Сделай Сам Свою Работу на 5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВКЛ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВКЛ.. 4

СОЗДАНИЕ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. 7

РЕДАКЦИИ.. 14

ПЕРЕВОД 1811-ОГО ГОДА.. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Н.В. Мисаревич «Статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг. как основа для формирования и развития конституционного права»

2) Е.А. Макаревич «ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО ПО СТАТУТАМ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО»

3) http://ru.wikipedia.org/wiki/Статуты_Великого_княжества_Литовского

4) http://historybel.ru/statyty_vkl_1529_1566_1588.html

5) http://www.usebelarusy.by/ru/content/mastatstva/25367/25368/25654

6) http://you-can-write-it-off.blogspot.com.by/2012/05/5-1529-1566-1588.html

7) http://www.npa.by/velikoe-knyazhestvo-litovskoe.-statuty-vkl.html

8) http://jivebelarus.net/at_this_day/Second-Statute-1566.html

9) http://medrikon.ru/stioboe21moeleo95/Литовские_статуты


10)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВКЛ

В середине XIII века центр политической жизни на белорусскох земле переходит в Новогрудок. – считает Казаков(авторы). Это подтверждают летописные известия и археологические источники.

Возвышение Новогрудка в середине XIII века вытекает из его геополитического положения на то время. В 40-х годах XIII века новогородцы проводят свою самостоятельную линию сложных международных отношений в этом регионе.

С уверенностью Казакова (авторы) говорит о том, что можно с уверенностью констатировать, что среди основателей княжества Литовского были вместе с балтийскими и западнобелорусские земли. Причем в существовании такого политического объединения были заинтересованы народы обоих земель.

Существуют различные подходы и концепции (литовская, белорусская и другие) в литературе, разные причины и основания объединения княжеств и земель в составе этого государства. Профессор И.А. Юхо отмечает, что, прежде всего, развитие производительных сил, укрепление производственных отношений вызвали увеличение общественного разделения труда, что в свою очередь способствовало развитию торговли и ликвидации обособленности мелких государств-княжеств, слиянию их в более крупные государства.

Особенно этот процесс усилился в Беларуси во второй половине XII века. Объединение поддерживалось и широкими массами крестьян, особенно в первой половине XIII века, когда с севера-запада началась агрессия католических орденов крестоносцев и меченосцев, а с юго-востока – татар.



Население белорусских земель с древних времен находилось в постоянном взаимодействии с соседями, с которыми их связывали политические и торговые отношения, в том числе общность торговых путей по Неману, Днепру, Западной Двине, Западному Бугу и другим рекам, совместные военные походы на Византию и Центральную Европу, а также общность культуры и религий (языческой, а затем христианской). В XII веке шел интенсивный процесс сближения и объединения княжеств будинско-кривичских земель в более тесный политический союз. Вначале объединительным центром было полоцкое княжество.

Известно, что в 1182 году Полоцкий князь совместно с Друцким и Минским князьями ходили со своими войсками на помощь Берестейскому княжеству в его войне с Польским княжеством. Между княжеством Полоцким, Витебским и Смоленским издревле существовал тесный экономический и политический союз, о чем свидетельствуют летописные известия и международные договоры.

В XIII веке инициативу объединения перехватил Новогрудок. Новогрудское княжество во главе с князем Миндовгом стало политическим центром, вокруг которого объединились Лидское, Гольшанское, Кревское, Ошмянское, Слонимское и другие княжества. Во второй половине XIII века, после присоединения к нему княжеств Минского, Пинского, Берестейского, Туровского и других, новое государство стало именоваться Великим княжеством Литовским. Таким образом, ВКЛ было создано, как писал А.Е. Пресняков, «на территориальной, этнографической и культурной основе белорусской». Это белорусско-литовское государство в Восточной Европе, существовавшее в XIII – XVIII веках, занимало в основном территорию Беларуси и Литвы. Включение в состав ВКЛ в основном имело добровольный характер.

