Сделай Сам Свою Работу на 5

Приготовление восковых политур для полировки деревянных изделий





Вощение древесины. Мастики и пропитки по дереву

 

Текстуру дерева важно подчеркнуть соответствующей отделкой. Конечно сейчас существует масса химических морилок и лаков на разной основе. У них есть свои достоинства, но есть и существенные недостатки, главный из которых ненатуральность и токсичность. Есть ситуации, когда лаки и морилки вообще неприемлемы. Например при изготовлении деревянных ложек или посуды.

 

Натуральный пчелиный или растительный воск

1) безвреден для здоровья,

2) подчеркивает красоту и проявляет текстуру дерева, оно становится ярче, выразительнее, слегка темнеет и приобретает благородный золотистый оттенок, 3) поверхность дерева, обработанная вощением становится водоотталкивающей и устойчивой к царапинам, к тому же она дышит в отличие от покрытия лаком,

4) дерево приобретает благородный матовый блеск, который не режет глаза,

5) имеет превосходный запах.

 

Перед вощением дерево необходимо обработать пропиткой. Простейшая пропитка – растительное масло, лучше конечно льняное. Им обрабатывают изделие в несколько приемов. После каждой пропитки изделию дают подсохнуть, затем шлифуют.



 

На основе льняного масла часто готовят пропиточные составы на травах и корнях (корень дягиля, лопуха, девясила, калгана). Дубильные вещества, содержащиеся в растениях переходят в масло и при обработке дерева укрепляют его поверхностные слои.

 

Мятное масло

 

Вот рецепт приготовления мятного масла, которое обладает очень приятным легким ароматом:

 

100г высушенных измельченных листьев мяты засыпают в стеклянную емкость, заливают 0,5 л растительного масла, взбалтывают и отправляют на 2 недели в темное место. Затем его процеживают и используют.

 

После дерево обрабатывают восковой мастикой. Простейшая восковая мастика готовится из воска и скипидара в соотношении 2:1 или же масла и воска в соотношении 2:1 (это для пищевых изделий). Вот еще рецепт, как приготовить восковую мастику:

Берем 100г воска, 25 г истолченной канифоли и 50г очищенного скипидара.

 

На водяной бане расплавляем воск в эмалированной емкости, добавляем канифоль. После растворения воска постепенно добавляем скипидар. Я добавляю еще немного прополиса, он укрепляет дерево и придает дополнительный аромат. Снимаем все с огня, переливаем в жестяную баночку и даем составу остыть. Мастика становится густой и пастообразной:



 

Ей натирают изделие и втирают куском суконки или шерсти до тех пор, пока ткань перестанет липнуть и появится блеск.

 

Иногда в мастику добавляют живицу или вишневую камедь.

 

Помимо пчелиного воска часто используют карнаубский воск, который получают из листьев бразильской пальмы. В жаркое время она выделяет воск, который покрывает поверхность листа и защищает от потери влаги.

 

 

Карнаубский воск имеет более высокую температуру плавления, поэтому он устойчивей пчелиного. Но и раза в 3 дороже.

 

Источник: http://iz-dereva-svoimi-rukami.ru/

 

от себя:

 

Я пробовал для вощения использовать смесь пчелиного воска и пищевого льяного масла.

Нагреваем воск на водяной бане. После того, как воск расплавился - добавляем льяное масло и хорошо перемешиваем.

Пропорции:

 

Воск-масло 4-1, 2-1 - мастика получается твердая - похожа на твердый воск, но с "жирным" отливом.

 

Воск-масло 1-4, 1-2 - эта мастика получается в виде полугустой пасты. Чем больше масла - тем более сметанообразной получится мастика. Ее надо хранить в герметичной баночке. Перед использованием залазим в баночку тряпочкой и набрав немного мастики полируем изделие на станке. Эту мастику я применяю для вощения сложных профилей (сметана залазит везде).

