Сделай Сам Свою Работу на 5

Интерактивные процессы в тренинге





Стили делового общения

Первоначально рассмотрим стили делового общения, наиболее часто встречающиеся в литературе:

Авторитарный стиль общения,когда руководитель единолично решает, что нужно сделать. Склонен полностью подавлять подчиненных, думает, что всё знает и умеет, но от квалифицированных работников чаще избавляется, т.к. побаивается их. Соблюдает жесткую дисциплину, избранных поощряет.

Среди достоинств этого стиля общения можно назвать:

• четкость и оперативность управления;

• сокращенное время для принятия решений;

• видимое единство управленческих действий;

• позволяет быстрее справиться с трудностями становления и пр.

К недостаткам авторитарного стиля общения относят:

• неудовлетворенность трудом;

• подавление инициативы;

• бюрократия руководства и пр.

Демократический стиль общения –предусматривает, что для принятия решения требуется их обсуждение.

Этот стиль позволяет:

• раскрыть творческий потенциал работника, поощряет инициативу;

• эффективно использует мотивацию;

• присутствует удовлетворенность трудом;

• поддерживается благоприятный психологический климат и т.д.



Рассматривая либеральный стиль общения,можно отметить одну отличительную от вышеназванных особенность – в нем руководитель является членом группы, мягок, покладист. Работникам при таком стиле предоставляется возможность самоуправления.

К стилям делового общения часто относят официально деловой стиль,что не является верным, поскольку этот стиль больше предназначен для отношений как внутри страны на государственном уровне, так и между странами. Он предусматривает устную и письменную форму и исключает возможность двоякого понимания. Также официальный стиль общения предусмотрен для организаций всех форм собственности, больше письменного характера, для устной формы используется партнерский стиль общения. С его помощью ведутся переговоры, заключаются взаимовыгодные сделки и т.п.Кроме вышеперечисленных, к стилям делового общения можно отнести и стили профессионального общения, здесь речь идет об общении специалистов определенной области. Стиль их речевого общения богат узкоспециализированными терминами.



Стили межличностного общения

Мы перечислили основные стили делового общения, которые используются в деловой среде. Что касается межличностного общения, то в данном случае используется индивидуальный стиль общения,который также влияет на деловые качества, например, руководителя.В нем ярко проявляются индивидуально-психологические качества личности, из-за чего появляется неповторимое сочетание стилей. Благодаря ему, ни один из приведенных стилей не используется в «чистом виде».Чаще в поведении присутствуют элементы разных стилей общения. Так, демократический руководитель может обращаться как либеральному стилю, так и к авторитарному в зависимости от ситуации. И наоборот. Индивидуальный стиль добавляет каждому человеку свою неповторимую особенность в поведении и принятии решений. Таким образом, у каждого появляется возможность сознательно сформировать свой собственный индивидуальный стиль, с помощью которого можно строить позитивное и эффективное общение с окружающими, будь то работник, партнер или просто друг.

2 Вопрос

Управленческая командаСущественные изменения российской общественной жизни, произошедшие в последние десятилетия, привели к усилению роли систем управления и обусловили необходимость поиска новых подходов к их изучению. Проблема изучения эффективности стилей руководства, взаимоотношений в организации стала рассматриваться в первую очередь в связи с деятельностью формируемых руководителем управленческих команд. 

Современные организации, как государственные, так и коммерческие, являются открытыми социально-экономическими системами, для которых необходимым условием поддержания жизнедеятельности и высокого уровня эффективности служит развитие способностей к быстрому и гибкому реагированию на изменения факторов внешней среды. Это возможно лишь при нахождении внутриорганизационного резерва - потенциала созидающей управленческой активности. Мы считаем, что управленческие команды нового поколения обладают таким потенциалом, который основан на так называемом <эффекте синергии>. <Эффект синергии> - это эффект от взаимодействия участников команды, резко повышающий социально-экономическую результативность управленческой деятельности. 

Проблема поиска наиболее эффективного стиля управления современной организацией ставит перед нами задачу выявления закономерностей формирования и условий развития управленческих команд, определения значимых психологических характеристик личности руководителя, способствующих построению им управленческих команд. 

Управленческая команда, представляющая собой форму самоорганизации (сообщество) единомышленников-профессионалов для достижения определенной цели, группируется вокруг стратегического лидера - интегратора деятельности команды. 

Создание команды имеет важнейшее психологическое значение для формирования чувства единения, сплоченности и - как результат - достижения каждым ее членом состояния внутренней гармонии, ощущения профессиональной и личностной реализации. Возникающее в команде специфическое чувство общности, определяемое как Мы-концепция, преданность единой идее, цели предполагают объективный и критический анализ членами команды деятельности своих коллег. Такой критический подход обусловливает развитие и совершенствование командной работы. 

Команда является открытой системой. Это подразумевает, что между нею и внешним миром поддерживается взаимосвязь, открытость в отношении мира. 

Сама проблема управленческой команды, поиск и определение закономерностей ее формирования, находится пока еще на уровне становления и не достигла в отечественной социально-психологической науке высокого уровня разработанности. Использование же опыта западных исследований, и в первую очередь американских теорий управления, в практике отечественных научных разработок имеет ряд трудностей, связанных в первую очередь с кросс-культурными различиями организационных сред.



3 Вопрос

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характериcтики самих этих групп. Наука, изучающая психологические явления (свойства, процессы и состояния), характеризующие индивидуального и группового субъектов социального взаимодействия.

Предметом является исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллектив… социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Задачи

Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.

• Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.

• Массовые психические явления.

• Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.

• Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.

Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Место: общая, социология. Дифференциация: промышленная социальная психология, селького хоз-ва, семьи, науки, и т.д. Интеграция: Социальная психология личности, социопсихолингвистика, социально-педагогическая психология и т.д.

Психология социальная как наука включает следующие основные разделы:

• психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;

• психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых; здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;

• психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;

• практические приложения.

 

4 Вопрос

Аутопсихологическая компетентность собой сложноинтегрированное личностное новообразование, включающее уровневое освоение человеком знаний, умений и навыков в сфере самопознания, саморегуляции и самореализации и проявляется в процессах самопонимания, самоотношения, самооценивания, самоуважения.Ау-пк- способность чела осуществлять самоконтроль, самооценку, самоанализ, самокоррекцию, самопомощь, основываясь на псих знаниях, закономерностях и законах.

АК как субъектное свойство включает тот уровень самосознания и саморегуляции, который обеспечивает: знание человека о самом себе; адекватную оценку своих возможностей; способность к самонаблюдению и рефлексии; способность к оптимальному взаимодействию с окружающим миром при наличии внутреннего локуса-контроля; потребность в самопознании и саморазвитии. Результаты исследования влияния аутопсихологической компетентности на регуляцию процесса профессионализации, проведенного Н.С.Глуханюк показали, что наибольшая чувствительность к себе как субъекту профессионализации наблюдалась у студентов и педагогов со стажем 10 и более лет, что подтверждалось данными исследования самосознания (целостность и структурированность самосознания фиксируется у испытуемых, выполняющих одну и ту же деятельность не менее 7-10 лет). Влияние аутопсихологической компетентности проявляется в снижении тревожности; повышении активности, уверенности в себе; проявлении активного отношения к познавательной деятельности; проявлении потребности в рефлексии субъективного опыта, изменяющейся картины мира; выстраивании Я-концепции, основанной на расширении знаний о себе; развитии способности к социально-профессиональным изменениям. Аутопсихологическая компетентность участвует в формировании субъектных характеристик профессионала (самоотношении, самооценке, саморегулировании), в проектировании себя как профессионала.

5 Вопрос

 

Методы оценки аутопсихологической компетентности личности.

Аутопсихологическая компетентность - это понимание своих сильных и слабых сторон, владение технологиям саморазвития и самореализации. Аутопсихологическая компетентность как готовность и способность личности к самопознанию, саморазвитию и самореализации предполагает осознание человеком собственных индивидуальных и личностных особенностей, а также понимание того, как надо действовать на основе знания самого себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в контексте профессиональной деятельности.

