Сделай Сам Свою Работу на 5

Массовая информация как категория журналистики. Сущностные характеристики понятия.





Информация как философская категория.

Основные функции информации

То, что информация является категорией философской, совершенно очевидно. Она, как и материя существовала и существует всегда. Она – неотъемлемый атрибут материи и движения. Помня, что движение – способ существования материи, можно утверждать, что информация реализует этот способ, являя собой меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы.

Информация даже шире каждой из философских категорий. Потому что она является не только объективной естественно-научной характеристикой всех материальных объектов, но и характеристикой их взаимодействия на всех уровнях организации материи. Именно это и позволяет взять за основу естественно-научной картины мира такую философскую категорию как информация и осуществить интеграцию различных научных концепций в единую картину мира.

1) информационный, поскольку любой процесс управления и развития в человеческом обществе неразрывно связан с передачей и обработкой информации, требующих затрат времени (причем затраты времени существенно различаются в разные исторические эпохи). Так удается ввести фактор времени и реализовать принцип историзма при рассмотрении явлений развития;



2) управленческий, позволяющий учитывать целеполагание, функционирование и направленность процессов развития;

3) организационный, учитывающий меру упорядоченности структуры и позволяющий объяснить необратимость процессов развития.

 

2. Результативность журналистской деятельности в зависимости от способности жур­налиста к восприятию, переработке и подаче информации.

Начало: вопр. 2

Отсюда можно сформулировать требование к журналисту собирать о предмете его исследования как структурную, так и относительную информацию. Отсюда же вытекает и требование, предъявляемое к журналистскому тексту: обеспечить единство его внутренней структуры и его внешнего восприятия аудиторией. Отсюда вытекает и много других законов журналистской деятельности, о которых пойдет речь далее.

Таким образом, исходя из сущности понятия «информация», можно сформулировать 4 условия работы для журналиста, при которых будет обеспечено успешное усвоение информации аудиторией:



1. Как можно более полный сбор информации о внутренней структуре и внешних связях объекта изучения.

2. Осмысление и усвоение полученной информации журналистом.

3. Адекватное отражение в тексте усвоенных сведений.

4. Учет особенностей аудитории при написании текста.

Учитывая, что журналист периодически общается со своей аудиторией, мы изобразили этот процесс как повторяющийся. Если все указанные требования к процессу передачи журналистом полученных сведений своей аудитории неуклонно и тщательно выполняются, объем познания журналиста и его аудитории будет расти с каждым разом. Две расходящиеся линии на рисунке изображают развитие журналиста (верхняя линия) и аудитории (нижняя линия) в процессе их взаимодействия.

В случаях отсутствия каких-либо этапов работы или навыков в их осуществлении мы будем иметь нежелательные формы взаимодействия журналиста и аудитории:

Рис. 1 Прогрессивное взаимодействие журналиста и аудитории

Рис. 2 Потеря интереса аудитории к текстам журналиста

Рис. 3 Отрыв журналиста от аудитории

Рис.4 Полная потеря контакта с аудиторией

 

Роль информации в управлении. Механизмы управления.

Организм может сохранять свою упорядоченность только путем постоянного извлечения из окружающей среды информации.

 

Механизмы управления

 

Механизм управления тоже не дан нам изначально. Он возник и развивался в ходе эволюции от простейших форм к более сложным. Элементарные формы отражения явились предпосылкой трех последующих этапов развития механизма управления. На первом этапе появляется цель у объекта управления, которая формулируется как самосохранение. Мы имеем простейший замкнутый контур с обратной связью на уровне обычного регулятора (гомеостаза – сохранение и поддержание жизни), с реакцией лишь на текущие воздействия.



 

Цель: гомеостаз Воздействие внешней среды

Объект управления  

 

Субъект управления

 

2 этап – промежуточный, с программным изменением характера воздействия управляющего звена на объект для сохранения его устойчивости:

 

Цель: устойчивое бытие Воздействие внешней среды

Объект управл.

 

Субъект управ.
     

