Начало формы
1. Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
|
| 1)
| формирование трахей и дыхалец
| 2)
| формирование трёхкамерного сердца, в желудочке которого имеется неполная перегородка
| 3)
| развитие детёнышей в матке самки
| 4)
| развитие нервной системы узлового типа
| 5)
| появление парных лёгких
| | | Конец формы
|
| |
Начало формы
2. Чем питается животное, изображённое на рисунке?
|
| 1)
| корнями живых растений
|
| 2)
| твёрдыми частичками почвы
|
| 3)
| личинками насекомых
|
| 4)
| растительными остатками
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
3. Какие моллюски ведут наземный образ жизни?
|
| 1)
| беззубки
|
| 2)
| слизни
|
| 3)
| перловицы
|
| 4)
| кальмары
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
4. Какое животное изображено на рисунке?
|
| 1)
| эвглена зелёная
|
| 2)
| инфузория туфелька
|
| 3)
| амёба обыкновенная
|
| 4)
| малярийный плазмодий
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
5. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое
| Часть
| Майский жук
| Трахеи
| …
| Жабры
| Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
|
| 1)
| жук плавунец
|
| 2)
| виноградная улитка
|
| 3)
| беззубка
|
| 4)
| тритон
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
6. Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у –длина насекомого (в см)).
Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость? Рост насекомого в течении всего развития происходит
|
| 1)
| плавно, без видимых скачков
|
| 2)
| очень резко на протяжении всего времени
|
| 3)
| скачками, периоды покоя сменяются резким ростом
|
| 4)
| неравномерно, так в первые дни происходит резкий рост, который становится далее плавным
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
7. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое
| Часть
| Бабочка аполлон
| Трахеи
| Речной рак
| …
| Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
|
| 1)
| лёгкие
|
| 2)
| кишечник
|
| 3)
| жабры
|
| 4)
| сердце
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
8. Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
|
| 1)
| возникновение лучевой симметрии тела
| 2)
| возникновение нервной системы узлового типа
| 3)
| появление выделительных канальцев
| 4)
| образование наружного скелета
| 5)
| образование костного внутреннего скелета
| | | Конец формы
|
| |
Начало формы
9. Какой из перечисленных моллюсков наносит вред растениеводству?
|
| 1)
| голый слизень
|
| 2)
| осьминог
|
| 3)
| устрица
|
| 4)
| перловица
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
10. Учёный вырастил в лаборатории много серых и чёрных бабочек берёзовой пяденицы. Он выпустил их в двух местностях: сельской и городской. Серые бабочки были заметны на фоне чёрных стволов деревьев, а чёрные –на фоне светлых стволов. Затем учёный сам вылавливал бабочек. Кроме того, учёный наблюдал, бабочек какой окраски больше всего поедали птицы в разных местностях. Данные эксперимента представлены в таблице «Результаты эксперимента по выживанию бабочек разной окраски». Пользуясь таблицей, ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Результаты эксперимента по выживанию бабочек разной окраски
Местность
| Выпущено и поймано бабочек
| Число серых бабочек
| Число чёрных бабочек
| Незагрязнённая
(сельская)
| Выпущено
|
|
| Поймано учёным
|
|
| Съедено птицами
|
|
| Загрязнённая
(городская)
| Выпущено
|
|
| Поймано учёным
|
|
| Съедено птицами
|
|
| 1) Сколько серых бабочек учёный выпустил в сельской местности, а сколько –в городской?
2) Каких бабочек больше поедали птицы в сельской местности?
3) Достоверность какой гипотезы пытался проверить учёный, наблюдая за отловом бабочек птицами?
| Конец формы
|
| |
Начало формы
11. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое
| Часть
| …
| Трахеи
| Краб
| Жабры
| Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
|
| 1)
| медуза корнерот
|
| 2)
| лягушка озёрная
|
| 3)
| улитка виноградная
|
| 4)
| малярийный комар
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
12. Белая планария, в отличие от бычьего цепня, имеет развитые органы чувств и системы органов – нервную, пищеварительную, выделительную, что свидетельствует о её
|
| 1)
| большей плодовитости
|
| 2)
| приспособленности к различным местам обитания
|
| 3)
| паразитическом образе жизни
|
| 4)
| свободноживущем образе жизни
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
13. Поглощение пищи через всю поверхность тела происходит у
|
| 1)
| человеческой аскариды
|
| 2)
| белой планарии
|
| 3)
| бычьего цепня
|
| 4)
| печёночного сосальщика
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
14. Какая последовательность этапов индивидуального развития характерна для животного, изображённого на рисунке?
