Политические и философские взгляды К. Нкрумы
КвамеНкрума считал себя одновременно христианином и социалистом-марксистом, интерпретируя при этом и христианство, и марксизм, и социализм в свете целей и задач национально-освободительного движения. Будучи лидером и идеологомпанафриканизма (в юности К. Нкрума испытал влияние одного из его основоположников гаитянина М. Гарвея), он кардинально переосмыслил эти взгляды, уйдя от крайностей тезиса о «чистоте негритянской расы». Отстаивал идеи африканского единства (при этом являясь противником идеологии «негритюда»*) и особого пути Африки в цивилизационном развитии. Его не устраивал и у М. Гарвея, и у Л.С. Сенгора (основоположника африканской версии «негритюда») тезис о «негритянском национализме», который он считал необходимым заменить «африканским национализмом».
Панафриканизм он рассматривал как идеологию политического освобождения народов Африки, их экономической интеграции и модернизации и африканского национального самосознания («философия африканизма»). К. Нкрума писал: «Никогда раньше люди не имели таких больших возможностей для развития континента, наполненного столькими богатствами. Индивидуально, независимые государства Африки, – некоторые из них потенциально богаты, другие бедны, – мало что могут сделать для своего народа. Вместе, оказывая друг другу взаимную помощь, они могут добиться многого. Но экономическое развитие континента должно планироваться и осуществляться сообща. Свободная конфедерация, ориентированная только на экономическое сотрудничество, не позволяет обеспечить необходимое единство целей. Только сильный политический союз может привести к полному и эффективному использованию наших природных ресурсов на благо наших народов».
Свою систему взглядов К. Нкрума называл коншиенсизм*(от consciencism, «философия сознательности» – производное от английского conscience – совесть, сознание, сознательность), истоками которого считал рационалистическую версию европейской философии и «научный социализм» К. Маркса. Однако одновременно он утверждал, что коншиенсизм как теория исходит из реальностей африканского сознания и действительности и указывает возможности специфически африканского развития.
Нкрума считал, что африканское общество строится на гуманитарных и эгалитарных принципах, что оно не является классовым, в связи с чем переход к социализму возможен в нем не через революцию, как от капитализма к социализму, а путем реформ, не нарушающих внутренней гармонии традиционных социальных отношений. В свою очередь, капитализм, по мнению Нкрумы, являлся «предательством характера и совести Африки». Присущие африканскому обществу ценности и принципы он определял термином «коммунализм»*.
В более поздний период, уже после переворота 1966 г., Нкрума перешел на более радикальные позиции. Если в период борьбы за независимость он выступал за ненасильственные методы борьбы, – забастовки, бойкоты, акции протеста и так далее, – то позднее утверждал: «Революционное насилие является фундаментальным законом революционной борьбы».
В этот период Нкрума определил панафриканизм как полное освобождение и объединение Африки под единым социалистическим правительством. Он также рассматривал освобождение Африки в контексте более широкой борьбы за права черных. Он писал: «Африканская революционная борьба не ограничивается только Африкой. Она не только является частью мировой социалистической революции, но также должна рассматриваться в контексте черной революции в целом… Центр Черной революции в Африке, и до тех пор, пока Африка не будет объединена под социалистическим правительством у черного человека во всем мире не будет национального дома… Африка – это один континент, один народ, одна нация».
Основные работы: «Вперед, за свободу от колониализма» (1946); «Автобиография» (1960); «Я говорю о свободе. Изложение африканской идеологии» (1961); «Африка должна объединиться» (1963); «Коншиенсизм: философия и идеология для деколонизации и развития со специфической ссылкой на африканскую революцию» (1964, во втором издании 1970-го г. подзаголовок был сокращен: «Философия и идеология для деколонизации»); «Неоколониализм, высшая стадия империализма» (1965); «Аксиомы Кваме Нкрумы» (1967); «Голос из Конакри» (1967); «Вызов Конго» (1967); «Черные дни в Гане» (1968); «Руководство по ведению революционной войны» (1969); «Классовая борьба в Африке» (1970) и др.
В годы пребывания в Англии им также были написаны памфлеты «Образование в колониально-освободительном движении», «Национализация и образование в Западной Африке», «К колониальной свободе. Африка в борьбе против мирового империализма».