Великое княжество Литовское являлось монархией, во главе которой стоял государь, именовавшийся «великим князем», «королем», «господарем». Первым титул короля стал носить Миндовг после коронации, которая состоялась в столице государства – Новогрудке в 1253 году.

При осуществлении своей власти великий князь опирался на содействие должностных лиц органов центрального и местного управления, а также крупных землевладельцев, которые были его ближайшими советниками и составляли раду. Рада являлась государственным органом, который существенно ограничил власть великого князя. В состав рады входили: высшее духовенство, воеводы, некоторые князья местных княжеств, должностные лица государственного аппарата.

К XIV веку относится начало созыва более широких совещаний, получивших название соймов. В сойм входили: великий князь, паны радные, а также представители – послы от шляхты, избираемые ежегодно от каждого повета. Кроме этого, в работе сойма принимали участие католические и православные епископы, князья местных княжеств, должностные лица центральных и местных органов государственного управления.

Одной из особенностей развития средневековой Беларуси является ее естественное взаимодействие с Польским государством. Союз Великого княжества Литовского с Польшей под властью одного государя внес коренные изменения в государственное устройство обоих государств и оказал существенное влияние на развитие экономических, политических и культурных связей народов Беларуси, Украины, Литвы и Польши. Начало этого союза было положено в 1385 году в замке Крево. Союз между ВКЛ и Польшей был выгоден обоим государствам, так как позволял объединить силы против немецкой агрессии. Вступление на престол Ягайлы коренным образом изменило внешнюю и внутреннюю политику в польском государстве.

Ягайло, выросший и воспитывавшийся в Беларуси, прибыл в Краков с огромной свитой своих придворных и личной охраной, набранной в основном из его владений в Беларуси, и так как ни он сам, ни его придворные и его охрана не разговаривали на немецком языке, то польская правящая элита была вынуждена переходить на белорусский или польские языки.

С целью укрепления союза обоих государств 18 января 1401 года в Вильно были собраны наиболее влиятельные магнаты ВКЛ, принявшие католическую веру, которые подтвердили специальной грамотой союз с Польшей. В марте этого же года аналогичные взаимные обязательства подтвердила польская правящая элита, собравшаяся в городе Радоме. Таким образом, союз двух государств, основанный на персональной унии, получил закрепление в Виленско-Радомской Унии. Акт Виленско-Радомской Унии подтвердил обособленность и самостоятельность ВКЛ, а также права великого князя Витовта как самостоятельного главы государства. Этот акт ясно определил сущность государственно-правовой связи ВКЛ с Польшей, как персональную унию двух государств под верховенством одного государя. В октябре 1413 года по инициативе Ягайлы в Гародельском замке собрались представители польской знати и 47 магнатов-католиков Великого княжества Литовского, которые стали разрабатывать условия новой унии двух государств. В результате были приняты две грамоты, юридически закрепляющие условия Гародельской унии. Магнаты обеих государств клялись друг другу быть в тесной дружбе и союзе.

С развитием законодательства ВКЛ возникла необходимость систематизации разрозненных правовых норм. Кроме того, землевладельцы были заинтересованы в юридическом оформлении своих прав и привилегий. Также они заботились о защите своей собственности. Попыткой систематизации правовых норм о защите прав собственности и других вещных прав являлся закон, изданный в 1468 году, получивший в историко-правовой литературе название Судебника Казимира. В нем также содержатся нормы уголовного, уголовно-процессуального права, устанавливающие уголовную ответственность за кражу и регулирующие порядок судопроизводства по этим делам, а также нормы административного права. В Судебнике содержатся нормы, регулирующие назначение наказания при рецидиве преступлений.

Важную роль в развитии права сыграли статуты ВКЛ.