Жесткая программа

 

3 этап – механизм управления саморганизующихся систем, отличается наличием второго контура управления. Во втором контуре осуществляется отбор полезной информации из 1 контура, ее обобщение, выявление тенденций и выработка решений на основе научно-обоснованных прогнозов.

 

Цель: устойчивое развитие Воздействие внешней среды

  Объект управления    
Измеритель информации (семантический фильтр)   Исполнительное устройство
  Управляющий субъект    
  Обработка информации Принятие решений    
                 

 

Накопленный опыт, память, теория, программа

 

4. Информация как источник развития. Информационная карта мира.

можно сделать вывод о том, что информация обеспечивает системам такие качества как выживаемость, устойчивость и развитие. Для формирования оптимального поведения в среде обитания система должна постоянно приспосабливаться к непрерывно изменяющимся внешним условиям, изучая эту среду путем сбора и обработки как внешней, так и своей внутренней информации. В результате изу-чения в системе возникают представления о динамической информационной модели внешнего мира, и она успешно определяет свое место и роль в нем.

Действительно, журналистика с помощью всей совокупности своих дей-ствий отражает реальную действительность и рисует общую картину мира со всеми закономерностями ее функционирования и развития. Журналистика так-же аналогично выписывает картину общественного бытия и его развития в сис-теме мироздания. Она создает и галерею персональных образов, реализующих себя в общественном пространстве. Созданные ею картины позволяют ее ауди-тории выбрать оптимальные способы взаимодействия с описанной средой, а, значит, обеспечить себе жизнеспособность и развитие. Такова миссия журна-листики.

Естественно, что эту миссию профессионалы могут выполнить тогда, ко-гда отраженные ими картины адекватны (соответствующие) действительности и понятны аудитории. Подлинно журналистские тексты (массовая информация) диктуются только самой природой вещей и никем иным, они онтологичны по происхождению и по сути.

Журналисты должны обеспечить отражение как можно более полной картины общественной и личной жизни, держать руку на пульсе этой жизни, своевременно оповещая о сбоях ее ритма (отклонениях от устойчивого развития), разворачивать широкие общественные дискуссии по поводу возни-кающих проблем, с целью выработки оптимальных решений, обеспечивающих обществу и человеку жизнеспособность и развитие. Таким образом, журнали-стика, формирующая и направляющая информационные потоки, предстает как самый оперативный и массовый механизм управления общественным и лично-стным развитием.

Информационная картина мира указывает на перспективы развития че-ловечества, связанные с освоением и управлением космосом, – на необходи-мость формирования ноосферы как единого пространства разума и окружаю-щей среды. Для этого, по мнению академика А.Д. Сахарова, надо решить сле-дующие земные проблемы:

1. Отказаться от бесконечной гонки вооружения и термоядерной войны.

2. Остановить экологический беспредел и предотвратить назревающие экологические катастрофы.

Пути решения этих задач академик видит в:

- объединении человечества ради жизни на Земле

- массовой информатизации.

Очевидно, что роль журналистики как массово-информационной дея-тельности в таких процессах трудно преувеличить.

 

Массовая информация как категория журналистики. Сущностные характеристики понятия.

«Массовая информация – информация, направленная к массовой аудитории, затрагивающая вопросы общественной жизни в широком и разнообразном спектре ее актуальных для массового сознания проблем и явлений, благодаря чему в изданиях и программах создается панорама текущей жизни общества, образ современности»

- это информация, обращенная к широкой массе,

- это информация доступная для широких масс,

- это информация общесоциальной направленности (для общей пользы) по самому широкому спектру вопросов,

- это информация, стремящаяся к выработке единой позиции массы, единых норм по касающимся ее вопросам с целью интеграции ее в единую социальную общность при всем разнообразии этой общности,

- это информация общеполезная, то есть содержащая какую-либо пользу для каждого, кто к ней обращается,

- это информация, которая может поступать через каналы массовой информации от любого желающего, от самой широкой массы.

