Сделай Сам Свою Работу на 5

Процессы миграции в годы советской власти имели свои особенности.

Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, а также последовавшая за ними Гражданская война кардинально изменили направления и мотивацию миграционных потоков. Как отмечают специалисты, Первая мировая война и последовавшие за ней революционные потрясения практически разрушили упорядоченный процесс организации переселения.

На начальном этапе советской власти можно выделить ряд миграционных особенностей, которых не знала дореволюционная Россия.

В первую очередь — притеснение тех слоев населения, которые не вписывались в большевистскую концепцию построения социализма. Сюда входили представители бывшей государственной элиты, функционального слоя. Самыми первыми репрессировались бывшие офицеры, сотрудники полиции и царских спецслужб. Всего в годы Гражданской войны в результате военных действий и карательных экспедиций ВЧК было уничтожено около 10 миллионов человек.

По сути дела, в Советской России был развязан революционный внутригосударственный террор. Большевистские методы «красного террора» оказали существенное влияние на демографическую ситуацию в России и спровоцировали массовую миграцию населения.

По оценке исследователей советского периода, после Октябрьской революции за рубеж бежало более 3 миллионов человек. После поражения в Гражданской войне за рубеж мигрировали в составе воинских подразделений большое количество солдат и офицеров русской армии. Основная часть из них ушла через Турцию в Европу либо через Китай и Монголию в Азию, Америку. В эмиграцию уходило в массе своей мужское русское (православное) население. В результате: во многих регионах России произошло разрушение половозрастных, национальных и конфессиональных характеристик.

Мощные миграционные процессы происходили внутри России. В результате Гражданской войны и иностранной военной интервенции промышленность и железнодорожный транспорт были в значительной мере разрушены Рабочие заводов и фабрик, оставшись без работы и средств к существованию, стали уходить в деревню.



После окончания Гражданской войны и иностранной военной интервенции началось возрождение экономики, промышленности, сельского хозяйства страны. Следствием этого стало возвращение государства к регулируемой миграционной политике. К 30-м годам XX века, когда страна взяла курс на индустриализацию, в регулирование миграционных процессов включился наркомат труда СССР. В 1923 году был издан декрет «О льготах для командируемых на работы в отдаленные местности РСФСР». В 1926 году было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О льготах крестьянскому населению по землеустройству и переселению». Постановление закрепляло ряд льгот для бедноты — льготный переселенческий тариф, долгосрочный (до 8 лет) кредит на землеустроительные работы, льготы по обложению единым сельскохозяйственным налогом. Одновременно государство брало под жесткий контроль миграционные процессы и самих мигрантов — мигрировать можно было только в соответствии с планами переселения и землеустройства. Такие планы утверждались ежегодно декретом ВЦИК и СНК.

Советское государство приступило к активной индустриализации. Создавались крупные промышленные предприятия, строились новые города. Достаточно напомнить о строительстве Кузбасса, Магнитогорска, Комсомольска-на-Амуре и других промышленных гигантов. Как правило, все стройки осуществлялись в местах, где не хватало рабочей силы. Поэтому Народный комиссариат труда осуществлял оргнаборы рабочей силы. За 10 предвоенных лет путем оргнабора было перераспределено 28,7 млн. человек, основную часть которых составляли сельские жители. В это время происходили мощные перемещения внутри страны миллионов людей.

Наркомзем и Наркотруда уже не справлялись с проведением оргнаборов. Для этого потребовалось отдельное структурное подразделение. Им стал Всесоюзный переселенческий комитет при СНК СССР. В 1936 году вместо переселенческого комитета в структуре НКВД СССР был создан переселенческий отдел. В 1940 году переселенческий отдел был преобразован в Главное переселенческое управление НКВД СССР. Опыт создания подобных структур, на наш взгляд, очень полезен и в условиях современной России.

Установление советской власти в России привело к зарождению нового вида миграции — принудительного изъятия определенных слоев населения из мест постоянного проживания и перемещение их в места ограниченной свободы.

