Сделай Сам Свою Работу на 5

Для аспирантов по специальности «Технические науки»





Для аспирантов по специальности «Педагогика»

1. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.

2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

3. Философско-исторические проблемы педагогических наук.

4. Роль философии в развитии педагогической мысли.

5. Методы философского анализа педагогической практики.

6. Этические аспекты педагогической деятельности.

7. Человек как предмет комплексного философско-научного исследования.

8. Социально-психологические основания научной деятельности.

9. Философия образования как научная парадигма.

10. Автономия и интеграция педагогической теории и практики: проблемы и способы решения.

11. Система подготовки научно-педагогических кадров в России, странах Западной Европы и США: сравнительный анализ.

12. Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки.

13. Основные тенденции формирования науки будущего.

 

Рекомендуемая основная литература:

1. Бахтин, М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1996.

2. Валлерштейн, И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. М., 1998.



3. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Академия, 1998.

4. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

5. Давыдов, В.В. Развивающее обучение. – М., 1996. – 240 с.

6. Дьюи, Д. Демократия и образование. Гл. 24. - М., 2000.

7. История педагогики и образования. – 2-е изд. / Под общ. ред. А.И.Пискунова. – М.: Сфера, 2001. – 512 с.

8. История среднего профессионального образования в России – М.: Новь 2000. 703с.

9. Мархинин, В.В. О специфике социально-гуманитарных наук. Опыт философии науки [Электронный ресурс]: М.: Логос, 2013. – 295 с.

10. Микешина, Л.А. Герменевтические смыслы образования. //Философия образования. М., МГУ, 1996. (http://ideashistory.org.ru/lam_philcogn.html др. - «Философия познания»).

11. Миронов, В.В. Проблемы образования в современном мире и философия. //Отечественные записки. М.,2002 № 2.

12. Монтессори, М. Метод научной педагогики, применяемой к детскому воспитанию в домах ребенка. / Пер. с итал. Изд.4. – М.: Задруга, 1920. – 211с.



13. Огурцов, А.П. На пути к философии образования. //Вопросы философии, 1995, № 11.

14. Парсонс, Т. Система современных обществ. Гл. 5 (Революция в образовании). М.,1997.

15. Парсонс, Т. Высшее образование как средоточие научных интересов / О построении теории социальных систем: интеллектуальная автобиография.//Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

16. Платонов, В.В. Философия образования как поле межсистемного взаимодействия // Вопросы философии, 1995, №11.

17. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998.

18. Розин, В.М. Образование в конце ХХ века. Материалы «круглого стола» // вопросы философии. – 1999г. - №9. – С. 3-21.

19. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

20. Философия науки: общие проблемы познания, методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия для гуманитарных и негуманитарных направлений и специальностей вузов / - М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 992 с.

21. Фишер, М.И. Философия образования и комплексное исследование образования // Вопросы философии, 1995, № 11.

22. Швырев, В.С. Философия и стратегия образования // Вопросы философии, 1995, №11.

23. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательная политика М., 1993.

24. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования. – М.,1993.

 

Дополнительная литература:

1. Алексашина, И.Ю. Образование в развивающемся мире: поиск новых подходов. / И.Ю. Алексашина // Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы. -СПб., 1995.-С. 6-12.

2. Белозерцев, Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. – М., 1998. – №3. – С.30-35.



3. Баева, Л.В. Роль высшего профессионального образования в условиях информационной культуры / Л.В. Баева // Философия образования. 2012. - № 4. - С. 74 -82.

4. Давыдов, Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образования // Педагогика. – 2005. – №7. – С. 3-11.

5. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

6. Днепров, Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. – М.: Интер- пракс, 1994. – 248 с.

7. Доктрина образования в России / Е. Белозерцев, В. Горячев, Н. Гурбатов и др. // Нар. образование. – 1996. – №7. – С. 14-15.

8. Загвязинский, В.И. Глобальные проблемы развития российского образования // Педагогика. – 2005. – №3 (33). – С. 21-27.

9. Закон РФ «Об образовании» // Учительская газета. – 1992. – №28.

10. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Педагогика. – 2005. – №3 (33). – С. 27-40.

11. История педагогики и философия образования: учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т; сост. В.Я. Вульферт. – Новосибирск, 2007. – Ч.1. – 102 с.

12. История педагогики в России: хрестоматия для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / сост. С.Ф. Егоров. – 2-е изд. – М.: Академия, 2002. – 400 с.

13. Концепция общего среднего образования. Проект ВНИК // Учительская газета. – 1988. – 23 авг.

14. Наука, техника, образование [Текст] : межвуз.сб.науч.тр. / Рос.акад.технол.наук и др. ; Под общ.ред.Никольского О.К.,Хомутова О.И. - Барнаул : [б. и.], 1998. - 326 с.

