Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендации по проведению промежуточного и текущего контроля.

При проведении ежемесячной аттестации учитывается посещаемость студентов семинарских занятий, его подготовка к ним.

При проведении текущего контроля учитывается активность студента на семинарах, выполнение им индивидуальных заданий, участие в научно-практической конференции либо в круглом столе в рамках изучаемой дисциплины.

 

 

Приложение 2

 

Методические рекомендации для студента

 

Методические рекомендации для студента по каждой теме приведены в Учебно-методическом пособии.

 

 

Приложение 1

Варианты контрольных работ и методические указания

по их выполнению для студентов заочного отделения

Общие методические указания по выполнению контрольной работы

В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения, обучающиеся по специальности «Юриспруденция», выполняют контрольную работу по курсу «Криминология».

Выполнение контрольной работы является одной из важных форм самостоятельной подготовки студентов заочного отделения в межсессионный период после прослушивания курса обзорных лекций. Самостоятельная подготовка студентов по предмету должна способствовать более полному усвоению теоретических знаний, выработке навыков аналитической работы с литературой, а также формированию навыков юридического мышления.

Приступая к написанию контрольной работы, студент должен ознакомиться с общими методическими указаниями и указаниями по выполнению конкретного варианта работы (для студентов, имеющих высшее образование), подобрать и изучить необходимую литературу. Самостоятельное изложение вопросов основывается на анализе прочитанных источников.

Контрольная работа выполняется строго по вариантам. Номер варианта определяется по первой букве фамилии:

1 вариант А - В
2 вариант Г - Е
3 вариант Ж - И
4 вариант К – Л
5 вариант М - О
6 вариант П - С
7 вариант Т – Ф
8 вариант Х – Ч
9 вариант Ш – Щ
10 вариант Э - Я

 

Работа может быть написана в тетради или напечатана на листе формата А4 (с нумерацией страниц и оставлением полей).



Задания выполняются в той последовательности, в которой они даны в соответствующем варианте. В конце работы необходимо привести список использованных нормативных правовых актов, а также научной и учебной литературы. В случае использования материала других авторов по рассматриваемой проблеме необходимо оформить цитату со ссылкой на источник по правилам библиографического описания источников.

Контрольная работа, выполненная не по заданному варианту, небрежно оформленная, переписанная из учебной литературы или с аналогичной работы другого студента, не может быть зачтена и возвращается без проверки.

При наличии ошибок и недостатков работа подлежит возвращению на доработку с учетом письменных замечаний преподавателя. Замена письменного выполнения контрольной работы собеседованием не допускается.

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Вариант № 1

 

1. Понятие, признаки и социальные последствия преступности. Чем криминологическое определение преступности отличается от понятия преступления в уголовном праве?

2. Каким образом в преступнике и преступном поведении сочетаются социальные и биологические факторы?

3. Охарактеризуйте тип преступника-профессионала (на примере мошенников). Приведите и раскройте признаки криминального профессионализма.

4. Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников служат благоприятным фоном антиобщественного поведения, а какие являются криминологически нейтральными:

а) унаследованные или приобретенные, физические или психические дефекты;

б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;

в) нарушения психики (слабоумие, психопатия) врожденные или приобретенные;

г) умственные и психосоматические расстройства (психозы, психоневрозы);

д) социальные отклонения, связанные с сексуальной извращенностью, алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией;

е) низкое интеллектуальное развитие, ограниченность мировоззрения, невежество, наивно-легкомысленное отношение к окружающей действительности;

ж) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью, импотенцией.

5. Задача. Проанализируйте ситуацию, выделите детерминанты преступления, проведите виктимологическую профилактику.

Анкель длительное время всячески унижал и оскорблял соседа по квартире Игонина. В один из дней Анкель в очередной раз оскорбил и несколько раз ударил Игонина, который этот момент на кухне готовил ужин. Тогда Игонин молотком ударил Анкеля по голове, совершив покушение на убийство.

Что такое инверсия ролей? Укажите тип виктимного поведения.

