Активные и интенсивные методы обучения
В 60-е годы в дидактике возникает поиск путей активизации учащихся в процессе обучения. Познавательная активность обучаемого выражается в устойчивом интересе к знанию, в самостоятельных разнообразных учебных действиях и пр. В традиционном процессе обучения учащийся играет "пассивную" роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает ученика.
Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения. Последние получили название "активных" (АМО). Это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К ним относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму и др.
Термин "интенсивные методы обучения" (ИМО) означает организацию обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами и с использованием активных методов. Активизация и интенсификация обучения означает также опору на эмоции и подсознание. С помощью приемов психологического тренинга активизируется восприятие, переработка, запоминание и применение информации. Чаще это используется в интенсивных курсах иностранного языка, при обучении бизнесу, маркетингу, практической психологии, педагогике. Болгарский ученый Г.Лозанов создал направление в педагогике - суггестопедию - обучение посредством внушения, использования скрытых возможностей обучаемых. Эти методы пока мало разработаны в дидактике средней школы. Ниже описаны некоторые из них.
Метод дидактических игр
Дидактическая игра имеет целью обучение, развитие и воспитание. Сущность обучающей игры - моделирование и имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия.
Эта разновидность игр называется имитационными играми (в науке, в производстве и высшей школе - деловыми). Например, школьникам дается некая территория с населенными пунктами и природными условиями, ископаемыми, с хозяйственными и другими объектами. Требуется обосновать размещение новых промышленных объектов и спрогнозировать их развитие. Есть игра "Пруд" - диалог 30 обитателей пруда, изучаются проблемы экологии.
Достоинства игры: изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формируется отношение к материалу; игра стимулирует творческое мышление; создает повышенную мотивацию к учению; формирует коммуникативные качества. Ограничения в применении игры: требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели. Кроме имитационных, есть условные соревновательные игры (КВН и пр.). Вот примеры некоторых.
Дидактическая игра-конкурс
"Аукцион знаний" проходит в 825 шк. г. Москвы. Урок повторения темы проводится как аукцион. Например, в 7 кл. по теме "Киевская Русь периода феодализма". Сюжет: с аукциона "продают" шапку Мономаха, погребальную маску Святослава, русскую избу и другое (копии, сделанные учениками). "Покупает" тот, кто больше и глубже знает о предмете продажи. "Торг" ведут группы учащихся по 5-6 человек, которые готовятся, глубоко изучая тему. Каждый член группы узнает об 1-2 предметах, обмениваясь знаниями с другими, чтобы происходило взаимообогащение и сотрудничество. Аукцион ведет учитель, ему помогают старшеклассники как эксперты. Результаты: интерес к познавательной деятельности, ее активизация, умение самостоятельно учиться, сотрудничать в ходе учебы.
Творческая учеба
Творческая учеба (ТУ) в школе 825 г. Москвы: регулярные воскресные встречи по "коммунарской методике" проведения коллективного творческого дела /КТД/. Встреча состоит из двух частей, познавательной и творческой. Первая часть - встреча с интересными людьми, познавательные рассказы в какой-либо области. Вторая часть - КТД, познавательная игра. Например, "защита" времени года /1-4 кл./. Ученики делятся на разновозрастные отряды, равные по силам и "защищают" свое время года: стихи, рассказы, сцены и т.п. "День веселых друзей". Игра-путешествие в страну веселых друзей, заседание клуба почемучек, веселые старты /1-3 кл./. Путешествие в Читай-город /1-3- кл./. Азбука человеческих знаний /4-5- кл./. Заседание ученого совета /старшеклассники/ на тему "Наука и молодежь".
Результаты: развитие интереса к знаниям, формирование умений добывать знания, воспитание коллективизма и пр.
Методы науки в качестве учебных методов
Дидактика в последние годы обогащает состав методов обучения, трансформируя методы научного исследования в методы обучения, что расширяет возможности учебного процесса. Вот примеры.
Мозговая атака
Метод научного исследования - мозговая атака - может использоваться как метод обучения. Характеристика метода. Руководитель объясняет участникам задачу (проблему), которую, предстоит решить. Участники высказывают идеи для решения задачи в течение определенного времени (10-30 мин.). Затем идеи анализируются экспертами. При необходимости сеанс можно повторить, уточнив задачи. Правила мозговой атаки (штурма): высказываются любые идеи, вплоть до самых абсурдных, запрещается критика идей в момент атаки, а только их развитие, участникам рекомендуется сесть за круглый стол или в иных позициях, облегчающих взаимодействие, все идеи записываются ведущим (его помощником) и обеспечивается их обозрение участникам.
В школе метод может применяться при повторении раздела (темы), при изучении нового материала проблемным способом и в других случаях. Ведущим выступает учитель, идеи записываются на доске, пленке кодоскопа. Результаты: активизируется мыслительная деятельность учащихся, развиваются эвристические способности.
Внеконтекстные операции с понятиями
Научный метод оперирования с понятиями можно использовать как учебный. Ниже это показано на материале педагогики, но аналогичное можно делать в школе по основным предметам.
Научные знания (в отличие от бытовых) отражены в понятиях. Знание понятий говорит об усвоении основ науки. Обучающиеся обычно излагают педагогику в описательной форме, на уровне здравого смысла. Во избежание этого следует анализировать педагогические явления в терминах науки, мыслить понятиями. Работа с педагогическими понятиями развивает понятийное, абстрактное, научное мышление, освобождает от бытового пересказа. Для овладения предметом выделены пять операций с понятиями.
1. Узнавание термина - отнесение его к определенной области знания. Пример: треугольник - геометрия, урок - дидактика.
2. Определение понятия - отнесение его к роду предметов и указание существенных признаков. Пример: урок - форма обучения с постоянным составом учащихся... и пр.
3. Раскрытие объема и содержания понятия. Объем - перечень классов предметов, отраженных понятием. Содержание - характеристика главных признаков. Пример: типы уроков и их структура.
4. Установление связей данного понятия с другими по принципу ниже, выше, рядом и отдельно стоящее понятие. Пример:
5. Практическая интерпретация понятия - раскрытие практических действий, отражаемых понятием. Пример: подготовка к уроку, требования к уроку и пр.
Как можно было заметить, в данном пособии в контрольных заданиях используются упражнения с понятиями, что должно способствовать формированию понятийного, научного мышления в педагогике. В настоящее время почти все школьные учебники содержат словарь терминов по предмету, что говорит о том, какое значение придается знанию научной терминологии.
Задания на усвоение и проверку
1. Дайте определение метода и принципа обучения. Покажите различие этих категорий. См. текст 14, 15.1.
2. Выпишите классификации методов обучения, обратите внимание на разные основания классификаций. См. текст 15.1.
3. Охарактеризуйте словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные методы. См. текст 15.2, 15.3.
4. Выпишите термины, характеризующие активные и интенсивные методы обучения. См. тексты 15.5.
5. Сделайте пять операций с понятием "метод обучения". См. текст 15.6.2 и предыдущие.
6. Попробуйте применить метод внеконтекстных операций с понятиями в обучении вашему предмету.
17. Средства обучения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|