Сделай Сам Свою Работу на 5

Влияния игры, как ведущего вида деятельности, на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста





Содержание

 

Введение…………………………………………..……………………………..3

Глава 1. Теоретические основы проблемы обучения и развития детей дошкольного возраста через игру……………………………………………….5

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………..5

1.2 Влияния игры, как ведущего вида деятельности, на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста………………………..7

1.3 Психолого-педагогические условия организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста…………………..11

Глава 2. Изучение влияния игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на их развитие…………………………..……………..16

2.1 Описание методической базы эксперимента……………………….16

2.2 Анализ результатов диагностики…………………………………….20

2.3 Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста………………………………….20

Заключение…………………………………………………………………...…..23

Список литературы……………………………………………………………....25

Приложения ……………………………………………………………………..26



 

Введение

 

Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. В настоящие время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные, образовательные и социальные функции.

Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в мышление. Проблема детской игры оказалась в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Методологической основой развития теории и практики детской игры стали положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания и обучения.

Все это обусловливает актуальностьисследуемой нами проблемы.

Предметомнашего исследования является процесс организации игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте.



Объектисследования – процесс развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности влияния игровой деятельности на обучение и психическое развитие детей в старшем дошкольном возрасте.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

¾ выявить особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте и её влияние на обучение и развитие детей;

¾ выявить сущность понятия «игровая деятельность»;

¾ выявить уровень развития игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте;

¾ изучить анализ проблемы в теории и практике;

¾ разработать методические рекомендации по организации игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте.

Методыисследования: реферирование, конспектирование, анализ и синтез содержания материалов первоисточников, изучение практической деятельности реального ДОУ, педагогическая диагностика.

За последние десятилетие удалось решить следующие вопросы проблемы:

¾ Д. Б. Эльконина - теория периодизации детского развития и детской игры;

¾ А. Н. Леонтьева – рассматривал игру, как ведущий тип деятельности детей-дошкольников.

Влияние игры на психическое развитие ребенка рассматривали М. Монтессори, А.В.Запорожец и другие.

В то же время следует отметить, что далеко не все проблемы удается эффективно решить в практике работы реального ДОУ.

Гипотезаисследования: если знать особенности игровой деятельности и психолого-педагогические условия её организации детей в старшем дошкольном возрасте, то это будет способствовать её более эффективному развитию и обучению.



 

Глава 1. Теоретические основы проблемы обучения и развития детей

Дошкольного возраста через игру

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

 

Игра — это вид непродуктивной деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых. [6, с. 142]

Игра - это основной вид деятельности дошкольника, в которой он в воображаемых обстоятельствах отражает окружающую действительность. (Л.Р. Болотина, Т.С Комарова, С.П. Баранов Дошкольная педагогика)

Виды игр:

1. Сюжетно-ролевая игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в которой дети берут на себя роль взрослых и в обобщенной форме специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношение между ними.

2. Театрализованные игры – это разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей.

3. Творческие игры – это игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего. Переживания в игре влияют на ее характер.

4. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр [11,с. 42].

Считается, что большинству игр присущи следующие главные черты:

¾ свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

¾ творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

¾ эмоционально напряжённая, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.

¾ деятельность, проходящая в рамках прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.

¾ деятельность имеющая имитационный характер. "Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющую свою собственную направленность. Даже малое дитя прекрасно знает, что оно играет лишь «как будто взаправду», что это всё «понарошку».

¾ деятельность обособленная от «обыденной» жизни местом действия — игровой зоной и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определённых рамках пространства и времени. Внутри игрового пространства царит собственный безусловный порядок. (Й. Хёйзинга, 1992).

¾ наличие минимальной игровой ситуации [9,с. 31].

 

Влияния игры, как ведущего вида деятельности, на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста

 

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра имеет большое значение для развития психики дошкольника. Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра - наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры - наличие воображаемой ситуации. Наряду с сюжетно-ролевой игрой развиваются и другие виды игр, генетически связанные с последней [4,с. 84].

В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению [8,с. 145].

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Однако эта детская деятельность весьма экзотична и загадочна для психологов. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в каком-то воображаемом пространстве? При этом они, конечно же, остаются детьми и прекрасно понимают условность своего “перевоплощения” - они только играют во взрослых, но эта игра приносит им ни с чем не сравнимое удовольствие. Определить сущность сюжетно-ролевой игры непросто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и познавательной [6, с. 19].

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать, и занимает игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека [4,с. 97].

Таким образом, игра оказывает влияние на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста:

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.