 

Методические указания

 

Ответ на первый вопрос должен содержать понятие преступности, в котором отражены ее основные признаки, такие как общественная опасность, историческая изменчивость и неизбежность, массовость. При анализе ее сущности изложите свое отношение к ранее принятому объяснению феномена преступности с классовых позиций. Для понимания преступности необходимо правильно разобраться в сложном соотношении преступности и преступлений. Анализируя социально-правовой характер преступности, важно обозначить, каким образом выражается каждое ее свойство в сущности преступности и в ее генезисе. Необходимо отразить влияние процесса криминализации и декриминализации деяний на объем и структуру преступности. Обращаясь к социальным последствиям преступности, необходимо четко определить криминологическое и общесоциальное значение этой проблемы, структуры социальных последствий преступности и содержания каждой из ее составных частей, возможности и пути установления «цены преступности».

В ответе на второй вопрос важно отразить то, что преступление, будучи формой наиболее опасного социально-девиантного поведения, оцениваемого уголовно-правовой нормой, обусловлено социальными свойствами личности, которые не изолированы от биологических особенностей человека и находятся с ними в определенном взаимодействии.

Ответ на третий вопрос следует начать с характеристики личности преступников-профессионалов (мошенников). Здесь важно выделить особенности их социально-демографических признаков, отличительные от тех, которые наблюдаются у первичных преступников (по полу, возрасту, образованию, семейному положению, социальному статусу), а также указать особенности нравственно-психологической сферы (потребности, интересы, ценностные ориентации, нравственные представления и позиции, уровень интеллектуального развития, степень деформированности правовой психологии, эмоциональные и волевые качества). Лучше анализировать личности мошенников-общеуголовников, не затрагивая «экономистов».

При выполнении задания № 4 обратите внимание на то, что способность совершить преступление связана не с какими-то врожденными биологическими особенностями человека, а обусловлена социально-обретенными нравственно-психологическими его свойствами и качествами, действие которых может в определенных сложных жизненных ситуациях усиливаться либо ослабляться при наличии у лица психиатрических или генетических отклонений.

Решая задачу № 5, необходимо назвать условия и причины совершения лицом (лицами) преступления(й); дать рекомендации, как не стать жертвой преступного деяния. Кроме того, необходимо указать тип виктимного (жертвенного) поведения, т.е. ответить на вопрос: как ведет себя жертва в конкретной ситуации.

Вариант № 2

 

1. Соотношение преступности и конкретных преступлений.

2. Что такое коэффициент преступности? Каким образом проводится анализ тенденций преступности?

3. Понятие и отличительные черты личности преступника.

4. Ознакомьтесь с информацией о жизни Рогова и ответьте на указанные в конце текста вопросы.

Рогову 38 лет. Родителей потерял в 10-летнем возрасте, воспитывался в детском доме. По специальности — квалифицированный столяр; образование — 6 классов; женат, имеет сына 8 лет. Проживал с семьей в отдельной трехкомнатной квартире. Заработок — средний. Ранее был условно осужден за подделку больничных листов, затем за хулиганство — к лишению свободы на 1 год. После отбывания наказания возвратился к семье, был трудоустроен на ту же мебельную фабрику, где работал до осуждения. По работе характеризуется положительно, однако отмечено частое употребление спиртных напитков в рабочее время, факты использования оборудования предприятия в корыстных целях. По истечении 10 месяцев со времени освобождения из колонии совершил кражу, один раз привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. Кражу совершил при следующих обстоятельствах.

Около 22 часов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, Рогов возвращался домой. Проходя мимо соседнего дома, заметил на подоконнике дамскую сумочку, ударом кулака разбил окно и украл находившийся в сумочке кошелек. Преступление совершил без какой-либо подготовки. Похищенные деньги израсходовал с приятелем на покупку спиртных напитков.

По отзывам сотрудников учреждения исполнения наказаний (по месту отбывания последнего наказания), Рогов встал на путь исправления, добросовестно трудился, освоил профессию пилорамщика, сторонился осужденных, которые характеризуются отрицательно. С момента прибытия в колонию имел одно нарушение, выразившееся в том, что затеял ссору и драку с другим осужденным, который насмешливо отозвался об обстоятельствах, повлекших осуждение Рогова.

В культурно-воспитательных мероприятиях участвует неохотно. Пассивен во всем, кроме работы на производстве. Книг не читает. Изредка просматривает газеты, интересуется главным образом спортивными новостями.