Произведения К. Нкрумы, переведенные на русский язык:
1. Автобиография. М., 1961.
2. Я говорю о свободе. Изложение африканской идеологии. М., 1962.
3. Африка должна объединиться. М., 1964.
*****
РолингсДжерри Джон[58]
(Rawlings Jerry John)
(родился 22 июня 1947 г.)
Государственный и военный деятель Республики Гана. Глава государства в 1979 и 1981-2001 гг.
Родился 22 июня 1947 г. в семье мелкого торговца, выходца из Шотландии, и представительницы народности эве. Окончил Ганскую военную академию, Авиационное училище в г. Такоради.
15 мая 1979 г. молодые офицеры во главе с лейтенантом военно-воздушных сил Джерри Ролингсом предприняли попытку государственного переворота, захватили радиостудию и штаб-квартиру главного командования армией, однако правительственным войскам удалось подавить выступление. Дж. Ролингс и его сподвижники были арестованы и преданы суду. Однако их судил не закрытый военный трибунал, как полагалось бы, а открытый суд. Воспользовавшись этим, лейтенант Дж. Ролингс, по примеру Фиделя Кастро, превратил процесс в трибуну для осуждения режима генерала Ф. Акуффо и пропаганды своих идей. Речи Дж. Ролингса сразу обрели популярность и в списках распространялись по столице. Пропаганда Джерри Ролингса вскоре возымела действие.
В ночь на 4 июня 1979 г. майор Боаке Гьян, друг лейтенанта по колледжу Ачимоте, захватил лагерь Барма и освободил Дж. Ролингса и его сторонников. Узнав об этом, многие части столичного гарнизона стали переходить на сторону восставших.
Режим Ф. Акуффо был свергнут. Власть перешла к Революционному совету вооруженных сил (РСВС), председателем которого стал Дж. Ролингс.
РСВС заявил, что он взял власть на короткий срок с единственной целью провести чистку вооруженных сил и управленческого аппарата от коррумпированных лиц, виновных в создании экономического хаоса. «За преступления против государства» были казнены восемь высших военных чинов, в их числе бывшие военные руководители Ганы – И. Ачампонг, А. Африфа и Ф. Акуффо. Сотни высокопоставленных чиновников были осуждены на длительные сроки каторжных работ с конфискацией имущества. Был национализирован ряд компаний, в основном принадлежавших индийцам и ливанцам, взысканы штрафы с лиц, уклонявшихся от уплаты налогов, конфискованы с подпольных складов спекулянтов крупные запасы товаров.
Режим Дж. Ролингса широко применял революционные методы в своей политике и леворадикальную фразеологию, хотя к коммунизму не тяготел.
Парламентские выборы 18 июня 1979 г., проведенные по решению РСВС, принесли победу левой Народной национальной партии. На состоявшихся в июле президентских выборах победу одержал ее кандидат Х. Лиманн. 24 сентября РСВС официально передал власть новому гражданскому правительству.
Администрация Х. Лиманна, несмотря на свои предвыборные обещания, не смогла вывести страну из кризиса. В начале 80-х гг. Гана оказалась в катастрофическом положении. Значительно упали производство продовольственных товаров, объем экспорта, добыча полезных ископаемых, пришла в негодность инфраструктура, в полном расстройстве оказались финансы, невиданных масштабов достигли коррупция, преступность, тревожные размеры приобрела эмиграция. В этих условиях росла популярность Дж. Ролингса, выступавшего с резкой критикой властей. Президент уволил его в отставку и привлек к суду.
В ночь на 1 января 1982 г. Дж. Ролингс возглавил новый военный переворот, в ходе которого правительство Х. Лиманна было свергнуто. Власть перешла к Временному совету национальной обороны (ВСНО), председателем которого стал Дж. Ролингс. Он заявил, что военные намерены осуществить «национально-демократическую революцию», которая в корне изменит к лучшему жизнь ганцев.
В целом правительству Дж. Ролингса удалось добиться стабильного экономического подъема.
