Тема 8. Личность преступника
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Криминология как наука, ее предмет, методология и место в системе других наук
Вопросы семинара
1. Понятие криминологии и ее предмет.
2. Метод криминологии.
3. Задачи и функции криминологии.
4. Место криминологии среди других наук и ее система.
Целевая установка
Рассматривая понятие криминологии, важно уяснить, что это - наука, изучающая закономерности преступности и ее причины, личность преступника, предупреждение преступности. Следует обратить внимание на то, что криминология широко использует межнаучные методы: анализ, синтез, моделирование, экстраполяцию и другие в исследовании проблем борьбы с преступностью, имея при этом четыре функции: описательную, объяснительную, прогностическую и практическую. Важно уяснить, что криминология - самостоятельная комплексная наука, которая находится на стыке различных отраслей научного знания о преступности.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается системный характер предмета криминологии?
2. Какова эволюция точек зрения на предмет криминологии?
3. Какова связь криминологии с естественными науками?
4. Какое практическое значение имеет криминология?
Литература
Основная
1. Криминология: учебник для вузов/ под ред. А.И.Долговой. – М.: Норма-Инфра-М. – 2005.
2. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии. Общая часть.Т.1 : учебник для вузов / В.В. Лунеев; РАН. Ин-т гос-ва и права. - М.: ЮРАЙТ, 2011.
3. Криминология. Учебное пособие для вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/Под ред. С.Я. Лебедева. 2007 г.
Дополнительная
1. Криминология: учебник / под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е.Эминова. – М.: Юрист, 2006.
2. Криминология/ под ред. В.Н.Бурлакова, Н.М.Кропачева. – СПб., 2002.
3. Криминология: учеб. пособие/ под ред. С.М.Иншакова. – М.: Закон и право, 2005.
Тема 2. История криминологии
Вопросы семинара
1. Истоки появления криминологических идей.
2. Первые криминологические теории и направления их развития.
3. Основные криминологические теории 18-19 вв.
4. Этапы становления и развития криминологической мысли в России.
Целевая установка
Рассматривая зарождение криминологической мысли, важно уяснить представление о преступности и ее причинах в рабовладельческом обществе, в эпоху феодализма, где были распространены теологические взгляды на преступность. Следует подчеркнуть, что классическая школа криминологии была заложена трудами социалистов-утопистов в рамках критики несправедливостей существующего строя, необоснованности уголовного закона и практики его применения. Большое значение для формирования криминологической мысли имел труд Ч.Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.). В нем впервые были сформулированы сохраняющие свою актуальность до настоящего времени тезисы о том, что «лучше предупреждать преступления, чем наказывать», «наказания должны быть соразмерны преступлениям», «цель наказания не в истязании и мучении человека, а в предупреждении преступлений», «важно, чтобы ни одно преступление, сделавшееся известным, не осталось безнаказанным» и др. Особое внимание следует обратить на рассмотрение положений и критику учение Ч.Ломброзо о прирожденном преступнике. Важно показать антинаучный и реакционный характер этого учения, а также биосоциальных теорий последователей Ч.Ломброзо. Слушателям необходимо знать историю, предпосылки дискуссии 1929 г. и ее итоги. Современное состояние криминологии следует характеризовать с учетом материала научных работ, с которыми ознакомился слушатель, а также тех проблем, которые являются в настоящее время наиболее актуальными для криминологической науки.
Вопросы для самоконтроля
1. Как связаны представления древнегреческих мыслителей о добре и зле с их рассуждениями о преступном поведении?
2. Оцените роль христианства в становлении первых криминологических идей европейских ученых.
3. С какими криминологическими идеями связано имя Чезаре Ломброзо?
4. Какие позитивные криминологические идеи содержатся в трудах социалистов-утопистов?
5. Какие основные идеи высказывает Ч.Беккариа в своей книге «О преступлениях и наказаниях»?
6. Кто считается основателем статистического исследования преступности?
7. Назовите ученых-криминологов, ставших лауреатами Государственной премии СССР?
Литература
Основная
1. Криминология: учебник для вузов/ под ред. А.И.Долговой. – М.: Норма-Инфра-М. – 2005.
2. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии. Общая часть.Т.1 : учебник для вузов / В.В. Лунеев; РАН. Ин-т гос-ва и права. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 1003с .
Дополнительная
1. Криминология: учебник/ под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юрист, 2006.
