Сделай Сам Свою Работу на 5

Учебно-методический комплекс





дисциплины ДЕНДРОЛОГИЯ
для специальности (направления)
250100 «Лесное дело»

 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины «Дендрология» составлен
старшим преподавателем Молгановой Натальей Александровной

 

Учебно-методический комплекс дисциплины «Дендрология» рассмотрен на заседании кафедры лесоводства

 

Зав. кафедрой ________________ Т.А. Бойко

Учебно-методический комплекс дисциплины «Дендрология» утвержден
методической комиссией Лесотехнического факультета, отвечающего за подготовку специалиста данного профиля

 

Председатель методической комиссии _____________________Е.В. Пеунова

 

Декан Лесотехнического факультета, отвечающего за подготовку
специалиста данного профиля _____________________________ К.И. Малеев

 


 

Оглавление

 

1. Выписка из государственного образовательного стандарта. 3

2. Пояснительная записка. 3

2.1. Цель и задачи дисциплины.. 3

2.2. Виды занятий. 4

2.3. Формы контроля. 4

3. Учебно-тематический план дисциплины.. 5

4. Программа дисциплины.. 5

5. Примерные темы рефератов и курсовых работ. 13

6. Перечень тем и разделов, по которым рекомендуется проводить контрольные и расчетно-графические работы.. 13



7. Программы прохождения практического обучения. 13

8. Контрольные вопросы по дисциплине в целом (вопросы к экзамену) 18

10. Список рекомендуемой литературы, словарь терминов и персоналий (глоссарий) 27

10.2. Словарь терминов и персоналий (глоссарий) 28

2 блок УМКД.. 30

 


1. Выписка из государственного образовательного стандарта

Специальность 250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Квалификация инженер

 

ОПД.Ф.02 Дендрология. Древесные растения – деревья, кустарники, кустарнички. Основы систематики древесных растений. Осиновые виды древесных лесообразователей. Подлесочные виды древесных растений. Систематические положения. Морфологические признаки древесных растений. Строение семян, цветков, плодов, соцветий. Экология древесных растений и основные требования к их произрастанию в различных условиях среды. Географическая зональнальность распространения древесных растений. Древесные растения как компанент биогеоценоза. Древесные растения и урбанизированная среда. Интродуценты в лесном хозяйстве и озеленении населенных мест. Ассортимент древесных растений и принципы районирования.

 




 

2. Пояснительная записка

2.1. Цель и задачи дисциплины

1.1. Целью изучения дендрологии является общеобразовательная и профессиональная подготовка бакалавров по специальности «Лесное дело», приобретение знаний о морфологических, экологических, физиологических, фенологических особенностях древесных растений.

1.2. Изучить многообразие древесных растений и их систематическую структуру.

1.3. Изучить особенности морфологии, фенологии, экологии, биологии, хорологии видов и культиваров древесных и полудревесных растений, обязательных для изучения. Список обязательных для изучения видов включает в себя:

1.3.1. лесообразующие породы, вносящие наиболее весомый вклад в сложение растительного покрова земного шара, лесообразующие породы темнохвойно-таежной области и области смешанных (хвойно-широколиственных лесов) европейской подобласти,

1.3.2. основной, дополнительный и перспективный ассортимент видов для озеленения индустриальных северных городов,

1.3.3. другие наиболее хозяйственно-ценные виды.

1.4. В результате изучения дисциплины студент будет

ЗНАТЬ:

· морфологические признаки, биологические и экологические особенности и филогенетическое развитие древесных растений,

· основные лесообразующие, сопутствующие и подлесочные виды древесных,

· растений природных зон нашей страны и перспективы их использования в озеленении,



· интродуцированные виды древесных растений, их устойчивость и декоративность,

· таксономический состав и естественно-исторические условия формирования дендрофлоры природных и лесорастительных зон,

· декоративность древесных растений, их возрастную и сезонную динамику;

УМЕТЬ:

· проводить оценку биологического соответствия видового состава древесных растений конкретным условиям их произрастания,

