Сделай Сам Свою Работу на 5

вопрос. Оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях





ТЕМА 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ, ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

Вопросы:

1. Чрезвычайные ситуации и их классификация

2. Оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях

 

Вопрос. Чрезвычайные ситуации и их классификация

Чрезвычайные ситуации – это нарушение нормальных условий жизнедеятельности из-за аварий, катастроф, стихийного бедствия, повлекшие за собой жертвы, ущерб здоровью и окружающей среде.

Авария– повреждение машины, станка, оборудования, сооружения.

Стихийные бедствия – опасные явления геологического, атмосферного, геофизического характера таких масштабов, которые вызывают внезапное разрушение материальных ценностей и гибель людей. По методике Всемирного Общества Здравоохранения авария или стихийное бедствие в более чем 10 пострадавших называется катастрофой.

Выделяют следующую классификацию чрезвычайных ситуаций:

1) по причине возникновения – преднамеренные и непреднамеренные;

2) по внезапности – прогнозируемые и непрогнозируемые;

3) по скорости распространения – взрывные, скоротечные, умеренные и плавные;



4) по возможности предотвращения – неизбежное, предотвращаемое;

5) по масштабу распространения:

· локальные (менее 10 пострадавших, материальный ущерб не более 1000 МРОТ);

· местные (от 10 до 50 пострадавших, ущерб от 1000 до 5000 МРОТ);

· территориальные (от 50 до 500 пострадавших, ущерб от 5000 до 500000 МРОТ);

· трансграничные, поражающие факторы которых выходят за пределы страны.

6) по природе возникновения:

· антропогенные (из-за ошибок людей)

· техногенные (взрывы, пожары)

· природные (землетрясения, наводнения, град, снегопады и т.д.)

· социального характера (массовые психологические волнения в обществе, паника, стрессы и т.д.)

· экологические

· биологические

· комбинированные

Приказом МЧС России и Гостехнадзора России от 4.04.1996г. № 222/59 введен в действие «Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта РФ».

Декларация безопасности промышленного объекта – документ, в котором отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности.



Декларация безопасности включает – общую информацию об объекте, анализ опасностей промышленного объекта, обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации ЧС, и приложения, включающие ситуационный план объекта.

Чрезвычайные ситуации, в том числе аварии на промышленных предприятиях, в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:

1. Первая – накопление отклонений от нормального состояния или процесса;

2. Вторая – аварийная ситуация, то есть авария еще не произошла, но имеются предпосылки;

3. Третья – процесс чрезвычайного события;

4. Четвертая – выход аварии за пределы территории предприятия и действие остаточных факторов поражения;

5. Пятая – ликвидация последствий аварии или стихийного бедствия.

В свою очередь чрезвычайные ситуации делятся на ситуации мирного и военного времени. Причем чрезвычайные ситуации мирного времени бывают природного и технического характера.

Источниками чрезвычайной ситуации природного характера могут быть: землетрясение, вулканическое извержение, оползень, обвал, сель, цунами, лавина, наводнение, подтопление, затор, шторм, сильный смерч, пыльная буря, суховей, сильные осадки, засуха, заморозки, туман, гроза, природный пожар.

Техногенные аварии в большинстве случаев связаны с неконтролируемым, самопроизвольным выходом в окружающее пространство веществ или энергии. Самопроизвольное высвобождение энергии приводит к промышленным взрывам, а высвобождение вещества – к взрывам, пожарам и химическому загрязнению окружающей среды.



Чрезвычайные ситуации военного времени связаны с применением оружия массового поражения – ядерное, химическое и биологическое.

Загрязнения окружающей среды могут происходить при авариях на промышленных объектах с выбросом радиоактивных, химически опасных и биологически опасных веществ.

Зоной чрезвычайной ситуации радиационного характера называют территорию, в пределах которой в результате аварии на радиационном объекте происходит радиационное загрязнение, вызывающие облучение людей выше допустимых норм. Различают радиационную и ядерную аварии. Источниками радиоактивного загрязнения являются атомные электростанции, предприятия ядерного цикла, корабли с ядерной энергетической установкой, космические аппараты, ядерное оружие.

Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» от 5 декабря 1995г. установлены дозовые нагрузки для персонала и население в условиях радиоактивного загрязнения. Причем расчет уровней радиации и доз внешнего облучения производится на любое время работы в зоне облучения (рабочая смена, сутки, 10 суток, 1 год), в тоже время суммарная доза облучения складывается из доз внешнего и внутреннего облучения.

Зоной чрезвычайной ситуации химического характера называют территорию, в пределах которой в результате выброса опасных химических веществ или применения химического оружия происходит массовое поражение людей, животных и растительности.

Источниками поражения сильнодействующими ядовитыми веществами являются химическая, нефтяная промышленность, предприятия по производству пластмасс, удобрений, целлюлозы, водоочистные и холодильные установки.

