Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие основных видов чувствительности.





ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

по сенсорике

для 1-в класса

на 2015-2016 учебный год

 

 

Составитель: Осипова Ольга Юрьевна

 

 

 

Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка:

Программа по сенсорике для слабослышащих учащихся 1-в класса на 2015-2016 учебный год разработана на основе учебной программы «Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников» под редакцией И.А. Михайленковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999 г. в соответствии с требованиями ФГОС НОО с учётом развития слабослышащих учащихся.

 

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015;

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих, вариант 2.2), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598;



· 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;

· распоряжение Комитета по образованию от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год»;

· инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 21.05.2015 №03-20-2057/15-00 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»;

· письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 02.06.2015 №03-20-2227/15-0-0 "О направлении инструктивно-методического письма "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год".



· план внеурочной деятельности ГБОУ № 31 Невского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;

· план коррекционно-развивающих занятий ГБОУ № 31 Невского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;

· адаптированная основная образовательная программа НОО для слабослышащих детей ГБОУ № 31.

 

 

Общая характеристика курса:

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть). Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 

Цель и основные задачи:

· коррекция познавательной сферы ребенка с нарушением слуха и речи и развития его личности: сенсорного и интеллектуального развития, эмоционально-волевой, речевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.



· создание коррекционных условий для развития сохранных познавательных функций и личностных особенностей неслышащих обучающихся ;

· осуществление сенсорного развития внутри содержательных видов деятельности;

· развитие психических функций восприятия, памяти, мышления, воображения;

· коррекция интеллектуального развития, формирование умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы;

· развитие внимания, формирование динамических характеристик внимания, врабатываемости, устойчивости;

· формирование механизмов волевой регуляции и саморегулирования в заданной деятельности, работоспособности, умения сосредотачиваться на учебном действии;

· формирование положительной мотивации к учению;

· воспитание самостоятельности при выполнении учебных заданий, умения доводить начатое действие до конца.

 

Определение места и роли курса в плане ОУ:

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ № 31 на 2015 – 2016 учебный год, рассчитана на 33 часа (33 учебных недель в году).

 

Коррекционная направленность программы обеспечивается реализацией целей и задач, обусловленных особенностями контингента неслышащих обучающихся. Нарушение слуховой функции накладывает определенный отпечаток на развитие личности неслышащего, ставит его в специфические условия существования в социальной сфере, сужает круг общения, ограничивает диапазон социальных связей.

Данная программа опирается на основополагающее положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в ней. На занятиях используются предметная и игровая деятельность с постепенным увеличением объема учебного материала.

 

Специфика слабослышащих детей: создание слухоречевой среды на базе развития и использования остаточной слуховой функции неслышащих учащихся; использование ЗУА, дактильной формы речи, широкое применение табличек с речевым материалом; помощь учителя; опора на сохранные анализаторы; формирование речи в коммуникативной функции и использование специальной методики обучения слабослышащих детей языку на всех уроках.

Специфика овладения неслышащими детьми речью отражена в рабочей программе выделением речевого материала: в календарно-тематическом планировании (предметные термины, речевые обороты, фразы, обязательные для понимания), а также в выделении материала по развитию разговорной речи (приложение №1). Знаком * помечен материал, обязательный только для понимания.

Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков, а также о возможной внеурочной деятельности по предмету:

На занятиях используются технологии:

• игровая;

• здоровьесберегающая;

• коррекционно-развивающая;

• сотрудничества;

• личностно-ориентированная.

Рабочая программа отражает особенности контингента обучающихся класса.

Формы организации познавательной деятельности:

· индивидуальная;

· в парах;

· групповая

 

 

Характеристика класса

В 1-в классе обучаются дети по программе первого класса слабослышащих (II вид 2 отделение). У обучающихся имеется снижение слуха от II до III степени, нарушение иннервации речевого аппарата, задержка психического развития, тяжёлое недоразвитие речи.

Содержание рабочей программы

Класс (33 часа)

 

Развитие основных видов чувствительности.

Виды деятельности

Определение формы окружающих предметов (по образцу, самостоятельно). Распознавание предметов с помощью осязания. Сравнение объектов по различным признакам, самостоятельное выделение признаков (цвет, форма, величина, назначение). Ориентировка в пространстве с опорой на словесную инструкцию и самостоятельно. Определение сходства и различия предметов, по разному расположенных в пространстве. Группировка объектов на основе словесной инструкции, самостоятельно. Упражнение на формирование операций обратимости (накладывание на контур частей и их переворачивание). Выделение признаков предмета и их классификация по существенным признакам и по несущественным с помощью учителя.

По предъявленному образцу оттенка цвета подобрать такой же. Самостоятельное получение оттенка цвета с помощью красок в соответствии с предъявленным образцом. Выполнение заданий по инструкции устной или письменной: к заданному оттенку подобрать предметы такого же оттенка.

Ориентировка в пространстве (внизу, вверху, слева, сзади, над, под). Ориентировка во времени при выполнении практических работ.

Задания и дидактический материал

Игра «На что похоже?» (на примере овощей, фруктов). Игра «Волшебный мешочек». (Вынуть предмет по образцу, данному учителем). Дорисуй предмет (овощи, фрукты). Игра «Сделай так же», «Помоги Незнайке» (найти несоответствие в предъявленных предметах и исправить ошибку). Дорисуй ряд.

С помощью ножниц изменить фигуру (из квадрата сделать треугольник, из одного треугольника сделать два, из прямоугольника сделать 4 треугольника и т. д.). Складывание картинок из разрезных частей (картинки предлагаются различной сложности).

Требования к уровню усвоения материала:

- соизмерять ширину, высоту, длину предметов;

- определять форму, объем предметов;

- ориентироваться в пространстве и времени;

- находить сходство и различие предметов, по-разному расположенных в пространстве;

- выбрать предмет по образцу, предъявленному учителем;

- обобщать предметы по определенным признакам (цвет, форма, величина);

- определить название предмета, форму предмета;

- сложить из проволоки геометрическую фигуру;

- получить как можно большее число оттенков одного цвета с помощью красок;

- ориентироваться по плану в пространстве.

.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.