Сделай Сам Свою Работу на 5

Ответственность за экологические правонарушения





Вопрос.

Экология - система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Предметомэкологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Более четко определить предмет экологического права позволяет сравнение его с предметом смежных отраслей права - земельным, горным, водным, лесным, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды. Однако предметом указанных отраслей права являются главным образом отношения по рациональному использованию и охране отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом.



Основные принципы экологического права:

Приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

научно обоснованные сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения;

гласность в работе и тесная связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.



 

Объекты экологического права (экологических правоотношений) – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды:

- земли, недра, почвы;

- поверхностные и подземные воды;

- леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;

- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Законом предусмотрено, что в определенных условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно–оздоровительные районы и т. д.

Методы:

Административно-правовой метод подразумевает изначальное неравенство субъектов экологических право отношений. Потому что одной из сторон в таких отношениях выступает государство или органы местного самоуправления. Остальные субъекты находятся во властном подчинении государства и его органов.

Гражданско-правовой метод исходит из равноправия сторон и участников правоотношений. При гражданско-правовом методе регулирования отдается предпочтение использованию экономического способа воздействия. При таком способе государство создает заинтересованность определенного субъекта в бережном и рациональном использовании природного объекта. При нарушении норм экологического права используются методы имущественных наказаний, что стимулирует добросовестное поведение со стороны хозяйствующих субъектов.



 

 

Вопрос.

1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью,

чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную

информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,

достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного

его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

2. Граждане имеют право:

создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации,

осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного

самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной,

полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего

проживания, мерах по ее охране;

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании,

сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды

и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы

и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации,

органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного

самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы

государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления

и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся

охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать

своевременные и обоснованные ответы;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

3. Граждане обязаны:

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

Статья 12. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды

1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

2. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

3. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

 

 

Вопрос.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

 

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации (федеральный государственный экологический контроль);

установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиа-ционной безопасности;

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государствен-ных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляе-мой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного насле-дия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классифи-кация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;

ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объек-тов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осу-ществление;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.

 

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

 

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

- определение основных направлений охраны окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации с уче-том географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации;

- участие в разработке федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации и соответст-вующих программ;

- реализация федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;

- разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением;

- разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федераль-ном уровне;

- разработка, утверждение и реализация целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бед-ствия на территориях субъектов Российской Федерации;

- организация и осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование и обеспечение функ-ционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов Рос-сийской Федерации;

- государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объек-тами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному госу-дарственному экологическому контролю;

экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

- привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

- образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охра-ны и использования таких территорий;

- организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территориях субъектов Российской Федерации;

- ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий на территориях субъектов Рос-сийской Федерации;

- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов Россий-ской Федерации;

- ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территориях субъектов Рос-сийской Федерации;

- ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

- осуществление экологической паспортизации;

- регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами.

 

Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды

 

1. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполни-тельной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным консти-туционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в об-ласти охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

 

Статья 9. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами госу-дарственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

 

1. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государствен-ной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Рос-сийской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих обязательной государст-венной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, заключаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

 

Статья 10. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления

 

Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с на-стоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципаль-ных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вопрос.

Экологические правонарушения — это действия или бездействия, умышленно или неосторожно нарушающие нормы экологического права.

Характеристики экологических правонарушений

Экологическое правонарушение должно быть определено с учетом состава, объекта, субъекта, а также с учетом объективных и субъективных факторов. Обычно объектом для экологических правонарушений служат различные природные объекты. Чтобы можно было говорить, что экологические правонарушения имели место быть, совершение их должно быть зафиксировано и выявлено. При этом экологические правонарушения обязательно должны нести общественно опасные последствия. Если общественно опасных последствий или их угрозы не выявлено, то экологическим правонарушением деяние назвать нельзя.

 

Если к примеру в водоемы был произведен сброс отходов и это вызвало загрязнение водного объекта, то это будет классифицировано как экологическое правонарушение, так имеет место общественно-опасное деяние. С другой стороны если в лесу было зафиксировано нарушение требований правил пожарной безопасности, но пожар не возник, то это тоже экологическое правонарушение, так как данное деяние создает угрозу лесного пожара.

 

 

Ответственность за экологические правонарушения

Привлечь к ответственности за экологические правонарушения можно как должностных лиц, так и предприятия и организации, физические лица. Все это будут субъекты правонарушения.

 

Совершение экологических преступлений предусматривает наказание в виде административной, дисциплинарной, уголовной ответственности

 

За совершение экологических правонарушений с применением уголовной ответственности могут быть применены штрафные санкции, право на занятие каким-либо видом деятельности или соответствующей должности, а также ограничение или лишение свободы. Штраф может составлять от 50 до семисот минимальных размеров оплаты труда. Самое строгое наказание за совершение экологических правонарушений – восемь лет лишения свободы. Данный вид наказания предусмотрен за умышленный поджог леса, уничтожение лесомассива, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами, в результате чего произошла смерть человека или эпидемия (массовое заболевание людей).

 

Стоит отметить, что уплата штрафа не освобождает от ответственности за возмещение причиненного вреда окружающей среде. Ущерб необходимо возместить либо гражданами, либо государству или организации, которой он причинен.

 

Грубо говоря, решив поохотиться в заповеднике, без разрешения, в период действия запрета, вы можете стать субъектом правонарушения в области экологического законодательства. Браконьерство (отстрел, отлов) – один из видов экологических правонарушений. Незаконная рубка леса или разжигание костра в период запрета – также экологические правонарушения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.