СОЗДАНИЕ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Статут Великого княжества Литовского — верховный закон Великого княжества Литовского, составлявший его правовую основу . По сути, это была средневековая Конституция, которая действовала на всех землях современной Беларуси и была одной из самых прогрессивных в Европе. Статус повлиял на становление национальной правовой мысли, а также на юридические традиции соседних стран - России, Польши, Эстонии, Латвии и др. Возможно, именно благодаря ему белорусы отличаются большим уважением к праву.

Понятие статут происходит от латинского statutum – сбор законов. На территорию ВКЛ понятие о статуте проникает из Польши, где в 1347 г. была сделана первая попытка кодификации законов в форме Вислицкого статута.

Конституция является ядром правовой системы государства, базой для развития всего законодательства. Поэтому вполне логично встает вопрос об усовершенствовании либо разработке нового Основного закона, когда в силу различных исторических причин происходит существенные изменения в государственном и общественном строе. Формирование конституционного права Беларуси происходило на протяжении многих столетий, поэтому учет исторических традиций и преемственность в этом плане является положительным моментом в развитии конституционных положений.

Написание таких объемных, а главное качественных правовых актов свидетельствует о высоком развитии культуры, образования, правовой мысли. Эти сборники правовых норм отличались от других крупных актов того времени по широте охвата общественных отношений, юридической техникой. Для всех статутов было характерно явно гуманистическая направленность.

В настоящее время известно о трех изданиях Статута - 1588, 1592-1593 и 1594-1595 гг. Во всем мире насчитывается около 60 экземпляров всех трех изданий Статута, из них 29 - издания 1594-1595 годов. Они есть Великобритании (1), Литве (6), Польше (6), России (11), Украине (5), а в Беларуси нет ни одного. Прежние попытки приобрести хотя бы один экземпляр издания не дали результата.

С XIII в. На политической карте мира появилось новое государство – Великое княжество Литовское. Накопив огромный опыт в правотворческой деятельности, в XVI в. Была начата работа по подготовке систематизированного акта, который послужил бы практически доказательством существования централизованного, суверенного и независемого государства – ВКЛ.

Статут 1529-ого года

29 сентября 1529 г. Был введен в действие первый татут ВКЛ. Работа по подготовке первого Статута 1529 г. велась на протяжении нескольких лет в первой четверти XVI в. Первый вариант проекта Устава был подготовлен в 1522 году, но он не был утвержден, и работа над ним продолжалась еще семь лет. По словам Я. А. Юхо, кто участвовал в подготовке точно неизвестно, есть основания утверждать, что в его подготовке принимали участие белорусский первопечатник и доктор права, Франциск Скорина, а также канцлер ВКЛ Альбрехт Гаштольд, под контролем которого состоял Устав. Основные положения Устава обсуждались с великим князем Литовским Сигизмундом Казимирович, которому принадлежит честь утверждения Устава. После этого была даже написана «Похвала Сигизмунду», в которой он назывался «Большим Сигизмундом», потому что он превзошел всех великих князей и королей, потому что он «нас учил справедливости чинити».

Необходимость кодификации законов, вытекавшая как из пестроты права, источниками которого служили старые обычаи и новые жалованные грамоты, или «привилеи», великих князей, так и из стремлений усилившейся шляхты высвободиться из-под тяжести великокняжеской власти, повела к изданию в 1529 г. на виленском сейме кодекса законов под именем Статута Великого Княжества Литовского. Большинство исследователей держится того мнения, что этот первый, или «старый», Статут никогда не был напечатан и действовал только в писанной форме. Учитывая тот факт, что подобного акта в то время еще не было ни в одном европейском государстве, можно оценить ту колоссальную работу, которая была, проведена разработчиками. В Статуте была предпринята попытка разделить нормы права по отраслям: государственное, гражданское, уголовное, семейное, процессуальное и т.д. Исходя из такого подхода, И.А.Юхо называет данный Статут «сводом законов».