· определять перспективность применения изучаемых видов в городских условиях с жестким антропогенным воздействием,

· прогнозировать сроки созревания и урожайности семян видов, рекомендуемых для выращивания в питомниках,

· определять биологически оптимальные сроки посева, посадки и вегетативного размножения видов, рекомендуемых к разведению;

ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:

· подбора ассортимента растений с учетом их биологических, экологических и декоративных свойств и особенностей,

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

· о работе с бинокулярным микроскопом МБС-10,

· о правилах работы с определительными ключами;

«Дендрология» является математической и естественно-научной дисциплиной и входит в качестве федерального компонента в учебный план специальности 560900 “Лесное дело” под индексом ОПД.Ф.02

Особенностью дендрологии является изучение биологических свойств древесных и кустарниковых растений и правильное использование этих знаний с учетом возрастных изменений и условий произрастания растений.

Изучение этого курса тесно связано с анатомией растений (разделы: камбий, корка, вторичное и третичное утолщение стебля, перидерма), морфология растений (разделы: стебель, лист, корень, почка), физиологией растений (вопросы зимостойкости, апикального доминирования и др.), экологией, почвоведением и является в свою очередь, основой для изучения лесоведения, древоводства, генетики и селекции, фитопатологии.

 

2.2. Виды занятий

Вид учебной занятий Аудиторные занятия (час) СРС (час)
Лекции
Лабораторные работы  
ВСЕГО    

Всего на дисциплину отводится 130 часов.

 

2.3. Формы контроля

Оперативный контроль проводится по теоретическому материалу на лабораторных занятиях в виде тестов, в виде сдачи гербария. Результаты используются при итоговой оценке студентов.

Рубежный (текущий) контроль осуществляется на лабораторных занятиях в виде зачетных занятий.

Итоговый контроль – экзамен. Студенты, успешно освоившие курс лабораторных занятий, выполнившие задания в рамках рубежного и оперативного контроля освобождаются от выполнения аналогичных заданий на экзамене. Студенты, имеющие задолженности, должны пройти все формы промежуточного контроля на экзамене.


 

3. Учебно-тематический план дисциплины

Учебно-тематический план дисциплины
для студентов очного обучения

 

№ п/п ТЕМЫ Всего Количество аудиторных часов СРС
Лекции Лабораторные работы
Дендрология как наука. История дендрологии
Жизненная форма. Основные классификации биоморф
Биоразнообразие древесных растений
Хорология. Интродукция древесных растений
Основные лесообразующие породы
Многообразие древесных растений
Особенности дендрофлоры природных зон и лесов России Горные страны Российской федерации
Основы дендроиндикации. Дендрофенология. Онтогенез древесных растений
ИТОГО

 


4. Программа дисциплины

Для студентов очной формы обучения

 