15. Никандров, Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. – М.: Магистр, 1996. – 147 с.

16. Педагогический поиск / авт.: Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и др.; сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1988. – 541 с.

17. Садовничий В.А. Роль образования и науки в переходе к устойчивому развитию. // Высшее образование сегодня. М., 2002. - № 1. - С. 10-17.
Ткаченко, Е.В. Основные тенденции модернизации профессионального образования // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефинции: сб. науч. тр. / отв. ред. Г.Д. Бухарова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – Вып. 4. – С. 12-21.

18. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т: Т.3: Новейшее время / сост., прим. М.Г. Плоховой, К.Е. Зискина; под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2007. – 560 с.

 

Темы рефератов по курсу:

«История и философия науки»

Для аспирантов по специальности «Технические науки»

1. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая.

2. История и философские проблемы технических дисциплин.

3. История развития информатики и её философские проблемы.

4. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

5. Перспектива и границы современной техногенной цивилизации

6. Инженерное проектирование, его сущность и функции.

7. Технико-технологическое знание и его особенности.

8. Философско-социальные проблемы развития техники.

9. Основные механизмы этического регулирования биомедицинских исследований.

10. Моделирование как метод научного познания. Метод математической гипотезы.

11. Гуманитарная и экологическая экспертиза научных проектов: состояние и перспективы.

12. Методы эмпирического познания.

13. Проблемы развития современной российской науки.

14. Историческая роль и значение компьютерных и информационных технологий.

15. Техника и риск в современном мире.

16. Основные этапы научно-технического прогресса и его оценка.

17. Проблема искусственного интеллекта, ее эволюция и современное состояние.

18. Виртуальная реальность и современные технологии. Интернет и его философское значение.

19. Особенности социального и социотехнического проектирования.

20. Проблема комплексной оценки и прогнозирования последствий техники.

21. Этические проблемы науки.

22. Экспертная деятельность в науке и ее функции. Внутренняя и внешняя экспертиза.

23. Основные тенденции формирования науки будущего.

24. Понятие научного объекта. Типы научных объектов.

 

Рекомендуемая основная литература:

1. Аль-Ани, Н.М. Философия техники. Очерки истории и теории (учебное пособие) / Н.М. Аль-Ани - СПб., 2004.

2. Бердяев, Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. - 1989.- № 2.

3. Виргинский, В.С. История науки и техники. В 3-х т. - М., 1973, 1977, 1980.

4. Горюнов, В.К., Гавришин В.К. Философия науки и техники. - СПб., 2000.

5. Котенко, В.П. История философии техники. - СПб., 1997.

6. Розин, В.М. Философия техники: от египетских пирамид до виртуальных реальностей / В.М. Розин. - М.: NOTA BENE, 2001.

7. Степин, В.С. Философия науки и техники. Учебное пособие / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. - М.: Гардарика, 1996.

8. Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – М.: Логос, 2014. - 218 с.

9. Философия науки и техники в русской философской мысли. - СПб., 1999.

10. Философия техники. История и современность. - М., 1997.

11. Философские проблемы науки и техники. - М., 1991.

Дополнительная литература:

1. Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци – М.: Моск. фил. фонд, 1998. – 343 с.

2. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. - М., 1994. – 336 с.

3. Абрамов, М.Г. Человек и компьютер: от homo faber к homo informaticus // Человек. - 2000. - № 4.

4. Авдулов, А.Д. Современный этап интеграции науки и производства // Социологические исследования. - 1995. - №7.

5. Алексеева, И.Ю. Американская философия техники в конце ХХ века // Вопросы истории естествознания и техники. - 1997. - № 1.

6. Баландин, Р.К. Ноосфера или техносфера // Вопросы философии. 2005. №6. С. 107-116.

7. Барабашев, А.Г. Взаимодействие общественных, естественных и технических наук в условиях ускорения социально-экономического развития // Вопросы философии. - 1995. - №4.

8. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. - М., 1999.

9. Белл, Д. Признаки информационного общества // Социальная философия: Хрестоматия: В 2-х ч. Ч.1. - М., 1994.

10. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе: Антология. - М., 1986.

11. Блюменберг, Х. Жизненный мир и технизация с позиций феноменологии // Вопросы философии. – 1993. - № 10.

12. Бондарев, П.А., Колганов С.К. Основы искусственного интеллекта. – М., 1998.

13. Воронин Н.А. Техника как коммуникационная стратегия // Вопросы философии. - 1997. - № 5.

14. Воронин, А.А. Социальные последствия техники // Философские исследования. 2003. №2.

15. Вышеславцев, Б. Угроза тоталитарной технократии // Вестник высшей школы. - 1990. - №7.

16. Гаранина, О.Д. Пространство духовности в техногенном мире, или можно ли технаря сделать библиофилом? // Научный вестник МИГУТА. Серия «Общество, экономика, образование». М., 2001. № 44.