 

 

Мастика на основе "Воск-масло" - относительно безопасна для "пищевых" изделий (баночки, вазочки под печенье). Почему я называю ее относительно безопасной - просто я считаю, что в наш век аллергии рано или поздно найдется человек у которого Ваше изделие вызовет аллергию. Лично знаю человека с аллергией на льяное масло :)



Но следует признать, что компоненты мастики воск и масло - наиболее экологически чистые и годятся для обработки изделий, которые буду соприкосаться с продуктами.

Попробуйте смешать воск с другими маслами - возможно что-то понравиться Вам больше.

 

Идя дальше - можно настаивать масло перед смешиванием на кореньях и травах (настаивать около 2-х недель).

Ради интереса один раз готовил мастику, настоенную на опилках можжевельника и кореньях - при покрытии липы такой мастикой от нее идет нежный можжевеловый запах (знакомый столяр был сначала озадачен :) ). Также различные травы и коренья часто меняю оттенок покрытого изделия - вообщем, безграничный плац-дарм для творчества.

 

Льяное масло можно купить во многих аптеках - там оно самое дешевое. Масло, что продается в художественных салонах - я не рекомендую использовать для пищевых изделий.

Воск я предпочитаю покупать "на базаре у бабушек". Один раз купил воск на рынке ( в виде формочек ) - что-то не то.

 

Также изделия можно покрывать просто куском воска - прикладываете воск к вращающемуся изделию - натираете хорошенько, а потом полируете хлопчатобумажной, шерстяной или льяной

Восковые мастики изготавливаются путем смешения пчелиного воска с другими компонентами в пропорции 2:1, например, со скипидаром, маслом (для посуды и других предметов обихода, соприкасающихся с пищей), канифолью.

Один из рецептов приготовления восковой мастики таков: 100 г пчелиного воска растапливается на водяной бане с 25 г толченой канифоли. По мере расплавления воска понемногу добавляется 50 г скипидара. После того, как перемешиваемая масса станет однородной, ее остуживают. Должна получиться пластичная пастообразная масса.

Такую мастику наносят на изделие с помощью шерстяной тряпочки и полируют, втирая мастику в поверхность, до исчезновения липкости и появления блеска. Также можно использовать жесткую щетку из натуральной щетины.

Простейшая мастика

Простейшая мастика для вощения мелкопористой древесины состоит из 40
частей воска и 60 частей скипидара (взятых по массе). Для её
приготовления сначала в стеклянной или эмалированной посуде на водяной
бане расплавляют воск. Когда воск расплавится, его снимают с огня и
размешивают с очищенным скипидаром. Нельзя смешивать скипидар с воском в
непосредственной близости от огня, т. к. пары нагретого скипидара легко
воспламеняются. Разогревать застывшую мастику также лучше на водяной
бане, закрыв посуду металлической крышкой.


Мастика для вощения крупнопористой древесины

Мастика для вощения крупнопористой древесины имеет более сложный
состав. В неё входят: воск (30 массовых частей), стеарин (10), канифоль
(10), хозяйственное мыло (10), скипидар (40). При самостоятельном
изготовлении такой мастики сначала расплавляют и смешивают воск, стеарин
и канифоль, затем в горячую смесь добавляют мыло в стружках (придаёт
мастике эластичность). После того как смесь несколько остынет, её
разбавляют скипидаром и тщательно размешивают.
На обрабатываемую поверхность воск (мастику) наносят тонким ровным
слоем при помощи тряпочного тампона или жёсткой кисти с короткой
щетиной. Если воск или мастика затвердели, их предварительно подогревают
до температуры 22- 25°С, при которой они становятся пастообразными.
После нанесения слоя воска или мастики изделие выдерживают от 3 до 24 ч
(в зависимости от состава покрытия), пока воск не впитается в древесину и
не испарится полностью скипидар. При этом на навощённой поверхности
могут проступать грязно-серые пятна, которые со временем в ходе
последующей обработки бесследно исчезают.
Просушенную навощённую поверхность древесины растирают вдоль волокон
суконкой. Сначала суконка прилипает к мастике, но постепенно мастичный
слой и древесина от трения суконкой разогреваются, поверхность изделия
становится более гладкой. Натирку продолжают до тех пор, пока суконка не
перестанет прилипать. Через несколько дней натирку повторяют, заменив
суконку фланелью или замшей. Со временем восковое покрытие тускнеет, но
его прежний вид восстанавливается после натирки суконкой. Иногда
восковое покрытие "закрепляют" тонким слоем лака, наполовину
разбавленным политурой.