При опросе научным сотрудником лаборатории изучения и анализа преступности выяснилось, что Рогов школу бросил потому, что «не давалось учение и хотелось скорее зарабатывать себе на жизнь». Оставался на второй год в пятом классе. Объясняя свое нежелание продолжать учебу в настоящее время, Рогов заявил, что неплохо было бы получить хотя бы неполное среднее образование, но «уже поздно, да и забыл все». В беседе не мог назвать ни одного произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В.В. Набокова, не знает, кто такие И.Е. Репин, П.И. Чайковский. В театре был один раз в жизни в школьные годы, какой смотрел спектакль и в каком театре — не помнит. В возрасте 16-18 лет занимался в волейбольной секции, имеет второй спортивный разряд. Других выраженных увлечений позитивного характера не выявлено. Социальной активностью не отличался.

Планы на будущее сводятся к тому, чтобы «освободиться и жить с семьей». Когда в ходе беседы разговор зашел о семье, Рогов заметно волновался, на глазах у него появились слезы.

На вопрос о том, что привело его к неоднократному совершению преступлений, Рогов ответил: «Сам виноват. Дурной, когда много выпью».

Ответьте на следующие вопросы:

Укажите основные социальные роли Рогова.

Опишите интеллектуальные, эмоциональные свойства личности Рогова.

Дайте общую нравственно-психологическую характеристику личности Рогова.

Можно ли, судя по приведенным данным, говорить о том, что личности Рогова присуща устойчивая антисоциальная ориентация корыстного характера (корыстная мотивация)?

Можно ли Рогова отнести к числу опасных преступников, в поведении которых наблюдаются элементы преступного профессионализма?

Какие меры предупреждения необходимо применить к Рогову? С какого момента в отношении Рогова должно быть оказано превентивное воздействие?

5. Задача: Проанализируйте ситуацию, выделите детерминанты преступления, проведите виктимологическую профилактику.

Гражданка Тихонович проживала в коммунальной квартире. Вернувшись домой из отпуска, она застала в квартире незнакомую ей Четкину. Больше в квартире никого не было. Решив, что Четкина — гостья кого-нибудь из соседей, Тихонович ничего не спросила у нее и поехала по своим делам в центр города. Четкина совершила кражу у жильцов квартиры, в том числе и у Тихонович.

Укажите тип виктимного поведения.

 

Методические указания

 

Раскрывая содержание первого вопроса, необходимо правильно разобраться в сложном соотношении преступности и преступлений. Проявляясь в совокупности совершенных преступлений, преступность не сводится к этой совокупности, она обладает самостоятельным содержанием как особая форма наиболее опасного социально-девиантного поведения людей.

При ответе на второй вопрос о коэффициенте преступности надо иметь в виду его относительность. Укажите формулу расчета коэффициента преступности. В качестве примера определите этот показатель на основе данных, содержащихся в специальной научной литературе в последних публикациях.

Отвечая на третий вопрос, прежде всего, следует обратить внимание на содержание социальной сущности лица, совершившего преступление, выраженной в совокупности свойств и признаков, характеризующих это лицо в различных проявлениях и обусловливающих его преступное поведение. Необходимо также обратить внимание на следующие обстоятельства: во-первых, способность совершить преступление связана не с какими-то врожденными биологическими особенностями человека, а обусловлена социально-обретенными нравственно-психологическими свойствами и качествами; во-вторых, выраженная в указанной способности общественная опасность личности проявляется в факте совершения преступления, но складывается до этого и является основанием для индивидуального профилактического воздействия; в-третьих, общественная опасность лица проявляется в совершении преступления не с фатальной неизбежностью, а лишь при наличии определенных внешних обстоятельств в конкретной ситуации, в том числе и криминогенной.

Отвечая на вопросы, указанные в задании № 4, обратите внимание на структуру личности преступника, излагаемую подробно в криминологической учебной и научной литературе. Рассмотрите криминогенную мотивацию личности, которая определит содержание ее общественной опасности и преступного поведения. Формирование же общественной опасности личности, как правило, происходит чаще до момента совершения преступления, в результате взаимодействия различных неблагоприятных факторов.

Решая задачу № 5, необходимо назвать условия и причины совершения лицом (лицами) преступления(й); дать рекомендации, как не стать жертвой преступного деяния. Кроме того, необходимо указать тип виктимного (жертвенного) поведения, т.е. ответить на вопрос: как ведет себя жертва в конкретной ситуации.

 

Вариант № 3

 

1. Что такое предупреждение преступности? (Понятие, уровни, цели субъекты предупредительной деятельности).

2. Основные отличия личностной характеристики женщин-преступниц от мужчин-преступников.