- Сущностные качества массовой информации, проявляемые при ее взаи-модействии с аудиторией:
1. Неограниченность тематики. Е.П.Прохоров говорит о широком круге экономических, социальных, духовных интересов массы. А С.Г.Корконосенко считает, что, если ограничиться констатацией тематической пестроты, то исчезнет критерий смысловой значимости материалов, поэтому особенности прессовых сообщений надо искать в других измерениях. Мы не намерены ограничиваться только указанием на разнотемья, но считаем необходимым подчеркнуть, что нет и не может быть такого предмета, явления, процесса, по поводу которого нельзя было бы сделать подлинно журналистский материал. Это говорит о том, что любой интерес аудитории может быть удовлетворен. Такое принципиальное понимание журналистской универсальности обусловливает весьма обширную потребность в ней. Даже специальная информация при условии ее соответствующей обработки и подачи может быть представлена массовому вниманию.
2. Направленность на массовую аудиторию. Потребление информации – процесс индивидуальный. А журналистский текст предназначен для широкого круга людей, рассредоточенных в пространстве. И в этом нет противоречия, потому что каждый индивид живет в обществе и получает массовую информацию именно как член сообщества. Недаром С.Г.Корконосенко называет журналистскую информацию «самой социальной». Единство индивидуального потребления и общего предназначения и есть особенное свойство массовой инфор-мации. Оно предполагает отражение действительности, при котором из общего потока сведений и их осмысления отбираются такие, которые, по выражению Б. Пастернака, «насколько типичны, настолько и индивидуальны». Они предназначены всем и каждому одновременно. Хотя, безусловно, каждый конкретный материал написан для конкретной аудитории и должен учитывать ее особенности для того, чтобы быть адекватно воспринятым, информативным, по Прохорову.
Существует и еще один аспект, характеризующий эту самую на-правленность информации на аудиторию. Информация поступает к по-требителю по массовым каналам, периодически и легко доступна для получения: ее легко найти, и она сравнительно недорого стоит.
И, наконец, сама массовая аудитория в любой момент может вы-ступить как источник (автор) массовой информации.

