Сделай Сам Свою Работу на 5

Производственные кооперативы





Производственные кооперативы представляют собой коммерческие организации, построенные на корпоративных началах, т.е. являются добровольными объединениями граждан на основе членства. Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 16 лет. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть членами кооператива наряду с гражданами Российской Федерации [34].

Производственный кооператив является объединением и труда, и капитала: все члены кооператива обязаны внести паевой взнос, а также участвовать личным трудом в деятельности кооператива. В случае, если член кооператива не участвует личным трудом в его деятельности, он обязан внести дополнительный паевой взнос, минимальный размер которого определяется уставом. При этом число членов кооператива, внесших паевой взнос, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать 25% от их общего числа. Для сельскохозяйственных производственных кооперативов Законом о сельскохозяйственной кооперации установлено, что личным трудом членов кооператива должно выполняться не менее 50% всех работ.[35]



Ограничена и возможность привлечения к производственной деятельности кооператива наемных работников. Их средняя за отчетный период численность не может превышать 30%. Эти ограничения не касаются выполнения работ по гражданско-правовым договорам.

Законы о производственных кооперативах и о сельскохозяйственной кооперации по вопросу о членстве юридических лиц отсылают к учредительным документам кооператива, т.е. юридическое лицо может быть членом конкретного кооператива, если это предусмотрено в уставе последнего. Такое юридическое лицо должно быть представлено в данном кооперативе физическим лицом, уполномоченным надлежаще оформленной доверенностью.

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его долгам. Это означает, что члены кооператива отвечают своим имуществом по долгам кооператива, если у последнего нет достаточных средств для погашения своих долгов. Порядок и размер такой ответственности устанавливаются законом и уставами кооперативов, принятый Закон о производственных кооперативах ни порядка, ни размера дополнительной ответственности членов кооператива не предусмотрел, а Закон о сельскохозяйственной кооперации определил лишь минимальный размер такой ответственности - не менее 0,5% обязательного паевого взноса. Установление размера и порядка субсидиарной ответственности членов кооператива в его уставе обязательно. Без соответствующей записи в уставе регистрация кооператива производиться не должна.



Гражданский кодекс воскрешает известное со времен дореволюционной России наименование кооператива - "артель". Соответственно в фирменном наименовании производственного кооператива с равным основанием могут использоваться слова "производственный кооператив" или "артель". Сельскохозяйственные производственные кооперативы в соответствии с Законом о сельскохозяйственной кооперации подразделяются на три вида: сельскохозяйственная артель, рыболовецкая артель и кооперативное хозяйство. В соответствии с этим в фирменном наименовании могут быть использованы: "колхоз" - для сельскохозяйственной артели и рыболовецкой артели и "коопхоз" - для кооперативного хозяйства.[36]

Производственный кооператив имеет только один учредительный документ - устав. Утверждение устава кооператива и внесение в него изменений относятся к исключительной компетенции общего собрания. Закон о производственных кооперативах установил, что изменить устав можно по решению 3/4 голосов присутствующих членов кооператива (ст.15 Закона), а по Закону о сельскохозяйственной кооперации квалифицированное большинство необходимо лишь для внесения изменений по некоторым вопросам (ст.12 Закона).



В п.2 ст.52 ГК РФ указано, что в учредительном документе любого юридического лица должны быть указаны его наименование, место нахождения и порядок управления.

Помимо перечня дополнительных сведений, содержащихся в п.2 ст. 108 ГК РФ, в соответствии с Законом о производственных кооперативах в уставе должны также содержаться сведения: о порядке выплаты стоимости пая или выдачи соответствующего ему имущества лицу, прекратившему членство в кооперативе; о порядке вступления в кооператив новых членов; о порядке выхода из кооператива; о порядке образования имущества кооператива; о перечне филиалов и представительств; о порядке реорганизации и ликвидации кооператива (ст.5 Закона). Перечень дополнительных сведений содержится и в Законе о сельскохозяйственной кооперации (ст.11).

Все названные сведения являются обязательными и при их отсутствии кооператив не регистрируется. Кроме того, он вправе включить в устав и другие сведения. В Законе о производственных кооперативах предусмотрен (не менее пяти) минимальный предел численности членов кооператива (максимальный не установлен).

Кооператив вправе иметь в собственности любое имущество, не запрещенное к обороту законом. Источниками образования имущества кооператива выступают паевые взносы членов кооператива, размер которых устанавливается его уставом, прибыль от собственной деятельности, кредиты, имущество, полученное в дар от физических и юридических лиц, и другие допускаемые законодательством источники. В Законе о сельскохозяйственной кооперации предусмотрено, что размер его заемных средств не должен превышать 60% от общего объема средств кооператива.

