным и дешевым способом.

С этой точки зрения можно рассмотреть несколько классификаций форм финансового контроля:

Признак классификации Форма финансового контроля
Регламент осуществления Обязательный, инициативный, внешний, внутренний
Время проведения Предварительный, текущий, последующий
Субъекты контроля Государственный, органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский)
Объекты контроля Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный

 

 

Тема 3. Организация финансов хозяйствующих субъектов

Начать изложение следует с перечня видов хозяйствующих субъектов в соответствии с действующим законодательством. Следует дать определение хозяйствующего субъекта: предприятие, организация, учреждение представляет собой единый имущественный комплекс, который в ходе хозяйственной деятельности может входить в хозяйственные взаимоотношения, быть объектом залога, аренды и других сделок, связанных с отчуждением, установлением, изменением и прекращением вещных прав.

В целом совокупность финансовых отношений хозяйствующих субъектов может быть перечислена в следующем виде:

- отношения по формированию уставного фонда;

- отношения по производству и реализации продукции и оказанию услуг;

- отношения по эмиссии и приобретению долговых и долевых ценных бумаг, продаже и приобретению долей;

- отношения в рамках комплексных организаций (головная организация и структурное подразделение, материнское и дочернее предприятие, ассоциация и ее участник);

- отношения между хозяйствующим субъектом и финансовыми органами государства;

- отношения между хозяйствующими субъектами и финансово-кредитными организациями;

- отношения между хозяйствующими субъектами и страховыми организациями;

- отношения по поводу распределения доходов и прибыли, возникающие между хозяйствующим субъектом и собственниками, инвесторами, кредиторами, наемными работниками.

В качестве главных принципов организации финансов в коммерческих организациях можно отметить следующие:

- принцип хозяйственной самостоятельности;

- принцип самофинансирования;

- принцип материальной заинтересованности;

- принцип материальной ответственности;

- принцип обеспечения финансовых резервов.

Хорошим методом представления кругооборота денежных ресурсов в коммерческой организации могут быть любые схемы «денежной машины», начинающиеся с поступления денег за реализованную продукцию (оказанные услуги) и заканчивающиеся выплатой обязательств кредиторам и дивидендов акционерам. Эти схемы должны включать нюансы, связанные с оборотным капиталом (запасы, кредиторская и дебиторская задолженности).

При изложении вопроса о принципах организации финансов некоммерческой организации можно следовать такой логике:

- какие организации относятся к некоммерческим;

- могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью;

- как осуществляется управление некоммерческой организацией;

- что может являться источниками пополнения финансовых средств некоммерческой организации;

- какие финансовые льготы со стороны государственных и местных властей может иметь некоммерческая организация.

При изложении вопроса об особенностях финансов субъектов хозяйствования без образования юридического лица, следует отметить, что принципиального отличия в движении денежных средств по сравнению с коммерческой организацией нет. Все отличия лежат в сфере государственного регулирования и нормативных требований:

- регистрация;

- размеры предприятия;

- требования к ведению учета;

- налогообложение;

- ответственность перед контрагентами и государственными органами.

 

Тема 4. Финансовые основы страхования

В начале следует определить страхование как финансовую категорию через набор основных понятий и определений, таких как:

- экономический риск;

- страхование, как система финансовой защиты;

- страховщик;

- страхователь;

- застрахованный;

- выгодоприобретатель;

- страховой риск;

- страховое событие;

- страховой случай;

- страховой интерес;

- страховая ответственность;

- страховая сумма;

- страховой взнос (страховая премия);

- страховой тариф;

- страховой фонд;

- страховая выплата;

- страховое обеспечение;

- страховое возмещение;

- перестрахование;

- сострахование;

- перестрахователь;

- перестраховщик.

Специфику страхования следует освещать с точки зрения совместности создания средств на случай возникновения страхового события и вероятностности такого события.