Людмилой Анатольевно й Степновой разработана система психолого-акмеологического сопровождения процесса развития аутопсихологической компетентности государственных служащих. В ее рамках предложен принцип модульных обучающих программ как особого класса учебно-консультационных материалов. Показано, что эффективная аутопсихологическая подготовка государственного служащего базируется на трехкомпонентной модели развития аутопсихологической компетентости, включающей: наличный психологический потенциал (особенности нервной системы, тип темперамента, тип характера, энергетический потенциал, мотивационно-целевой порог); психологические стратегии (комплексы психологических умений, которые помогают человеку раскрыть свой потенциал); психологическую тренировку, направленную на развитие психологических стратегий. Аутопсихологическая подготовка предусматривает разработку индивидуальных программ карьерного роста на основе диагностики индивидуального карьерного стиля и включения на этой основе механизмов саморегуляции карьеры. Автором концепции оценки и формирования АПКЛ разработаны, апробированы и внедрены авторские диагностические и коррекционно-развивающие методики: диагностический опросник оценки уровня развития аутопсихологической компетентности; методика проектирования аутопсихологической компетентности «Разработка индивидуальных программ личностно-профессионального развития»; методика оценки эффективности самоуправления «Аутомоделирование личностно- профессиональной саморегуляции». Разработана модульная программа аутопсихологического тренинга (АПТ): универсальный модуль проведения АПТ, программы развития профессионального Я, интеллектуальных способностей, психологической устойчивости, оптимизации временного ресурса, навыков психологической защиты от манипуляций. Содержание ситуаций и характер поставленных проблем в аутопсихологическом тренинге адекватны реальной действительности и значимы для участников. Все вышеперечисленные методики нацелены непосредственно на комплексную оценку и коррекцию аутопсихологической

6 вопрос

Процедура психолого-акмеологического сопровождения состоит из социально-психологического изучения и психологического обследования контингентов и включает:

• оценку уровня развития познавательных психических процессов, адаптационных способностей личности (уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, коммуникативные способности, ориентация на существующие нормы поведения и требования коллектива);

• оценку социально-психологических характеристик, в том числе профессиональной направленности и мотивационных установок;

• изучение некоторых дополнительных характеристик, определяемых специфическими особенностями учебно-воспитательной и трудовой деятельности.

Задачами психолого-акмеологического сопровождения являются:

 

• установление индивидуально-психологических особенностей личности подростков, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;

• диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта и т.п.), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения;

• исследование мотивационной сферы личности;

• выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;

• профессиональная ориентация несовершеннолетних и помощь им в профессиональном самоопределении;

• определение оптимальных алгоритмов занятий на основании индивидуально -психологических особенностей в целях быстрейшего формирования трудовых навыков за счет формирования индивидуального стиля обучения и деятельности для оптимизации функционального состояния несовершеннолетних;

• рациональное распределение несовершеннолетних по профилям подготовки и специализациям;

• углубленное психологическое изучение несовершеннолетних с признаками затрудненной адаптации к учебно-воспитательному процессу и трудовой деятельности в целях разработки предложений руководству и мастерам по проведению индивидуальной работы;

• участие в комплектовании производственных групп с учетом психологической совместимости;

• выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью.

В рамках психолого-акмеологического сопровождения отдельно реализуются мероприятия социально-психологического характера, такие как:

 

• социально-психологическое изучение личности и коллектива;

• выявление несовершеннолетних, склонных из-за особенностей индивидуального психического развития к нарушению дисциплины и аморальным поступкам;

• исследование внутригрупповых процессов и разработка мероприятий по их социально-психологической коррекции;

разработка рекомендаций руководству по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и трудового обучения.

Психолого-акмеологическое сопровождение учебно-трудовой деятельности несовершеннолетних правонарушителей - это система организационных и психологических мероприятий, направленных на оценку, прогнозирование, коррекцию и реабилитацию функционального состояния организма и работоспособности данного контингента.

 

Задачами психолого-акмеологического сопровождения на этапе учебно-трудовой деятельности являются:

 

• углубленное психологическое обследование в процессе динамического наблюдения в целях раннего выявления лиц с дезадаптационными расстройствами;

• оценка работоспособности несовершеннолетних по показателям функционального состояния организма;

• разработка рекомендаций руководству производственных площадок и мастерам по комплектованию подразделений и рациональному распределению физической и психической нагрузок с учетом их психологических особенностей;

• проведение мероприятий психологической коррекции с испытывающими затруднения в адаптации к учебно-трудовому процессу;

• проведение мероприятий психологической реабилитации;

• прогнозирование успешности деятельности и адаптации.

 

Психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей осуществляется на всех этапах учебно-производственного процесса.

 

Цель психолого-акмеологического сопровождения повседневной учебно-производственной деятельности - сохранение здоровья, повышение работоспособности, профилактика возникновения у них деза-даптационных расстройств, а также оптимизация поведения, учитывая данный контингент.