На территории Советского Союза в 30-е года зародился совершенно новый тип миграции, которого не было ни в одной стране мира. В литературе по истории ГУЛАГа этот вид миграции получил название «вольной ссылки», которая временами принимала массовой характер. «Вольная ссылка» — это принудительное перемещение граждан из мест постоянного жительства в определенные районы на основании секретной инструкции НКВД. Людей перемещали под конвоем и размещали на поселение в определенных местах без права самостоятельного возвращения назад либо выезда за пределы установленного пребывания.

После убийства Кирова из одного только Ленинграда в ссылку было отправлено около ста тысяч человек, в основном — представители партийного и комсомольского активов. Мощный миграционный поток в 1939–1940 гг. формировался за счет граждан Прибалтики, Бессарабии, Финляндии. В глубь страны было выселено значительное количество финнов, эстонцев, латышей, литовцев, поляков, румын. На освободившиеся территории и в освобождающиеся жилые дома в принудительном порядке переселялись граждане из центральных регионов страны.

В конце 20-х годов в Советском Союзе была объявлена программа создания колхозов за счет объединения индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства. Определенная часть самодостаточного населения была объявлена кулаками, которые подлежали принудительному выселению.

Можно говорить о том, что под видом кулаков фактически состоялась кампания уничтожения наиболее активной части крестьянского населения страны. Более 10 миллионов сельского населения из европейской части России были вывезены из мест постоянного жительства в отдаленные регионы Советского Союза, практически не пригодные для проживания: на Север, в Зауралье, Сибирь. Из-за этого во многих регионах России изменилась плотность населения, нарушились ранее сложившиеся половозрастные характеристики.

Проводившаяся большевиками политика массового перемещения людей сопровождалась созданием системы концентрационных лагерей. Ее назвали ГУЛАГ (главное управление исправительно-трудовых лагерей). На базе таких лагерей были организованы «стройки века»: Беломорско-Балтийский канал, Норильск, Комсомольск-на-Амуре и др.

Потом был «ежовский набор» — массовое принудительное перемещение людей в отдаленные регионы Советского Союза. Происходило оно в период с 1936 по 1938 гг., когда наркомом внутренних дел СССР был Н. Ежов.

Вторая мировая война сопровождалась появлением миллионов беженцев, переселенцев и вынужденно перемещенных лиц. Как отмечают специалисты по миграции, Великая Отечественная война привела к массовой миграции населения из районов, подвергавшихся оккупации.

Миграционные потоки военного периода можно разделить на несколько направлений.

Уход либо вывоз гражданского населения с оккупируемыхтерриторий. Продвижение фашистов от западных границ в глубь страны привело к появлению массовых потоков беженцев в центральные регионы Советского Союза, в Поволжье, на Урал. Из западных регионов в глубь страны вывозилось оборудование заводов и фабрик вместе с рабочими, а частично и с их семьями. Как правило, оборудование и люди размещались за Волгой, на Урале, в Сибири. Заводы и фабрики восстанавливались на новом месте и начинали производить продукцию.

Формирование новых промышленных районов.Ведение военных действий требовало снабжения многомиллионной армии вооружением, имуществом, продовольствием и т. п. Новые промышленные районы были созданы на Урале, в Сибири, в Средней Азии. Все это потребовало введения в действие дополнительных промышленных мощностей, а значит, привело к перемещению в промышленные центры большого количества людей.

Переселение жителей отдельных национальностей с мест постоянного проживания в глубь страны.С учетом того, что выселение отдельных кавказских народов и крымских татар служит основанием для исторических обид и предъявления исторических претензий к русскому народу, есть необходимость остановиться на нем более подробно. В основе решения о высылке части горских народов в восточные регионы Советского Союза лежала информация следующего порядка.