Все имущество кооператива делится на паи его членов, что, однако, не превращает его в общую долевую собственность. Право члена кооператива на пай означает возможность в случае прекращения членства или ликвидации кооператива получить стоимость пая или имущество, соответствующее его доле.[37] Пай члена кооператива состоит из его паевого взноса и соответствующей части чистых активов. Состав и порядок определения размера пая члена кооператива устанавливаются уставом. В качестве паевого взноса член кооператива может внести любое имущество, в том числе деньги, ценные бумаги, имущественные права. Земельные участки и природные ресурсы могут быть паевым взносом, если их оборот допускается законом. Если в соответствии с уставом кооператива определенная часть его имущества передается в неделимый фонд, это имущество не включается в пай члена кооператива, а потому на него не может быть обращено взыскание по личным долгам члена кооператива.

В соответствии с п.3 ст. 109 ГК РФ кооперативу запрещено выпускать только акции. Отсюда следует, что он вправе выпускать другие ценные бумаги. В дополнение к ГК РФ Закон о производственных кооперативах связывает распределение прибыли между членами кооператива не только с их личным трудовым, но и иным участием, а также размером паевого взноса. А между членами кооператива, не принимающими участия личным трудом в деятельности кооператива, - соответственно размеру их паевого взноса. При этом Законом установлено, что часть прибыли, распределяемая между членами кооператива пропорционально размеру их паевых взносов, не должна превышать 50% прибыли, подлежащей распределению.

В отношении имущества, оставшегося после ликвидации, Закон о производственных кооперативах устанавливает, что оно распределяется между членами кооператива в порядке, предусмотренном уставом кооператива или соглашением между его членами. Если же такой порядок не установлен ни уставом, ни соглашением, то в силу ч.2 п.4 ст. 109 ГК РФ оно распределяется в соответствии с трудовым участием членов кооператива.

Кооператив управляется системой органов: общее собрание, наблюдательный совет, исполнительные органы. Общее собрание как высший орган вправе рассматривать и принимать решение по любому вопросу образования и деятельности кооператива. Общее собрание правомочно, если на нем присутствует более 50% общего числа членов кооператива. Решения принимаются простым большинством голосов.

Наблюдательный совет образуется общим собранием. Оно же принимает решение о численном составе совета и сроках его полномочий.

Наблюдательный совет, помимо общего контроля за деятельностью исполнительных органов кооператива, вправе решать и другие вопросы, отнесенные уставом к его исключительной компетенции.

Кооператив может иметь и единоличный исполнительный орган - председателя, и систему исполнительных органов - правление и председателя. Правление избирается в кооперативе с численностью более 10 членов. Помимо правления, общее собрание избирает и председателя кооператива. Если в кооперативе создан наблюдательный совет, он представляет общему собранию кандидатуру председателя.[38]

Исполнительные органы кооператива осуществляют текущее руководство его деятельностью. Закон о производственных кооперативах разграничивает компетенцию правления и председателя. Правление руководит деятельностью кооператива между созывами общего собрания. Однако оно не может решать вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета.

Председатель кооператива обладает следующими полномочиями, он распоряжается имуществом кооператива, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках и других кредитных учреждениях, осуществляет прием и увольнение наемных работников, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения членами кооператива и наемными работниками. В пределах своих полномочий он действует как законный представитель кооператива, т.е. без доверенности. Все остальные члены кооператива, а также члены наблюдательного совета и правления вправе действовать от имени кооператива только на основании доверенности.

Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива общим собранием должен быть избран либо ревизор (в кооперативах с численностью членов менее 20), либо ревизионная комиссия в составе не менее 3 человек.

Для проверки финансово-хозяйственной деятельности кооператива могут быть привлечены внешние аудиторы. Такая же проверка должна быть проведена, если по этому поводу есть решение наблюдательного совета или требование не менее 10% членов кооператива. В последнем случае аудиторская проверка производится за счет этих лиц.

Каждый член кооператива при решении вопросов на общем собрании имеет только один голос, независимо от размера своего пая. Как и все иные юридические лица, производственный кооператив может прекратить свое существование путем реорганизации или ликвидации.

Таким образом, производственный кооператив (артель) - это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.