 

Задачами психолого-акмеологического сопровождения повседневного учебно-производственного процесса являются:

 

• выявление конкретных этапов и элементов подготовки, предъявляющих повышенные требования к физической подготовленности, здоровью и нервно-психической устойчивости;

• оценка функционального состояния организма, выявление лиц группы риска;

• рациональное перераспределение несовершеннолетних по специализациям и подразделениям;

• прогнозирование эффективности учебно-производственного процесса;

• проведение мероприятий психологической коррекции группы риска;

• проведение мероприятий по оптимизации функционального состояния с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

 

Под психолого-акмеологической коррекцией функционального состояния понимается комплекс воздействий на подростков, направленный на нормализацию или стимуляцию функциональных реакций организма в целях восстановления функций.

 

Психолого-акмеологическая реабилитация - комплекс мероприятий, направленный на восстановление функционального состояния организма (на психологическом и социально-психологическом уровнях) подростков после травм, болезней, возвращения их из мест лишения свободы. Реабилитационные мероприятия проводятся специалистами психологической службы на производственных площадках.

 

Психолого-акмеологическая экспертиза - обследование с использованием комплекса психологических методик с целью определения соответствия психологических качеств требованиям трудовой деятельности по конкретной специализации. В ходе психолого-акмеологической экспертизы выявляются также лица с признаками осложнения учебно-производственной адаптации, склонные к девиантному поведению, алкоголизму и наркомании (группа риска).

 

7вопрос

 

Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. Причем установить четкие возрастные границы этого процесса практически невозможно в связи с тем, что характер как устойчивая совокупность определенных черт «наполняется» ими постепенно, по мере включения ребенка в социальные и деловые отношения через групповые игры, общение и учебу. Вместе с тем считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия. Именно эти физиологические условия на ранних этапах жизни ребенка существенно определяют формирование специфических черт его характера.

Как известно, физиологическими механизмами обусловлен также темперамент. Однако он не является предпосылкой, однозначной траекторией формирования характера. Темперамент лишь способствует (либо препятствует) развитию у данного человека тех или иных черт характера. Например, лица с холерическим темпераментом могут иметь различные черты характера.

В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Известно, что доверие к окружающим, открытость к общению, доброта (или их антиподы) начинают формироваться раньше других черт под влиянием того, как обращаются с ребенком взрослые люди, в первую очередь родители. Закрепляют эти черты элементы системы поощрений и наказаний, которые постоянно испытывает на себе ребенок.

Включенность ребенка в групповые игры ускоряет формирование и развитие коммуникативных и деловых черт характера (общительность, трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др.).
Условия обучения в начальных классах либо разрушают имеющиеся первичные черты характера, либо закрепляют их в зависимости от влияния окружающей среды.

Эта тенденция продолжается до окончания школы. В старших классах школы специфика влияния социума зависит от:
- личного отношения подростка к человеку, его отношения к самому себе, степени уверенности в себе, а также уровня самооценки;
- средств массовой информации (телевидения, международных компьютерных сетей типа INTERNET и т.д.).

В 7-15 лет формируются черты, определяющие отношения с людьми, оформляется эмоционально-волевая сфера.

К 15-17 годам личность приобретает достаточно высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Характер человека, однако, не консервируется. Условия личной жизни вносят свои изменения. Именно они играют нажную роль в формировании мировоззрения индивида, его морально-нравственного облика и других психологических феноменов. В свою очередь, эти феномены определяют направленность процесса самовоспитания человека. Результаты самовоспитания особенно видны в подростковом и юношеском возрасте. Об эффективности этого процесса можно говорить лишь при четком осознании его необходимости и соответствующей силы мотивации. Так, например, юноша, мечтающий о профессии летчика, вряд ли станет легкомысленно курить, злоупотреблять алкоголем и т.п.Быт, школа, семья, круг знакомых, общение, специфика профессиональных занятий - все это оказывает существенное влияние на взгляды, мотивы, установки и цели личности, формирует ее направленность, делает ее поведение предсказуемым в различных ситуациях. Другими словами, формирует характер.Общая тенденция характерологической динамики до 25-30-летнего возраста заключается в ослаблении «детских» черт (детская капризность, подростковый максимализм, общая импульсивность и др.) и укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность и др.).После 30-летнего возраста вероятность характерологических изменений резко снижается (если только это не вызывается различного рода психическими недугами). Возможные изменения могут быть обусловлены ориентацией на текущие и перспективные планы жизненного пути. Именно она закрепляет такие черты, как настойчивость, целеустремленность, упорство, стремление к знаниям, склонность к обучению и т.п.В 50 лет человек, по выражению профессора Р. Немова, проходит рубеж, на котором встречаются прошлое с будущим, расстается с грезами и фантазиями и старается соответствовать текущим обстоятельствам. В более позднем возрасте все большее место в жизни человека занимают «мечты о прошлом», воспоминания и забота о здоровье. Человек вступает в фазу умиротворенной, неторопливой, размеренной жизни.Таким образом, на ранних этапах жизни человека грани характера«оттачивает» преимущественно сама жизнь. Постепенно инициатива все больше переходит в руки самой личности.