Также при взрывах и пожарах образуются зоны чрезвычайных ситуаций. Все продукты, способные взрываться, подразделяют на взрывчатые вещества конденсированного типа (тронитротолоуол, гексоген, динамит) и взрывоопасные вещества (газо-топливо-воздушные смеси, газы, пыли).

 

вопрос. Оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях

Одним из способов защиты населения в чрезвычайных ситуациях являются защитные сооружения гражданской обороны (убежища и укрытия).

Убежищазащищают от оружия массового поражения, от действия отравляющих веществ. Оно должно быть из ограждающих конструкций (прочное), из противопожарных материалов, в максимальной близости от мест пребывания людей, вместимые, подразделенные на классы секции в зависимости от расчетной величины силы ударной волны. Убежище должно состоять из основного помещения, шлюзовых камер, вентиляционных камер и санитарного узла. Должно иметь не менее двух входов и аварийный выход, а также защитно-герметичные двери.

В свою очередь укрытия защищают радиоактивного заражения и излучения, они должны быть каменные, с капитальными стенами и маленькой площадью проемов. В наличие укрытий должны быть противогазы, марлевые повязки, аптечки и т.д.

Ликвидация ЧС считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных работ.

Спасательные работы – это разведка очага поражения, локализация, розыск пострадавших, разборы завалов, оказание первой медицинской помощи и эвакуация, санитарная обработка людей, транспорта, помещений, а также аварийно-восстановительные работы.

Обеззараживание подразделяется на дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию.

Дезактивация – это механическое или химическое удаление вредных веществ с различных поверхностей, большое количество воды, химические растворы, срезание зараженного грунта с земли и вывоз его на спец.захоронение, очистка воды фильтрованием, перегонкой и отстаиванием.

Дегазация – разложение ядовитых веществ до нетоксичных продуктов (аммиак – вода, хлор – гашеная известь, сероводород – аммиак и т.д.)

Дезинфекция– санитарная обработка физическими, химическими и механическими способами.

Наибольшая доля чрезвычайных ситуаций в России за последние годы возникает по причине человеческого фактора (50%), 18% по вине техники, 17% – внешняя среда, 8% – технология и 7% – прочие факторы.

Система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ, и от опасностей в военное и мирное время называется гражданской обороной.

Задачами гражданской обороны являются:

· обучение населения способам защиты;

· оповещение населения об опасности;

· предоставление средств защиты и эвакуация;

· медицинское обслуживание и компенсация ущербов пострадавшим;

· восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах в зависимости от обстановки.

На федеральном уровне руководство гражданской обороной осуществляет правительство, в федеральных органах исполнительной власти управление гражданской обороной возложено на их руководителей, которые одновременно являются начальниками ГО и несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий.

В организации по гражданской обороне могут быть зачислены мужчины и женщины трудоспособного возраста, за исключение военнообязанных, имеющих мобилизационное предписание, инвалидов и женщин, имеющих детей до 8 лет.

Основным координационным органом является штаб ГО, который проводит инструктаж и обучение всего населения.

На каждом промышленном объекте должно быть разработано Положение о Гражданской обороне, в котором предусмотрена организация мероприятий по защите материальных ценностей и людей, инструкции безопасности, план расположения объекта, список руководящего состава, список аварийнотехнических служб, режимы радиационной защиты, ведомость обеспечения средствами индивидуальной защиты. Выписка из положения письменно доводится до персонала и является соответственной частью должностных инструкций работников.

В соответствии с законом «О защите населения и территории от ЧС природного техногенного характера» от 11 ноября 1994г. в Российской Федерации функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий (РСЧС).

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный (вся территория РФ), региональный (несколько субъектов РФ), территориальный (территория субъекта РФ), местный (район, город) и объектовый.

Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории (республики, края, области). Главный руководящий орган – комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В министерствах, ведомствах и организациях создаются функциональные подсистемы РСЧС, задача которых - наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидация ЧС, защита персонала и населения территорий.

Руководство всей системой РЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных действий (МЧС России).

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на:

ü силы и средства наблюдения и контроля;

ü силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Территория РФ разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новороссийск, Красноярск, Чита, Хабаровск.

Система РСЧС функционируют в трех режимах: 1. повседневной деятельности; 2. повышенной готовности; 3. чрезвычайный.

Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает или Правительство РФ, или МЧС РФ, или соответствующие комиссии по ЧС.

Основными способами защиты населения в чрезвычайной ситуации мирного и военного времени являются: своевременное оповещение; защитные сооружения ГО – убежища и противорадиационные укрытия; использование средств индивидуальной защиты и медицинской помощи; проведение эвакомероприятий.

В условиях мирного и военного времени обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций является одной из важнейших задач системы предупреждения и действия в ЧС.

Основные требования к устойчивому функционированию объектов экономики изложены в Нормах проектирования инженерно-технических мероприятий (ИТМ-ГО).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.