Вид занятий Часы Тема лекции, содержание лекции Литература
ТЕМА 1. ДЕНДРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ИСТОРИЯ ДЕНДРОЛОГИИ
Лекция № 1. ПОНЯТИЕ О ДЕНДРОЛОГИИ КАК НАУКЕ. ИСТОРИЯ ДЕНДРОЛОГИИ. Определение понятия дендрология. Развитие знаний о древесных растениях в рамках растениеводства и становление дендрологии как самостоятельной отрасли знаний. Предмет изучения дендрологии. Связь дендрологии с другими науками. Методы дендрологии (сравнительно-морфологический, фенологический, физиологический, анатомический, генетический, географический, историко-ландшафтный, экспериментальный). Прикладное значение дендрологии и соответствующие технологии современного хозяйства, т. е. её роль в связи с запросами разных отраслей народного хозяйства, в том числе ландшафтного строительства и лесного комплекса. Этапы развития дендрологии, как раздела ботаники. Основные научные направления дендрологии. Важнейшие учебники, научные издания, монографии и справочники по дендрологии. 1, 2, 7
ТЕМА 2. ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ БИОМОРФ
Лекция № 2. ПОНЯТИЕ О ЖИЗНЕННОЙ ФОРМЕ. История возникновения понятия «жизненная форма» в трудах отца ботаники Теофраста и становление современного представления об этом понятии. Основные наиболее актуальные (часто используемые) классификации жизненных форм, их критерии и группы, на которые в соответствии с ними делятся древесные растения. Классификация Варминга, Серебрякова, Раункиера. Биологический спектр Раункиера. 1, 2, 7
Лаб. работа № 19 Жизненные формы древесных растений Экскурсия по Театральному саду и улицам г. Перми. Закрепление понятий жизненная форма, фактура коры, строения кроны, ветвления растений, углы отхождения и расхождения, высота штамба 1, 2, 7
ТЕМА 3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ
Лекция № 4. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О ВИДЕ У ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ НАДВИДОВЫЕ И ПОДВИДОВЫЕ ТАКСОНЫ. ПОНЯТИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ Развитие современных представлений о виде. Науки, предметом изучения которых является вид (Систематика, Эйдология). Ботаническая номенклатура. Основные надвидовые таксоны (Divisio, Subdivisio, С1аssus, Subclassus, Оrdо, Subordo, Familia, Subfamilia, Serius, Subserius, Тribus, Subtribus, Genus, Subgenus, Sectio, Subsectio,). Понятие диагноза вида. Критерии вида. Стандарты вида по Завадскому. Проблемы вида в ботанике. Основные подвидовые таксоны (Subspecies, Variatas, Subvariatas, Forma, Subforma). 1, 2, 3, 7
Лекция № 6. ДЕКОРАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ Основные элементы декоративности древесных растений: форма кроны, архитектоника кроны, плотность, фактура, компактность кроны; фактура и окраска коры стволов и побегов; величина растения. Основные группы форм используемые в озеленении. Просмотр фотографий. 4, 5
Самост. работа Изучение коллекции фотографий древесных растений. Выявление, на каких изображениях находятся декоративные формы.
ТЕМА 4. ХОРОЛОГИЯ. ИНТРОДУКЦИЯ
Лекция № 8. ХОРОЛОГИЯ. ЕСТЕСТВЕННЫЙ АРЕАЛ ВИДА. Определение понятия хорология. Классификация ареалов в отношении динамики их развития (прогрессивные и регрессивные ареалы). Причины прогрессивности и регриссивности ареалов: возраст вида, биологические свойства вида (способы распространения семян), экологические свойства вида (диапазон толерантности), изменения экологических условий в геоисторическом масштабе и их современное состояние. Понятия реликт, рестанец, эндемик, космополит. Дизъюнктивные ареалы. Типы дизъюнкций. Типы границ ареалов. Методы картирования ареала.   10, 3, 4
Лекция № 9. КУЛЬТИГЕННЫЙ АРЕАЛ. ПОНЯТИЕ ОБ ИНТРОДУКЦИИ Определение понятия «вторичный ареал». Культигенный ареал (Головкин, 1988). Зоны культигенного ареала. Определение понятия интродукция. Лесная, декоративная, научная интродукции. Их цели и объекты. Причины успеха интродукции (экологические особенности вида, подвидовая структура вида, соответствия новых условий экологическим свойствам вида). Интрадуционное районирование. Этапы интродукции (введение в культуру, акклиматизация, натурализация). Формы изменения растений в процессе акклиматизации. Неоднородность природного ареала для целей интродукции. Агрессивность интродуцентов, её причины и степень проявления. Цели и этапы инвентаризации интродуцентов. Понятие ассортимента древесных растений для озеленения. Действующий и перспективный ассортимент древесных растений. Классификация ассортимента на группы в зависимости от масштаба и сферы использования (основной, дополнительный и ограниченного пользования). 17, 21, 5, 4, 9
ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ЛЕСООБРАЗУЮЩИЕ ПОРОДЫ
Лаб. работа № 21 Ель как лесообразующая порода. Морфометрическая, морфологическая, экологическая, хорологическая, анатомическая, биологическая характеристика. 4, 11, 12, 13, 23,
Лаб. работа № 21 Сосна, кедр как лесообразующие породы. Морфометрическая, морфологическая, экологическая, хорологическая, анатомическая, биологическая характеристика. 4, 11, 12, 13, 23,
Лаб. работа № 21 Лиственница, Пихта как лесообразующие породы. Морфометрическая, морфологическая, экологическая, хорологическая, анатомическая, биологическая характеристика. 4, 11, 12, 13, 23,
Лаб. работа № 21 Береза, вяз, ольха, осина, липа как лесообразующие породы. Морфометрическая, морфологическая, экологическая, хорологическая, анатомическая, биологическая характеристика. 4, 11, 12, 13, 23,
Самост. работа Вяз, дуб, клен как лесообразующие породы. Морфометрическая, морфологическая, экологическая, хорологическая, анатомическая, биологическая характеристика. 4, 11, 12, 13, 23,
ТЕМА 5. МНОГООБРАЗИЕ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ
Лекция № 11. МНОГООБРАЗИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ Отдел Голосеменные. Общая характеристика, филогения (понятие о семенных папоротниках как о предках голосеменных), деление на классы и подклассы Классы Саговниковые, Гинкговые, Гнетовые. 4, 11, 12, 13, 23,
Лекция № 12. МНОГООБРАЗИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ Отдел Голосеменные. Класс Хвойные; семейства Араукариевые, Сосновые, Таксодиевые, Кипарисовые, общая характеристика классов и подклассов. 4, 11, 12, 13, 23,
Лаб. работа № 1 Отдел Голосеменные. Репродуктивные органы голосеменных Строение шишки на примере Pseudotzuga mensisii, Picea, Abies (ось шишки, семенные и кроющие чешуи). Строение шишкоягоды Juniperus communis. 4, 11, 12, 13, 23,
Лаб. работа № 2 Изучение шишек основных древесных голосеменных. Определение голосеменных растений по генеративным органам.
Самост. работа Изучение коллекции шишек. Подготовка к зачету по шишкам
Лаб. работа № 3 Зачет по шишкам. Многообразие голосеменных растений Строение и таксономические признаки основных видов и родов. Изучение олиственных и безлистных побегов голосеменных.
Лекция № 13. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика, филогения, деление на классы и подклассы, общая характеристика классов и подклассов. Сравнительная характеристика классов Двудольные и Однодольные в анатомическом, морфологическом, экологическом, биологическом аспектах. 4, 11, 12, 14, 16
Лекция № 14. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ Подкласс Магнолииды. Общая характеристика, деление на таксоны, основные представители. Семейство Магнолиевые, Лимонниковые. Подкласс Ранункулиды. Общая характеристика, деление на таксоны, основные представители. Семейство Барбарисовые, Лютиковые. Подкласс Гамамелиды. Общая характеристика, деление на таксоны, основные представители. Семейство Платановые, Вязовые, Буковые, Буковые, Березовые, Ореховые. 4, 11, 12, 14, 22
Лекция № 14. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ Подкласс Дилленииды. Общая характеристика, деление на таксоны, основные представители. Семейство Тамариксовые. Ивовые, Актинидиевые, Вересковые, Липовые, Гидрангиевые (Гортензиевые), Крыжовниковые. 4, 11, 12, 14, 22
Лекция № 15. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ Подкласс Розиды. Общая характеристика, деление на таксоны, основные представители. Семейство Розоцветные, Бобовые, Миртовые, Рутовые, Крыжовниковые, Кленовые, Горькокаштановые, Кизиловые, Бересклетовые, Крушиновые, Виноградовые, Лоховые, Подкласс Астериды. Общая характеристика, деление на таксоны, основные представители. Семейство Маслинные, Маслинные, Жимолостные, Калиновые, Бузиновые, Маслинные. 4, 11, 12, 14, 22, 15, 24, 8
Лаб. работа № 4 Определение видов по побегам в безлистном состоянии Изучение морфологии побега в безлистном состоянии. Рассмотрение разных типов побега по длине междоузлий (удлиненный и укороченный побеги) на примере Тополя лавролистного (Т. бальзамического). