Сделай Сам Свою Работу на 5

Влияние семьи на эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.





Становление личности человека — сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных чувствах, выражается в глубокой любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и задают себе вопрос: «Почему именно мой ребенок такой?» Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает как следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача учителя-логопеда, как специалиста, хорошо знающего специфику дефекта и пути его преодоления – ориентироваться на ребенка, его интересы; помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка. Совместная работа учителя-логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и существенно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы. Мой опыт работы показывает, что полная реализация целей коррекционно-образовательного процесса достигается через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и гармонизацию детско-родительских отношений. Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Правильная организация семейного воспитания позволяет создать адекватные психолого-педагогические условия для преодоления недостатков речи и общего развития детей. Для семей, в которых есть дети с нарушениями речи, характерны как общие черты детско-родительских отношений (стили семейного воспитания и типы родительского отношения), так и специфические, связанные с развитием речи у ребенка. В целом для разных родителей, воспитывающих ребенка с нарушением речи, характерны следующие типы поведенияв отношениях с ребенком: родители растеряны; родители жалуются либо отрицают состояние ребенка с нарушениями речи; родители ищут пути решения проблем. Особенности детско-родительских отношений и их влияние на речевое развитие детей. Семейное воспитание оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. Особое значение при этом имеют особенности межличностных отношений в семье. Родительские установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены следующие родительские установки и соответствующие им типы отношения родителей к детям с отклонениями в речевом развитии: «принятие и любовь»; «явное отвержение»; «излишняя требовательность»; «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» вызывает у детей задержку развития речи и со­циальных навыков, ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. В. И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка. Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством. Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) возникает на почве мнительности родителей в отношении здоровья, способностей, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе. Проявляется в чрезмерной опеке, болезненном восприятии его неудач, стремлении самолично решать его проблемы. В этих случаях дети растут пас­сивными, несамостоятельными, неуверенными в себе. Воспитание по типу В (эгоцентрическое) — "кумир семьи", "маленький", "единственный", "смысл жизни" — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи. Ребенку предъявляются завышенные требования, не соответствующие реальным его возможностям. Родители могут требовать от ребенка говорить правильно, писать без ошибок, не учитывая его психофизические особенности и ограничения, наличие у ребенка реальных трудностей речевого и языкового развития. Всю ответственность за выход из сложившейся ситуации родители возлагают на ребенка. Такой тип воспитания приводит к дезориентации ребенка, формированию у него невротических реакций. Таким образом, наличие неадекватных родительских установок и типов семейного воспитания является одним из факторов риска речевых нарушений у детей. Исходя из этого, основной целью учителя-логопеда в работе с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи, является оптимизация и коррекция детско-родительских отношений. Основные задачи: Оказать квалифицированную поддержку родителям. Помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду. Создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка. Формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми. Формы совместной работы учителя-логопеда с родителями: В начале учебного года учитель-логопед обследует речь детей. Проведение открытых логопедических занятий, индивидуальных Проведение консультаций. Лекционно-просветительская работа – проводится для получения Организация «круглых столов», родительских конференций.







 

 

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.


Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

 

Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.


Принципы логопедического воздействия:учета этиологии и механизмов нарушения речи, учета структуры нарушения, дифференцированного подхода, поэтапного подхода. Важным принципом является принцип учета личности ребенка, его способностей к развитию и формированию речи в нормальных естественных условиях общения и жизни.

Дислалия– это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартия– (от лат. «расстройство членораздельной речи») это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущий дефект – нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы

Ринолалия– нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. афония - полное отсутствие голоса и дисфония - частичные нарушения высоты, силы и тембра.

Брадилалия - патологически замедленный темп речи.

Тахилалияпатологически ускоренный темп речи из-за преобладания процессов возбуждения.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

ФФН, фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

ОНР -общее недоразвитие речи.ОНР включает в себяразличные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).


Алалияотсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон КГМ во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Афазия –полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Дисграфия –частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.

Дислексия– частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в ошибках стойкого характера.

 

