Сделай Сам Свою Работу на 5

Этические и политические идеи Аристотеля





Алексей Сараев

Аристотель

Введение

Использую инфу с сайта, тут биография и прочее…

***

Философское учение Аристотеля. Великий грек Аристотель (384—322 до н. э.) является самым универсальным мыслителем всех времен и народов. Вся современная философия, наука и культура так или иначе обязаны Аристотелю. Родился он в городе Стагиры неподалеку от Македонии. Его отец Никомах был врачом при македонском царе Аминте III. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель уехал в Афины для довершения образования и вступил в Академию — школу Платона. В ней он пробыл двадцать лет до самой смерти Платона поначалу как слушатель, а затем как равноправный член Академии. После смерти Платона Аристотель вышел из Академии, через несколько лет поступил на службу к македонскому царю Филиппу II в качестве воспитателя его сына — будущего великого завоевателя Александра Македонского, которому в ту пору было тринадцать лет.

Аристотель возвращается в Афины после двенадцатилетнего отсутствия и основывает уже собственную философскую школу. Эта школа находилась в одном из предместий города и примыкала к храму Аполлона Ликейского (в переводе «волчьего»), в результате чего она получила название Ликей, или Лицей. Поскольку занятия с учениками Аристотель проводил в саду для прогулок, то его учеников называли перипатетиками, т. е. «прогуливающимися», а сама школа получила название перипатетической. Умер Аристотель на острове Эвбея, прожив 61 год. Причиной его бегства в Халкиду на о. Эвбея, где находилась вилла его покойной матери, стали гонения. После смерти Александра в них выразились антимакедонские настроения афинян. В Аристотеле видели человека, сочувствующего Александру, хотя формально ему были предъявлены обвинения в «безбожии».



Известно, что Аристотель стал спорить с Платоном, еще будучи его учеником. Разрыв между миром и его же сущностью — главная мишень в аристотелевской критике платонизма. Аристотель настаивает на том, что сущность мира не должна ему противостоять, а должна в нем и находиться. Отвергнув платоновское учение о мире идей и мире вещей, Аристотель выдвинул вместо него представление, согласно которому все сущее происходит и состоит из двух основных начал — «формы» и «материи». И здесь следует уточнить, что Аристотель первым ввел в философию понятие материи подобно тому, как Платон первым ввел в классическую философию представление об идее.



 

Мой Аристотель

Информация далее взята из моей головы и лекций по культурологии на первом курсе, философии на втором. В этой части есть элементы моей позиции, что-то субъективное. Но, надеюсь, информация придётся тебе в пору и поможет с ответом. Но так же будет информация о его учении и воззрениях в более официальной форме, из сайтов и учебников. Советую прочитать все составляющие, чтобы как можно более объективно и полно составить своё понимание Аристотеля как философа.

***

Аристотель, как я уже много раз говорил, ученик Платона, представить классического периода античной философии. И, так уж получилось, что нельзя рассматривать их и Сократа отдельно, не вдваясь во флеш-бэки. Аристотель много спорил с учителем, и я тебе рассказывал об аргументе о третьем человеке, который является классическим доказательством правоты Аристотеля. Цитирую:

"по школьной программе он приводится, когда говорится о его спорах с Аристотелем, который со временем начал понимать, что сам он неплох и может с ним и пободаться в знаниях. кстати, с точки зрения античных жителей, он не мог быть лучше Платона. Ибо Платон получил знания от Сократа, который говорил ему что-то, но тот не может всё воспроизвести и понять в абсолютной точности. т е Платон не понял Сократа, рассказал это Аристотелю, и тот не понял то, что рассказал ему Платон, т е его знание ещё более неточное (но это отступление, чтобы тебе выпендриться с этим)"



Главное и, пожалуй, коренное отличие воззрений ученика и учителя было в том, что для Платона материя - это что-то лишнее, мусор, скрывающий чистый эйдос. Для Аристотеля же материя наравне с движением были столь же важны, как и идейная основа, она развивается, принимая формы. Так же у Платона бог обозначается словом "демиург", что значит "творец, создатель, ремесленник", а космос у него нечто созданное демиургом из материи, существовавшей всегда (не путать с христианской версией, где материю создал Яхве*). У Аристотеля бог движет космос. Это сила, приводящая материю в движение и придавая форму (ну или как-то так).