17. Гетманов, И.П. Коэволюция технической и гуманитарной культур в контексте «Big history» / И.П. Гетманов, В.Н. Кимстач – Ростов-на-Дону: изд-во ИПО РГПУ, 2006. – 144 с.

18. Горохов, В.Г. Социальная оценка техники как прикладная философия техники // Человек. Наука. Цивилизация. – М., 2004.

19. Горохов, В.Г. От Чернобыля до Фукусимы: технологические риски как социальная и этическая проблема // Философские науки. 2011. № 8.

20. Горохов, В.Г., Грунвальд А. Каждая инновация имеет социальный характер! (Социальная оценка техники как прикладная философия техники) // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 135-145.

21. Горохов, В.Г. До и после Чернобыля: технический оптимизм и социальный пессимизм // Философские науки. 2011. № 6. С. 25-33.

22. Горохов, В.Г., Шерц К. Социально-экологические последствия развития техники (Сравнительный анализ социо-культурных сособенностей развития атомной техники в России и в Германии) // Философские науки. 2011. № 6. С. 49-62.

23. Горохов, В.Г. Генезис технической деятельности как предмет социологического анализа. Приложение к журналу «Философские науки». - М.: Гуманитарий, 2009.

24. Горохов, В.Г. От классической радиолокации к радиолокационной системотехнике (социальный и методологический анализ истории становления и развития современной научно-технической дисциплины) I и II // Электронный журнал "Исследовано в России", 105, с. 1299-1346, 2009 - http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2009/105.pdf; 106, с. 1372-1400, 2009 – http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2009/106.pdf

25. Горохов, В.Г. Проблемы междисциплинарной оценки научно-технического развития // Вопросы государственного и муниципального управления // Вопросы государственного и муниципального управления, 2007, Т. 2, № 2-3. http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2009/04/17/0000329259/191-214_Gorokhov_Valuation.pdf

26. Горохов, В.Г. Роль кантовского схематизма понятий в современной технонауке // Кантовский сборник, 2008, № 2 (28)

27. Горохов, В.Г. Особенности формирования технических наук (на примере радиотехники) // Вопросы истории естествознания и техники, 1984, № 1.

28. Горохов, В.Г. Нанотехнологии. Эпистемологические проблемы теоретического исследования в современной технонауке (статья 1 и 2) // Эпистемология и философия науки, 2008, т. VI, № 2 и № 3.

29. Граупнер, Р. Человек между современной техникой и моралью: права человека, мораль и профессия инженера / Р. Граупнер, Э. Граупнер // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. — 1995.-№ 6.-С. 68-75.

30. Дерябо, С.Д., Ясвин В.А. Слагаемые экологического сознания // Человек. - 1999. - № 3.

31. Ефременко, Д.В. К вопросу об инструментальной роли оценки техники // Динамика техносферы: социокультурный контекст. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.

32. Ефременко, Д.В. Оценка техники как философская проблема / XXI век: будущее России в философском измерении. Второй российский философский конгресс. - Екатеринбург: изд-во УрГУ, 1999.

33. Зеленов, В.В. Дополнения к гипотезе техно-гуманитарного баланса // Философские науки. 2006. № 11. с. 141-143.

34. Игнатьева, И.Ф. Антропология техники. Человек как субъект мира техники. - Екатеринбург, 1992.

35. Иоселиани, А.Д. Социально-философские проблемы техносферы / А.Д. Иоселиани – М.: Наука, 1999.

36. Йонас, Г. Принцип ответственности: опыт этики для технологической цивилизации / Ганс Йонас. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 479 с.

37. Кастельс, М. Галактика Интернет. - Екатеринбург, 2004.

38. Кестлер, А. Дух в машине // Вопросы философии. - 1993. - № 10.

39. Косов, Ю.В. В поисках стратегии выживания: Анализ концепций глобального развития. - СПб., 1991.

40. Кочергин, А.Н. Экология и техносфера. - М., 1995.

41. Коптюг, В. А. Наука спасет человечество [Текст] : монография / В.А.Коптюг. - новосибирск : Изд-во СО РАН НИЦ ОИГГМ, 1997. - 342 с.

42. Кравец, А. С. Идеалы и идолы науки [Текст] : монография / А.С.Кравец. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1993. - 219 с.

43. Кудрин, Б.И. Зачем технарю Платон: Постклассическое видение философии техники. - М., 1996.

44. Кутырёв, В.А. Культура и технология: борьба миров / В.А. Кутырёв – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 240 с.

45. Кутырёв, В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В.А. Кутырёв – Н.Новгород: изд-во Н.Н., 1994. – 199 с.

46. Лем, С. Этика технологии и технология этики. Модель культуры. - Пермь, 1993.