Из сообщения народного комиссара внутренних дел Чечено-Ингушской АССР в августе 1942 года: «В связи с приближением фронта к территории Чечено-Ингушской республики значительно активизировалась антисоветская деятельность контрреволюционных и бандповстанческих элементов. Созданный комитет Чечено-Горской национал-социалистической партии… начал интенсивно готовить восстание в горных районах республики с целью свержения советской власти. В республике действуют более 240 бандитов, разгромлен Дзумоевский… сельсовет, распущены колхозы. Отсутствие сил НКВД не позволяло ликвидировать вспышки бандитизма».

Правовой основой для выселения «лиц кавказских национальностей» служили не решения руководства НКВД, а нормативно-правовые акты Советского государства.

7 марта 1944 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории».

Был издан ряд других Указов Президиума Верховного Совета СССР и постановлений Государственного Комитета Обороны, в которых излагались основания для выселения. Президиум Верховного Совета СССР в апреле 1944 года принял Указ «О выселении балкарцев, проживавших в Кабардино-Балкарской АССР»: «В связи с тем, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Кабардино-Балкарской АССР многие балкарцы изменили Родине, вступали в организованные немцами вооруженные отряды, вели подрывную работу против частей Красной Армии, оказывали фашистским оккупантам помощь в качестве проводников на кавказских перевалах, а после изгнания Красной Армией с Кавказа войск противника вступали в организованные немцами банды для борьбы против Советской власти».

В документах Советского государства закреплялся механизм выселения. В отличие от русских «кулаков», горцам разрешалось взять с собой «личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду и продовольствие в количестве до 500 кг на семью». Обратим внимание на вес багажа — до полутонны. Это значит, можно было взять с собой практически все имущество, кроме мебели и крупного рогатого скота. Во всяком случае — обеспечить себя одеждой и продуктами питания на дорогу. Подготовка к выселению проводилась неспешно. Составлялись подворовые списки выселяемых. Местное население готовили к выселению местные кадры. К каждому населенному пункту на территории Чечено-Ингушской АССР были прикреплены 2–3 человека «для агитации», то есть для разъяснения народу причин и порядка выселения. Следовательно — чеченцев и ингушей «готовили к выселению» не русские из центральных регионов Советского Союза, а окружающие горские народы.

Попутно ликвидировались банды и изымалось огнестрельное оружие.

С первыми эшелонами с Северного Кавказа выехали бывшие руководители и религиозные авторитеты республики, которые подготовили выселение. Одновременно начался вывоз остального населения.

Значительное количество представителей выселяемых народов выводили из частей действующей армии и тоже отправляли в тыл. 29 тысяч чеченцев сняли с фронта и отправили в глубокий тыл. А на их место (на фронт!) отправили русских, украинцев, евреев…

Я уже обращал внимание на то, что русских «кулаков» направляли в места, практически непригодные для проживания, где люди сразу же начинали вымирать. Представителей горских народов и крымских татар отправили в основном в Киргизию и Казахстан. На территории Советского Союза это были наиболее теплые и сытые республики, не затронутые войной. Именно на территории Киргизии и Казахстана была эвакуирована московская творческая интеллигенция.

Сразу же по прибытии на место депортации в июле 1944 года в Казахской ССР 74, 3 % спецпереселенцев получили приусадебные участки и огороды. 12 683 человек получили в собственность дома, которые покупались государством у местного населения. В местах компактного проживания спецпереселенцев было начато активное жилищное строительство. Спецпереселенцы обеспечивались работой. Учитывая, что значительная часть переселенного населения не имела профессий, были организованы ФЗУ (фабрично-заводские училища), где за короткий период времени мужчин обучили профессиям трактористов, комбайнеров, шоферов, кузнецов, слесарей. Для несовершеннолетних была организована работа трудовых детских колоний. Лица с высшим образованием обеспечивались работой по специальности. Таким образом, для переселенных жителей Кавказа и крымских татар были созданы вполне приемлемые условия для адаптации на новом месте. Для оказания безвозмездной денежной помощи остронуждающимся семьям спецпереселенцев с Северного Кавказа СНК СССР распоряжением от 17 августа 1945 года выделил 3 801 900 рублей в порядке возмещения стоимости принятого от них имущества в местах прежнего жительства. Всего спецпереселенцам Северного Кавказа было представлено 4 859 900 рублей.