2. Иванов, Л.О. Пути и судьбы отечественной криминологии / Л.О. Иванов, Л.В. Ильина. – М., 1991.
3. Курас С. О генезисе преступности в России / С. Курас // Власть. - 2010. - №3. - С.78-82
Тема 3. Преступность и ее характеристики
Вопросы семинара
1. Понятие преступности.
2. Количественные признаки преступности. Качественные признаки преступности.
3. Состояние, структура и динамика преступности в СССР и в России.
4. Латентная преступность.
5. Особенности современной преступности в России и в мире.
Целевая установка
Следует четко уяснить понятие преступности как социального, исторически изменчивого, относительно массового явления, образуемого из совокупности уголовно-противоправных посягательств, системно образованных единством времени и территории их совершения. Важно отметить статистический характер преступности, видеть соотношение преступления и преступности, различия в преступности на уровнях общего и особенного. Особое внимание следует обратить на латентную преступность, оказывающую серьезное влияние на показатели деятельности органов внутренних дел. Необходимо объяснить причины региональных различий в преступности.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое общественная опасность преступности и как ее измерить?
2. В чем проявляется детерминированность преступности?
3. Каковы особенности географии преступности в крупных городах?
4. Какие показатели характеризуют интенсивность преступности?
5. Ранжируйте наиболее распространенные виды преступлений по степени их латентности.
6. Какие виды преступлений образуют насильственную преступность?
7. Каковы структурные особенности современной преступности в России?
8. В чем практическое значение изучения социальных последствий преступности?
Литература
Основная
1. Криминология: учебник для вузов/ под ред. А.И.Долговой. – М.: Норма-Инфра-М. – 2005.
2. Криминология "Электронный учебник" / под ред. Г.А. Аванесова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 .
Дополнительная
1. Криминология: учебник/ под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юрист, 2006.
2. Криминология/ под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. – СПб., 2002.
3. Криминология: учеб. пособие/ под ред. С.М.Иншакова. – М.: Закон и право, 2005.
Тема 4. Детерминанты преступности
Вопросы семинара
1. Понятие причин преступности.
2. Теории причин преступности.
3. Нравственное состояние общества и преступность.
4. Условия, способствующие совершению преступлений.
5. Самодетерминация преступности.
Целевая установка
Методологической основой изучения причин преступности является философская теория детерминации. В соответствии с этой теорией причина - это явление (система), порождающее, производящее другое явление (систему) - следствие. Причинная связь - связь генетическая. Важно иметь в виду множественный характер причин преступности, их сложное многоуровневое взаимодействие между собой, множественный характер следствий и обратную связь этих следствий (в том числе преступности) с причинами, их порождающими. Кроме причинной зависимости в криминологии выделяют криминогенную детерминацию. К детерминантам относятся, кроме причин, условия и корреляты преступности. Условия - это явления, способствующие превращению причины в следствие. Корреляты - явления, связанные с преступностью статистической корреляционной зависимостью. Раскрывая содержание и механизм действия причин преступности, следует иметь в виду, что в криминологии выделяют четыре основных подхода к их анализу: 1) условный, 2) личностный, 3) микроструктурный, 4) диалектический. Необходимо показать различия между указанными подходами и обосновать правильность и основные черты диалектического подхода. Существенной чертой диалектического подхода является системный анализ причин и условий преступности. В системе «причины и условия преступности - преступность» необходимо различать основные и производные причины и условия, субъективные и объективные. Важно показать источники таких явлений в социальной действительности. Особого рассмотрения заслуживает вопрос об условиях преступности: негативных сторонах явлений и процессов научно-технической революции, недостатках, ошибках, нарушениях на конкретных участках социальной деятельности, недостатках воспитательной деятельности по формированию разумных потребностей и интересов личности, недостатках в работе правоохранительных органов по борьбе с преступностью, недостатков в деятельности общественных формирований по предупреждению преступлений.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность системного подхода к изучению причин преступности?
2. Какую роль играет философское учение о противоречиях в изучении причин преступности?
3. Перечислите основные социально-экономические детерминанты преступности.
4. Каковы взаимосвязи преступности и политики?
Литература
Основная
Криминология: учебник для вузов/ под ред. А.И.Долговой. – М.: Норма-Инфра-М. – 2005.
Дополнительная
1. Криминология: учебник/ под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юрист, 2006.
