КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА
Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного,
Определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального
Назначения – служебной роли и исторической
Цели.
Марксизм научно обосновал, что политическая власть является ,
одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его
Сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти
Общества.
Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства,
Которое более семидесяти лет воспринималось советским обществоведением как
Единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и современного
Уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.
В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической,
Философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с
Классовых позиций, исходя из основополагающих указаний классиков марксизма,
Рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы.
Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как
Организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его
Диктатуры.
«Политическая власть в собственном смысле слова, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс,
– это организованное насилие одного класса для подавления другого».
«Государство, – утверждал Ф.Энгельс, – есть не что иное, как машина для
Подавления одного класса другим»2. Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в
Государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим»3.
«Государство, – считал он, – есть орган господства определенного класса, который
Не может быть примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом»)4.
Хотя приведенные и подобные им другие положения, выражавшие суть марксистского
Понимания государства в обществе с антагонистическими классами начиная со второй
Половины 40-х годов XIX в. и вплоть до свершения Октябрьской революции и начала
Строительства социализма в России, играли прогрессивную роль в объяснении проис-
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 447.
Там же. Т. 22. С. 200-201.
Ленин В.И. Ноли. собр. соч. Т. 39. С. 73.
Там же. Т. 33. С. 8.
Хождения, сущности, функционирования и развития государства, нельзя было
Придавать им всеобщего значения, превращать в догму и распространять на все
Времена и страны, тем более в изменявшихся на глазах исторических условиях.
Такой подход обеднял и в известной мере искажал представление о государстве,
Содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности и социального
Назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны
Данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных
Стран и на международной арене. Поэтому понятно, что в связи с коренными
Изменениями, происшедшими в мире после Второй мировой войны, трактовка
Государства исключительно с классовых позиций вступила в противоречие с ходом
Развития государства не только в капиталистических странах Запада, но и в
Советском Союзе, а после его распада – в России и других странах СНГ.
Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно
Отвергал как идеалистические и ненаучные многочисленные немарксистские учения о
Государстве от Аристотеля до Каутского, его нынешних последователей в
Западноевропейской социал-демократии и современных буржуазных теорий. Несмотря
На разнообразие и особенности этих учений, в том числе и в дореволюционной
России (Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкии, Н.М. Коркунов, М.М.
Сперанский, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич и др.), в большинстве своем
Представляющих огромную духовную ценность, почти все они, в той или иной мере
Отражая многовековой опыт мирового развития, сходятся в понимании государства
Как института социального компромисса и достижения общего блага. Однако при всей
Привлекательности такого подхода он также односторонен: тогда как марксизм
Сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне,
Немарксистские теории так или иначе признают в государстве лишь другую его
Сторону – общесоциальную, общечеловеческую.
В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль Маркса о
Том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение
Общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые
Функции.
К сожалению, данный тезис, затронутый Марксом лишь мимоходом при рассмотрении
Другого вопроса применительно к рабовладельческому и буржуазному государству, не
Получил дальнейшей специальной разработки ни в самом «Капитале», ни в более
Поздних трудах Маркса, не повлиял на суть понимания государства его
Последователями.
Между тем именно в приведенном суждении Маркса получает краткое синтезированное
Выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и в
Немарксистском подходе к государству; делается шаг в направлении преодоления
Односторонности в трактовке государства, понимания его как единства двух его
Тесно взаимосвязанных
Сторон – общечеловеческой и классовой.
И действительно, любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач,
Выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно
Общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление
Разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения,
Образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство
Ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по
Предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.
Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в
Том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления
Противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и
Общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех
Осуществляемых им функций.
Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое,
Государство выступает одновременно и как организация политической власти
Общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно
Призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого
Общества, и специфических классовых задач.
Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть
Научной объективности в его изучении, рассматри-вать его таким, каково оно есть
В действительности.
Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности,
Предлагая полностью отказаться от классового подхода, ограничившись лишь
Общечеловеческим.
Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в
Государстве в разные эпохи не одинаково, это не застывшее состояние, а динамично
Отражающее реалии социально-экономического и политико-государственного развития,
Достигнутый уровень
Прогресса и демократии.
Соответственно в определенных условиях, например, в рабовладельческих и
Феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного
Капитализма, в некоторых буржуазных госу-. дарствах эпохи монополистического
Капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры
Пролетариата, в ха-
рактеристике сущности и социального назначения государства на первый план
Выступает классовое господство, насилие, подавление.
Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в
Современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет
Общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция особенно наглядно
Проявляется в последние десятилетия в развитых государствах Америки и Европы и в
Современном Российском государстве.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|