3. Назовите признаки организованной преступности. В чем отличие организованной преступности от профессиональной?

4. Ознакомьтесь с информацией из жизни Бетаева и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1) Какие обстоятельства жизни Бетаева могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?

2) Роль в совершении (первой кражи, разбойного нападения, применения насилия в отношении представителя власти) каждого из этих преступлений личностных свойств Бетаева и жизненных ситуаций, в которых были совершены преступления.

3) На какие положительные черты личности Бетаева и особенности его биографии можно обратить внимание в индивидуальной профилактической работе с ним?

Бетаев, находясь в состоянии алкогольного опьянения, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник милиции пытается задержать Акопова, совершившего хулиганские действия. Бетаев, подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: «Надо бы помочь». С криком: «А что! Попробуем!» — Бетаев набросился на милиционера, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив средней тяжести вред его здоровью. Вместе с Акоповым они бросились бежать, но были задержаны нарядом милиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия знакомых Бетаева не было. Гражданин, который сказал: «Надо бы помочь», — был установлен. Он пояснил, что имел в виду необходимость оказания помощи сотруднику милиции в задержании хулигана.

Бетаеву 36 лет, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. После ухода из дома Бетаев попал в компанию опытных воров.

Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания «хотел жить честно», возвратился домой, но там было все «по-старому», даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожительницы. Поступил на работу в транспортный цех грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомастерскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие этой специальности. На работе Бетаева за уголовное прошлое никто не упрекал. В свободное время он как «болельщик» посещал стадион, ипподром, играл в домино, смотрел по телевизору развлекательные и спортивные передачи. Спиртными напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленностью поведения сторонился.

Случай свел Бетаева с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Вскоре они вместе в уединенной части парка совершили разбойное нападение на пьяного прохожего. Угрожая, отобрали у него кошелек и убили. Отбывая наказание за это преступление, Бетаев проявил себя как злостный нарушитель режима: потреблял наркотики и их суррогаты, играл в карты, не подчинялся требованиям представителей администрации учреждения исполнения наказаний, проявляя по отношению к ним озлобленность.

Освободившись из мест лишения свободы, Бетаев после соответствующего лечения перестал употреблять наркотики. Пытался возобновить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью (отец к этому времени уже умер). Свободное время проводил в компаниях ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, страдающих наркоманией и алкоголизмом. Привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. Участковый уполномоченный милиции провел две беседы с Бетаевым (одна — при решении вопроса о его регистрации, вторая — после отбытия административного ареста за мелкое хулиганство). Другие профилактические мероприятия в отношении Бетаева не проводились.

В беседе с научным сотрудником Бетаев заявил, что считает себя «пропащим человеком», никаких перспектив в жизни не видит, озлоблен на мать, сожительницу, сотрудников милиции.

По последнему уголовному делу проведена судебно-психиатрическая экспертиза: у испытуемого Бетаева отмечено наличие признаков психических отклонений от нормального поведения личности (повышенная реактивность, недостаток самообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а также констатирована черепно-мозговая травма, полученная им в 17-летнем возрасте.

5. Задача: Проанализируйте ситуацию, выделите детерминанты преступления, проведите виктимологическую профилактику.

Оператор котельной Иванов встретил во дворе 12-летнюю Иру Ганину. Предложил ей пойти с ним в котельную, где он расскажет ей о том, как совершаются аборты, как интимно живут люди, и заодно он угостит ее конфетами. Ганина хорошо знала Иванова, поэтому и пошла с ним, так как ей было интересно все «это». В кочегарке Иванов свое обещание выполнил (совершил типичные развратные действия). Ганина скрыла этот случай от родителей, но подругам рассказала. Это привело к тому, что в кочегарке у Иванова побывали и также подверглись развращению еще несколько девочек в возрасте от 10 до 12 лет.

Методические указания

Ответ на первый вопрос необходимо начать с места и роли специально-криминологической превенции в общей системе социального воздействия на преступность, определить соотношение предупреждения преступности с уголовно-правовыми мерами воздействия на виновного, совершившего преступление, значение профилактической деятельности в современных условиях.

В ответе на второй вопрос нужно показать различия в уровне и структуре преступности женщин и мужчин, которые связаны с их биофизическими, психическими, социально-ролевыми и нравственно-психологическими особенностями.