 

***

Аристотеля вообще в средние века называли философом с большой буквы. Если в каком-то трактате было написано «философ» - имелся ввиду Аристотель. Писал он много и обо всём. Что самое главное - очень доступно, почему он довольно неплохо изучен: его трактаты читать легко и несложно осмысливать. Не надо составлять сноски-уточнения в течение двух лет для издания платоновской эзотерики. Он много уделял внимания физике*. Но физике не простой, а "качественной". Т е он пытался постичь смысл того или иного явления природы. Много наблюдал и всё записывал. Хотя есть в его сочинениях и что-то комичное для нашего времени. Приведу полную главу из трактата о биологии (очень крутой выебон для тебя встать и процитировать Аристотеля - запоминай):

«Язык у слона настолько мало, что не заметен на общем фоне его тела»

Вот, и такой бред писал Аристотель. Он записывал практически всё, что замечал. Так же известно его сочинение "Поэтика". Я его читал. Это что-то вроде некоего античного пособия по созданию драмы. Он разбирает множество произведений античности, разных жанров, размеров... Разбирает абсолютно все приёмы сюжета, вовлечение зрителя (читателя), формы стихосложения. Там же он предлагает в определении драмы слово "catharsis". Это камень преткновения для учёных, ибо абсолютно простой по изложению трактат на самом важном своём определении имеет слово, которое не представляется возможным перевести. Кто-то говорит, что это "очищение", "резонанс", "возмущение" и вообще много что говорят. Слово "катализатор" из химии использует одно из притянутых за уши значение приведённого слова. В поэтике за эталон эпического поэта Аристотель берёт Гомера. Суть драмы - это есть подражание. Но, думаю, не стоит тебе это всё расписывать, если бы мою тетрадь с конспектом не увезли в Мурманск, я бы мог ооочень долго рассуждать о поэтике, но на этом закончу. Сказать, над чем ещё работал Аристотель предельно просто. Назови любую более-менее известную, вроде бы, старую науку - ей занимался Аристотель. Этика, физика, химия, биология, астрономия, эстетика и многое другое.

 

***

Данная главка - цитата из сайта

Аристотель считает, что душа есть не только у человека, а и у любого живого организма. Живое у Аристотеля тождественно одушевленному. Самой элементарной душой, согласно Аристотелю, обладает растение, у которого есть способность роста, питания и размножения. Далее он говорит о душах животных, у которых есть способность к ощущению. И только душа человека является разумной душой. При этом питающая способность растения, согласно Аристотелю, присутствует также у животного и человека. Последнее, однако, не означает того, что у животного, согласно Аристотелю, есть две души, а у человека их даже три. Характеризуя душу растения и животного, Аристотель замечает, что здесь каждое предшествующее каким-то образом сохраняется в последующем. А потому не будет преувеличением сказать, что в животном присутствуют способности растения, а в человеке — животного, а через него и растения. В аристотелевской трактовке питания и ощущения, присущих живому организму, доминирует подход к душе как способу жизнедеятельности тела. Но все упирается в способность познавать истину как субстанциальную форму вещи, которая из отдельного тела никак не выводима. В результате, обособив в трактате «О душе» ум от какого-либо тела, Аристотель оказывается на позиции философского идеализма, впервые заявленной Платоном. Тем не менее, философский идеализм Аристотеля представлен в учении о душе вовсе не так, как у Платона. И прежде всего потому, что бесплотный ум у Аристотеля не владеет истиной изначально, усматривая ее прямо и непосредственно в мире идей. Дело в том, что бесплотному уму в учении Аристотеля истина не дана, а он производит ее своей собственной деятельностью. Речь по сути идет об особенностях теоретической деятельности. Другое дело, что ум у Аристотеля телесных органов не имеет, и потому понятийная деятельность осуществляется разумной душой за счет некой общей для всех людей способности.

 

***

Главный вопрос, который задаёт Аристотель - что есть сущность. Из этого вопроса выходит следующее дуальное* противопоставление: сущее - сущность.

Сущее - то, что существует. Допустим, Сократ.

Сущность - это его характеристика.

Сущности одного предмета делятся на две группы: первая, она одна единственная - "более фундаментальная" - сама изначальная сущность конкретного объекта (substantio). Вторая группа включает девять сущностей. Называть их отдельно нет смысла, вместе они называются "менее фундаментальные" - приходящие (accidens), или то, что произошло с объектом, в российской старой философии при изучении Аристотеля (в основном этим занимались люди, близкие к церкви) называли это "приключением". См. таблицу:

СУЩЕЕ
ПЕРВАЯ СУЩНОСТЬ ВТОРАЯ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ (ВСЕГО 9)
Substantio Accidens

 

Первая сущность (та, что более) - единичная вещь (мы взяли как пример Сократа), индивид (atom). Аристотель называет данную сущность словом, плохо переводящимся на русский язык и буквально оно понимается как "этость".

Вторая и последующие (те, что менее) - определение вещи, ближайший вид (Сократ - философ, мужчина, эллин, человек, млекопитающее и т д). Аристотель называет это словом "чтойность".

 

***

Основательно изучал Аристотеля Фома Аквинский – философ периода схоластики, чья божественная теория стала основополагающей идеологией католической церкви. Он во многом осмыслил Аристотеля, предложил свою, индивидуальную трактовку его учений.

