Сделай Сам Свою Работу на 5

Идейные и жанрово-стилевые искания в творчестве Л.Н.Андреева





Проф. Давыдова Т.Т.

План дисциплины «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА». 4 курс, д/о. 34 часа лекций, 34 – практических занятий

1-я неделя.

Л-1. Введение. Общая характеристика символизма. /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305./2/, с.8-50.

Пз-1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм. /5/, с.231-237.

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305.

2-я неделя.

Л-2. Творчество младосимволистов и поэзия А.Блока.

СРС /2 часа/ . Изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с.231-237; работа по тексту /1 час/.

3-я неделя.

Л-3. Общая характеристика акмеизма. /5/, с. 312-337.

Пз-2. «Петербург» А. Белого как роман-миф.

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, 312-337.

4-я неделя.

Л-4. Н. Гумилев и акмеизм

СРС /2 часа/ . Изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с. 323-325; работа по тексту /1 час/.

5-я неделя.

Л-5. Общая характеристика футуризма. /5/, с.338-364.

Пз-3. Творческие принципы акмеизма и поэзия О.Мандельштама. /5/, с.323-325.

СРС /2 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /1 час/; изучение УМ по учебнику /1час/, /5/, с. 338-364.

6-я неделя.

Л-6. Философско-мифологическая направленность ранней поэзии В. Маяковского.



СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /1 час/; работа над текстом /1 час/, /4/, с.178-190.

7-я неделя.

Л-7. Пути развития реализма (И.Бунин, А.Куприн, М.Горький).

Пз-4. Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах». /4/, с.178-190.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /1 час/; изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с. 26-163.

8-я неделя.

Л-8.Идейно-художественное своеобразие неореалистического течения (Е.Замятин, И.Шмелев, М.Пришвин, С. Сергеев-Ценский). /5/, с.181-195; /6/, с.57-90.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /5/, с.379-398, /1 час/; работа по тексту /1час/.

9-я неделя.

Л-9. Экспрессионистическая тенденция в русском реализме начала ХХ в. (проза Л.Андреева). /5/, с.379-398.

Пз-5. Проблематика и образы героев в повестях «Поединок» А.Куприна и «На куличках» Е.Замятина /5/, с.51-60; /7/, с.90-106.

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, с. 181-195.

10-я неделя.

Л-10. Основные закономерности развития литературы 20-х гг. Борьба литературных группировок в литературе 20-х гг. /1/, с.13-70

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /5/, с.51-60; /6/, с.90-106 /0, 5 часа/; работа над текстом /1, 5 часа/.



11-я неделя.

Л-11. Идейно-художественное своеобразие прозы первой пол. 20-х гг. Модернистские традиции в романе Б. Пильняка «Голый год» и цикле новелл И. Бабеля «Конармия»..

Пз-6. Основные мотивы, образ лирической героини в поэзии М. Цветаевой.

СРС /2, 5 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /2 часа/, /1/, с.13-70; /2/, с.8-26.

12-я неделя.

Л-12. Проблемы счастья и свободы в романе-антиутопии «Мы» Е. Замятина.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /2/, с.238-242. /1 час/; работа по тексту /1 час/.

13-я неделя.

Л-13. Своеобразие прозы второй пол. 20-х гг. Проблематика, образы героев, жанр романа М.А.Булгакова «Белая гвардия».

Пз-7. Конфликт и позиция автора в романе Ю. Олеши «Зависть».

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /2 часа/. /1/, с.13-70; /2/, с.367-401.

14-я неделя.

Л-14. Сатира в прозе и драматургии 20-х гг. (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, В. Маяковский, М. Булгаков).

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебной литературе /2/, с.209-237 /1 час/, работа по тексту /1 час/.

15-я неделя.

Л-15. Основные закономерности литературы 30-х гг. «Тихий Дон» М.А.Шолохова как роман-эпопея. /1/, с.13-70; /2/, с.367-401.

Пз-8. Творческая история "Мастера и Маргариты" М.А.Булгакова. «Мастер и Маргарита» как философский роман. /2/, с.261-268.

СРС /2 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /3/, кн.1, с.12-60 /1, 5 часа/.

 

16-я неделя.

Л-16. Особенности литературного процесса 40-50-х гг. /3/, кн.1, с.12-60.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /2/, с.310-314 /1 час/, работа над текстом /1 час/.



17-я неделя.

Л-17. Основные закономерности современного литературного процесса. /2/, с.402-478; /3/, кн.3, с.74-150; /4/, с.340-388; /7/.

Пз-9. Жанрово-стилевое своеобразие и образ главного героя романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». /2/, с.310-314.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /2/, с.402-478 /1, 5 часа/.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. ЛИТЕРАТУРА

2. Голубков М.М. Утраченные альтернативы. М., 1992.

