Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансы области и межбюджетные отношения





За годы реформ в Новосибирской области произошло существенное “сужение” налогооблагаемой базы. Так, 1997 г. убыточными были 56,6% предприятий и организаций области (без малого предпринимательства), наибольший удельный вес убыточных предприятий был в сельском хозяйстве (79,1%) – табл. 13.

О неблагоприятном финансовом положении предприятий и организаций области свидетельствуют также показатели задолженности. В 1997 году в Новосибирской области кредиторская задолженность предприятий и организаций превысила дебиторскую задолженность в 1,6 раза (по России — в 1,5 раза). Просроченная задолженность составляла 58,5% от дебиторской и 62,3% от кредиторской задолженности. Такая же ситуация наблюдается и в 1998 г. По состоянию на 1 сентября 1998 г. кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 1,57 раза.

Статистика свидетельствует, что балансовая прибыль предприятий и организаций области с 1996 г. снижается (табл. 14). В структуре прибыли из года в год растет доля прибыли, образуемой в промышленности. В то же время недостаточно четко прослеживается состояние прибыльности других секторов экономики. Снижается доля прибыли, образуемая в торговле. Одновременно, как было показано выше, растет внешнеторговый оборот.



Бюджетные доходы Новосибирской области в расчете на 1 жителя все годы реформы были ниже средних значений по Российской Федерации. Область является “реципиентом”, постоянно получает трансферты из федерального бюджета. В 1996 и 1997 гг. суммы полученных трансфертов были заметно ниже запланированных величин (табл.4). В 1997 году на долю трансфертов приходилось 7,3% всех доходов области, еще 8,3% доходов поступило в виде бюджетных ссуд от вышестоящего бюджета.

Бюджет области уже несколько лет подряд принимается с дефицитом (более 20% от суммы расходов). На обслуживание и погашение долга уходит значительная часть бюджетных средств. В 1998 г. это обстоятельство послужило причиной особой напряженности в финансировании бюджетных расходов.

В расходах консолидированного бюджета области постоянно сокращается доля средств, направляемых на поддержку отраслей экономики (табл. 15). Особо резко сократилась сумма финансовой поддержки в 1996 и 1997 гг. В результате особо усилилась убыточность сельского хозяйства области.



В доходной части собственно областного бюджета налоговые поступления составляют 71%, неналоговые доходы (в основном доходы от реализации государственных запасов) - 4% и поступления из федерального бюджета - 25%. Хотя общее число налогов и сборов, действующих на территории области и муниципальных образований, весьма велико, основными налогами, обеспечивающими 84% налоговых доходов бюджета, являются налог на прибыль (доход) предприятий, НДС и налог на имущество. В том числе первые два обеспечивают 63% всех налоговых доходов и почти половину всех доходов бюджета, включая трансферты. Поступления от акцизов, подоходного налога с физических лиц, налога на совокупный доход предприятий, лицензионных и регистрационных сборов, платежей за пользование природными ресурсами и других сравнительно невелики.

Можно сделать вывод о том, что основные доходы бюджета области формируют крупные налогоплательщики - промышленные и транспортные предприятия. Доля граждан, малого и среднего бизнеса в формировании совокупных доходов областного бюджета незначительна.

Роль налоговых доходов в общих доходах бюджета существенно менялась в 1995 - 1998 гг. Если в начале указанного периода она падала, то в 1998 г. существенно возросла в связи с резким сокращением перечислений из федерального бюджета, особенно трансфертов. Существенно менялась роль и значение отдельных налогов в формировании доходной базы бюджета. Обращает внимание существенное возрастание роли таких федеральных налогов как НДС и акцизов и территориального налога на имущество. Доля подоходного налога с физических лиц практически не изменилась. В тоже время почти в два раза упала доля налога на прибыль предприятий и организаций: с 52 до 27% .



Роль прочих налогов в формировании областного бюджета крайне незначительна. Картина насколько меняется при переходе к рассмотрению консолидированного бюджета области, муниципальных бюджетов и, особенно, при рассмотрении фактического положения со сбором налогов и неналоговых доходов при исполнении доходной части бюджетов.