Обратим внимание на обоснование выплаты: в порядке возмещения стоимости принятого от них имущества в местах прежнего жительства. Это значит — мигранты получили деньги за оставленное на родине движимое и недвижимое имущество. Напомним, что «кулаки» периода 1929–1931 годов никаких выплат от государства не получили.

Еще раз напомним о том, что события происходили в период жестокой войны и в послевоенное время. В это время на Уральских военных заводах у токарных станков работали дети 12–14 лет. На освобожденных территориях России, Украины, Белоруссии люди жили в землянках и женщины пахали землю, впрягаясь в плуги, не было ни лошадей, ни быков.

9 марта 1944 года было издано постановление СНК СССР «О заселении и освоении районов бывшей Чечено-Ингушской АССР. То есть изменение административно-территориального деления происходило в соответствии с нормативным актом государства, а следовательно — не являлось незаконным. В составе Ставропольского края был образован Грозненский округ с центром в городе Грозном, в состав которого включены земли ряда районов Ставропольского края. В состав Дагестанской АССР включен ряд районов бывшей Чечено-Ингушской АССР и др. СНК СССР поставил задачу переселить в бывшие чеченские и ингушские колхозы из Ставропольского края — 8 000 хозяйств, из Дагестанской АССР — 5 000 хозяйств, из Северо-Осетинской АССР — 500 хозяйств.

После освобождения Крыма с полуострова была выселена основная часть крымских татар. Они обвинялись в том, что приняли активное участие в войне на стороне гитлеровцев.

В период войны массовому перемещению подверглись немцы Поволжья, поселившиеся здесь еще во времена Екатерины II. У советского правительства были оперативные данные о том, что немцы Поволжья готовы поддержать гитлеровцев и в случае приближения фашистских войск к Волге — поднять восстание.

К 1946 году численность населения Советского Союза, потерявшего 27 миллионов только погибшими в войне, составила 172 миллиона человек. Положение усугубилось тем, что в этом году возникла засуха, охватившая территорию Советского Союза от Карпат до Поволжья. По самым примерным подсчетам, от голода умерли от 500 тысяч до 1 миллиона человек.

В начале 50 годов Советское правительство приняло решение о вводе в сельскохозяйственный оборот казахстанских земель. В Казахстан были направлены сотни тысяч человек преимущественно молодежи и специалистов из центральных регионов России. Была организована государственная программа «Подъем целины». За короткий промежуток времени на территории Казахстана были построены десятки городов, сотни сел и поселков, построены шоссейные и железные дороги.

В целом же, как отмечают специалисты по миграции, «репрессивным, принудительным миграциям внутри страны в 30-е и 50-е годы подверглись около 6 млн. человек, а послевоенным репатриациям — 5,7 млн. человек». Как утверждают авторы сборника «Миграция населения. Выпуск пятый»: в 1939–1958 гг. из европейской части страны переселилось в азиатскую часть, включая Урал, в общей сложности 8-10 миллионов человек.

60-е и 80-е годы XX века также были временем больших миграционных перемещений населения России на Кавказ, в Среднюю Азию, на Дальний восток. Как правило, на новостройки направлялись квалифицированные специалисты из центральных регионов России, выпускники учебных заведений.

Беспрерывное перемещение из центральных регионов России физически здорового населения имело и свои отрицательные последствия. К их числу можно отнести следующие.