Сферы и отрасли страхования следует излагать в рамках классификации юридической природы страхования. В качестве обязательного страхования следует осветить пенсионное, медицинское страхование, обязательное страхование владельцев автомобилей и т.п. Имеет смысл упомянуть текущее положение страховых компаний, занимающихся такими видами страхования, их практику по сбору взносов и выплате по страховым случаям. Особо следует осветить историю негосударственного пенсионного страхования в РФ, обсудить его перспективы.

Формы страхования и их особенности имеет смысл классифицировать по признаку содержания объекта страхования (личное, имущественное и страхование ответственности).

Для понимания функционирования «денежной машины» страховой компании следует разобрать расчет страховой премии (нетто и брутто) и страхового резерва.

 

Тема 5. Организация государственных и муниципальных финансов

Изложение темы следует начать с того, что относительно недавно в нашей стране появилось четкое разделение на централизованные и децентрализованные денежные фонды. Причем, последние начинают играть все большую роль в макроэкономических процессах. Очень важной положительной тенденцией является рост значения муниципальных финансов. Однако накопленный опыт в этой области пока еще мал и не дает возможности для серьезных практических обобщений. Вопрос о принципах разделения государственных и муниципальных бюджетных полномочий лучше излагать на основе существующего законодательства («Бюджетный кодекс»).

В основе функционирования государственных и муниципальных финансов лежит такой финансово-экономический инструмент как бюджет. Поэтому изложение вопроса о функциональных особенностях организации государственных и муниципальных финансов на различных уровнях управления следует сопровождать демонстрацией особенностей бюджетного устройства разных уровней управления. Довольно хорошо эти особенности заметны на примере доходов и расходов бюджетов разного уровня в соответствии с бюджетным законодательством.

Важным моментом построения бюджетной системы в РФ является перечень важнейших принципов. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

- сбалансированности бюджета;

- результативности и эффективности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- прозрачности (открытости);

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств;

- подведомственности расходов бюджетов;

- единства кассы.

Также важным моментом в описании основ функционирования государственных и муниципальных финансов является классификация доходов и расходов бюджетов различных уровней.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о налогах, как важнейшей статье бюджетных доходов.

При изложении вопроса о моделях построения бюджетной системы страны следует подчеркнуть, что структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства.

Для унитарных государств характерно следующее:

- структурными единицами являются образования, обладающие существенно меньшими полномочиями, чем аналогичные в федеративных государствах (хотя палитра полномочий довольно широка в разных странах);

- существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов (степень подконтрольности также зависит от степени централизованности страны).

Для федеративных государств характерно следующее:

- государство состоит из различных государственных образований;

- существует две системы государственной власти (федеральные органы и органы членов федерации);

- субъекты федерации могут иметь свои конституции;

- государственное управление осуществляется с помощью двухпалатного парламента (верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации);

- федерации строятся по национальному, территориальному или смешанному типу.

Все эти особенности формируют специфические черты бюджетного устройства каждой страны.

 

Тема 6. Бюджетное устройство и бюджетный процесс

Бюджетное устройство, как совокупность бюджетов различного уровня, в Российской федерации представлена:

- федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ;

- бюджетами субъектов РФ и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местными бюджетами, в том числе: бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов, бюджетами внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджетами городских и сельских поселений.

Бюджетный процесс – деятельность по составлению бюджета. С этой точки зрения важно определить:

- участников процесса;

- их полномочия на разных уровнях власти и в типичных ситуациях;

- процедуры составления проектов бюджетов;

- процедуры рассмотрения и утверждения бюджетов;

- процедуры исполнения бюджетов;

- процедуры работы с отчетом об исполнении бюджета.

Специально следует рассмотреть о межбюджетных отношениях.

 

Тема 7. Государственный и муниципальный кредит

Начать изложение следует с определения сущности государственного кредита: отношения займа (долговые отношения) между государством с одной стороны и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами и международными организациями с другой стороны.

Имеет смысл обсудить функции государственного кредита:

- распределительная;

- регулирующая.

Можно поставить дискуссионный вопрос о контрольной функции государственного кредита.

