Сделай Сам Свою Работу на 5

Значение криминологии для формирования мировоззрения юриста и практики правоохранительной деятельности.





Понятие и предмет криминологии.

Криминология является сравнительно молодой наукой. Как самостоятельное научное направление она появляется во второй половине ХIХ в. Дословно криминология — это учение о преступлении (crimen — преступление и logos — учение).

В предметкриминологии входят четыре основные проблемы. 1. Преступность — специфическое социальное явление, выраженное совокупностью совершенных преступлений в данном государстве (или регионе) за определенный период времени. 2. Личность преступника — специфическое социальное качество, своеобразный продукт негативного процесса социализации. 3. Причины и условия преступности — существующие в обществе социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и социально-нравственные противоречия, порождающие преступность как свое закономерное следствие. 4. Предупреждение преступности — разновидность социального управления в обществе, имеющее целью удерживать преступность на минимально возможном уровне посредством воздействия на причины и условия, ее порождающие.

Дискуссия вокруг главного вопроса предмета криминологии — что такое преступность, породила два самостоятельных подхода в криминологии: биологический и социологический, которые сосуществуют и поныне. Криминология — это самостоятельная наука о преступности и рациональных методах ее предупреждения, является по содержанию социально-правовой, а по принадлежности — юридической учебной дисциплиной.



Соотношение криминологии и других наук.

Распространены четыре основные точки зрения. Первая заключается в том, что криминология – социология преступности, и базовой должна быть социологическая подготовка исследователя. Исходя из этого в ряде государств криминологию преподают будущим социологам, а не юристам (США, Великобритания и др.).

Вторая позиция сводится к тому, что криминология – юридическая наука, и базовой должна быть юридич. подготовка соответствующего специалиста. Здесь приводят следующие аргументы: границы преступного устанавливает закон, борьба с преступностью во всех ее аспектах регулируется законом с такой тщательностью, какой не наблюдается при борьбе с иными формами правонарушений и других негативных соц. отклонений. Следовательно, криминологию преподают в России, других государствах Вост. Европы на юридических факультетах. Соответственно криминология рассматривается как одна из юридич. специальностей.



Третья позиция заключается в том, что криминологическое исследование – это исследование прежде всего поведения человека и соответственно его должны проводить специалисты-психологи, психиатры. Это характерно для представителей так называемой клинической криминологии.

Четвертая позиция прямо определяет криминологическое исследование как междисциплинарное. В этом подходе ее называет еще комплексной наукой.

Криминология в России и в других странах, где она развивалась в рамках юриспруденции, стала общетеоретической наукой для наук криминального цикла (уголовного, уголовно-исп. права, уголовного процесса, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, суд. психологии и др.). Число этих наук не является постоянным. Например, в последнее время ставится вопрос о выделении кримопенологии(отрасль криминологии; изучает преступность, ее причины и условия, личность преступника, специфическую систему мер борьбы с преступностью и последствия преступности в местах лишения свободы). Соотношение криминологии и этих наук можно сравнить с соотношением теории государства и права и других юридических дисциплин.

Отмечается также тесная взаимосвязь криминологии с прокурорским надзором, гражданским правом и процессом, другими правовыми специальностями, а также с иными общ. науками: философией, политологией, социологией, экономикой, демографией, соц. и общей психологией, статистикой.



Развитие криминологии в России.

Криминология в России развивалась поэтапно:

1) до 1917 г. (дореволюционная Россия). А. Н. Радищев впервые в России выявил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, мотивы и причины совершения ими преступлений. А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский критиковали общественный строй России и преступность как порождение этого строя. В начале XX в. сформировалось классическое направление в уголовном праве. В трудах ученых нашли отражение и некоторые вопросы криминологии;

2) этот этап можно условно разделить на два периода:

а) 1917 – начало 1930-х гг. Криминологические проблемы исследовались в рамках общей части уголовного права, т. е. как отрасль уголовного права. В 1922 г. в Саратове впервые был создан кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы при Управлении местами заключения. В 1923 г. в Москве, а затем и в Киеве, Харькове, Одессе возникли кабинеты по изучению личности преступника. В 1925 г. был создан Институт по изучению преступности и преступника при НКВД. В 1929 г. криминология как наука прекратила свое существование, на то были политические причины (считалось, что социализм не имеет собственных причин преступности и поэтому не нужны криминологические исследования);