Под ред. А.Богданова

Ддя древесины давно использую на своих изделиях масло тиковой пальмы Teak Oil. Продается в хозмагах и предназначено для защиты древесины от внешнего воздействия. Имеет высокую проникающую способность, хорошо выделяет текстуру древесины и быстро полимеризуется. Можно использовать так же Danish oil или накрайняк льянку.

Teak Oil это масло, но не тиковой пальмы за отсутствием таковой, название происходит от применения данного вида масел, для пропитки тика, который издревна используется в кораблестроении в силу своих свойств. Это смесь масел( у каждого производителя своя) на основе льяного масла, глубоко проникающая в древесину ( в сравнении с маслами на других основах) и соответственно защищающая древесину. Пленку на поверхности не создает в отличии Danish Oil.

 

 

Бронзирование дерева

При помощи кисти равномерно обмазывают предметы из дерева разведенным раствором жидкого стекла, после чего их обсыпают золотой бронзой из баночки, горлышко которой обвязано кисеей. После высушивания бронза так сильно пристает к предмету, что его поверхность можно отполировать агатом. Этот способ рекомендуется для бронзирования рам к картинам и для других предметов.

Вощение дерева

Для вощения дорогой деревянной мебели существует довольно несложный способ пригодный для приготовления воска. Для этого необходимо взять 100 грамм хорошего жёлтого воска, который необходимо измельчить и добавить в него 12 грамм мастики или 25 грамм истолчённой в порошок канифоли. Перечисленные вещества помещают в сосуд и растапливают на огне. После того как масса растопится её снимают с огня и добавляют в неё 50 грамм тёплого скипидара. Всё тщательно перемешивают. Применять следует путём натирания дерева небольшим количеством полученной смеси при помощи шерстяной материи. Обработанное таким образом дерево приобретает очень красивый и мягкий блеск.

Окрашивание дерева

Существует следующий способ окрашивания дерева, который имеет преимущество перед традиционно применяемым способом окраски, состоящим в том, что при этом способе дерево пропитывается красками на значительную глубину, после чего может полироваться без порчи нанесенной краски. Способ состоит в следующем. Приготовив жидкое тесто из ржаной, пшеничной или картофельной муки, размазывают его на листе бумаги, картоне или тонкой жести слоем толщиной в 0,5 мм. На этот слой наносят краски в виде порошка или в том полужидком состоянии, в каком они употребляются для приготовления цветной бумаги, после чего все накладывают на подлежащий окрашиванию предмет; сверху бумаги или картона кладут продырявленный жестяной лист и стягивают скобками. В таком виде все это погружают в кипящую воду. Здесь красящие вещества растворяются и пропитывают дерево, а тесто затвердевает столь прочно, что удерживает рядом наложенные краски, не давая им сливаться друг с другом. Таким образом можно окрашивать дерево одновременно в разные цвета, не позволяя последним сливаться; можно наносить жилки, рисунки и так далее всевозможных цветов. Чем глубже должны проникнуть в дерево краски, тем дольше необходимо выдерживать предметы в горячей воде. По окончании процесса окрашивания тесто смывают водой, а окрашенной поверхности дают времяя хорошо высохнуть в темном помещении. Вместо прямого употребления сухих красок в порошке, для чего годны всякого рода краски, употребляемые в красильном деле, можно использовать и другой более дешевый способ, состоящий в том, что предварительно красками пропитывают древесные опилки и уже их наносят вышеуказанным способом на жидкое тесто.