Интересным моментом является отличие государственного кредита от бюджетно-финансовых отношений:

- кредит возвратен в отличие от налогов и выплат;

- кредит доброволен в отличие от налогов и платежей;

- кредит ограничен во времени и нерегулярен;

- кредит селективен и не распространяется на всех участников экономических отношений.

Важной частью государственного и муниципального кредита является государственный и муниципальный долг. В рамках этого вопроса следует рассмотреть формы долга с точки зрения:

- заемщика (государственный, субъектов федерации, муниципальный);

- направленности и валюты (внутренний и внешний);

- срока погашения (капитальный и текущий);

- формы существования обязательств (кредитные соглашения, ценные бумаги, гарантии, соглашения о переоформлении и пролонгации обязательств).

Важной частью вопроса о государственном долге является классификация облигационных займов:

- по виду эмиссии;

- по виду выплат дохода;

- по характеру обращения;

- по характеру держателей;

- по срокам погашения;

- по методам размещения;

- по материальному носителю;

- в зависимости от эмитента.

Также следует охарактеризовать наиболее распространенные облигации, обращающиеся на рынке в настоящее время и их историю.

Важным моментом является описание органов управления госдолгом и способов такого управления (рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация и т.п.).

Изложение вопроса о внебюджетных фондах следует начать с их сущности: наличие стабильного и прогнозируемого источника для финансирования государственно-важных потребностей. Далее можно дать их перечень с описанием выполняемых задач и источников финансирования:

- пенсионный фонд;

- фонд социального страхования;

- фонд обязательного медицинского страхования.

Закончить изложение можно историческим обзором деятельности социальных и ведомственных внебюджетных фондов.

 

Тема 8. Современное состояние финансов: достигнутые результаты и накопившиеся противоречия

Воздействие финансов на экономику и социальную сферу происходит через механизмы бюджетного финансирования и налогообложения. Поэтому изложение данного вопроса нужно начать с удачных примеров осуществления целенаправленного государственного финансирования (Япония, Южная Корея, Китай, Гонконг). В качестве хорошего примера повышения качества социальных параметров можно привести ФРГ. Пока еще не получивший однозначной оценки пример проведения рыночных реформ в РФ в начале 90-х годов может быть использован для дискуссии. Противоположным примером может служить современная Франция. Задачей преподавателя является демонстрация студентам необходимости взвешенного подхода в осуществлении социальных расходов.

Налоговое воздействие на экономику следует продемонстрировать на примере кривой Лаффера. Имеет смысл привести историю развития налогообложения современной России и динамику экономических показателей. В целом преподавателю следует привести и аргументировать консервативную и кейнсианскую точки зрения на использование финансовых рычагов воздействия на экономику, чтобы студенты поняли плюсы и минусы каждой.

Накопившиеся противоречия следует описать в сферах:

- налоговой;

- бюджетной;

- государственного регулирования финансовой сферой.

В качестве примера можно привести последний финансовый кризис.

Результативность влияния финансовых рычагов и стимулов можно отследить только косвенным либо статистическим путем. Пути ее повышения следует рассматривать в рамках либеральной или кейнсианской парадигм. В любом случае направления повышения эффективности финансовых воздействий на экономику и социальную сферу лежат области налоговых, бюджетных и регулирующих мер государства. Также следует обосновать бессмысленность всех мер по улучшению без противодействия коррупции.

 

Тема 9. Международные финансы

При раскрытии роли финансов в развитии международного сотрудничества начать следует с общего описания международных финансовых институтов и механизмов.

К наиболее важным международным финансовым институтам относятся:

- Международный валютный фонд;

- Всемирный банк;

- Банк международных расчетов;

- Европейский ЦБ;

- Европейский банк реконструкции и развития.

При описании этих институтов следует осветить цели их создания, историю развития, основные процедуры и политики функционирования.

В качестве основных механизмов международных финансов следует осветить международные валютные отношения, международный кредит, международный фондовый рынок.