Отвечая на третий вопрос, следует прежде всего разобраться в соотношении (и разграничении) понятий «организованное преступление» и «организованная преступность», выделить три уровня в организованности преступности:

- организованные преступные группы, не связанные между собой;

- стойкие иерархические преступные группы со сложным внутренним распределением ролей, прав и обязанностей;

- организация преступной сферы (объединение или взаимодействие иерархических преступных групп, их связь с официальными структурами).

Организованные группы обладают высокой устойчивостью, системностью, масштабностью, что позволяет им в кратчайшие сроки добиваться желаемых целей специфическими способами, обеспеченными достаточно безопасными средствами их осуществления. Связь профессиональной и организованной преступности можно проследить и проанализировать на основе изученных основных и дополнительных источников учебной и научной литературы.

Ответ на второй вопрос по заданию № 4 должен основываться на теоретических знаниях о личности преступника, рецидивной преступности, а также о мерах индивидуальной профилактики и ее целях. Необходимо рассмотреть роль конкретной жизненной ситуации в формировании криминогенной мотивации, которая непосредственно направлена на совершение преступления, т.е. генезис преступного поведения. Укажите виктимологические факторы, если они имеют место в условиях задачи.

Решая задачу № 5, необходимо назвать условия и причины совершения лицом (лицами) преступления(й); дать рекомендации, как не стать жертвой преступного деяния. Кроме того, необходимо указать тип виктимного (жертвенного) поведения, т.е. ответить на вопрос: как ведет себя жертва в конкретной ситуации.

 

Вариант № 4

 

1. Латентная преступность: понятие, виды и методы ее выявления. Влияние латентной преступности на реальное состояние преступности в целом.

2. Состояние преступности в России.

3. Особенности преступности несовершеннолетних.

4. Задача: Морева, находясь в состоянии наркотического опьянения, совершила кражу вещей из магазина. После этого была замечена на улице и задержана дежурившим нарядом милиции.

Она нигде не работает, ей 19 лет. Образование среднее, не замужем. Воспитывалась в детском доме, родителей не знает. Имеет старших брата и сестру. Брат отбывает наказание в виде лишения свободы за убийство в колонии общего режима. С сестрой практически не общается, так как сестра «ее презирает». Мать лишена родительских прав из-за злоупотребления алкоголем. В школе Морева часто сбегала с уроков. С 13-летнего возраста убегала из детдома, уезжала в другие города, бродяжничала. Половая жизнь — с 13-летнего возраста. С 11 лет периодически употребляет алкоголь, с 14 лет — наркотики. Эффект алкоголя нравится больше, но уже прослеживается наркотическая зависимость. Любит находиться в состоянии опьянения. В таком состоянии весело и радостно. Любит шумные компании незнакомых людей. Выпивает только тогда, когда угощают, за чужой счет. До 14 лет вместе со своей компанией совершала кражи, хулиганства и состояла на учете в ОППН (отдел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних). Плохо переносит одиночество, все быстро надоедает. Стремится командовать среди сверстниц. У Моревой отчетливо выражено стремление к эмоциональному признанию у подруг. Увлекается рок-музыкой и развлекательными журналами. Не испытывает сочувствия к окружающим, живет «сегодняшним днем». Главным в жизни считает получение удовольствия.

Ответьте на следующие вопросы:

1) Имеются ли в приведенных данных сведения об условиях неблагоприятного формирования личности Моревой? Достаточно ли этих данных для того, чтобы сделать вывод о наличии неблагоприятных условий нравственного формирования личности Моревой, об условиях ее жизнедеятельности?

2) Какие обстоятельства характеризуют ситуацию и негативные свойства личности Моревой, повлиявшие на совершение ею преступления?

3) Какие меры индивидуальной профилактики необходимо применить к Моревой, если наказание не будет связано с лишением свободы?

4) Оцените роль в совершенном Моревой преступлении ее личностных свойств и ситуации.

5. Задача: Проанализируйте ситуацию, выделите детерминанты преступления, проведите виктимологическую профилактику.

Ранговская, женщина 29 лет, на центральной площади города днем была ограблена группой из четырех преступников, похитивших у нее сумочку с деньгами и документами. Никого поблизости не было, преступники действовали молча, но потерпевшая ни единым словом или движением не попыталась остановить грабителей и тем самым, возможно, избежала худшего.

Укажите тип виктимного поведения.