Изменение половозрастных характеристик населения.В результате принудительного перемещения на Восток и в Среднюю Азию миллионов людей, прежде всего мужчин, в европейской части России изменились половозрастные группы населения. Большое количество женщин не имели возможностей вступать в брак. А это привело к снижению рождаемости населения. Рождаемость на 1000 человек снизилась с 30 человек в 1950 году до 18 человек в 1979 году. В послевоенное время резко возросла доля не рожавших женщин. Так, в 1949–1959 годах доля ни разу не рожавших женщин составляла на селе 13 %, а в городе — 6 %. Таким образом, село, отличавшееся в дореволюционный период высокой плодовитостью, в послевоенные годы стало «резервуаром» значительного числа нерожавших женщин. Положение усугубилось ориентацией значительной части населения на однодетную семью. В 1979 году Центром по изучению проблем народонаселения МГУ было проведено обследование жителей Москвы. Выяснилось, что среднее число детей на 100 женщин в возрасте от 18 до 40 лет составили 104 ребенка. Неожиданно высоким — около 30 %, оказалось количество семей, вообще не имевших детей. То есть основную часть населения составляли семьи с одним ребенком либо бездетные. Одновременно произошло старение населения. Например, только в Псковской области численность населения в возрасте от 20 до 29 лет за период с 1959 по 1970 гг. сократилась почти в три раза. Также на треть сократилась и доля лиц в возрасте от 30 до 39 лет.

Разрушение мужского генофонда европейской части страны. Основная тяжесть переселенческой политики государства на протяжении десятилетий ложилась на мужчин. В результате был разрушен мужской генофонд населения европейской части России. Средняя продолжительность жизни мужчин резко сократилась. Если в 1862 году средняя продолжительность жизни женщины превышала продолжительность жизни мужчина на 1,6 года, то в 1971–1972 годах она достигала десяти лет. Ни одна промышленно развитая страна не имела такого значительного разрыва. В середине 70-х годов число овдовевших женщин было в 2.5–3 раза больше числа овдовевших мужчин. По переписи 1970 года в стране было около 14 млн. одиночек, в основном женщин старше 40 лет. Произошло резкое увеличение смертности мужчин. Если к концу 50-х годов смертность мужчин почти вдвое превышала смертность женщин, то в 1970 году смертность мужчин увеличилась в три раза по сравнению со смертностью женщин. Напомним, что в программных документах ЛДПР постоянно обращалось внимание на необходимость поддержки мужского населения страны.

Эксплуатация населения РСФСР в пользу населения национальных окраин страны. В национальной политике Советского Союза наблюдался определённый перекос. Население центральных регионов России фактически эксплуатировалось в пользу населения окраин. По подсчетам исследователя Виноградова, регионы России, заселенные преимущественно русским населением, использовались в качестве экономических доноров в пользу национальных республик. На одного жителя РСФСР приходилось в год товаров и услуг на 17,5 тыс. долларов, потреблялось же продукции товаров и услуг только на 11,8 тыс. долларов. Таким образом, почти 6 тысяч долларов с одного человека в РСФСР перераспределялось в пользу союзных республик. «В результате такой операции происходило прямое ограбление Русского народа, позволявшее жителям многих национальных регионов потреблять гораздо больше того, чем они производили своим трудом. Так, Грузия потребляла в 4 раза больше, чем производила. Эстония — в 2,3 раза, Армения — в 3 раза, Латвия — в 1, 8 раза, Литва — в 1, 6 раза, Казахстан — в 1.8 раза, Узбекистан — в 2,6 раза, Азербайджан — в 2 раза, Таджикистан — в 3 раза».

В последние годы существования Советского Союза только предприятия и население Российской федерации продолжали наращивать производство валового внутреннего продукта с 15,8 долларов до 17,5 доллар» на душу населения. Все остальные республики снизили производство валового продукта на душу населения в той или иной мере. Наибольшее снижение производства продукции произошло: в Грузии, Армении, Азербайджане.

По сути дела, развитие всех советских республик происходило за счет народов России. Производя более 61 % национального дохода СССР, Россия в 1987 году занимала 11-е место по уровню потребления среди других республик. К 1990 году Россия занимала уже самое последнее место по уровню потребления, отдавая все деньги на содержание союзных республик. В результате при усиленной эксплуатации населения РСФСР у него было меньше финансовых возможностей для репродукции. Нехватка средств на медицинское обслуживание приводила к тому, что уровень детской смертности в России в 1988 году на тысячу родившихся детей в возрасте до одного год; составлял 19 человек, в то время как в Литве — 11,5, в Латвии — 11,0, в Эстонии — 12,4 детей.

