|
НА ТЕМУ – Деятельность Маркевича Николая Андреевича.
РЕФЕРАТ
Студентки 4курса
Ларионовой Кристины Геннадиевны Преподователь:
Назарчук Татьяна Борисовна
Маркевич Николай Андреевич (07.02. (26.01) 1804-21 (09). 06.1860) - историк, этнограф, поэт и музыковед. Н. в имении в с. Дунаец Глуховского эт. Черниг. губ. (Ныне село Глуховского р-на Сум. Обл.). Происходил из древнего казацко-старшинского рода МарковичивМаркевичив.
Получил образование в частном пансионе П.Билецького-Носенко (1814-17) и благородном пансионе для дворянских детей при Гл. пед. ин-те в Санкт- Петербурге (1817-20). Во время учебы узнался с известным рус. поэтами Е.Баратинським, А.Дельвига, А.Пушкина, композитором М.Глинкой, будущими декабристами В.Кюхельбекера и К.Рылеева и др.. Эти знакомства привели к первым стихов М., выполненных в духе канонов классицизма, а также переводов романтических стихов Дж.-Г.Байрона и Ф.Шиллера. В частности, 1817 М. опубликовал свою первую поэзию «Гроб» в «Невском зрителей» по протекции Жуковского. Кроме того, М. учеб. игры на фортепиано в выдающегося ирландского композитора и пианиста Дж.Филда. В течение 1820-24 служил в драгунском полку. Вышел в отставку в чине поручика. Издал несколько сборников стихов как своих, так и переводных: «Пиитическая игрушка, отысканная в сундуке покойного дедушки классицизма», «Стихотворения эротические. Паризина. Поэма из лорда Байрона »,« Элегии - Еврейские мелодии »(все - Москва, 1829). От 1830 поселился в родовом имении в с. Туровка Прилуцкого эт. Полтавы. губ. (Ныне село Яготинского р-на Киев. Обл.), Который превратил в один из известных культ. ячеек малоросс. дворянства. Соединял управления имением и хоз. дела с муз. упражнениями, лет. и етногр. студиями. Как общественно-культ. деятель представлял собой странное сочетание помещика-культурника и антиквара-сборщика истор. памятников и реликвий с литератором-художником и этнографом-практиком. 1831 опубликовал поэтический сборник «Украинские мелодии» по мотивам укр. нар. фольклора, в предисловии к которой выразил намерение написать студию по истории Малороссии. Обрабатывал материалы (ок. 30 толстых тетрадей) к «Большого исторического, мифологического, статистического, географического и литературного словаря Российского государства». Однако выдал из объема этого проекта только статьи на букву «А» - «Отрывок из Большого исторического словаря Российского государства» (Москва, 1836), поскольку рецензенты с Петерб. АН считали, что целесообразно напечатать только лучшие статьи или передать их в «Экциклопедического М.А. Маркевич. лексикона »(С.-Петербург, 1835 -41. Т. 1-17), который выдавался А.Плюшаром. Поддерживал отношения со многими известными укр. деятелями, в частности с О. Бодянским, Н. Гоголю, Е.Гребинкой, И.Котляревскому, М.Максимовичем, Т.Шевченко и др.. Считают, что стихи М. оказали заметное влияние на Т.Шевченко, в частности на его ранние произведения («Перебендя», «К Основьяненко» и др.).. М. - автор одного из первых вокалов на стихи Т.Шевченко «Сирота» («Зачем мне черные брови», 1847), сборники обработок украинских нар. песен для фортепиано «Народные южнорусские напевы» (М., 1840) и др.. В течение лета 1838 - нач. 1840 подготовил большую 5-томную студию «История Малороссии» (Москва, 1842-43), в которой только первые 2 тома содержат авторское изложение, а 3 другие - документы, материалы, примечания, указатель имен и т.п.. В частности, в приложениях к 5-го тома помещены сведения о количестве войск и населения по источникам, список полков, устройство и управление, роспись правителей Малороссии, таблица гетманов, списки генеральной старшины, церк. иерархов, хронология сражений и приключений т.п.. М. предложил собственную периодизацию истории Украины, построенную по принципу контрастности - периоды славы и возвышения чередуются с эпохами упадка и катастрофической разрушения: 1) от древнейших времен до П.Лянцкоронського, до 1500, 2) от П.Лянцкоронського к унии церковной, 1500 - 92, 3) от начала унии к Б.Хмельницкого, 1592-1646, 4) от поголовного восстания к смерти Б.Хмельницкого, 1646 - 57, 5) от смерти Б.Хмельницкого к падению И.С.Мазепа, 1657 - 1709; 6) от падения Мазепы до последних дней Малороссии, 1709 - 93. Общ. композиция «Истории Малороссии» крайне неравномерна. История докозац. суток (до 1500) освещена М. только в одной главе. Зато ход событий 2-й пол. 17 - нач. 18 в. подан М. очень подробно (34 главы). В изложении М. доминирует персоналистический канон по воссозданию укр. истории 16-18 вв., причем ряд разделов даже названа именами соответствующих гетманов. В текучести человеческого бытия, особенно выдающихся личностей, проступает романтическое понимание изменчивости мира истории (см. Романтизм), присуще М., в частности, эстетично лет. способ ее восприятия, самобытный дуализм в изображении триумфа козацкого. славы и трагизма, катастрофичности и духовного напряжения древнего укр. жизни. Важнейшим источником для М. была «История Русов», на основе которой скомпилирована ряд разделов «Истории Малороссии». Этот труд М. называл «летописью Гетманским». В переработанном виде М. подавал даже некоторые афористические рассуждения автора этого историко-полит. трактата. М. использовал и др.. источники, в т.ч. летопись Г. Грабянки, труды митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова), М.Берлинском, Карамзина, М.Полевого, а также работы Г. де Боплана, П.Шевалье, И. Б.Шерера и др.. Многие фактографических заимствований, особенно во 2-м томе «Истории Малороссии», сделанные М. и по труду Д.Бантишем-Каменского - «История Малой России» (Москва, 1830. Ч. 1-3). Последняя - 56-я глава «Истории Малороссии», в которой освещены гайдамака в Правобережной Украине, написанная М. на основе рукописи труда М.Максимовича «Сказания о Колиивщина» (1839). Одновременно в «Истории Малороссии» практически отсутствуют элементарные критические толкования литературы, хотя М. и стремился продемонстрировать читателю собственное мнение относительно позиции определенного историка 513 Маркевич 514 Маркевич или его студии. Справочный аппарат 5-томника М. заключен достаточно формально, чтобы показать профессиональную принадлежность «Истории Малороссии» в научно-истор. студий. Обычно М. ссылался только на название работы или рукописи без указаний страниц, листов и т.п.. К тому же все ссылки обозначены не порядковыми номерами, а только страницами, к которым они адресованы. Всего стиль истор. письма М. соединял различные интеллектуальные установки, которые зачастую конфронтувалы между собой, создавали причудливые конфигурации. С одной стороны, М. не только воспроизводил старые сюжеты и традиционные мотивы, бытовавшие в «Истории Русов», но и стремился расширить последние, вложить в них новый, романтический смысл, уловить через остатки старины неповторимый дух той или др.. эпохи. Например, уважительное отношение к духовным и материальных памятников прошлого преподносилось М. масштабу самоценности всей укр. истории, бытие которой приобретало самостоятельного, внутр. смысла. Заодно М. рассматривал малоросс. прошлое как неотъемлемую составляющую загальнорос. истории. С другой стороны, М. декларировал профессиональные признаки своего труда в духе пизньопросвитницького рационализма, в частности, прибегал к морализаторства, отмечал обучающих функциях истории, акцентировал внимание на документальном характере работы и т.п.. Однако, вопреки этим постулатам, достоверность отдельных фактографических подробностей и деталей имела для Н. второстепенное значение. Зато М. сосредоточивал свои усилия на том, чтобы благодаря лет. переработке материала создать общ. образ («картину») определенной эпохи. В интеллектуальном плане М. колебался между началами романтизма и канонам пизньопросвитницького рационализма, этнографизмом и антикварным пиететом, апологией малоросс. славы и лояльностью рус. императорском престола. Не случайно в «Истории Малороссии» бытуют многочисленные противоречия, которые не согласуются с первоначальными авторскими конструкциями. Напр., Постоянное стремление автора акцентировать внимание на равноправном характере гос. объединений Малороссии с Литвой, Поль- шей, Московией, в частности его мысль о Б.Хмельницкого как независимого обладателя, противоречит его тезису о необходимости и полезности урезание прав и привилегий Гетманщины конце семнадцатого 1-й пол. 18 в. Наконец, романтическая апология славной и героической укр. прошлого уступает место в истор. видении соображениям рациональной целесообразности, требующих ликвидации Гетманщины для слияния Малороссии с Российской империей. Рус. критика (В. Белинский, И.-Ю.Сенковський и др.). резко осудила этот труд М. за ее невысокий наук. уровень и больше - за «малороссийский патриотизм» автора. Однако «История Малороссии» имела большой резонанс в кругах малоросс. дворянства среди. 19 в. Следовательно возмущены представители местн. аристократии даже обратились к царским правительственных органов с просьбой защитить их от «клеветы Сенковского» как «польской интриги» (намек на происхождение И.-Ю.Сенковського). С конца 1840-х гг наук. интерес М. распространились на историко-стат. и историко-геогр. сферу, иногда в контексте практических хоз. интересов: - климат и его влияние на хоз-во, овцеводство, пр-во табака, истор. демографию, быт, торговлю и т.д.. И М. не оставлял и истор. студий. В частности, 1848 подготовил и опубликовал (1858) исследование «О казаках». М. отделил вопросы о происхождении названия казачества, выводил из конницы киев. князей, состоявшая из пришлых кочевников - клобуков черных, от вопроса о генезисе самого казачества украинского, которое связывал с местн. жителями. В конце 1840-х гг подготовил к печати буквы «А-В» украинский-рус. словаря, который не был опубликован. Ряд работ М., как-то «История монастырей в Малороссии», «Сравнение мэр, весов, а также денег и цен на разные предметы в Малороссии с 1715 по 1855 г.», проспект иллюстрированного альбома «Живописные виды Малороссии» и др.. , осталась в рукописях или в виде подготовительных материалов. П. в имении в с. Туровка. М. получил в наследство большую семейную б-ку. От юности увлекался сбором собственной коллекции документов и материалов, которая 1851 составляла ок. 12 тыс. единиц хранения. Первоначально М. планировал выдать весь свой архив, позже хотел продать право на издание своей коллекции под названием «Маркевичевский архив» вроде «Древней Российской вивлиофике» М.Новикова. Однако из-за тяжелой болезни и финансовых затруднений был вынужден продать осн. часть своего сборника известному коллекционеру, помещику с Пирятинского эт. И.Лукашевичу. 1870 потомки последнего продали коллекцию И.Лукашевича и М. Румянцевского музея в Москве. Сейчас она хранится в отделе рукописей Рос. гос. б-ки в Москве. Б-ку М. (более 4 тыс. томов) и часть рукописей из его коллекции приобрела Коллегия Павла Галагана. Некоторые рукописи из коллекции М. попали в более поздних сборников Лазаревского, П.Я.Дорошенка и др.. Личный архив М. - письма, переводы, рукописи статей, дневники, воспоминания и др.. материалы - хранится в архиве Института рус. литературы РАН (Пушкинском Доме) в С.-Петербурге. Труда: Украинские мелодии. М., 1831; Гетманство Барабаша. «Русский вестник», 1841, № 5; Мазепа: Статья первая-третья. «Маяк», 1841, ч. 23 - 24; 1842, т. 1, кн. 1; История Малороссии, т. 1-5. М., 1842-43 [переиздам. - К., 2003. Т. 1-2]; Акты, поясняющие Историю Малороссии и открытые Н.А. Маркевичем. «Чтения в Императорский обществе истории и древностей российских при Московском университете», 1848, кн. 1; О климате Полтавской губернии. М., 1850; Об овцеводстве в Полтавской губернии. М., 1851; Чернигов: Историческое и статистическое описание Чернигова. Чернигов, 1852; О табак вообще и в Малороссии в особенности. М., 1853; О народонаселении Полтавской губернии. К., 1855; О казаках. «Чтения в Императорский обществе истории и древностей российских при Московском университете», 1858, кн. 4; Горкуша, украинский разбойник. «Русское слово», 1859, № 9; Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян. К., 1860 [переиздам. - К., 1991]; Воспоминания Н.А. Маркевича о встречах с Кюхельбекером в 1817-1820 гг.: Извлечение. В кн.: Литературное наследство, т. 59, ч. 1. М., 1954. Лит.: [Белинский] История Малороссии. Николая Маркевича. М., 1842. «Отечественные записки», 1843, т. 28, [Сенковский О.-Ю.] Статья первая-вторая. Рецензия на книгу: Маркевич Н. История Малороссии. М., 1842. Т. 1- «Библиотека для чтения», 1843, № 9-10, [Кулиш П.] Ответ г. Сенковскому на его рецензию «Истории Малороссии» Маркевича. «Москвитянин», 1843, № 5; Макаров Н. Воспоминания о Н.А. Маркевич. «Основа», 1861, № 1; Барсов Е.В. Описание актов архива Маркевича, относящихся к истории южно-русских монастырей. «Чтения в Императорский обществе истории и древностей российских при Московском университете», 1884, кн. 2; Студинский К. «Перебендя» Т. Шевченко и «Бандурист» Маркевича. «Заря» (Львов), 1896, № 24, 15 (27) декабря; Грушевский А.С. Н.А. Маркевич (Из прошлого украинской литературы и историографии). «Журнал Министерства народного просвещения», 1911, № 1; Данилов В. К биографии Н.А. Маркевича (письма его к М.А. Максимович). «Летопись Екатеринославской ученой Архивное комиссии», 1911, вып. 7; Марковский М. Шевченко и Николай Маркевич (несколько в истории поэтического творчества Т.Г. Шевченко). «Украина», 1925, № 1/2; Маслов В.И. М.А. Маркевич. Прилуки, 1929; Паисов Н.Ф. Документы об истории Украины XVIII в.: Собрание Н.А. Маркевича. «Записки Отдела рукописей Всесоюзной библиотеки имени В.И. Ленина »(М.), 1939, вып. 5; Cобрание И.Я. Лукашевича и Н.А. Маркевича: Описание. М., 1959; Гайдай А.А. Т.Г. Шевченко и М.А. Маркевич. «Советское литературоведение», 1960, № 3; Бойко Ю. М.А. Маркевич и Т. Шевченко. «ЗНТШ» (Нью-Йорк-Париж-Сидней-Торонто), 1963, т. 177; Колесник Е.А. Библиотека М.А. Маркевича. «УИЖ», 1973, № 1; Косачевская Е.М. Н.А. Маркевич, 1804-1860. Л., 1987; Курьянов С.О. Неопубликованные статьи Н.А. Маркевича против О.И. Сенковского («Шалости и фарсы лорда Меркуейча»). «Вопросы русской литературы» (Львов), 1989, вып. 2; Крыжановский С. «Украинские мелодии» Николая Маркевича в начале украинского романтизма ХIХ в. «Современность», 1993, № 2; Ульяновский В.И. Незавершенные и малоизвестные работы М.А. Маркевича. В кн.: Рукописное и книжное наследство Украины, вып. 2. К., 1994; Ясь О.В. Исследовательский инструментарий и интеллектуальные основы «Истории Малороссии» Николая Маркевича. «УИЖ», 2006, № 1; Его же. Рационализм versus романтизм: Маркевич как переходный тип историка. «Исторический журнал», 2007, № 5. А.В. Ясь.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|