 

Методические указания

 

При ответе на первый вопрос необходимо знать, что означает слово «латентность»; каково криминологическое значение данного явления, отношение и связь между показателями латентности и раскрываемости преступлений; виды латентной преступности и причины ее существования, методы выявления латентности.

Ответ на второй вопрос начните с понятий: объема преступности, ее структуры, динамики, коэффициента (все эти элементы входят в состояние преступности).

Для правильного ответа на третий вопрос и должного понимания преступности несовершеннолетних ее необходимо рассматривать как структурную специфическую часть всей преступности, представляющую собой особый объект криминологического исследования. Излагая сущность преступности несовершеннолетних, следует выделить две возрастные подгруппы несовершеннолетних правонарушителей: старшего подросткового возраста от 13 до 15 лет и младшего юношеского возраста (с 16 до 18 лет). Важно также иметь в виду антиобщественные проступки «малолетних» (лиц, не достигших 14 лет), во многом определяющие перспективы преступности несовершеннолетних.

Раскрывая структуру преступности несовершеннолетних и особенности совершения ими различных преступлений, следует обратить внимание на специфическую «подростковую» мотивацию, характерную для многих краж, грабежей, разбоев, вымогательств и других насильственных преступных деяний. Оценивая показатели преступности несовершеннолетних, данные о рецидиве, групповой преступности и некоторые другие показатели, полезно сравнивать их с аналогичными показателями «взрослой» преступности.

В характеристике личности несовершеннолетних преступников существенное значение имеют данные об особенностях их психики, нравственно-правовых взглядов и представлений, во многом определяющих и объясняющих их преступное поведение (социальный статус подростка). Значение этих особенностей необходимо для успешной общей и индивидуальной профилактики подростковой преступности. Столь же существенно для организации эффективной профилактики преступности несовершеннолетних выявление причин и условий их антиобщественного поведения.

Решение задачи № 4 начните с изучения главы о личности преступника, затем подробно проанализируйте структурные элементы личности преступника, ее социально-демографическую, социально-ролевую и нравственно-психологическую характеристику. Рассмотрите механизм преступного поведения, определите в нем роль лица, совершившего преступление, жертвы преступного деяния и конкретной жизненной ситуации в генезисе (происхождении) преступного поведения. Укажите наиболее эффективные меры индивидуальной профилактики.

Решая задачу № 5, необходимо назвать условия и причины совершения лицами преступления; дать рекомендации, как не стать жертвой преступного деяния. Кроме того, необходимо указать тип виктимного (жертвенного) поведения, т.е. ответить на вопрос: как ведет себя жертва в конкретной ситуации.

 

Вариант № 5

1. Динамика преступности, факторы, влияющие на нее.

2. Социально-демографическая характеристика личности преступника.

3. Экономическая преступность. Криминологическая характеристика.

4. Задача: Носова, 15 лет, привлекалась к административной ответственности за мелкое хулиганство (учинила в общественном месте в пьяном виде скандал с пожилой женщиной).

Семья у Носовой неполная. Живет с матерью. Отец ушел из семьи, когда ей было 4 года. Воспитание в раннем детстве по типу гиперопеки. Мать старалась «быть не хуже других», стремилась удовлетворять желания девочки, не заставляла работать по дому. В дальнейшем требовала отличной успеваемости в школе. Большое внимание уделяла тому, чтобы «девочка прилично выглядела», хорошо одевалась. Не интересовалась ее внутренней жизнью, всегда избегала откровенных разговоров, в особенности об уходе отца из семьи. Мать по профессии инженер, занимается общественной работой. Семья живет в материальном достатке, имеет трехкомнатную квартиру. В доме бывают гости — сотрудники матери. Всегда подчеркивает социальный статус приглашенных («у нас бывают только уважаемые, приличные люди»). Разговоры в основном связаны с производственными отношениями и осуждением людей, которые не вписываются в систему принятых ценностей, очень большое значение придается материальному достатку, обеспеченности дачами, машинами, дефицитными товарами. Когда речь заходила об интимных сторонах жизни, девочку обычно прогоняли из общества, но, по словам матери, наверное, не всегда делали это вовремя. Поведение Носовой изменилось с 12 лет. Она стала хуже учиться, вечерами долго не возвращалась домой. В 14-летнем возрасте несколько раз не возвращалась на ночь, объясняя это тем, что ночевала у подруги. В это же время мать обнаружила, что девочка курит, иногда возвращается домой с запахом алкоголя. В дальнейшем выяснилось, что Носова проводит время в компании подростков с асоциальным поведением. Пропускает занятия в школе, обманывает учителей («болела», «нужно было остаться дома»). Мать обнаружила дневник, в котором Носова описывала свою «дружбу» с мальчиками, эффект употребления различных токсических и химических веществ. После скандала с матерью угрожала «покончить с собой».