3 ноября 1992 г. в стране состоялись первые за 10 лет президентские выборы, победу на которых одержал Дж. Ролингс, уволившийся к тому времени из рядов вооруженных сил. 7 января 1993 г. он принял присягу как президент Ганы и тем самым вошел в новейшую историю страны как первый бывший глава военного режима, избранный президентом республики демократическим путем. В 1996 г. Дж. Ролингс был переизбран на пост главы государства. В 2000 г., вопреки всем ожиданиям западных и ганских оппозиционных прогнозистов, не пошел на изменение конституции, отказался от участия в президентских выборах и ушел из политики.
Во внешней политике режим Дж. Ролингса поддерживал национально-освободительное движение Юга Африки, движение панафриканизма. Сам Дж. Ролингс внес большой вклад в урегулирование ситуации в Либерии. Признанием авторитета Дж. Ролингса стало избрание его в 1994 г. председателем ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки). Он является лауреатом премии им. Н. Азикиве, которая вручается за эффективное руководство страной.
На большинстве официальных мероприятий Дж. Ролингс предпочитал появляться в ганской национальной одежде или в темно-синем блейзере, который подчеркивал его военную выправку.
Дж. Ролингс увлекается боксом, автогонками, водным поло, верховой ездой, конструированием летательных аппаратов, пилотированием самолетов.
*****
Е. Словарь
Ашантихене– правитель (верховный вождь) раннефеодального государственного образования Ашанти на территории современной Ганы.
В ХХ веке (с 1935 г.) А. – наследственный правитель области Ашанти в составе британской колонии Золотой Берег, а позднее – в составе Республики Гана.
*****
Коммунализм– социально-политическая теория, проповедующая принципы децентрализации государственной власти и установления прямой демократии.
Теория К. видит основой социально-политической организации общества коммуны, а государство рассматривается как конфедерация таких коммун.
Идеи К. подвергаются критике сторонниками неолиберализма, поскольку права и интересы общества (коммуны) ставятся выше интересов и прав личности.
Сторонники коммунистического мировоззрения видели в идеях К. эклектическую смесь идей научного социализма, религиозного коммунизма, анархизма и иных течений социализма.
*****
Коншиенсизм(consciencism, «философия сознательности» – производное от английского conscience – совесть, сознание, сознательность) – система политико-философских взглядов К. Нкрума. Истоками К. Нкрума считал рационалистическую версию европейской философии и «научный социализм» К. Маркса. Одновременно он утверждал, что К.как теория исходит из реальностей африканского сознания и действительности и указывает возможности специфически африканского развития.
Нкрума считал, что африканское общество строится на гуманистических и эгалитарных принципах, что оно не является классовым, в связи с чем переход к социализму возможен в нем не через революцию, как от капитализма к социализму, а путем реформ, не нарушающих внутренней гармонии традиционных социальных отношений. Присущие африканскому обществу ценности и принципы он определял термином «коммунализм».
В работе «Коншиенсизм» (1964) Нкрума писал: «Идея изначальной ценности человека налагает на нас обязанности социалистического порядка. В ней заключается теоретическая снова африканского коммунализма. Эта теоретическая основа выражала себя на уровне общества в таких учреждениях, как клан, подчеркивая изначальное равенство всех и ответственность многих за одного. В обществе такого типа было невозможно возникновение классов в понимании Маркса… Там классы так связаны между собой, что между ними имеется диспропорция в экономической и политической власти. В подобном обществе существуют раздавленные, растоптанные эксплуатацией массы. Один класс сидит на шее другого. В этом смысле в традиционном африканском обществе не существовало классов».
Выдвигая тезис о «политической зрелости африканских масс», Нкрума считал возможным сознательное движение всех групп африканского общества к социализму.
*****
Негритюд(франц. Négritude) – культурно-философская и идейно-политическая доктрина, теоретическую базу которой составляет концепция самобытности, самоценности и самодостаточности негроидной расы. Зародилась в XX в. Основоположниками Н. считаются сенегалец Л.С. Сенгор, мартиниканец Э. Сезер, гвианец Л.Г. Дамас.
В основу теории Н. легли утверждения об исключительности негро-африканской цивилизации. Его сторонники провозгласили особую роль негроидных народов в духовном развитии человечества.