3. Голубков М.М. История русской лит. критики ХХ века (1920-1990-е годы). Учебн. пособие. М., 2008.

4. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена. Учебн. пособие для филол. факультетов ун-тов. М., 1998.

5. История русской литературы ХХ века (20-50-е годы). Лит. процесс. Учебн. пособие. М., 2006.

6. Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

7. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. М., 2001.

8. Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века. М., 2000.

9. Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003.

10. Давыдова Т.Т., Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России. М., 2007.

11. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX-начала ХХ в. М., 1999. Изд. 4-е.

12. Давыдова Т.Т. Русский неореализм. М., 2005; 2011 эл. издание.

13. Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь / Гл. ред. П. А. Николаев. Т. 1–5. М., 1989–2007 (изд. продолжается).

14. Русские писатели 20 века: Биограф. словарь. М., 2000.

15. Русские писатели 20 века. Биографический словарь/ Под ред. И.О. Шайтанова. М., 2009.

 

История русской литературы 20 века

Тема 1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм

1.С каким периодом русского символизма связана творческая деятельность К.Д.Бальмонта?

2.Что представляет собой картина мира в стихотворениях "Завет бытия", цикле "Мимолетное", стихотворении "Здесь и там"?

3.Как раскрываются образы Дон-Жуана и Лермонтова в одноименной поэме и лирическом цикле? Как трактует Бальмонт тему поэта и поэзии?

4.В чем состоит техническая сторона стиха Бальмонта?

5.Охарактеризуйте зарубежный период творчества поэта.

6.Сделайте вывод о жанровом составе поэзии Бальмонта и его месте в русской литературе ХХ в.

Литература к занятию

Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л., 1969. (Большая серия «Библиотеки поэта»)

Бальмонт К.Д. Стихотворения. М., 1990.

Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

 

Тема 2. 1)Символистская проза (роман Ф.Сологуба "Мелкий бес")

1.Какие традиции русской литературы XIX в. прочиты­ваются в "Мелком бесе" и в чем своеобразие их трактовки писателем?

2.Какова созданная в произведении картина мира и концеп­ция личности? Что преобладает здесь - детерминизм или индетер­минизм?

3.Какие способы характерообразования использут писатель (пейзаж, портрет, монолог, диалог и т.д.)?

4.Что стоит за драматической развязкой романа?

5.Как Вы понимаете сюжетную линию Людмилочка Рутилова - Саша Пыльников? Выражается ли через нее мировидение Сологуба?

6. Кто из двух критиков, по Вашему мнению, прав в оценке любовных игр Людмилы и Саши: А.Блок, увидевший в этих невинных играх "родник нескудеющей чистоты и прелести... в обыденности" или В.Келдыш, усмотревший в эротической линии романа "языческие зовы тела - и пряный душок эротики в провин­циально-декадентском вкусе"?

Петербург» А. Белого как роман-миф

Язык романа. Особенности повествования.

А. Почему Белый использует ритмическую прозу?

Б. В чем художественный смысл сокращений, неожиданных обрывов речи персонажей и повествователя?

В. Приведите примеры оксюморона и раскройте смысл широкого использования этого тропа в романе.

Г. Найдите в тексте метонимии и объясните их художественные функции.

Д. Покажите особенности сказа как формы повествования в романе «Петербург».

Литературные реминисценции в романе

А) Какие гоголевские образы можно найти в тексте романа?

Б) Какова функция эпиграфов в романе?

В) Почему в эпиграфах использованы цитаты из произведений позднего Пушкина?

Г) Как трансформируется в «Петербурге» мотив отцеубийства из романа Достоевского «Братья Карамазовы»?

Д) Кого из героев Достоевского напоминает Николай Аполлонович и почему?

Модель мира. Проблематика

А) Как можно охарактеризовать реальное время и место действия романа?

Б) Каковы художественное время и пространство романа?

В) Какие проблемы поставлены в романе «Петербург»?

Литература к занятию

Белый Андрей. Петербург. Л.: Наука, 1981 (Сер. «Литературные памятники»)

Долгополов Л. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988.

Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

 

3) Две «Незнакомки» А.А. Блока: особенности пафоса, образы героев, концепция «мира — балагана»

1. Сравните стихотворение А.А. Блока «Незнакомка» и одноименную лирическую драму. В чем сходство на уровнях сюжета, образов героев, пафоса?

2. Сравните представителей разных социальных слоев — завсегдатаев кабачка и аристократического салона.

3. Каковы объекты блоковской иронии: мир физический? Метафизический? Каковы функции блоковской иронии — только разрушение или и созидание?