Он выделил принцип индивидуации, который ведёт к вопросу: Что есть начало индивидуальности внутри вида?

Его работа по данному вопросу сложна своим построением. Он вырабатывает множество точек зрения, интуитивно выходящих одна из другой. Все их запомнить практически невозможно, а главный итог сформулировать лично для меня довольно трудно, т к я доподленно это воспроизвести не смогу, а лекция записана не полностью. Так что скажу начало его размышлений и итог, взятый из какого-то учебника.

Итак. В основе индивидуации лежит «означиваемая» (лат. Stigmata; отмеченная, определённая) материя. Далее он говорит о том, что в первой сущности заключается истина, а путь к ней – интуитивное знание. Вторая сущность – это область науки, путь к ней – дискурсивное знание. Вторая не может существовать без первой, ибо наука без объекта изучения становится беспредметной. Затем он выделяет форму и материю. Возвращаясь к примеру с бедным Сократом, человек – это форма, а Сократ – материя. Точно так же Сократ – вид, а человек – род. Если провести аналогию с учением самого Аристотеля о сущности, то выходит, что род для вида является ничем иным как материей. После добавляются понятия действительности и возможности. Возможность возникает из действительности и отождествляется с материей, тогда как действительность – форма (эйдос). К слову, порядок возможности и действительности у людей обратный, ведущий к неправильному пониманию мира и жизни, что есть плохо. И, собственно действительность тождественна актуальности (действие – акт), а возможность – с потенцией (способностью к действию). Далее кидаю тебе то, к чему в итоге вроде как приходит Фома Аквинский в изучении Аристотеля. Возможно, то, что я кину не будет согласоваться с тем, что написал я. Просто, у меня пропущена часть, я не стал редактировать информацию из источника и под меня никто не подстраивался:

Немецкий философ Шеллинг впоследствии будет называть различные ступени природы потенциями, а сам процесс восхождения природы от простого к сложному — потенцированием. Что же имел в виду сам Фома, когда вводил различение между актуальностью и потенцией?

 

Напомним, что у Аристотеля возникновение различных вещей в природе как раз происходит путем превращения возможности в действительность. Растение, например, сначала является семенем. А семя — это растение в возможности, в потенции. Затем оно переходит в актуальное состояние. Таким образом, возможность у Аристотеля совпадает с материей. Ведь именно в ней заключена потенциальная возможность превращения в любую вещь. При этом Аристотель различает материю как абсолютно бесформенное и неопределенное начало бытия и материю определенную, оформленную. Неопределенное начало бытия Аристотель называл «первой материей», а оформленную в виде камня, железа и т. п. — «второй материей». «Вторая материя», по Аристотелю, постоянно трансформируется, т. е., утрачивая свою форму, перестает быть тем, чем она была. Но «первая материя», по Аристотелю, не может ни возникнуть, ни исчезнуть. А в результате мир в учении Аристотеля существует вечно, хотя и ограничен в пространстве.


Этические и политические идеи Аристотеля

Здесь уже представлена информация только из сайта. Она достоверна и лично мной рекомендована к использованию. Вставляю без выделений и правок, ибо хочу спать так, что выбураюсь. А ещё про классическую школу тебе надо что-то сказать.

Этику и тесно связанную с ней политику Аристотель относил к практическим наукам, которые занимаются деятельностью человека. Причем именно у него мы впервые встречаем отдельную область знания под названием «этика». От Аристотеля до нас дошли три сочинения по этике — «Никомахова этика», «Эвдемова этика» и «Большая этика». Они написаны по разным случаям, но содержание их часто пересекается. Название «Никомахова этика» происходит от имени сына Аристотеля Никомаха, а «Эвдемова этика» — от имени его ученика Эвдема. Вполне возможно, что именно они дорабатывали эти произведения Аристотеля. Если у Сократа и Платона добродетель — изначальное основание человеческой души, из которого выводится своеобразие действий человека, то у Аристотеля она, будучи основанием поступков, в свою очередь, выводится из практики. И выводит Аристотель нравственные добродетели из практической жизни, опираясь на силу рассудка. Любые добродетели, согласно Аристотелю, даны нам не от природы, но и не вопреки природе. В людях заключена возможность стать добродетельными. Но чтобы она была реализована, необходимы действия рассудка и усилия воли.