*****
Народная партия конвента (НПК) (англ. Convention People's Party, CPP) – левая социалистическая партия в Гане, базирующаяся на идеях своего основателя Кваме Нкрумы. Правящая партия в 1957-1966 г.
НПК была создана в 1949 г. для борьбы за независимость британской колонии Золотой Берег сторонниками Кваме Нкрумы, вышедшими из партии Объединенный конвент Золотого Берега, в котором они представляли радикальное крыло. Первая программа НПК состояла из шести пунктов, в одном из которых провозглашалось: «Обеспечить и поддержать полное единство вождей и народа Колонии, Ашанти, Северных территорий и Трансвольты». Другой пункт подчеркивал, что партия должна «служить сознательным политическим авангардом для устранения всех форм угнетения». На конференции в городе Хо в 1951 г. было заявлено, что конечной целью партии является построение социализма.
В январе 1951 г. НПК приняла участие в первых выборах в Законодательную Ассамблею Золотого Берега и завоевала 34 мест из 38. В феврале 1951 г. Кваме Нкрума был назначен главой Департамента правительственных дел, а в 1952 г. занял пост премьер-министра Золотого Берега.
Партия одерживала победу на выборах в Законодательную Ассамблею колонии в 1954 г. и 1956 г. 6 марта 1957 г. Золотой Берег стал независимым государством Гана. 1 июня 1960 г. Гана была провозглашена Республикой. 27 апреля 1960 г. в стране прошли президентские выборы, победу на которых одержал лидер НПК Кваме Нкрума.
На XI съезде НПК в городе Кумаси в 1962 г. была принята новая редакция программы партии, ориентировавшая Гану на построение социализма в качестве конечной цели. Программа касалась таких вопросов, как государственная поддержка промышленности и сельского хозяйства, разработка семилетнего плана развития национальной экономики, отношение партии к вопросам семьи, здравоохранения, образования и т.д. Предусматривалось осуществление курса на преобладание общественного сектора в экономике страны и ограничение частнокапиталистической эксплуатации. В программе, в частности, указывалось, что поскольку «империализм и колониализм оставили Гану без накопленного частными лицами капитала», то «только государство способно найти средства для развития таких основных служб и отраслей промышленности, которые являются важнейшим предварительным условием для интенсивного, разностороннего сельского хозяйства, быстрой индустриализации и повышения экономической производительности».
Важным моментом программы было включение в нее идей панафриканизма: необходимость экономического и политического единства Африки, создания объединенного военного командования и выработки общеконтинентальной внешней политики.
Кроме того, программа отрицала какие-либо достоинства многопартийности: «Многопартийная система дает исключительные возможности империализму и неоколониализму интриговать за фасадом различных партий с целью вмешательства во внутренние дела африканских государств путем поощрения коррупции, племенной розни и распрей в надежде преградить путь к полной экономической независимости».
Партия рассматривала себя в качестве общенародной, представляющей интересы всех существовавших в стране классов и общественных групп: рабочих, крестьян, молодежи и женщин, а также вождей деревень и более крупных образований и представителей крупного и среднего бизнеса.
Идеологическую основу партии составляли и составляют сейчас теоретические взгляд Кваме Нкрумы, названные им коншиенсизмом.
В январе 1964 г. в Гане прошел референдум, инициированный НПК. Жителям страны предлагалось проголосовать за введение однопартийной системы и усиление президентской власти. Референдум, по официальным данным, поддержали 99,91 % проголосовавших, или 2 773 920 человек. В Конституции страны была закреплена руководящая роль НПК. В 1965 г. состоялись безальтернативные президентские и парламентские выборы, по итогам которых К. Нкрума сохранил за собой пост президента страны, а НПК получила все 198 мест в Парламенте.
Ошибки экономического и политического характера, допущенные руководством страны, привели к ослаблению первоначально широкой поддержки Кваме Нкрумы и Народной партии конвента со стороны населения. 24 февраля 1966 г. произошел военный переворот. К власти пришел Национальный освободительный совет во главе с генерал-лейтенантом Джозефом Артуром Анкрой. Кваме Нкума, находившийся во время переворота за границей, был смещен с президентского поста. НПК была запрещена, многие министры и деятели НПК арестованы. Экономические и общественные преобразования, инициированные НПК, были приостановлены. Переворот 1966 г. оказал влияние на многие левые и просоциалистические режимы в странах Африки, которые встали перед необходимостью учитывать ошибки, допущенные в Гане. Сам Кваме Нкрума после переворота получил политическое убежище в Гвинее. Там же после переворота укрылись многие лидеры и активисты НПК.