Статут 1529 года говорил о ответственности только по закону и только по суду. Работа по подготовке первого Статута Великого княжества Литовского велась в течение нескольких лет первой четверти XVI в. К 1522 г. был подготовлен проект Статута, но не был утвержден. Статут был введен в действие 29 сентября 1529 г.
Устав устанавливал принцип единства права для всех жителей государства. Один из его статей прямо говорит: " иж вси подданые наши, так вбогие, яко и богатые, которого раду колве або стану были бы, ровно а одностайным тым писаным правом мають сужоны быти" (р. 1 , ст. 9). Введение в Устав этой нормы-принципа было очень важным, так как способствовала формированию суверенитета нации, который обеспечивала руководство ВКЛ путем расширения юрисдикции на всю территорию государства. Одинаковое же действие закона в отношении всех подданных способствовало религиозному согласию, формированию и консолидации нации.

В Уставе четко прослеживается идея раздела властей, о чем свидетельствует ряд норм. Так, Великий князь обязуется принимать законы совместно с панами-радой, а в некоторых случаях требуется "одобрение земская ", т.е. созыв сейма (например, при определении количества представления ратников). Одними из важнейших конституционных норм были те, что ограничивали власть великого князя (хозяина государства). Все дела в государстве он должен был решать "ради общего блага" с согласия панов рядных. Соответственно Уставу Великий князь являлся высшим должностным лицом государства, которое должно было подчиняться государственным законам и при реализации властных полномочий действовать в рамках уставных норм. При этом акцентировалось внимание на том, что в случае приобретения великим князем право владения еще каким-нибудь государством, он обязуется не приносить вреда ВКЛ и господином рядным (р.3 ,ст.1). Хозяин должен был заботиться об увеличении территории ВКЛ, обязался не уменьшать ее (р.3 , стр.2), не давать иностранцам должностей и земель в государстве (р.3 , ст.3) . Таким образом, закон декларирует принцип государственного суверенитета и определяет обязанность монарха всяческими средствами защищать его. В связи с тем, что ВКЛ находилась в состоянии унии с Польшей, закон запрещает Великому князю и одновременно Королю Польши что-нибудь кому-либо простить на территории Княжества, находясь в Польше (р.1 ,арт.25). Устав обязывает монарха сохранять прежние должностные посты в государстве, позволяет должностным лицам действовать соответственно старым обычаям, однако используя при этом уставные нормы (р.3, ст.4).Закон дает право всем феодалам свободно выезжать за пределы государства для поиска лучшего счастья или рыцарских поступков, исключая земли неприятельские (р.3 , ст. 8). Великий князь подтверждает действие выданных ранее законодательных актов, а новые обещает принимать с целью пользы для государства и только с разрешения панов рады (р.3 , ст.6), обещает всех феодалов, а также мещан и их людей (!), хранить при свободах и вольностях ,данных им лично и его предшественниками (р.3 , ст.7). Важной в социально-экономическом аспекте была также статья 9 третьего раздела, в которой говорилось о праве не только феодалов, но и мещан свободно (т.е. без разрешения монарха) подражать имущество своих родителей. Грамоты же на недвижимость в государстве должны были приниматься князем только вместе с панами-радой, находясь на вольном сейме, что свидетельствовало о зарождении института парламентаризма.

Нормы, предусматривающие обеспечение законности и правопорядка содержатся во многих статьях Устава. Так, говорится, что постановления великого князя, принятые совместно с советом, должны выполняться обязательно, под угрозой уголовного наказания (р.1 , ст.23). В том случае, когда князь издал письменный документ относительно имущественных прав в одном лице, а потом на это же имущество выдал другому лицу грамоту, то считался законным первый документ, кроме случаев не вступления во владение имуществом в течение десяти лет (р.1, арт.24). Должностные лица обязывались в своей деятельности пользоваться законом. Судьи должны были судить в рамках закона, честно и справедливо (р.6 , ст.1). В результате возникновения юридического конфликта закон обязывает применять только уставные нормы. Отказ в осуществлении правосудия по причине отсутствия соответствующей уставной нормы запрещался и т.д.