2. Криминология/ под ред. В.Н.Бурлакова, Н.М.Кропачева. – СПб., 2002.
3. Криминология "Электронный учебник" / под ред. Г.А. Аванесова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
Тема 8. Личность преступника
Вопросы семинара
1. Понятие личности преступника.
2. Основные черты криминологической характеристики личности преступника.
3. Личность преступника как социальный тип.
4. Проблемы классификации (типологии) преступников.
5. Использование информации о личности преступника в практической деятельности правоохранительных органов.
Целевая установка
Основу изучения личности преступника составляет философская концепция личности. Личность представляет собой продукт общественных отношений, общественно-исторического развития, совокупность социально-значимых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, виновно нарушившее уголовный закон, в сочетании с иными условиями и обстоятельствами, влияющими на его антиобщественное поведение. Важно уяснить, что структура личности преступника включает в себя совокупность социально-демографических, уголовно-правовых и нравственно-психологических свойств. Однако следует видеть и уметь охарактеризовать специфику социальных ролей, исполняемых преступниками, в которых эти свойства проявляются. Необходимо обратить внимание на признаки нравственно-психологической характеристики: отношение к труду, семье, учебе, совершенному преступлению и перспективам реабилитации, а также на особенности правосознания, потребностно-мотивационной сферы. Выделяя различные типы личности преступника, необходимо дать каждому из них криминологическую характеристику.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем суть спора о понятии «личность преступника»?
2. В чем суть дискуссии о социальном и биологическом в личности преступника?
3. Какие различия существуют в социологических, социально-психологических и нравственно-психологических чертах в структуре личности преступника?
4. Какое практическое значение имеет типология преступников?
5. В чем отличие структуры личности осужденного от структурных характеристик личности преступника?
Литература
Основная
1. Аванесов Г.А.Преступность и социальные сословия: криминологические рассуждения / Г.А. Аванесов. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 79с .
2. Криминология: учебник для вузов/ под ред. А.И.Долговой. – М.: Норма-Инфра-М. – 2005.
Дополнительная
1. Алексеев, А.И. Криминология: Курс лекций/ А.И. Алексеев. – М.: Щит-М., 2005.
2. Криминология: учебник/ под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юрист, 2006.
3. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии. Общая часть.Т.1 : учебник для вузов / В.В. Лунеев; РАН. Ин-т гос-ва и права. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 1003с.
Тема 6. Виктимология
Вопросы семинара
1. Виктимология: предмет, история, перспективы.
1.1. Понятие и предмет виктимологии.
1.2. Возникновение и развитие виктимологии.
2. Жертва (потерпевший от преступления):
2.1. Понятия «жертва» и «потерпевший от преступления». Соотношение понятий.
2.2. Индивидуальная виктимность.
2.3. Массовая виктимность.
3. Виктимологическая составляющая механизма преступления:
3.1. Виктимизация: процесс и результат.
3.2. Поведение жертвы (потерпевшего) в механизме преступления.
Целевая установка
Следует уяснить, что виктимология – это самостоятельное направление в криминологии, исследующее характер и поведение жертвы преступления, ее связь и взаимоотношения с преступников на стадиях до совершения преступления, во время и после него.
Необходимо подчеркнуть, что задача виктимологии состоит в изучении личности пострадавших от преступления, их межличностных связей и взаимоотношений с преступником до совершения преступления, во время и после него. Виктимология изучает преступное поведение под углом зрения обусловленности его такими качествами потерпевшего, которые создают предпосылки стать жертвой преступления.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой виктимология?
2. Каково соотношение понятий «жертва преступления» и «потерпевший от преступления»?
3. Какое поведение жертвы преступления обусловливает противоправное деяние преступника?
4. Что означает виктимологическое исследование на особенном уровне? На общем уровне?
5. Какова конечная цель виктимологического изучения?
Литература
Основная
1. Квашис В.Е. Основы виктимологии. – М., 1999.
2. Криминология. Учебное пособие для вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/Под ред. С.Я. Лебедева. 2007 г.
Дополнительная
1. Аванесов Г.А.Преступность и социальные сословия: криминологические рассуждения / Г.А. Аванесов. - М.: ЮНИТИ, 2010.
2. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. – Ростов-на-Дону; «Феникс», 2004.
3. Ривман Д.В., Чечель В.С. Виктимология. – СПб: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2000.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|