Все это способствовало снижению численности населения России.

Зарождение миграции тесно связано с геополитическими, международными процессами, с ростом народонаселения на планете и снижением полезных ископаемых, с теми социально-политическими и экономическими преобразованиями, которые, в частности, обрушились на территорию бывшего Советского Союза и Россию в конце 80-х — начале 90-х годов XX столетия. Тут необходимо выделить следующие факторы.

Первое, это увеличение исламского населения. Мусульманские народы Северного Кавказа не только не поражены естественной убылью, но и дают наивысший по России прирост численности населения. В республиках Северного Кавказа мусульмане составляют сегодня свыше 70 %, и их количество за последние два десятилетия возросло почти в два раза, в то время как доля славянского населения по разным причинам сократилась с 29,3 % в 1980 году до 19 % в 2000 году.

Русские вымирают.История России с 1650 по 1990 годы характеризовалась одной особенностью — постоянным ростом населения при непрерывном увеличении территории. По данным переписи населения 1897 года, население Империи составляло 129 млн. человек, около 8 % тогдашнего мирового населения. Русские тогда составляли устойчивую долю населения и обладали устойчивым приростом. В целом ежегодный прирост населения России достигал ежегодно 2 млн. человек. Д.И. Менделеев в начале XX века подсчитал, что при существующих темпах прироста русское население к концу XX века составит около 400 млн. человек.

Однако после Октябрьской революции началось последовательное сокращение русского населения. В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции погибло 10 миллионов человек, в основном русского населения. Репрессии 20-30-х годов XX века в основном обрушились на русских. В годы Великой Отечественной войны наибольшие потери понесло русское население. В 60-70-е годы XX века у русских значительно снизилась рождаемость, они перешли практически к однодетным семьям. А это даже не воспроизводило население. Одновременно возросла младенческая смертность.

В результате политики младореформаторов в России начался процесс депопуляции, когда число умерших стало превышать число рождающихся. Только за период с 1992 по 1997 гг. общие демографические потери России вследствие ухудшения социально-экономического положения, разрушения привычной культурной и бытовой среды оцениваются в 8 млн. человек, из которых около 3 млн. — преждевременно умершие и около 5 млн. неродившиеся в результате резкого падения детородной активности. В качестве субъекта, то есть организатора нормативно-правового террора, выступает новая государственная элита, ориентированная на интересы зарубежных государств.

О последствиях криминальной политики демократической Российской власти, следствием чего явилось вырождение населения России, говорилось на ряде заседаний Никитского клуба в 2000 году во время цикла общественных обсуждений «Россия в глобальном контексте». Значительный интерес представляют материалы пресс-конференции и «круглого стола» Никитского клуба, проходивших 11 июля 2000 года в Пресс-центре Дома Правительства. Обсуждалась тема: «Всемирный день народонаселения и демографические проблемы России». Представитель Центра по изучению проблем народонаселения В.В. Елизаров в своем выступлении: «Демографический кризис в России: факторы и последствия» дал анализ демографической характеристики России. Выглядит она следующим образом.

Начиная с 1991 года, то есть с момента захвата власти в России демократами, началось вырождение России: «В конце 1991 года показатели смертности в России впервые превысили показатели рождаемости. Началось сокращение населения России, продолжающееся по сей день, и не имеющее шансов остановиться в ближайшей перспективе. Население России будет продолжать сокращаться и далее, в среднем, примерно на 0,3–0,8 млн. ежегодно». Сокращение населения проявляется в следующих формах:

а) в результате снижения рождаемости происходит старение возрастной структуры населения. За время демократических «преобразований» количество лиц пенсионного возраста впервые превысило число детей до 16 лет. Резко сокращается количество детей в возрасте до 16 лет;

б) уничтожение населения активно осуществляется в форме абортов. «По официальным статистическим данным число абортов вдвое превышает число рождений (то есть 200 абортов на 100 рождений). При этом число абортов у первобеременных (прерывание первой беременности особенно опасно из-за риска последующего бесплодия) почти не изменилось, а их доля в общем числе абортов выросла до 10,3 % в 1998 году. В основном это молодые женщины в возрасте до 20 лет».