 

Известно, что Аристотель различал две разновидности добродетелей: дианоэтические т. е. мыслительные, и собственно этические, которые проявляют себя не в мышлении, а в поведении. Обеими разновидностями добродетели человек у Аристотеля овладевает при жизни: дианоэтическими — в процессе обучения, а этическими — в процессе воспитания. Что касается нравственных добродетелей, то их Аристотель характеризует как «середину двух пороков». В страстях и поступках, отмечает он, тоже есть свой недостаток, избыток и середина. «Рассудительность» (phronesis), согласно Аристотелю, является как раз той дианоэтической добродетелью, которая помогает выявить подобную «золотую середину» в поведении человека. Дианоэтическая добродетель в данном случае выступает в роли предпосылки добродетелей собственно этических. В созерцании первооснов с помощью мудрости как высшей дианоэтической добродетели Аристотель видит подлинное счастье, реально доступное немногим. Он считает, что склонность к теоретическим занятиям совершенствует людей и в нравственном плане. И в этом смысле не только рассудительность, но и мудрость является предпосылкой нравственных добродетелей человека. Таким образом только теория у Аристотеля приобщает людей к идеальному миру. А значит только теоретическая идея в этике Аристотеля сопоставима с представлением об идеале у Сократа и Платона.

 

Следует заметить, что в работах, посвященным проблемам этики и политики, Аристотель часто использует характеристику человека как «политического животного» или же «полисного животного». Именно так следовало бы переводить выражение «dzoion politikon» в первой главе первой книги «Никомаховой этики», где мы читаем: «Понятие самодостаточности мы применяем не к одному человеку, ведущему одинокую жизнь, но к человеку вместе с родителями и детьми, женой и вообще всеми близкими и согражданами, поскольку человек — по природе [существо] общественное» . Однако, в анализе того или иного учения нельзя идти на поводу у терминологии. И если Аристотель говорит о человеке как об «общественном животном», то это еще не означает, что как раз общественной жизнью у Аристотеля определяется природа человека. Именно инструментальное отношение к культуре и социальности по сути представлено в этической и политической теории Аристотеля. Но обратимся к политическим взглядам Аристотеля, которые изложены в произведении «Политика», примыкающем к его этическим работам. В нем, в частности, идет речь о ряде добродетелей, таких как благоразумие, справедливость, рассудительность. Здесь же решается вопрос о природе рабства. Политика у Аристотеля имеет своим предметом греческое государство — полис. И в жизни этого полиса он уделяет особое внимание проблеме собственности. Понятие собственности он рассматривает в связи с производственной деятельностью, специфика которой в том, что она невозможна без орудий. В результате в его учении получает свое обоснование институт рабовладения. Рабство Аристотель рассматривает как необходимое условие хозяйственной деятельности, а также объясняет его с точки зрения патернализма. Аристотель — сторонник частной собственности и выступает против коммунизма Платона, приводя главным образом тот довод, что люди «заботятся все более о том, что принадлежит лично им; менее они заботятся о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого» . И тем не менее, Аристотель допускает общественную собственность, пытаясь как-то совместить частное и общественное.

 

Что касается устройства государства, то Аристотель прославил себя доскональным исследованием существующих в античности форм правления. В Ликее Аристотеля велась систематическая работа по изучению конституций греческих полисов, которых, по некоторым свидетельствам, было собрано 158. Широко известна аристотелевская классификация форм правления. Как известно, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства, исходя из своего представления о наилучшем. Каждой правильной форме государства, по мнению Аристотеля, соответствует неправильная форма, которая является ее искажением. К правильным устройствам Аристотель относил царскую власть (монархию), когда при единоличном правлении руководствуются общим благом. Ее искажением является тирания, при которой единоличный правитель руководствуется только личной выгодой. Вторым правильным государственным устройством Аристотель считал аристократию, когда правят немногие лучшие граждане полиса и тоже в интересах общего блага. Искажением этого правления является олигархия, когда немногие состоятельные граждане, управляя государством, пекутся только о собственной выгоде. И, наконец, полития, которая, согласно Аристотелю, является правлением большинства граждан, отбираемых на основе определенного ценза и руководствующихся в своих решениях интересами общего блага. В противоположность этому, демократию Аристотель считал извращением политии, когда правит большинство, среди которых много неимущих, и только в своих интересах. Согласно Платону, к управлению государством лучше всего подготовлена аристократия. А во главе идеального государства, по мнению Платона, должен стоять философ. В отличие от Платона, наилучшим устройством у Аристотеля является полития. И особенность этого строя в том, что его основа — средний слой граждан, который превосходит бедняков и богачей вместе взятых. Иначе говоря, согласно Аристотелю, наилучшее правление там, где решающая сила — люди среднего достатка. И это перекликается с современными рассуждениями о «среднем классе» как опоре, гарантирующей общество от крайностей диктатуры и анархии.

 

Сноски:

Яхве – бог в христианстве и иудаизме, в какой-то степени фигурирует в исламе.

Физика – в значении того, что Сократ понимал как вторую или низшую философию. Учение о природе, практическая составляющая знания

Дуальность – подход, характеризующийся наличием двух противоречащих понятий

 

P S удачи на занятии, порви этих идиотов)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.