Статут был, по сути, сводом законов на основе кодификации и систематизации норм местного обычного права земель, которые составляли центр ВКЛ, постановлений государственных и судебных учреждений, привилеев. Фамилии составителей неизвестны.
Статут состоял из 13 разделов и 244 статей (позже число статей увеличилось до 283). В первых трех разделах размещались в основном нормы государственного права, в двух следующих — брачно-семейное и наследственное право, в 6-м разделе — процессуальное, в 7-м — уголовное, в 8-м — земельное, в 9-м — лесное и охотничье, в 10-м — гражданское, в последних разделах — уголовное и уголовно-процессуальное право. В Статуте отмечалось, что «как убогия, так и богатые» должны были судиться по нормам, изложенным в Статуте. По Статуту госпадарь должен был сохранять территориальную целостность государства, не допускать чужеземцев на государственные посты в ВКЛ, не давать им земель.

Первый Статут 1529 г. распространялся в списках (копиях). Первоначальный его список, выполненный в Вильно на старобелорусском языке, не дошел до нашего времени. Сохранились 4 списка на «русском» (древнебелорусском), 3 переводные (латинский и польский языки) и 4 списка XIX ст. Списки названы по фамилиям их владельцев или местам хранения. Впервые напечатан на белорусском языке в 1841 г. в Познани, в 1854 г. – кириллицей в Москве.
В Статут 1529 г. были впервые внесены нормы, которые в определенной степени ограничивали права магнатов, объявлялось правило, согласно которому люди (и убогие, и богатые) должны были судиться согласно этому Статуту. Великий князь обязывался хранить территориальную целостность государства, не допускать иностранцев на государственные должности, не давать им имений, земель, чинов, охранять существующие законы.

Таким образом, увеличивалась степень декларативности, в целом характерная для большинства законодательных актов. Статут подтверждал принцип индивидуальной ответственности, регламентировал участие защитников в процессе. Вообще защищаться перед судом и доказывать свою невиновность обвиняемый должен был сам. Но если он не мог осуществлять защиту самостоятельно, то поручал это своему вернику или прокуратору. Если первый – просто доверенное лицо обвиняемого, то второй профессиональный юрист — поверенный шляхтич, который занимался адвокатской практикой.

Статут 1566-ого года

Второй Статут Великого княжества Литовского (Устав 1566) имел основными источниками общеземские и областные привилегии, 1468 года, Статут Великого княжества Литовского 1529 года и некоторые нормы обычного права; использовал также нормы церковного (римско-католического и греко-православного) права.

Этот статут действовал на землях Великого княжества Литовского в 1566–1588 гг., а на Правобережной Украине и в XVII–XVIII в.

Проект был утвержден сеймом 1 июля 1564 г. и должен был введен в действие 11 ноября 1564 г., но из-за споров по отдельным статьям Статут вступил в силу 1 марта 1566 г. Проект Устава готовила комиссия под руководством канцлера Н. Радзивилла Черного при участии маршалка дворного А. Б. Воловича, вероятно, также П. Раизия, А. Ратундуса и др. В Статут были внесены следующие привилеи: Виленский 1563 г., Бельский 1564 г., Виленский 1565 г. Кроме того, основными источниками Статута 1566 г., стали другие общеземские и областные привилеи (грамоты), Судебник 1468 г., Статут 1529 г. и некоторые нормы обычного права.
Как и Статут 1529 г., второй Статут Великого княжества Литовского не был в XVI в. напечатан. Известно 58 его списков: 13 на древнебелорусском, 40 на польском и 5 на латинском языках. Первая (и пока что единственная) его публикация – в 1855 г. («Временник императорского московского общества истории и древностей российских». Кн. 23). В Статуте 1566 г. сохранена с небольшими изменениями структура Статута 1529 г. Всего разделов 14 (в сравнении с предыдущим выделен отдельно раздел 4: судебный строй и судебный процесс).
К наиболее важным нормам относятся те, что определили состав территории государства, порядок создания и деятельность государственных органов, права и привилегии господствующего класса.
В 3 разделе была повторена норма Статута 1529 года, которая запрещала давать имения и должности "чужеземцам" и соседям ВКЛ. Эти артикулы были внесены против воли польских феодалов и самого короля.
Утверждалось создание подкаморских (межевых) и земских (шляхетских) судов. Объявлялась презумпция невиновности (раздел 14, арт. 2); неполнолетние могли быть наказаны только после 14 лет.
В статуте было 14 разделов и 367 статей.