Российская Империя, Россия была создана усилиями русских, которые выступили как государственно-образующее население. Русские не только сумели объединить многочисленные малые народа, нередко постоянно конфликтовавшие между собой, но и сохранить их, цивилизовать. А потому ослабление государственно-образующей роли русского населения, его изгнание с кочевых территорий ныне оседлых народов (Татарстан, Калмыкия, Башкортостан) не только не улучшит положение самих «титульных» народов, но и приведет к их взаимоуничтожению. В качестве примера такой перспективы можно рассмотреть Северо-Кавказский регион, в частности — поведение чеченцев. Чеченцы, образовав свою республику Ичкерия, тут же заявили о желании построить «Великую Ичкерию» на площади от Черного до Каспийского морей, то есть захватить чужие территории. Докатились. Маленькая Чечня замахивалась на Великую Россию!

А.И. Солженицын в статье «Русский вопрос» писал: «И вот мы докатились до Великой Русской Катастрофы 90-х годов XX века… В Катастрофу входит, прежде всего, наше вымирание. Катастрофа в сегодняшней аморфности русского национального сознания, в сером равнодушии к своей национальной принадлежности и еще большем равнодушии к соотечественникам, попавшим в беду».

В царской России и в Советском Союзе единым государственным языком и основным языком межнационального общения был русский. На русском языке работали органы государственной власти, образование, наука. С началом «демократических» преобразований на территории бывшего СССР начались процессы языковой изоляции и разобщения народов. В союзных и бывших союзных республиках началось принятие законов «О языке». Республики отказывались от государственной роли русского языка, придавая статус государственного местным наречиям. Так, в Армении закон «О языке» был принят в апреле 1993 г. В Азербайджане закон «О государственном языке в Азербайджанской Республике» принят в декабре 1992 г. В Молдове закон «О статусе государственного языка Молдавской ССР» от августа 1989 г. и закон «О функционировании языков на территории Молдавской ССР» принят еще в сентябре 1989 г.! В результате, в бывших среднеазиатских республиках русские в основной массе не смогли интегрироваться в новую для них культурно-языковую среду. За исключением Кыргызстана самым главным врагом центрально-азиатских народов на пути к прогрессу объявлен русский язык. Одновременно началось изгнание русского и европейского населения из органов власти, органов управления, с престижной работы. Чиновники из числа «не титульного» народа принудительно изгонялись с работы, их места занимались местными национальными кадрами. Последствием политики национализма стало зарождение на территориях бывших советских республик «национализма местного». Национализм местный — нарушение органами государственной власти справедливости во взаимоотношениях народов, абсолютизация местных интересов и недооценка общефедеративных, общенародных интересов. Национализм местный выступает в форме игнорирования интересов многонационального населения республик, областей, городов, районов в угоду потребностям исконных жителей региона.

Представители местных национальностей принялись изгонять из органов власти людей других национальностей. В результате места чиновников в органах государственной власти и управления, в правоохранительных органах занимались малоквалифицированным и слабообразованным местным населением. «Сложившаяся кадровая политика, — пишет В.В. Вишневский о Киргизии, — не способствует укреплению межнациональных отношений в полиэтническом государстве. Обследование, проведенное в 1996 г. в городе Чуй-Токмок, показало, что в руководстве милиции, прокуратуры, таможенной инспекции не было практически никого, кроме киргизов, хотя население города и района более чем на 60 процентов состоит из представителей других национальностей». Аналогичные процессы замены людей в государственном аппарате происходила и в других республиках.

Языковая изоляция и ограничения в выборе работы по национальному принципу, национализация внутригосударственной жизни спровоцировали принудительную и вынужденную миграцию из бывших союзных республик великорусского и европейского населения. В 1991 году в России было проведено социологическое обследование вынужденных мигрантов. Задавался вопрос о причинах выезда людей из республик постоянного проживания. В качестве основной причины выезда было названо принятие в национальных республиках законов о статусе государственного языка, о гражданстве.