б) начало 1930-х – начало 1990-х гг. В 1930–1940 гг. криминологические исследования носили полузакрытый характер, продолжались по отдельным проблемам борьбы с преступностью и организовывались правоохранительными органами. В 1963 г. на юридическом факультете МГУ был прочитан первый в России курс криминологии, а с 1964 г. он стал обязательным для всех. Получил свое развитие взгляд на криминологию как на самостоятельную науку, основоположником которой стал А. Б. Сахаров. В 1970-1990-е гг. интенсивно исследовались проблемы причин преступности, механизма преступного поведения и личности преступника, виктимологии, прогнозирования и планирования борьбы с преступностью, предупреждения преступности, преступности несовершеннолетних, организованной и насильственной преступности, рецидивной преступности, экономических и других корыстных преступлений, неосторожной преступности;

3) с начала 1990-х гг. до сегодняшнего времени. В этот период были сформированы такие частные криминологические теории, как региональная криминология, семейная криминология, криминология средств массовой коммуникации, военная криминология и т. д. Научные криминологические разработки основываются на новых экономических отношениях. Анализируется многолетний опыт зарубежных стран в области борьбы с преступностью. Началось преодоление отчуждения отечественной криминологии от мировой, что позволило рассматривать криминологию как мировую проблему. Данный этап ознаменовался созданием Российской криминологической ассоциации и Союза криминалистов и криминологов. Сегодня существуют центры по изучению организованной преступности в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Иркутске.

Значение криминологии для формирования мировоззрения юриста и практики правоохранительной деятельности.

Криминология — многоадресная наука. Ее рекомендации могут иметь значение для различных субъектов.Значение криминологии принято рассмат­ривать в трех аспектах: мировоззренческом, практическом, эрудиционном.

Мировоззренческий аспект выражается в выработке крими­нологического мышления. Криминология дает не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной си­туации. Изучение криминологии изменяет стиль мышления че­ловека.

Криминологическое мышление базируется на осознании че­ловеком сущности преступности как одной из форм зла и со­циальной патологии; возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воздействовать на это явление; на уяснении сущности общей и частной превенции, а также места уголовной ответственности и уголовного наказания в системе мер предуп­реждения преступлений, разрушающего воздействия на преступ­ность; на осмыслении с этих позиций промежуточных и конечных целей профессиональной деятельности'.

Практический аспект значения криминологии выражается в следующем:

1. Она вооружает специалиста суммой определенных знаний и умений, необходимых для эффективного воздействия на преступность в процессе выполнения профессиональных функций, связанных с изучением личности преступника или правонару­шителя; выявлением причин и условий преступлений; кримино­логическим прогнозированием индивидуального преступного по­ведения и преступности в целом; разработкой и реализацией мер воздействия на преступность; анализом эффективности мер пред­упреждения преступлений.

2. Криминология позволяет специалисту увидеть, каким образом отдельные негативные стороны его деятельности могут оказаться причинами или условиями новых преступлений, и использовать это понимание для того, чтобы выполнение профессиональных функций оказывало разрушающее воздействие на преступность, а не продуцировало новые общественно опасные деяния.

Эрудиционный аспект значения криминологии включает изу­чение криминологической характеристики преступности в нашей стране, в зарубежных странах, анализ исторического и зарубеж­ного опыта предупреждения преступлений, ознакомление с за­рубежными концепциями преступности и ее причин. Сущность эрудиционного аспекта значения криминологии — в познании целой области социального бытия (криминальной сферы), уяс­нении масштабов преступности. Указанные познания «шлифуют» специалиста, развивают память и умение мыслить, позволяют увереннее чувствовать себя в процессе об­щения с разными людьми, аргументирование оспаривать невер­ные суждения. Эрудиция — запас знаний, который накладывает существенный отпечаток на личность человека, делает его ин­теллигентом, помогает преодолеть плоское и примитивное вос­приятие бытия, в экстремальных условиях позволяет принимать правильные решения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.