Ответьте на следующие вопросы.

1) Раскройте нравственно-психологическую характеристику личности Носовой. Укажите условия неблагоприятного нравственного и психологического формирования личности Носовой.

2) Что послужило вовлечению Носовой в антисоциальную форму жизнедеятельности? Роль семьи, школы, улицы и окружения в формировании ценностных ориентации несовершеннолетней девушки?

3) Каким образом можно повысить уровень правосознания Носовой и предотвратить в дальнейшем действия неправомерного характера?

5. Задача: Проанализируйте ситуацию, выделите детерминанты преступления, проведите виктимологическую профилактику.

На Димову, женщину 55 лет, поздним вечером в подъезде ее дома напал вооруженный ножом преступник и, угрожая убить, отобрал сумку с деньгами и продуктами. Эффективное сопротивление в этой ситуации было бы невозможным.

Укажите тип виктимного поведения

 

Методические указания

 

Ответ на первый вопрос необходимо начать с изучения раздела криминологии о преступности. Дать определение понятия динамики преступности, провести ее анализ за последние 5-10 лет. Указать научно-практические цели изучения динамики преступности.

В ответе на второй вопрос должна содержаться социально-демографическая характеристика личности преступника. Приведите из последних публикаций данные о показателях, определяющих соотношение лиц, совершающих преступления, среди возрастных групп. Дайте характеристику уровня образования лиц, совершивших преступления, в сравнении с правопослушными гражданами; семейного положения и его изменения у лиц, совершивших преступление; воздействия этого фактора на формирование личностных качеств, направленность и устойчивость преступного поведения; черт личности преступников по социальному положению и роду занятий.

По третьему вопросу надо знать, что объединяющим признаком преступлений в сфере экономической деятельности является то, что они причиняют вред (чаще всего материальный, имущественный) очень важной области общественных отношений и их субъектам — гражданам, юридическим лицам, государству.

Раскрывая понятие этого вида преступности, необходимо определить ее структуру, учитывая изменения, т.е. действующее законодательство.

Оценивая основные показатели экономической преступности, следует учитывать весьма высокую латентность этих преступлений, в силу чего статистические данные об объеме, структуре и динамике экономической преступности в значительной мере зависят от уровня правоохранительной деятельности — активности оперативно-розыскных и следственных аппаратов. В частности, статистические показатели экономической преступности могут снижаться, хотя в действительности количество этих преступлений растет, и, наоборот, показатели могут расти, отражая активизацию воздействия на экономическую преступность, сама же она остается на прежнем уровне или, возможно, в результате такой активизации даже снижается. Более точную оценку действительного положения дадут учет латентности экономических преступлений и результаты их выборочного изучения.

В решении задачи № 4 нужно затронуть вопрос о социаль-но-девиантном поведении, формах антиобщественного образа жизни, причинах и условиях формирования аморального поведения Носовой. Что побудило ее к совершению неправомерного поступка? Каково влияние семьи, школы, среды обитания и окружения на формирование ее ценностных ориентации? В результате чего у Носовой вместо правомерного поведения возникло деструктивное? Каков по продолжительности переход из одного состояния в другое? От чего это зависит? Кем должны применяться меры индивидуальной профилактики? И в отношении кого может быть направлено профилактическое воздействие?

Решая задачу № 5, необходимо назвать условия и причины совершения лицами преступления; дать рекомендации, как не стать жертвой преступного деяния. Кроме того, необходимо указать тип виктимного (жертвенного) поведения, т.е. ответить на вопрос: как ведет себя жертва в конкретной ситуации.

 

Вариант № 6

1. География преступности (региональные различия преступности).

2. Нравственное и культурное состояние общества и преступность.

3. Признаки организованной преступности.

4. Задача: ознакомьтесь с приведенными характеристиками. Используя имеющиеся в криминологии .типологии, обоснуйте, какой тип личности описан в каждом из них.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.