Впоследствии в Гане возникали новые политические партии, базировавшиеся на теоретическом наследии Кваме Нкрумы. В ноябре 1978 г. была создана Народная национальная партия (ННП), объединившая в своих рядах многих сторонников идей Кваме Нкрумы. В 1979 г. ННП получила большинство мест в Парламенте Ганы, а президентом был избран лидер партии Хилла Лиманн. ННП являлась правящей партией до военного переворота 1981 г, когда она была запрещена наряду со всеми другими политическими партиями.
В течение 90-х гг. было учреждено несколько партий, провозгласивших себя последователями Кваме Нкрумы и его НПК, – Народный национальный конвент (People’s National Convention), Партия национального конвента (National Convention Party), Партия народного конвента (People’s Convention Party), Партия национальной независимости (National Independence Party) и другие. В 1998 г. Партия национального конвента, Партия народного конвента и часть членов Народного национального конвента объединились, образовав Партию конвента (Convention Party). С 2000 г. новая партия приняла название Народная партия конвента, воссоздав в новом облике запрещенную в 1966 г. партию.
В Манифесте НПК, принятом в 2008 г., говорится, что идеологией партии является нкрумаизм, который базируется на трех принципах: самоопределение, социальная справедливость и панафриканизм.
Роль НПК в политической жизни страны в настоящее время незначительна. По итогам проходивших в 2008 г. парламентских выборов НПК получила всего одно депутатское кресло, которое занял Самиа Нкрума, сын Кваме Нкрума. Лидером партии в настоящее время является Лэди Ниландер.
*****
Объединенный конвент Золотого Берега (англ. United Gold Coast Convention, UGCC) – политическая партия в британской колонии Золотой Берег (ныне Республика Гана), действовавшая в 1946-1951 гг. Ставила своей целью достижение независимости.
Партия была основана юристом Джозефом Данква в 1946 г. В 1947 г. в Гану вернулся Кваме Нкрума, занявший пост Генерального секретаря партии. Ключевые фигуры в партии в тот момент составляли так называемую «Большую шестерку» (The Big Six): Эбенезер Ако-Аджеи, Эдвард Акуфо-Аддо, Джозеф Данква, Кваме Нкрума, Эммануэль Обецеби-Лампти, Уильям Офори Атта. Партия выступала с требованием предоставления стране независимости «в возможно кратчайший срок».
К. Нкрума был лидером более радикального крыла партии, Дж. Данква – более умеренного. В 1948 г. в связи с идеологическими расхождениями и различием в оценках ситуации в стране, Нкрума и его сторонники вышли из Объединенного конвента и в следующем году учредили Народную партию конвента. Из «Большой шестерки» Нкруму поддержал Эбенезер Ако-Аджеи.
В 1951 г. Объединенный конвент принял участие в первых выборах в Законодательную Ассамблею, проходивших в колонии. По итогам выборов партия получила всего 2 депутатских кресла из 38, в то время как Народная партия конвента – 34. После неудачного участия в выборах Объединенный конвент принял решение о прекращении деятельности. Бывшие его члены перешли в созданную в следующем году Партию конгресса Ганы (Ghana Congress Party), трансформировавшуюся в дальнейшем в Объединенную партию.
*****
Панафриканизм – идейно-политическое течение, возникшее на рубеже XIX—XX вв. в среде афро-американской интеллигенции, требовавшей предоставления равных политических прав в США. В первой половине XX века панафриканизм был связан с требованием предоставления независимости африканским странам. После получения странами Африки независимости панафриканизм был связан с идеей создания единого государства на африканском континенте (Соединенных Штатов Африки), разработанной в 60-х гг. первым президентом Ганы Кваме Нкрума.
На основе панафриканизма в 1963 г. была создана Организация африканского единства (ОАЕ).
*****
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|