47. Ленк, Х. Размышления о современной технике. М.: Аспект Пресс, 1996 http://philosophy.mitht.ru/lenk.htm

48. Мэмфорд, Л. Миф машины. Техника в развитии человечества. М.: Логос, 2001.

49. Мэмфорд, Л. Техника и природа человека (Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 225-239) http://philosophy.mitht.ru/memford2.htm

50. Митчам, К. Что такое философия техники? М.: Аспект Пресс, 1995.

51. Маклюэн, М. Средство само есть содержание // Информационное общество: Сб. - М., 2004.

52. Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М., 1999.

53. Моисеев, Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль. - 1996. - № 1.

54. Моисеев, Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность // Политические исследования. - 1993. - №3.

55. Моисеев, Н.Н. Универсум. Информация. Общество. - М., 2001.

56. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.

57. Молчанов, В. Техника убивает природу // Логос. - 1999. - № 5.

58. Недорезов, В.Г. Возникновение, становление и развитие технического знания // CREDO. - 2000. - № 6.

59. Нейсбит, Дж. Высокая технология - глубокая гуманность. - М., 2005.

60. Нейсбит, Дж. Мегатренды. - М., 2004.

61. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М., 1999.

62. Ортега-и-Гассет, Х. Размышления о технике // Вопросы философии. - 1993. - № 10.

63. Печчеи А. Повестка дня на XXI век / А. Печчеи, Дж. Форрестер, Д. Медоуз, Э. Ласло. - М., 1994.

64. Покатаев, Л.И. Техникознание: методология и социокультурный аспект / Л.И. Покатаев – Саратов: изд-во СарГУ, 1990. – 160 с.

65. Попкова, Н.В. Техносферные начала в общественном развитии: анализ современных философских идей / Н.В. Попкова – Брянск, 2002. – 120 с.

66. Попкова, Н.В. Основное противоречие техносферы // Философия и общество. 2005. №3. С. 121-136.

67. Попов, Е.В. Спор о технике и его значение для культуры ХХ века // Введение в культурологию. – М., 1996. С. 53-59.

68. Ракитов, А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. - М., 1998.

69. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991.

70. Ракитов, А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях [Текст] : монография / А.И.Ракитов. - М., 1998. - 104 с.

71. Рачков, В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества. - Екатеринбург, 1991.

72. Рачков, В.П. Человек в современном технизированном обществе: проблемы безопасности развития / В.П. Пачков, Г.А. Новичкова, Е.Н. Федина - М., 1998.

73. Римский клуб: история создания; избранные доклады и выступления; официальные документы. - М., 1997.

74. Самарин, В.В. Техника и общество: социально-философские проблемы развития техники. - М., 1988.

75. Симоненко, О.Д. Сотворение техносферы: проблемы осмысления истории техники / О.Д. Симоненко. – М.: SvR-Аргус, 1994. – 112 с.

76. Социокультурный контекст науки [Текст] : сборник / Рос.АН.Ин-т философии. - М., 1998. - 221 с.

77. Становление философии техники: техническая реальность и технетика. - М., 1997.

78. Степин, В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова. - М., 1994.

79. Тоффлер, О. Прогнозы и предпосылки / О. Тоффлер // Социологические исследования. - 1987. - № 5.

80. Тоффлер, О. Третья волна / О. Тоффлер. - М., 2002.

81. Тоффлер, О. Шок будущего / О. Тоффлер. - М., 2002.

82. Тьюринг, А.М. Может ли машина мыслить?: С прил. ст. Дж.фон Неймана «Общая и логическая теория автоматов». - Саратов, 1999.

83. Уолдроп, М. Думает ли компьютер? // США: экономика, политика, идеология. - 1993. - №3.

84. Уорвик, К. Наступление машин. Почему миром будет править новое поколение роботов. - М., 2000.

85. Уэбстер, Р. Теории информационного общества. - М., 2004.

86. Форрестер, Дж. Мировая динамика. - М., 2004.

87. Фрике, В. Социология техники: становление гуманистической парадигмы // Социологические исследования. - 1993. - № 6, 7.

88. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологи­ческой революции. - М., 2005.

89. Хайдеггер, М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993.

90. Шалютин, С.М. Искусственный интеллект. - М., 1985.

91. Шпенглер, О. Человек и техника // Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995.

92. Щуров, В.А. Новый технократизм. Феномен техники в контексте духовного производства. - Н.Новгород, 1995.

93. Эко, У. От Интернета к Гуттенбергу // Культурология: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону, 2000.

94. Этика и ответственность науки // Человек. - 2000. - № 5.

95. Юдин, Б.Г. О возможности этического измерения науки // Человек. -2000.-№ 5.

96. Ясперс, К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М., «Прогресс», 1986.

97. Яних, П. Человек и автомат: размышления о заменимости человека техническим устройством // Вопросы философии. - 1996. - № 3.

Темы рефератов по курсу:

«История и философия науки»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.