Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.
Дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путём организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Содержательная основа уровневой дифференциации - наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что даёт наиболее полный вариант программы к установке “возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного”.
Это имеет следующие преимущества:
исключается уравниловка и усреднение детей;
повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
в группе, где собраны дети с равными способностями, ребёнку легче учиться;
создаются щадящие условия для слабых;
у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень Я - концепция ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Различают следующие виды дифференциации:
региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, лицейские, классы компенсирующего обучения и т.д.);
межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).
Внутриклассную дифференциацию называют ещё “внутренней” в отличие от всех других видов “внешней” дифференциации.
Индивидуальных подход - это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, особенно в проектном, продуктивном обучении.
Индивидуализация образования в школах может осуществляется через:
Вариативность содержания:
базовый компонент;
школьный компонент;
личностный компонент образования (ДОУ) - разнообразие предметов, курсов, тем по запросам учащихся.
Организацию образовательного процесса:
занятия по индивидуальному выбору;
уроки;
индивидуальный план (мастер-классы);
интенсив (английский язык);
индивидуальное обучение (Никитин Степан);
семинары;
практикумы;
лекции;
консультации;
экскурсии;
тренинги.
Формы образовательного процесса:
коллективные;
групповые;
индивидуальные;
самостоятельные
бригадные.
Методы образовательного процесса:
проблемно-поисковые;
проблемные;
экспериментальные;
проектные;
аналитические;
самостоятельные;
фронтальные.
Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.
Понятия «индивидуализация» и «дифференциация» обучения.
Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.
Цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.
Общий анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме, позволяет сделать вывод относительно теории индивидуализации обучения:
1. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны.
2. Использование дифференциации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.
3. Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся.
4. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение идальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
5. Реализую индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:
• быть единой для всех групп учащихся;
• показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;
• наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;
• представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.
Подводя итог, сказанному, можно сделать следующие выводы:
1) обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития каждого ученика (это возможно при внутренней дифференциации учебной работы);
2) объективное выявление исходного уровня у каждого ученика – необходимое условие работы;
3) развитие умственных способностей предполагает специальные средства,развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и которые должны формировать рациональное умения умственного труда.
Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
Положительные аспекты:
| Отрицательные аспекты:
| Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.
| Деление детей по уровню развития негуманно.
| У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
| Высвечивается социально-экономическое неравенство.
| Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
| Слабые лишаются возможности тянутся за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
| Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
| Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.
| Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
| Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
| Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
| Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
| Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах.
| Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах.
| В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.
| Перекомплектование разрушает классные коллективы.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|