|
| 1)
| яйцо –взрослое насекомое
|
| 2)
| яйцо –личинка –взрослое насекомое
|
| 3)
| яйцо –личинка –куколка –взрослое насекомое
|
| 4)
| яйцо –куколка –личинка –взрослое насекомое
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
15. Поступление кислорода в тело гидры происходит через
|
| 1)
| всю поверхность тела
|
| 2)
| дыхательные отверстия
|
| 3)
| жаберные щели
|
| 4)
| клетки щупалец
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
16. Прогрессивным признаком плоских червей по отношению к кишечнополостным является
|
| 1)
| многоклеточное строение
|
| 2)
| трёхслойное строение тела
|
| 3)
| лучевая симметрия тела
|
| 4)
| свободноживущий образ жизни
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
17. Какая часть тела речного рака обозначена на рисунке буквой А?
|
| 1)
| голова
|
| 2)
| брюшко
|
| 3)
| головогрудь
|
| 4)
| грудь
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
18. Рифы – это особые сообщества морских организмов, которые формируются из
|
| 1)
| медуз
|
| 2)
| рыб
|
| 3)
| кораллов
|
| 4)
| моллюсков
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
19. Реактивным способом передвигаются
|
| 1)
| морские одиночные полипы
|
| 2)
| свободноживущие плоские черви
|
| 3)
| морские кольчатые черви
|
| 4)
| головоногие моллюски
| | Конец формы
| | |
Начало формы
20.Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у –длина насекомого (в см)).
Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 26 до 32 дня?
В этот период насекомое растёт
|
| 1)
| плавно, без видимых скачков
|
| 2)
| очень резко на протяжении всего времени
|
| 3)
| скачками, период покоя сменяется резким ростом
|
| 4)
| сначала резко, а потом рост полностью прекращается
| | Конец формы
|
|
Начало формы
21. Вставьте в текст «Паразиты человека и животных» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПАРАЗИТЫ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
Наибольшее число паразитов человека и животных относят к __________(А) животным. Один из них является возбудителем малярии – это малярийный __________(Б). Малярийные паразиты внедряются в эритроциты, вызывая их разрушение. Распространяет этих возбудителей малярийный __________(В). Другой паразит человека – дизентерийная амёба. Заражение ими человека происходит путём проглатывания загрязнённой воды или пищи с находящимися в ней __________(Г).
|
| ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
| 1)
| солнечник
| 2)
| одноклеточный
| 3)
| циста
| 4)
| плазмодий
| 5)
| сосальщик
| 6)
| многоклеточный
| 7)
| комар
| 8)
| зигота
| |
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
22. Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
|
| 1)
| появление пищеварительной системы
| 2)
| возникновение кровеносной системы
| 3)
| появление трахей и дыхалец
| 4)
| развитие одноклеточных гетеротрофных организмов
| 5)
| появление в организме двух слоёв клеток
| | | Конец формы
|
| |
Начало формы
23. Какая часть тела речного рака обозначена на рисунке буквой А?
|
| 1)
| хвост
|
| 2)
| брюшко
|
| 3)
| головогрудь
|
| 4)
| грудь
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
24. Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
|
| ПРИЗНАК
|
| КЛАСС ЖИВОТНЫХ
| А)
| у части представителей в развитии имеется стадия куколки
| Б)
| подавляющее большинство –хищники
| В)
| тело состоит из головы, груди и брюшка
| Г)
| способны поглощать только жидкую пищу
| Д)
| число ходильных ног – 4 пары
| Е)
| на голове могут располагаться простые и сложные глаза
| |
| 1)
| Насекомые
| 2)
| Паукообразные
| | | | Конец формы
|
| |
Начало формы
25. Вставьте в текст «Кольчатые черви» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
К кольчатым червям относят животных, имеющих длинное __________(А) тело. Они подобно плоским и круглым червям – __________(Б) животные с __________(В) симметрией тела. У кольчатых червей имеется __________(Г) и более сложные, чем у других червей, нервная система и органы чувств. Живут кольчатые черви в морях, пресных водоёмах, почве.
|
| ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
| 1)
| двухслойное
| 2)
| членистое
| 3)
| кровеносная система
| 4)
| двухсторонняя
| 5)
| нечленистое
| 6)
| трёхслойное
| 7)
| лучевая
| 8)
| дыхательная система
| |
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
26. С помощью каких органов свободно живущий червь белая планария освобождается от вредных продуктов обмена веществ, растворённых в воде?
|
| 1)
| рта и глотки
|
| 2)
| кожных покровов и мышц
|
| 3)
| выделительных канальцев
|
| 4)
| кишечника и анального отверстия
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
27. Какая группа животных возникла в процессе эволюции позже остальных?
|
| 1)
| моллюски
|
| 2)
| кишечнополостные
|
| 3)
| круглые черви
|
| 4)
| плоские черви
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
28. Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (в см)).
Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает процесс роста насекомого в интервале от 6 до 14 дня?
В этот период насекомое
|
| 1)
| не растёт
|
| 2)
| растёт очень быстро на протяжении всего времени
|
| 3)
| растёт скачкообразно, периоды покоя сменяются резким ростом
|
| 4)
| сначала растёт, а потом его рост прекращается
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
29. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое
| Часть
| …
| Трахеи
| Речной рак
| Жабры
| Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
|
| 1)
| гидра
|
| 2)
| жаба
|
| 3)
| пчела
|
| 4)
| беззубка
| | Конец формы
| | |
Начало формы
30. Пищеварительная система отсутствует у
|
| 1)
| человеческой аскариды
|
| 2)
| белой планарии
|
| 3)
| бычьего цепня
|
| 4)
| печёночного сосальщика
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
31. Цикл развития какого паразитического червя изображён на рисунке?
|
| 1)
| бычий цепень
|
| 2)
| эхинококк
|
| 3)
| аскарида
|
| 4)
| печёночный сосальщик
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
32. При гибели морских раковинных корненожек происходит образование
|
| 1)
| торфа
|
| 2)
| гранита
|
| 3)
| известняка
|
| 4)
| каменного угля
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
33. Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у –длина насекомого (в см)).
В каком временнóм интервале наблюдается максимальное увеличение размеров тела насекомого?
|
| 1)
| 6–7-й день
|
| 2)
| 14–15-й день
|
| 3)
| 33–34-й день
|
| 4)
| 40–41-й день
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
34. Что из перечисленного появилось в процессе эволюции у плоских червей в сравнении с кишечнополостными?
|
| 1)
| кишечная полость
|
| 2)
| энтодерма
|
| 3)
| кровеносная система
|
| 4)
| третий зародышевый листок
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
35. Насекомые дышат при помощи
|
| 1)
| жабр
|
| 2)
| трахей
|
| 3)
| лёгких
|
| 4)
| лёгочных мешков
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
36. Для какого паразитического червя человек является единственным хозяином?
|
| 1)
| свиной цепень
|
| 2)
| широкий лентец
|
| 3)
| аскарида
|
| 4)
| печёночный сосальщик
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
37. Чем питается инфузория-туфелька?
|
| 1)
| бактериями
|
| 2)
| мелкими рачками
|
| 3)
| личинками насекомых
|
| 4)
| одноклеточными животными
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
38. Установите последовательность усложнения организации животных в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
|
| 1)
| появление головного и спинного мозга
| 2)
| возникновение лучевой симметрии тела
| 3)
| возникновение альвеолярного дыхания
| 4)
| участие кислорода в обменных процессах в клетках
| 5)
| развитие кишечника с ротовым и анальным отверстиями
| | | Конец формы
|
| |
Начало формы
39. Гидра может восстановить свое тело из 1/200 части благодаря способности к
|
| 1)
| регенерации
|
| 2)
| возбуждению
|
| 3)
| самовоспроизведению
|
| 4)
| обмену веществ
| | Конец формы
| | |
Начало формы
40. У ракообразных, в отличие от паукообразных, имеется(-ются)
|
| 1)
| две пары усиков
|
| 2)
| головогрудь и брюшко
|
| 3)
| членистые конечности
|
| 4)
| хитиновый покров
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
41. Инфузория туфелька, в отличие от гидры,
|
| 1)
| использует для дыхания кислород
|
| 2)
| состоит из одной клетки
|
| 3)
| имеет хлоропласты
|
| 4)
| питается готовыми органическими веществами
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
42. Какой физиологический процесс у одноклеточных животных связан с поглощением клеткой газов?
|
| 1)
| питание
|
| 2)
| выделение
|
| 3)
| размножение
|
| 4)
| дыхание
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
43. Какая группа животных среди перечисленных возникла в процессе эволюции позже остальных?
|
| 1)
| круглые черви
|
| 2)
| моллюски
|
| 3)
| кишечнополостные
|
| 4)
| плоские черви
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
44. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Насекомые с __________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с __________ (Б) отсутствует стадия __________ (В). У бабочек личинку называют __________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленными к условиям существования.
|
| ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
| 1)
| гусеница
| 2)
| личинка
| 3)
| куколка
| 4)
| яйцо
| 5)
| неполное превращение
| 6)
| полное превращение
| 7)
| взрослое насекомое
| 8)
| чешуекрылое
| |
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
45. Верны ли следующие суждения о круглых червях?
А. К круглым червям относят белую планарию и печёночного сосальщика.