- 3. Декодируемость. Иначе говоря, текст должен быть понятен аудитории. В научной литературе нередко можно встретить такое утверждение: журналист должен говорить на языке своей аудитории. Это значит, что аудитория может различаться по: возрасту, полу, месту проживания, образованию, роду занятий, интересам, социальному статусу, политическим убеждениям, что, безусловно, будет отражаться и в языке, которым она изъясняется. Пенсионер не поймет молодежного слэнга. Чувственная женская натура не станет читать сухих мужских, слишком технологизированных текстов. Статья для кандидата наук окажется непонятной школьнику. Российский читатель имеет свои национальные ассоциативные ряды и эмоциональный опыт: например, понятие «свинья» у нас употребля-ется как символ неопрятности, в то время как в других странах она является священным животным. Журналисту, таким образом, приходится владеть всеми языками, на которых говорит его аудитория, и потому его произведения называются популярными.
4. Релевантность. «Информация являет собой свойство, обратное неопределенности, - пишет В.М.Березин. - Любую возможность, которая могла бы ее уменьшить, современные философы называют релевантной информацией. Носителями ее могут быть сообщения, люди, организации. Большая роль принадлежит здесь средствам массовой информации».
Этот термин уже непосредственно для журналистики использует Е.П. Прохоров. Он считает, что свойством релевантности обладают те массовые произведения, которые соответствуют потребностям и интересам аудитории. Именно одновременно должно быть и интересно, и полезно. Причем, поиском материала для чтения руководит, конечно, интерес. С него все начинается. Банальный заголовок, серое оформление, скучный первый абзац – и можно считать, что знакомство со всем текстом целиком вряд ли состоится, несмотря на то, что текст мог бы очень пригодиться читателю. Интерес также может быть потерян не сразу, а в процессе чтения, что тоже не позволит читателю получить полезную информацию. Поэтому важно следить за тем, чтобы интерес не угасал до самого конца текста. Однако, если при этом реальная польза, удовлетворение каких-либо потребностей читателя так и не произойдет, то вряд ли из голого интереса он будет постоянно читать данное издание, ведь, кроме развлечения, у него есть и другие задачи в жизни. Сочетание же двух компонентов в понятии «релевантность» позволяет формировать стойкую привязанность читателя к изданию, помогающему ему ориентироваться в современной действительности, выживать и раз-виваться.
5. Оперативность. Разумеется, для реализации миссии журналистики требуется своевременная информация. Оперативное отражение действительности, прежде всего, означает быстрое писание. Сообщение не успевает стать общеизвестным и предстает как новость. Новость всегда интересна для аудитории. Под новостью А.Моль подразумевает непредсказуемость сообщений. Осуществлять связь – это значит что-то передавать; это «что-то» представляет собой сложность последовательности элементов; информация есть мера сложности структур, степень непредсказуемости, новизны смыслов, предлагаемых воспринимающему. Новостная сущность журналистики автоматически влечет за собой ее ритмичность, периодичность.
Важна будет и актуальная информация. В этом термине, кроме новостного момента, просматривается еще и особенная острота отраженной ситуации. Причем, именно острота позволяет актуализировать даже старую информацию. В этом смысле актуальным будет новое переосмысление старых событий. И тогда под оперативностью можно понимать не только быстрое писание, но и как можно более раннее распознание проблем, как можно более современное их осмысление.
6. Объективность. Это то качество, которое другие исследователи обозначают такими понятиями как точность, достоверность, документализм, правдивость и т.д. Березин использует термин негэнтропии информации – «избавление от искажений ее, говоря языком техники, - шумов, от хаотического отражения действительности…».
Конечно, и мы имеем в виду под объективностью адекватное отражение действительности, точное, достоверное, проверенное. Но, кроме того, нам хотелось бы подчеркнуть, что в понятие «объективность» входит и другое условие – отсутствие субъективной селекции информации. Ведь можно привести в статье только правдивые факты, но при этом осуществить такой их отбор, что от объективной картины не останется и следа.
Понятие объективности также требует и обоснованной оценки фактов, четкого разграничения существенных и второстепенных фактов.
7. Общеполезность. Это качество массовой информации означает, что она не должна отстаивать частные интересы вопреки общей пользе. Е.П.Прохоров также говорит о том, что массовая информация проявляет «стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечеловеческим суждениям, нормам».
Характерен следующий исторический пример. В эпоху рыночного развития СМИ в США при появлении электронных СМИ появляется Федеральная комиссия по коммуникации. Ей дается право ни много, ни мало отнимать у вещателя лицензию в случае, когда вещание ведется не в интересах общей пользы. Правда фактически такого ни разу не произошло, но важно то, что эфир уже тогда объявляется не зоной свободной конкуренции, а общественным достоянием и вводится обязательное для всех требование выдавать только общеполезную информацию. Позже это требование перерастает в цельную концепцию социальной ответственности, которая наиболее полно формулируется в отчете 1946 года (!), подготовленном общей комиссией по свободе печати. Эти формулировки легли в основу Международного кодекса профессиональной этики, принятого ЮНЕСКО.
Рассмотрев все отличительные признаки массовой информации, дадим определение этому понятию. Массовой информацией называется оперативное, актуальное отражение действительности в любых тематических аспектах, востребованное и адекватно воспринятое массовой аудиторией для ее частной и общей пользы.
Подводя итоги рассуждений об информации как философской категории и массовой информации как категории журналистики, следует подчеркнуть, что до сих пор мы анализировали онтологические смыслы этих понятий, общие для всех и всегда, не носящие на себе влияния конкретно-исторических сообществ и процессов их жизнедеятельности. Таким образом, мы вычленили максимально возможные потенции журналистики как массово-информационной деятельности, ее философскую сущность. Эта сущность в полной мере проявляется через функции, реализуемые в общественной среде.

 

6. Основные задачи журналистики.

Основная задача журналистики - формирование массового (общественного) сознания. Ворошилов же считает, что "генеральная функция состоит в формировании и развитии общественного сознания с целью образования в людях социально-психических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократии и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни России". Главное, что должна сделать журналистика, это даь достоверный образ современности для выбора человеком оптимального способоа жизнеобеспечения и жизнедеятельности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.