С момента распада СССР везде, кроме Белоруссии, наблюдается мощная тенденция создания этнически однородных республик за счет изгнания либо уничтожения людей других национальностей. А это привело к изменению рынка труда. Уход из республик наиболее образованного и профессионально грамотного населения привел к разрушению многих секторов экономики и производства. Местные «специалисты» не смогли заменить изгнанных высококвалифицированных специалистов. Произошел спад производства; высвобождение рабочей силы из государственного сектора экономики. Изменилась структура занятости населения: на первое место выдвинулась торговля, в том числе «челночная».

Таким образом, в результате Беловежских соглашений, суверенизации бывших союзных республик, изгнания из этих республик великорусского населения произошли разрушение промышленного потенциала этих республик, перекосы рынков труда и миграционные процессы в последние годы буквально обрушились на Россию.

Глава II
Опасность вполне реальна

Россия переживает очень сложный этап в своей многовековой истории. Значительные людские и материальные потери, понесенные нашим Отечеством в XX веке во время войн, революций, репрессий и иных социальных потрясений, в том числе во время распада Советского Союза, привели к значительной потере ее демографического и научно-технического потенциала.

По мнению экспертов, к 2026 году при условии некоторого прогресса в рождаемости и средней продолжительности жизни население России уменьшится до 137 млн. человек,но если сохранятся современные негативные тенденции, численность населения может упасть до 125 млн. человек,что реально угрожает национальной безопасности, территориальной целостности нашей страны. Данная проблема становится существенным барьером экономического роста России.

К сожалению, население сокращается практически повсеместно в регионах, наиболее богатых сырьевыми ресурсами. Особенно сложная демографическая ситуация складывается на Дальнем Востоке и в Сибири, которые составляют 70 % всей территории Россиии где проживает 18% населения страны.

По сравнению с 1989 годом наполовину уменьшилосьнаселение Чукотки и Магаданской области, Камчатской — почти на 20 %, Сахалинской — на 15 %, т. е. резко ухудшается демографическая структура.

Высокими показателями миграционного неблагополучия характеризуются сельскохозяйственные регионы — особенно Черноземье. Контрастная и весьма сложная демографическая обстановка складывается на Северном Кавказе.

Приток внутренних мигрантов идет главным образом в центральные и южные регионы страны, в которых сосредоточено 80 % населения. Эта территория располагается от Калининградской области до Западной Сибири и от Карелии до Краснодарского края.

В результате разрушается уникальный трудовой потенциал, что является результатом неподготовленных реформ конца 80-х — середины 90-х годов прошлого века.

В геополитической перспективе эти факторы создают реальную угрозу потери нашим государством исконно российских территорий.

В этих сложных условиях наша страна начинает новую миграционную политику.

Конституция Российской Федерации и действующее законодательство предоставляют для легальных мигрантов широкие возможности. В частности, согласно принципам и нормам международного права признаются свободы иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, но и они должны наравне с российскими гражданами уважать и соблюдать законы, исторические традиции нашей страны.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации определил, что основным направлением совершенствования миграционной политики является стимулирование притока в страну «квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных», а 24 октября т.г. на Всемирном конгрессе соотечественников В.В. Путин подтвердил, что борьба с незаконной миграцией будет осуществляться, но в то же время упростится процедура легализации тех, кто живет и работает на территории Российской Федерации: «Россия сегодня открыта для всех, кто отождествляет себя с ее судьбой».

В целях реализации указанных концептуальных положений Россия ратифицировала ряд международных соглашений и конвенций, в развитие которых необходимо совершенствовать нормы законодательства. В 2006 году были приняты федеральные законы, которые ввели принципиально новую систему регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства, существенно облегчили процесс получения разрешений на пребывание и трудовую деятельность в России. Одновременно усилили ответственность за несоблюдение установленных правил миграционного учета и привлечения мигрантов к трудовой деятельности в России.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.