Б. Круглые черви имеют сквозной кишечник: у них развиты ротовое и анальное отверстия.
|
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
46. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни у ленточных червей исчезли органы
|
| 1)
| дыхания
|
| 2)
| выделения
|
| 3)
| пищеварения
|
| 4)
| нервной системы
| | Конец формы
|
| |
Начало формы
47. Прочитайте текст и выполните задание 29.
ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ ЧЕРВИ
Плоские черви –древняя группа животных. Среди них встречаются как свободноживущие, так и паразитические формы. К свободноживущим относятся планария, а к паразитическим – сосальщики и цепни. У свободноживущих червей есть органы чувств – светочувствительные глазки, органы равновесия и осязания. У паразитических специализированные органы чувств отсутствуют. Однако они имеют характерные приспособления для своего образа жизни –крючки, присоски, развитие со сменой хозяев.
Среди паразитических червей наиболее распространены печёночный сосальщик и бычий цепень. Печёночный сосальщик относится к классу Сосальщики. В своем развитии он проходит несколько стадий. Из яиц, попавших в воду, развиваются личинки с ресничками. Они попадают в организм улитки –малого прудовика, которая является промежуточным хозяином червя. Там происходит их превращение в хвостатые личинки. Хвостатые личинки прикрепляются к растениям и превращаются в цисты. Овцы, козы, коровы проглатывают цисты сосальщика и становятся окончательными хозяевами паразита, в организме которых развиваются и размножаются взрослые черви.
Бычий цепень относится к классу Ленточные черви. Паразитирует цепень в кишечнике человека, который является его окончательным хозяином. Червь состоит из множества члеников, заполненных яйцами с развивающимися зародышами. Яйца попадают во внешнюю среду, а оттуда в организмы коров, пасущихся на лугах. Корова –промежуточный хозяин бычьего цепня. В ее организме из яиц развиваются шестикрючные личинки, которые с током крови проникают в мышцы, где превращаются в финны. Употребляя в пищу плохо прожаренное мясо, человек заражается бычьим цепнем. В его кишечнике из финны развивается червь, через некоторое время вырастающий в длину до нескольких метров и способный к размножению.
Используя содержание текста «Паразитические черви», ответьте на следующие вопросы.
1) К какому классу животных относят печёночного сосальщика?
2) Кто является окончательным хозяином бычьего цепня?
3) Какие еще, кроме указанных в тексте особенностей строения, связанных с паразитическим образом жизни, существуют у плоских червей?
| | Конец формы
Начало формы
Используя содержание текста «Паразитические черви», ответьте на следующие вопросы.
1) К какому классу животных относится бычий цепень?
2) Кто является промежуточным хозяином печёночного сосальщика?
3) Какие правила нужно соблюдать для профилактики заражения паразитическими плоскими червями? Приведите не менее двух правил.
| Конец формы
|
| |
Начало формы
49. Прочитайте текст и выполните задание
РАЗВИТИЕ ПЕЧЁНОЧНОГО СОСАЛЬЩИКА
Печёночный сосальщик обитает в протоках печени коров, овец и коз. Он имеет листовидное тело длиной около 3 см. В протоках печени он удерживается с помощью присосок.
Печёночный сосальщик —гермафродит. Он откладывает в кишечник окончательного хозяина до 40 тыс. яиц, которые выводятся с калом наружу. С дождевой или талой водой яйца попадают в водоёмы, где из них появляются микроскопические, покрытые ресничками личинки. Они вбуравливаются в тело малого прудовика —промежуточного хозяина сосальщика. В нем личинки растут и размножаются без оплодотворения —путём партеногенеза. Размножение в теле промежуточного хозяина повторяется 2–3 раза. Личинки последнего поколения лишены ресничек, но имеют хвост и присоски. Они выходят из тела прудовика в воду, плавают, после прикрепления к водным растениям отбрасывают хвост и покрываются оболочкой, образуя цисты. Из одного оплодотворенного яйца в результате партеногенеза при благоприятных условиях развивается до 160 цист. С травой циста попадает в кишечник скота, где из неё развивается взрослый червь. В кишечнике окончательного хозяина паразиты освобождаются от оболочек цисты, проникают в печень, где живут во взрослом состоянии.
Используя содержание текста «Развитие печёночного сосальщика», ответьте на следующий вопрос.
Какие профилактические меры необходимо соблюдать с целью предупреждения заражения печёночным сосальщиком? Назовите не менее трёх.
| | Конец формы
Начало формы
Используя содержание текста «Развитие печёночного сосальщика», ответьте на вопрос.
Какие приспособления позволили печёночному сосальщику широко распространиться в природе? Назовите не менее трёх приспособлений (адаптаций).
| Конец формы
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|