Главой государства и главным лицом во всей системе государственных органов признавался великий князь, который в Уставе называется "господар". Его правовое положение типичное для ограниченного феодального монарха, но были и некоторые особенности. Полномочия великого князя базировались на выборном начале, они регламентировались правовыми нормами Устава 1566 Он не имел права без решения сейма начинать войну, устанавливать налоги на военные нужды (разд. 2, ст. 2), издавать законы (разд. 3, ст. 12). Великий князь обязывался "всих князей и панов-рад, как духовных, так и свецких, и всех врядников земских и дворняга, панов хоруговных, знать, рыцарство, мещане и всих людей Посполита в велике князстве Литовском ... заховати при свобода и вольностей» (разд. 3, ст. 2). Важное значение имел статью, запрещающий давать поместья, должности, чины и звания чужеземцам, в том числе уроженцем Польши (разд. 3, ст. 9). Устав 1566 законодательно закрепил привилегии и главную роль крупных феодалов в государстве. По ст. 5-го разд. 3-го, на вальный (общий) сейм приглашались князья, паны, маршалки и другие должностные лица. Интересы крупных феодалов обеспечивал ст. 10-й этого же раздела, согласно которому в соответствии с давними обычаями сохранялись и все привилегии, должности, чины и звания феодалов. В Уставе 1566 очерчен переход от феодального права собственности к буржуазному. Статья 1-й разд. 7-го давал всем феодалам право свободно распоряжаться своими имениями. Полнее изложены и нормы наследственного права (8-й раздел).Существенные изменения внесены в уголовное право. Субъектом преступления признавался только человек.Несовершеннолетние могли быть наказаны только после 14 лет (разд. 14, ст. 8). Провозглашалось презумпция невиновности (разд. 14, ст. 2). Уголовное наказание должно было осуществляться только по суду, а лицо, которое обвинило кого-либо в преступлении и не к говорила его вины, должна была быть наказано так, как мог быть наказан обвиненный ею (разд. 1, ст. 2).

Статут 1566 г. закрепил основные принципы права: единство права для граждан, хотя оно не было равным для всех, государственный суверенитет (вопреки церковному космополитизму), ограничение власти хозяина (великого князя), приоритет писаного права. Впервые намечалось отделение суда от органов власти и управления. Для этого создавались земские суды и подкоморския суды. Полнее регламентировалась компетенция органов государственной власти и управления, которые были основаны на общих принципах феодального права: создание льгот и преимущество для класса феодалов и сословия шляхты, недопущение простых людей в органы управления, закрепление правового неравенства различных социальных групп населения. Составители Устава придали его нормам однородную и современную, на то время, форму и правовую терминологию (белорусскую), понятную для большинства населения, что способствовало укреплению среди шляхты и мещан уважения закона и государства.

Статут содержал некоторые положения, которые закрепляли некоторые политические права простых людей. Так, во втором артикуле 3-его раздела говорилось, что будут сохраняться права всех землевладельцев, а также мещан и «всіх людей посполітых у Великом князстве Литовском и во всих землях того панства…в которых они, яко люде вольные, вольно обираючи из стародавна из вечных своих предков собе панов и господарей Великих князей Литовских».