8 Вопрос

Проблема компетентности как свойства профессионала и ее конкретных видов традиционно является одной из важнейших в психолого-акмеологических исследованиях, так как компетентность представляет собой необходимое условие профессионализма личности и деятельности. Поэтому анализ состояния проблемы профессиональной компетентности хотелось бы начать с обоснования проблемного поля.Профессиональная компетентность в данном понимании означает высокий уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами профессиональной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловую надежность и способность успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач [20]. В проведенных исследованиях подчеркивалось, что профессиональная компетентность связана прежде всего с профессиональной эрудицией и профессиональным опытом, которые приобретаются в процессе базового и дополнительного образования и с годами в процессе практической деятельности.В психолого-акмеологических исследованиях профессиональная компетентность рассматривается в качестве главного когнитивного компонента подсистемы профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения субъекта труда, постоянно расширяющаяся система знаний, круг решаемых проблем или вопросов, что позволяет выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью Интегративный характер категории «профессиональная компетентность», ее зависимость от специфики профессиональной деятельности определяют не только ее системные связи с другими видами компетентности, но и «нежесткий характер». Иными словами, она может как включать в себя другие виды компетентности как системные составляющие, так и в значительной мере отождествляться с ними (В.Г. Зазыкин).В ряде психолого-акмеологических исследований представлялись основания для выделения специальных видов компетентности, обладающих обобщающими свойствами. Так, А.К. Маркова [15] указывала на существование следующих видов компетентности (по критерию «общее-особенное»):

• специальная компетентность, проявляющаяся во владении собственно профессиональной деятельностью, способностью проектировать дальнейшее профессиональное развитие (тождественно профессиональной компетентности);

• социальная компетентность как ответственность за результаты своего труда, высокий уровень профессионального взаимодействия и общения;

• личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения, противостояния профессиональной деформации;

• индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии.

С психологической точки зрения в приведенных определениях и типологиях просматривается ряд взаимосвязанных качественных особенностей, которые по сути дела отражают общую внутреннюю структуру компетентности, включающую ряд взаимосвязанных компонентов. Если речь идет о компетентности в какой-либо профессиональной области, то можно выделить пять главных компонентов, определяющих содержание компетентности:

• гностический или когнитивный компонент, характеризующий наличие необходимых профессиональных знаний;

• регулятивный компонент, позволяющий использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач;

• рефлексивно-статусный компонент, дающий право за счет признания авторитетности действовать именно так;

• нормативный компонент, определяющий круг полномочий, сферу профессионального ведения;

• коммуникативный компонент, необходимость которого обусловлена тем, что многие виды профессиональной деятельности всегда осуществляется в условиях делового общения и взаимодействий. Поэтому компетентность проявляется прежде всего в общении [5].

Таким образом, когда речь идет о сущностных характеристиках компетентности в чем-либо на уровне общего и особенного, следует раскрывать содержание всех отмеченных компонентов. С этих позиций необходимо подходить к изучению и развитию профессиональной компетентности и ее отдельных видов. Мы считаем, что уровень профессиональной компетентности во многом зависит и от личностных качеств субъекта деятельности – интеллектуальной активности, способностей, познавательной потребности, мотивации профессиональных и личностных достижений.

Основные отличия компетентности от профессионализма, по данным А.А. Деркача и В.Г. Зазыкина, проявляются в доминировании гностического или когнитивного компонента, отражающего наличие у компетентного субъекта необходимых профессиональных знаний; меньшей роли регулятивного компонента; важной роли рефлексивно-статусного компонента, дающего право за счет признания авторитетности действовать определенным образом, а так же регулирующей функции нормативного компонента, определяющего круг полномочий, сферу профессионального ведения, влияющего на формы поведения и отношений.

