Шкала анализа идентификационных характеристик
Модификация В.И. Юрченко
В.И. Юрченко отмечает, что при всей простоте исполнения, тест достаточно сложный в обработке и интерпретации результатов. Как известно, М.Кун и Т.Мак-Партланд ответы на вопросы «Кто Я?» предлагают классифицировать на категории: объективные и субъективные. Примером первой могут быть такие ответы, как студент, девушка, мужчина, дочка и пр. Примером субъективных категорий, являются следующие ответы: счастливая, усталый, веселый, симпатичный и пр.
Легко заметить, что объективные категории обозначаются словами, которые отвечают на вопрос кто?, а субъективные – какой? При этом абсолютное большинство ответов респондентов относятся к объективной категории. Кроме этого, замечена склонность респондентов «вычерпывать запас своих объективных характеристик до того, как будут (если вообще будут) называть характеристики субъективные». Юрченко объясняет это не столько особенностями структуры и содержания «Образа – Я» респондента, сколько особенностями субъективной семантики вопроса «Кто Я?» (особенно учитывая, что в оригинальной методике - на английском языке - класс прилагательных отсутствует, как отсутствует и вопросительное слово «Какой?»). Включая дополнительный вопрос «Какой Я?», исследователь исходил из предположения, что объективная семантика (система значений языка) вопроса «Кто Я?» как в украинском, так и в русском языке требует, как правило, именительных ответов, которые выражаются словом-существительным. Вопрос «Какой Я?» требует ответов, выражающихся прилагательными и причастиями. В тоже время, Юрченко указывает, что «семантическое поле» индивида определяется не только объективной семантикой слова (вопрос «Кто Я?»), а и ассоциацией на этот стимул (субъективная семантика вопроса «Кто Я?»)
Внутренняя структура
В общих представлениях методика не предполагает формализированного стимульного материала в виде вопросов, утверждений, списка качеств или картинок. Вместо этого испытуемый на чистом листе должен составить список характеристик самого себя и выразить своё отношение к данным характеристикам.
Процедура проведения
Оригинальный вариант
Испытуемый должен в течение 12 минут дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» Ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают. Затем он должен оценить каждое качество как позитивное (+), негативное (-), неоднозначное (±), или поставить знак того, что он затрудняется в оценке (?).
Модификация Т.В. Румянцевой
Главное отличие методики в модификации Румянцевой - отсутствие жёсткой регламентации количества ответов (испытуемый может дать их больше 20, или меньше). Принципы интерпретации те же.
Модификация В.И. Юрченко «Двадцать утверждений самоотношения»
В модификации Юрченко испытуемый должен написать по 20 ответов на вопрос «Кто Я?» и 20 на вопрос «Какой Я?». Таким образом, количество ответов увеличивается, несколько увеличивается и время проведения (15 минут). Также в этой модификации несколько другие принципы интерпретации (см. ниже).
Интерпретация
Интерпретация количества ответов
По количеству ответов, данных за отведённый промежуток времени, можно косвенно судить о уровне рефлексии личности. Чем больше ответов дано за отведённое время, тем уровень рефлексии выше.
Интерпретация оценок
· Самооценка считается адекватной, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 65-80% на 35-20%.
· Самооценка считается неадекватно завышенной, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 85-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»).
· Самооценка считается неадекватно заниженной, если количество отрицательно оцениваемых качеств по отношению к положительно оцениваемым («-» к «+») составляет 50-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»).
· Самооценка является неустойчивой, если число положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 50-55%. Такое соотношение, как правило, не может длиться долго, является неустойчивым, дискомфортным.
Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений.
Можно условно выделить людей эмоционально-полярного, уравновешенного и сомневающегося типа.
· К людям эмоционально-полярного типа относятся те, у кого отсутствуют (или почти отсутствуют) знаки «±». Склонность представлять всё в полярном свете говорит о примитивности, дихотомичности мышления, является одним из симптомов алекситимии.
· Если количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Данное количество знаков «±» можно считать условной нормой.
· Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу. Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты).
Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам.
· Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?» ставят только 20% обследуемых.
· Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний.
В целом использование человеком при самооценивании знаков «±» и «?» является благоприятным признаком хорошей динамики консультативного процесса.
Диагностика идентичностей
В рамках интерпретации теста Куна-Макпартленда можно определить множество идентичностей человеческой личности, такие как: половую, социальную, духовную, семейную, профессиональную, индивидуальную, физическую и т.д..
При этом каждая идентичность может быть выражена:
· Прямо - ответ содержит прямое определение какой-либо идентичности. Например, мужчина - вариант прямого выражения гендерной идентичности. Прямые выражения характеризуют явную, принимаемую и выражаемую часть личности.
· Косвенно - ответ содержит признаки той или иной идентичности. Например, жена, студентка, работница - варианты косвенного выражения гендерной идентичности (и прямого выражения семейной и социальной идентичности). Косвенные выражения (особенно при отсутствии прямых) свидетельствуют о менее осознаваемой, вытесненной части личности.
· Не выражена совсем - среди характеристик нет ни прямых ни косвенных упоминаний той или иной идентичности. При этом соответствущая идентичность либо не развита, либо очень глубоко вытеснена.
По контексту можно судить о субъективной оценке каждой идентичности. Возможны следующие основные варианты:
· Эмоционально-положительное отношение выражается в положительных характеристиках: хороший парень, внимательный работник.
· Эмоционально-отрицательное отношение выражается в отрицательных характеристиках: неуверенный сотрудник, некрасивый мужчина.
· Нейтральное отношение выражается в безоценочных характеристиках: мужчина, муж.
· Отчужденное отношение выражается в абстрактно-отвлечённых характеристиках: житель планеты, биологическое существо.
Кроме того, в диагностике идентичности важно количество характеристик, соответствующих каждой идентичности, и порядок их написание (чем больше характеристик идентичности и чем выше они находятся в списке, тем более они важны для личности, тем более развита соответствующая идентичность).
Шкала анализа идентификационных характеристик
Включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:
1. «Социальное Я» включает 7 показателей:
1. прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);
2. сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);
3. учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);
4. семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);
5. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);
6. мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);
7. групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).
2. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:
1. дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);
2. общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);
3. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:
1. описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);
2. оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);
3. отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).
4. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:
1. субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);
2. фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);
3. пристрастия в еде, вредные привычки.
5. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:
1. занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);
2. самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).
6. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:
1. профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);
2. семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);
3. групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);
4. коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.
5. материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);
6. физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);
7. деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);
8. персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);
9. оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).
7. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:
1. персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);
2. глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).
8. Два самостоятельных показателя:
1. проблемная идентичность (я ничто, не знаю – кто я, не могу ответить на этот вопрос);
2. ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|