Внимание привлекает также то, что в Статуте есть положение, которое гласит, что в выборах великого князя участвовать могут и простые люди-«мяшчане і ўсе людзі паспалітыя», хоть и известно, что они не только князя, но и даже депутатов на сойм не выбирали.

Много внимания уделялось частному праву, главным образом, регулированию договорных отношений: купли-продажи, дарению, подряду, аренде и др. Статут регламентировал и форму договоров, в коих они могли осуществляться: устную и письменную, а также фактически-нотариальную, так как сделки с недвижимостью должны были с этого времени регистрироваться в земских судах. Более детально, в сравнении со Статутом 1529 г., регулировались отношения в ветви наследования имущества.

Важным было и то, что статут был написан на белорусском языке. Более того, поскольку в основную часть центральных земель Великого княжества (Литвы) включались белорусские земли, белорусский язык был признан государственным на всей территории княжества. Статут неоднократно переводился на латинский язык, русский, польский и немецкий. Сейчас известны примерно около 60 списков Статута, 40 из них-на польском языке,13- на белорусском, остальные- на латинском.

Устав написан на древнерусском языке, был переведен на латинский и польский языки. Выявлено 58 списков Устава 1566 г., из них 13 на древнерусском, 40 на польском и 5 на латинском языках. Впервые напечатан в 1855 в Москве.

РЕДАКЦИИ

Статут ВКЛ издавался три раза: в 1529, 1566 и 1588 годах на Западнорусском языке.

Кодекс был составлен в Великом княжестве Литовском в XVI веке и продолжал сохранять свою силу в бывших областях этого государства в качестве сборника их гражданских законов почти до половины XIX века. Упоминания о «Статуте Великого Княжества Литовского» или о «Статуте земском» встречаются в источниках ещё в последней четверти XV и первой XVI века, но тогда под этими терминами понимался не какой-либо кодекс, а вся совокупность земских «устав и ухвал», равно как земских и областных привилеев, издававшихся великим князем литовским и его радой.

Необходимость кодификации законов, вытекавшая как из пестроты права, источниками которого служили старые обычаи и новые жалованные грамоты, или «привилеи», великих князей, так и из стремлений усилившейся шляхты высвободиться из-под тяжести великокняжеской власти, повела к изданию в 1529 г. на виленском сейме кодекса законов под именем Статута Великого Княжества Литовского. Большинство исследователей держится того мнения, что этот первый, или «старый», Статут никогда не был напечатан и действовал только в писанной форме. Профессор Ф. И. Леонтович приводил, однако, свидетельство одного акта 1552 г. о «друкованом», или печатном, Статуте.

Статут 1529 г. не был особенно благоприятен для шляхты и заключал в себе немало устарелых и весьма суровых постановлений. Поэтому уже на берестейском сейме 1544 г. литовские чины просили короля Сигизмунда I об исправлении Статута, но пересмотр и новое издание последнего осуществились лишь при Сигизмунде Августе на сеймах1564, 1565 и 1566 годов. Окончательно утверждена новая редакция, известная под названием второго Статута, привилеем 1 марта 1566 года.

Вскоре поднялся вопрос о новом исправлении Статута. Исправленный на поветовых сеймиках и утвержденный на головном съезде литовских чинов в Волковыске (1584), он был просмотрен на варшавском элекционном сейме 1587 г. и окончательно утвержден на коронационном сейме 1588 г. В том же году этот «третий Статут» был издан на западнорусском языке подканцлером Львом Сапегой в Вильне. Это издание и было оригиналом закона; многочисленные польские переводы, начавшиеся с 1616г., такого значения не имели и носили частный характер.

ПЕРЕВОД 1811-ОГО ГОДА

После присоединения территорий Великого княжества Литовского к Российской империи населению этих территорий предоставлено было первоначально пользование местными законами, и таким образом было сохранено значение Литовского Статута в гражданских делах. Это привело к необходимости перевода Литовского Статута на современный русский язык для пользования сенаторов, и в 1811 г. был напечатан такой перевод, выполненный под наблюдением обер-прокурора 3-го департамента сената Посникова с польского издания 1786 г.