Наиболее важной отличительной чертой современных международных финансов является глобализация. Ее проявления можно обсудить на примере рынка капиталов (при этом можно вернуться к предыдущей теме, обсудив плюсы и минусы этого процесса).

 

Тема 10. Примеры организации финансов в некоторых зарубежных странах

Изложение особенностей функционирования финансовых систем в экономически развитых странах можно начать с определения универсальных финансовых систем (банкам разрешено выполнять небанковские функции) и сегментированных (банкам это делать не разрешено).

Дальнейшее изложение можно структурировать по странам в разрезе:

- краткая история финансовой системы страны;

- кредитно-финансовые институты страны;

- органы финансового регулирования;

- текущая ситуация в финансово-кредитной сфере.

В качестве рассматриваемых стран можно взять:

- США;

- Великобританию;

- Японию;

- Францию;

- Германию.

Основное внимание при изложении следует сконцентрировать на положительных примерах, которые могут быть заимствованы.

 

4.Методические рекомендации студентам

Темы семинарских занятий

 

Семинарское занятие 1.

 

Тема 1. Финансы как предмет изучения: сущность, возникновение, история развития, роль в общественно-экономических процессах

1.1. Отличие современных денег от классических, какие плюсы и минусы это принесло финансовым системам государств.

1.2. История развития представлений о финансах.

1.3. Финансы в узком и широком смыслах, сущность финансов.

1.4. Финансовый кругооборот в общественном воспроизводстве.

 

Литература:

Финансы : Учебник для ВУЗов – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2009.

А.М. Бабич, Л.Н. Павлова Государственные и муниципальные финансы. Учебник для ВУЗов / Москва: Юнити, 2002.

Финансы : Учебник для ВУЗов / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт, 2002.

Финансовая система и экономика / под ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова. – М.: Финансы и статистика, 2004.

Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2001.

 

Семинарское занятие 2.

 

Тема 2. Финансовая политика государств и хозяйствующих субъектов

2.1. Финансовая система страны, способы классификации.

2.2. Финансовая политика государства, каковы ее цели и инструменты.

2.3. По каким причинам возникают неудачи в функционировании финансовой политики государств.

2.4. Финансовая политика хозяйствующих субъектов, в чем ее сущность и от каких факторов она зависит.

2.5. Финансовое прогнозирование и планирование, цели и способы использования этих инструментов.

2.6. Финансовый контроль и формы его реализации.

 

Литература:

Финансы : Учебник для ВУЗов – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2009.

А.М. Бабич, Л.Н. Павлова Государственные и муниципальные финансы. Учебник для ВУЗов / Москва: Юнити, 2002.

Финансы : Учебник для ВУЗов / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт, 2002.

Финансовая система и экономика / под ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова. – М.: Финансы и статистика, 2004.

Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2001.

 

 

Семинарское занятие 3.

 

Тема 3. Организация финансов хозяйствующих субъектов

3.1. Хозяйствующие субъекты, их виды и принципиальные отличия с финансовой точки зрения

3.2. Финансовые отношения, в которые хозяйствующие субъекты вступают друг с другом и другими институтами.

3.3. Принципы организации финансов в коммерческих структурах.

3.4. Организация кругооборота денег в производственных и торговых коммерческих предприятиях.

3.5. Финансы некоммерческих организаций.

3.6. Финансы субъектов хозяйствования без образования юридического лица.

 

Литература:

Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ.

Финансы : Учебник для ВУЗов – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2009.

Бобылева А.З. Финансовые управленческие технологии. – М.: «ИНФРА-М», 2004.

Ван Хорн Дж. К., Вахович Джон М. Основы финансового менеджмента: Пер. с англ. – М.: ИД «Вильямс», 2004.

Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

Этрилл П. Финансовый менеджмент для неспециалистов. 3-е изд./ Пер. с англ. – СПб.: «Питер», 2006.

 

Семинарское занятие 4.

 

Тема 4. Финансовые основы страхования

4.1. Основные понятия и определения страхования.

4.2. Сферы отрасли и виды страхования.

4.3. В чем особенность пенсионного и медицинского страхования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.