4. Найдите героев-двойников в данных произведениях.

5. В чем состоит идейная функция образов Голубого, Поэта и Звездочета? Укоренены ли лирические персонажи пьесы в действительности?

6.Каково отношение автора этих произведений к символизму?

7. Можно ли поставить драму «Незнакомка» на современной российской сцене?

Литература к занятию

Блок А.А. Незнакомка (стихотворение). Незнакомка (стихотворная драма). Любое издание.

Бугров Б.С. Драматургия русского символизма. М., 1993.

Жирмунский В.М. ПОЭЗИЯАЛЕКСАНДРА БЛОКА. Петербург. 1922. [Режим электронного доступа:] http://www.ldn-knigi.narod.ru

ldnleon@yandex.ru

Жирмунский В.М. Поэтика АЛЕКСАНДРА БЛОКА // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

Корецкая И. В. Символизм Русская литература на рубеже XIX и ХХ веков. Корецкая И. В. Блок // История всемирной литературы. Т. 8 [Русская литература на рубеже XIX и ХХ веков] (1994)

Минц З.Г. Поэтика А.Блока. СПб., 1999.

Минц З.Г. Поэтика русского символизма. СПб., 2004.

 

Тема 3. Творческие принципы акмеизма и поэзия О.Мандельштама

1.Какое место в кругу акмеистов занимал Мандельштам? К какой разновидности этого течения можно отнести мандельшта­мовскую поэзию?

2.Охарактеризуйте особенности понимания Мандельштамом акмеизма на примере его статьи "Утро акмеизма".

3.Каковы основные мотивы и темы стихотворений сборников "Камень" и "Tristia"?

4.В чем своеобразие историко-культурной темы в поэзии Мандельштама (стихотворения "Я ненавижу свет", "Notre Dame", "Нет, не луна, а светлый циферблат...")?

5.Каков художественный хронотоп в стихотворениях "Я не слыхал рассказов Оссиана", "Я не увижу знаменитой "Федры""?

6.Раскройте философию истории на примере цикла "Петер­бургские строфы". Близка ли она трактовке русской истории у А.Белого?

7.Охарактеризуйте образность лирики Мандельштама. Каков ее жанровый состав? Что можно сказать о стиле двух дорево­люционных сборников?

Литература к занятию

1. Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т.1-2.

2. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М., 1990. С.5-64.

3. Жирмунский В.М. На путях к классицизму (О.Мандельштам – «Tristia») // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 138-141..

4. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С.106-133.

5. Лекманов О.А. Осип Мандельштам. М., 2004 (сер. «ЖЗЛ»).

Тема 4. Творчество В.В.Маяковского и футуризм

1. Какие стихотворения дооктябрьского периода творчества Маяковского тематически близки его поэме "Облако в штанах"? С какими частями поэмы они соотносятся?

2. Есть ли в произведении социальные и философские мотивы?

3. В чем своеобразие мифотворчества поэта?

4. Что представляет собой лирический герой поэмы?

5. Каков художественный хронотоп?

6. В чем состоит своеобразие языка «Облака в штанах»?

Литература к занятию

Шкловский В.Б. Вышла книга Маяковского «Облако в штанах» // Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М., 1990. С.42-45.

Самостоятельная письменная работа

Метафора в поэме "Облако в штанах": традиционная или новаторская?"

План:

Введение

1. Метафора "любовь-огонь" в классической поэзии 19 в. и ее обновление Маяковским. Художественная функция этой метафоры.

2. Метафора как средство создания городского пейзажа.

3. Метафора и библейские образы (Христос, Иоанн Креститель, Иродиада, Мария, Бог, апостол Пётр).

Заключение.

Литература: Карабчиевский Ю. Воскрешение Маяковского. Любое издание.

Идейные и жанрово-стилевые искания в творчестве Л.Н.Андреева

1.Сравните разработку темы детства в рассказах А.П.Чехова и раннем творчестве Л.Н.Андреева ("Ванька", "Петька на даче", "Ангелочек").

2.В чем своеобразие проблемы духовных поисков в прозе Андреева ("Жизнь Василия Фивейского", "Иуда Искариот")? Каково мифотворчество у Андреева?

3.Какие философско-нравственные проблемы поставлены в произведениях писателя ("Большой шлем", "Рассказ о семи повешенных")? В чем своеобразие их трактовки?

4.Каков художественный метод писателя, связан ли Андреев с каким-либо литературным направлением либо течением?

5.Назовите основные жанры, в которых работал писатель.

6.В чем, по вашему мнению, стилевое своеобразие андреевского творчества?

Литература к занятию

Бугров Б.С. Леонид Андреев: Проза и драматургия. М., 2000.

Самостоятельная письменная работа

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.