В практике психологических и акмеологических исследований обоснована общая структура психологической компетентности и разработана ее теоретическая модель, включающая несколько взаимосвязанных подструктур:

• социально-перцептивную компетентность, проявляющуюся в «знании людей»; ее основу составляют психологические знания о личностных и характерологических детерминантах и индикаторах, проявляющихся в деятельности, поведении, отношениях и общении;

• социально-психологическую компетентность, выступающую как система структурированных знаний о закономерностях поведения, деятельности, общения и отношений людей, включенных в профессиональные или социальные группы;

• аутопсихологическую компетентность как систему знании, позволяющая осуществлять самопознание, самооценку, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, что обеспечивает самоэффективность;

• психолого-педагогическую компетентность как систему знаний о методах осуществления влияния на людей [16].

Л.А. Степнова разработала общую описательную модель профессиональной компетентности государственных служащих, включающую следующие подструктуры: на уровне структурно-содержательных видов – психологическую, социально-психологическую, социально-перцептивную, коммуникативную, профессионально-педагогическую; на уровне операционно-технологических видов – рефлексивную и аутопсихологическую. Кроме того, ею была разработана психолого-акмеологическая модель аутопсихологической компетентности в виде лингвистического качественно строгого системного описания.Некоторые специалисты акмеологическую компетентность рассматривают в неразрывной связи с профессиональным акме. Е.В. Селезнева считает, что акмеологическая компетентность является важной характеристикой уровня и генезиса акмеологической культуры личности [18]. По данным А.К. Марковой, «…профессиональные акме – это высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, признанный профессиональным сообществом как социально важный результат, заметно превышающий нормативный уровень». Показателями общественно значимого профессионального акме являются прежде всего высокие личностно-профессиональные достижения.Таким образом, профессиональная компетентность – ключевая многоаспектная проблема в педагогическом, психологическом и акмеологическом плане. Ее актуальность и значимость подчеркивается в современных психолого-педагогических и акмеологических исследованиях. Вместе с тем определение сущности профессиональной компетентности, ее содержание, структура, специфика, критерии, показатели, уровни характеризуется неоднозначностью трактовок, что свидетельствует о сложности и противоречивости анализируемой нами проблемы. Актуальными на сегодняшний день являются вопросы, связанные с уяснением и дифференциацией понятия профессиональная компетентность, профессионализм, профессиональное развитие личности.

9 Вопрос Предмет, цели, задачи акмеологии профессионального здоровья.

· Психология повседневного самовосстановления психоэнергетического ресурса организма. Общий телесноориентированный психоэнергетический тренинг

· Психоэнерготерапия состояний стресса и хронической усталости

· Технология самозащиты от негативных гравитационных и гиподинамических влияний типичных поз рабочего дня государственного служащего

· Восстановительная органотренировка. Регуляция гемо- и энергодинамических изменений в жизненно важных органах и системах

· Приемы экстренной самопомощи при обострении хронических заболеваний и развитии кризисных состояний

· Подбор акмеологических программ оптимизации индивидуальных стилей профессиональной жизнедеятельности государственных служащих

Цель АЗ состоит в развитии у людей необходимых навыков и умений по поддержанию хорошего самочувствия и устойчиво высокой работоспособности в условиях напряженного труда.Овладение данными технологиями обеспечивает специалисту чувство уверенности в своих возможностях, надежно выполнять возложенные на него обязанности, оптимизм и стремление к дальнейшему профессиональному росту.Предметом изучения АЗ является физическое и психологическое здоровье человека, находящегося в условиях напряженного профессионального труда. АЗ занимается разработкой методов неспецифической регуляции как наиболее общих, базовых процессов жизнедеятельности организма, так и специальных, целевых органотренировок по восстановлению и улучшению функционирования конкретных органов и систем. Также разработаны приемы экстренной самопомощи при возникновении острых кризисов.Задачи АЗ: разработка и внедрение знаний и приемов по формированию навыков санации и аутосанации психического, социального и профессионального здоровья, формировании стратегии содержания и обеспечения уровня качества жизни. Выработку мотивации личностного развития, стимуляции здорового образа жизни и стиля деятельности, рационализации отдыха. Овладения навыками здорового смысла жизни, воспринимаемого как процесс управления адаптацией в условиях бытовой и профессиональной среды. Познание мер профилактики психического напряжения, стресса в сохранении устойчивости в эмоциональной и поведенческой сфере, трудовых кризисных и чрезвычайных обстоятельствах. Выработка волевых приемов достижения равновесия индивидуальности, социального и профессионального здоровья, в целях эффективного взаимодействия с сотрудниками.

 

 

10 Вопрос

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.