ОНР ФФН  
Левина Роза Евгеньевн а Спирова Людмила Фѐдоровна Шуйфер Рахиль Иосифовна Никашина Н.А. Филичева Татьяна Борисовна Чиркина Галина Васильевна Мастюкова Елена Михайловна Жукова Надежда Сергеевна Лалаева Раиса Ивановна Серебрякова Н.В. Ястребова Алла Васильевна Глухов Вадим Петро вич Туманова Татьяна Володаровна Гаркуша Юлия Федоровна Спирова Л.Ф. Никашина Н. А. Каше Галина Амосовна Ястребова Алла Васильевна Спирова Людмила Фѐдоровна Бессонова Татьяна Павловна Филичева Татьяна Борисовна Чиркина Галина Васильевна Туманова Татьяна Володаровна Фомичева Мария Фѐдоровна Кутепова Елена Николаевна Горина Н.В. Зверева Н.
Нарушения голоса Ринолалия
Ивановская Фаина Анатольевна Хватцев Михаил Ефимович Алмазова Елена Самсоновна Таптапова Светлана Львовна Правдина Ольга Владимировна Рябченко Александра Тихоновна Ермакова Ирина Игоревна Вансовская Людмила Ивановна Василенко Юрий Стефанович Орлова Ольга Святославовна Ипполитова Анастасия Гавриловна Хватцев Михаил Ефимович Дубов Михаил Давидович Сереброва Н. И Ермакова Ирина Игоревна Воронцова Т.Н. Волосовец Татьяна Владимировна    
Дизартрия Алалия
Семенова Ксения Александровна Мастюкова Елена Михайловна Смуглин Марк Яковлевич Панченко И. И. Щербакова Л. А. Данилова Людмила Алексеевна Махмудова Н.М. Курбанов У. К. Стерник О.А. Ипполитова Маргарита Васильевна Бабенкова Римма Дмитриевна Левченко Ирина Юрьевна Приходько Оксана Георгиевна Лопатина Людмила Владимировна Серебрякова Н.В. Эйдинова М.Б. Винарская Елена Николаевна Хватцев Михаил Ефимович Правдина Ольга Владимировна Соботович Евгения Фѐдоровна   Трауготт Наталья Николаевна Хейкинен О.А. Левина Роза Евгеньевна Голубева Людмила Петровна Маркова Аэлита Капитоновна Жаренкова Галина Иосифовна Чудина Людмила Михайло вна Орфинская Вера Константиновна Шаховская Светлана Николаевна Горюнова Тамара Павловна Гриншпун Борис Моисеевич Балаева Валерия Ивановна Рождественская Вера Ивановна Ковшиков Виталий Анатольевич Кузьмина Надежда Ивановна
Заикание Дислалия
Сикорский Иван Алексеевич – брадилалия Неткачев Г. Д. – тахилалия Тартаковский И. И. Селиверстов Владимир Ильич Тяпугин Н.П. Абелева Изабелла Юрьевна Голубева Людмила Петровна Кочергина Вера Сергеевна Любинская С. М. Павлова С.И. Ковшиков Виталий Анатольевич Ястребова Алла Васильевна Власова Наталья Александровна Волкова Галина Анатольевна Андронова- Арутюнян Лилия Зиновьевна Шкловский Виктор Маркович Миссуловин Леон Яковлевич Лагузен Христофор Кѐн Рафаэль Шуберт М.Е. Фрешельс Эмиль Гиляровскикй Владимир Алексеевич Флоренская Юлия Александровна Авербух И. С. Архипова О.Г. Герценштейн Э.Н. Самойленко Н.С. Гринер Вера Александровна Жинкин Николай Иванович Досужков Ф.Н. Левина Роза Евгеньевна Асатиани Нина Михайловна Кузьмин Ю.И. Белякова Лидия Ивановна Дьякова Елена Александровна Хватцев Михаил Ефимович Мелехова Лидия Васильевна Мартынова Раиса Ивановна Шембель А.Г. Токарева Ольга Алексеевна Правдина Ольга Владимировна Парамонова Людмила Георгиевна Рау Федор Федорович Чиркина Галина Васильевна Волкова Лариса Степановна Ястребова Алла Васильевна Спирова Людмила Федоровна Филичева Татьяна Борисовна Чевелѐва Нина Алексеевна Гриншпун Борис Моисеевич  

 

Дисграфия. Дислексия Афазия
Мнухин Самуил Семенович Левина Роза Евгеньевна Лурия Александр Романович Хватцев Михаил Ефимович Орфинская Вера Константиновна Каше Галина Амосовна Токарева Ольга Алексеевна Соботович Евгения Фѐдоровна Гопиченко Елена Марковна Лалаева Раиса Ивановна Корнев Александр Николаевич Садовникова Ирина Николаевна Логинова Елена Александровна Кутепова Елена Николаевна Костенкова Юлия Александровна Ястребова Алла Васильевна Бессонова Татьяна Павловна     Лурия Александр Романович Коган В.М. Шохор- Троцкая (Бурлакова) Марианна Константиновна Бейн Эсфирь Соломоновна Столярова Лариса гавриловна Визель Татьяна Григорьевна Цветкова Любовь Семеновна Шкловский Виктор Маркович Опель Варвара Владимировна Ларионов В.Е. Аствацатуров Михаил Иванович Кроль Михаил Борисович Давиденков Сергей Николаевич Орфинская Вера Константиновна Винарская Елена Николаевна Трауготт Наталья Николаевна Ахутина Татьяна Васильевна Глозман Жанна Марковна

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.