Приготовление восковых политур для полировки деревянных изделий

Из многих составов лучшими могут считаться следующие:

1) 25 весовых частей мелко наструганного стеарина добавляют к 12,5 частям скипидара и смесь нагревают до полного растворения стеарина.

2) Распускают 25 частей воска в глазурованном горшке и затем, когда воск распустится, сосуд сни-мают с огня и добавляют к воску 40 частей скипидара.

3) Нагрев 10 частей копалового лака, добавляют к нему 40 частей воска и, когда последний распустится, доливают, постепенно помешивая, 75 частей скипидара.

4) 30 частей воска и 1,5 части канифоли распускают на огне, затем, сняв сосуд с огня, добавляют 14,5 частей скипидара.

5) На 30 частей воды берут 2,5 части поташа и кипятят, после чего добавляют 5 частей мелко наструганного воска и нагревают всю смесь до получения однородной мыльной массы.

Столярная политура
(Политура - Разновидность лака, представляющая собою раствор смолистых веществ в этиловом спирте.)

Политура подбирается по оттенку соответственно цвету полируемого дерева, от красновато-коричневого до белого цвета или, вернее, бесцветного. Желательный оттенок получается, если брать в разных пропорциях две основные политуры.

Красно-коричневая политура
1 часть красного шеллака, 4 части спирта.

Белая политура
1 часть выбеленного шеллака, 5 частей спирта.

Выбеленный шеллак (Шеллак - Смолистое вещество, которое выделяют некоторые насекомые - лаковые червецы, обитающие на побегах тропических растений, и которое употребляется в производстве лаков и политур) готовится из обыкновенного следующим образом: 4 весовых части шеллака смешивают с 1 частью соды и растворяют при размешивании в 15 частях воды до полного растворения смолы, т.е. пока жидкость не станет вполне прозрачной. Затем дают отстояться и сливают прозрачный раствор без осадка в другую посуду. Здесь к прозрачному раствору добавляют раствор 4 весовых частей хлорной извести в 4 весовых частях воды и оставляют смесь в покое на два дня. После этого вливают в смесь понемногу соляную кислоту, пока не перестанет выделяться осадок смолы. Затем остается лишь хорошо промыть осадок смолы водой, чтобы удалить следы соляной кислоты, и высушить.

Скипидарная протрава

(Протрава - 1. Химическое вещество, употребляемое в промышленности для разных целей (очистки и окраски металлов, дерева, кости, обработки кожи, консервирования мяса и т.п.). 2. Химический препарат, служащий для лучшего закрепления краски на волокнах, тканях. 3. Едкое вещество для выжигания узоров на чем-либо)

Как известно, при травлении дерева до сих пор пользуются растворами органических красок в воде или на спирту. Такой способ имеет один существенный недостаток: поверхность окрашиваемого дерева от спирта или воды становится шероховатой, вследствие чего после травления ее приходится сглаживать стеклянной шкуркой, при этом происходит стирание нанесенной краски и появляется необходимость во втором покрытии, что влечет за собой новую шлифовку и т.д., пока не получится безупречно гладкая поверхность. Но если в таких растворах воду или спирт заменить на скипидар, то получается совсем другой эффект. При употреблении протрав на скипидаре волокна древесины совершенно не разбухают, чем исключаются появление шероховатостей, а стало быть, и необходимость шлифовки. Смотря по структуре дерева, более тонкой или грубой, оказывается достаточным одного или двух покрытий для получения требуемого оттенка. Сами растворы под ореховое дерево, палисандровое, светлый или темный дуб и так далее готовятся обычным способом с заменой воды или спирта скипидаром. Так, для получения хорошей протравы под ореховое дерево растворяют 600 грамм коричневой краски и 15 грамм оранжевой в 1 литре скипидара. Затем раствор фильтруют и добавляют к нему профильтрованный раствор из 100 грамм черной краски в 3 литрах скипидара. Если полученная протрава окажется густой или несоответствующей требуемому тону, ее разводят скипидаром.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.