Фактически роль основных налогов - НДС и налога на прибыль (доход) предприятий и организаций существенно выше в формировании доходной части собственно областного бюджета, чем следует из приведенных выше данных. Хотя общий сбор налогов составляет примерно 80% от запланированного, НДС собирается значительно лучше (полнее и регулярнее) других налогов. Кроме того, фактически за счет НДС формируются поступления на территорию области из федерального бюджета (трансферты, федеральные расходы на территории области и расходы на федеральные программы).

В связи с продолжающимся спадом в экономике, а также со снятием ограничений на рост оплаты труда и начислений на сверхнормативную оплату труда, наблюдается снижение прибыли предприятий и организаций. Соответственно, снижается доля налога на прибыль в доходах бюджета. Этому также способствует накапливаемый предприятиями опыт по “оптимизации налогообложения”, позволяющий уклоняться от уплаты части налогов, прежде всего налога на прибыль, и широкое использование в сделках зачетных схем и денежных суррогатов. Вместе с тем, значение налога на прибыль для бюджетной системы остается весьма значительной. Во-первых, он по-прежнему обеспечивает самые значительные поступления в местные бюджеты (более 40%), поскольку 90% от его сборов на территории зачисляется в бюджет территории. Во-вторых, весьма высок удельный вес авансовых платежей по этому налогу.

Сложное финансовое положение большинства новосибирских предприятий, выражающееся в нарастании проблемы неплатежей, постоянном наращивании ими кредиторской и дебиторской задолженности в том числе и просроченной, приводят к широкому использованию схем безденежных зачетов при уплате налогов. Так, для решения или хотя бы смягчения проблемы неплатежей область использовала и использует вексельные схемы. Она была одной из первых субъектов РФ, которые использовали этот финансовый инструмент как при оплате поставок продукции и услуг бюджетным организациям, так и для выдачи бюджетных ссуд. По мнению руководителей администрации области, опыт использования вексельных схем был весьма позитивен. В среднем с момента эмиссии до погашения вексель использовался в 8 сделках, на некоторых из них было до 35 индосаментов.

К чести администрации Новосибирской области, использование вексельных программ было весьма ограниченным по сравнению, например, с соседней Кемеровской областью, некоторыми другими регионами и предприятиями РАО ЕЭС; схемы вексельного обращения были хорошо проработаны и, по мнению местных финансистов, достаточно эффективны для бюджета. Поэтому негативные последствия реализации вексельных программ для экономики области были ниже, чем в некоторых других регионах. Для снижения издержек на эмиссию векселей и усиление контроля за вексельным обращением, в 1996 г. администрация области начала реализацию программы эмиссии бездокументарных векселей.

Важно подчеркнуть, что изначально эмиссия векселей является не только попыткой решения проблемы неплатежей и погашения кассовых разрывов в исполнении бюджета области, но и механизмом погашения бюджетного дефицита. В настоящее время значение этой функции вексельных схем постепенно снижается. Но полного отказа от использования эмиссии векселей для погашения части дефицита бюджета не ожидается.

Другим методом расшивки неплатежей и уплаты налогов в условиях дефицита оборотных и, особенно, денежных средств у предприятий, являются безденежные зачеты. Доля безденежных зачетов в территориальном бюджете составила в 1997 г. около 60%.

Благодаря зачетам и денежным суррогатам происходит привязка производителей к определенным потребителям и наоборот. Местные власти получают мощный механизм контроля над товарными и финансовыми потоками на территории региона, который вместе с налоговой системой, порождающей недоимки, с успехом заменяет планово-распределительные функции дореформенной экономики.

В консолидированном бюджете Новосибирской области более половины расходов приходится на долю местных бюджетов. В области сложилась огромная асимметрия между пространственной структурой размещения населения и налогооблагаемой базы. Основные источники бюджетных доходов сосредоточены в г. Новосибирске. Выше было показано, что экономика административных районов и многих городов области убыточны, а доходы населения ниже среднего по области уровня. Поэтому, чтобы укрепить доходную базу местных бюджетов, на уровень районов и городов области передается остающаяся в регионе часть налогов на прибыль, налогов с физических лиц и на имущество предприятий, налога на добавленную стоимость. Однако, чтобы выровнять бюджетную обеспеченность жителей разных районов, этих мер недостаточно. Поэтому из областного бюджета 20 – 30% расходов поступает в местные бюджеты в виде дотаций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.