Унитарные предприятия

Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами и соответствуют нормам ГК РФ, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права. Вместе с тем ст.113 - 115 ГК РФ определяют особенности, отличающие их от других коммерческих организаций. Эти юридические лица, во-первых, создаются и действуют на основе лишь одной формы собственности - государственной или муниципальной, в связи с чем их учредителями являются государство (субъект Федерации) или муниципальное образование. В данном случае невозможно возникновение юридического лица и смешанной формы собственности. Во-вторых, собственник имущества, создавая унитарные предприятия и наделяя его необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает, в отличие от учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также производственных кооперативов, прав на него. Унитарные предприятия в ходе предпринимательской деятельности владеют и пользуются чужой собственностью, которая, по существу, принадлежит другому субъекту. (см. приложение 8)

Перечисленные особенности, а именно - цельная государственная или муниципальная основа, на которой осуществляется коммерческая деятельность унитарного предприятия, а также сохранение права собственности на имущество, закрепленное за ним, у его учредителя, формирует унитарную (unitaire - франц., от латинского unitas - единство) природу этого юридического лица.[39]

Предусматривая деятельность унитарного предприятия с использованием чужой собственности, ГК РФ в рамках данной организационно-правовой формы наделяет субъекта определенными правомочиями на переданное ему имущество (право хозяйственного ведения либо оперативного управления), которые носят вещный характер, что позволяет выделить в составе унитарного предприятия две разновидности с различным объемом имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельности.

Имущество, закрепленное собственником за унитарным предприятием, формирует его уставный фонд, размер которого, источники и порядок создания отражаются в учредительном документе, каковым для унитарного предприятия, согласно абз.3 п.1 ст.50 ГК РФ и п.1 ст.113 ГК РФ, является устав. В нем должны фиксироваться предмет и цели деятельности данного юридического лица, что придает его право- и дееспособности специальный характер (п.1 ст.49 и п.2 ст.52 ГК РФ), а также фирменное наименование унитарного предприятия, которое, согласно п.3 ст.113 ГК РФ, должно указывать на собственника имущества и определять принадлежность юридического лица к категории государственного или муниципального предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует в этом качестве на основе единоначалия и представляет юридическое лицо без доверенности в силу предоставленных ему законом полномочий. Его назначает на основе контракта соответствующий исполнительный орган, который уполномочен на это Правительством РФ. Имущественная ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам принципиально соответствует общим правилам гражданско-правовой ответственности, характерной для юридического лица. Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам своего учредителя, а последний - по долгам и обязательствам унитарного предприятия. Вместе с тем ответственность этого юридического лица в определенной степени зависит от объема и характера прав на имущество, которое закреплено за ним собственником: на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.[40]

В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Правительству РФ предоставлено право принимать решения об образовании, на основе имущества, находящегося в федеральной собственности, унитарные предприятия на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Деятельность казенного предприятия планируется уполномоченным органом управления, который за три месяца до начала планируемого года утверждает и доводит до исполнителя обязательный и согласованный с Минфином РФ план-заказ по установленному кругу показателей (объем поставок в натуральном выражении с учетом сроков поставок и цен, фонд оплаты труда с условиями его изменения при невыполнении плана-заказа и увеличении за счет прибыли, лимит численности, объем средств из федерального бюджета и условия их предоставления). Самостоятельную хозяйственную деятельность такое предприятие вправе осуществлять с разрешения уполномоченного органа, а продукция (работы, услуги), производимая согласно плану-заказу и не относящаяся к области государственного ценового регулирования, реализуется казенным УП по ценам и тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом управления в порядке и на условиях корректировки, определяемой Минэкономики РФ и Минфином РФ.

Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа, плана развития производственной, социальной сферы и иным показателям, осуществляется за счет доходов казенного предприятия от реализации продукции (работ, услуг), а при их недостаточности - путем выделения средств из федерального фонда по решению Правительства РФ.

Прибыль казенного унитарного предприятия, получаемая от выполнения плана-заказа и самостоятельно заключаемых и выполняемых договоров, направляется на совершенствование производственной деятельности и социальные цели по нормативам, которые ежегодно устанавливаются уполномоченным органом управления в порядке, установленном Минэкономики РФ и Минфином РФ. Свободный остаток прибыли, после ее направления на предусмотренные цели, подлежит изъятию в бюджет. Уполномоченный орган управления контролирует выполнение плана-заказа и плана развития предприятия. Унитарное предприятие в свою очередь обязано вести и ежеквартально представлять статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленной форме.

Казенное унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам тем имуществом, которое находится в его распоряжении. Учредитель (собственник имущества казенного унитарного предприятия) несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого предприятия в случае недостаточности его имущества (п.5 ст.115 ГК РФ).

Согласно ст.527 ГК РФ, казенное унитарное предприятие не может принимать на себя обязательство о возмещении убытков и возмещать убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного заказа.

Таким образом, государственное (муниципальное) предприятие - юридическое лицо, учреждённое государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров, имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.