Издание 1811 г. получило широкое распространение в Малороссии и бывших литовских областях; уже через 10 лет понадобилось новое издание. Когда к нему приступили, в «Северном Архиве» появилась статья, доказывавшая, что польское издание 1786 г. даёт весьма искажённый текст Литовского Статута.

Перепечатка сенатского издания была приостановлена, и возникший вопрос отнесён на рассмотрение комитета министров, высочайше утверждённое положение которого признало подлинником Литовского Статута текст на западнорусском письменном языке 1588 года, а наиболее верным переводом — польское издание 1616 г.

Была образована особая комиссия из чинов министерства юстиции и министерства народного просвещения, на которую было возложено изготовление нового перевода Литовского Статута на современный русский язык, причём предполагалось тексту этого перевода дать обязательную силу. Работы комиссии были закончены к 1834 году, но под влиянием событий 1830—1831 г. труд комиссии остался бесполезным, а в 1840 году действие Литовского Статута было отменено во всех бывших литовских областях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие конституционного права феодальной Беларуси XV - XVI веков, которое проходило под воздействием ряда внутренних и внешних социально-экономических и политических причин, происходило на основании обычного права и олицетворяло весь предыдущий правовой опыт государств-княжеств древней Беларуси.

Правовая система Великого княжества Литовского, оставаясь в своей основе национально-самобытной, строилась на активном использовании новейших достижений европейской правовой культуры. Памятники права являются наиболее точными и надежными источниками знаний о политико- экономическом положении того или иного государства, структуры общества, правах и обязанностях всех слоев населения и др. В них находят отражение философские, политико-правовые взгляды общества, культура и быт народа. В памятниках права белорусского народа, написанных на древнем белорусском языке мы видим ход исторического развития права от простых форм правовых актов к более сложным и имеем возможность оценить уровень развития национального права и сравнить его с правом других стран и народов.

Памятники права свидетельствуют об органической включенности и зависимости право ВКЛ от социально-политических процессов, характерных для всего сообщества европейских народов. Примечательно и то, что статуты были написаны на белорусском языке. В XV - XVI веках духовно-культурное развитие Беларуси отмечено глубоким восприятием гуманистической идеологии. Философско-правовые идеи Ф. Скорины и других ученых о нравственно-гуманистическом назначении права, о необходимости нормативно-правового обустройства общественной жизни способствовали развитию правосознания народа, что в свою очередь создавало идейно-теоретическую основание правовой реформы XVI в.

Появление Статутов 1529, 1566 годов стало результатом и свидетельством высокого уровня правовой культуры белорусского народа и примером кодификации законодательства для других государств. Процесс консолидации древних белорусских земель-княжеств в одно общее государство и сложные взаимоотношения с соседними государствами способствовали развитию конституционного права. Уже в XV веке общеземские грамоты, которые являлись феодальными хартиями, закрепили важнейшие конституционные нормы и принципы, включая суверенитет государства.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что уставы XVI века обобщали и развивали дальше конституционные положения предыдущих законодательных актов. И не смотря на то, что все же в основном статуты большее внимание уделяли правам шляхты, тем не менее, и до сих пор они считаются золотым источником права Беларуси XVI в.
Так же хочется выделить этот период, как серьезный прогресс в области права. Хочется отметить такие международные договоры как Кревская уния и Городельская уния. Это дало продвижение последующему международному сотрудничеству государств. Необходимо также вспомнить о Судебнике казимира 1468 года. Это была первая попытка систематизации прав собственности и иных вещных прав. Обязательно следует отметить Статуты Великого княжества Литовского, которые, включая в себя нормы различных отраслей права, дали мощный толчок развитию права в целом на Беларуси.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.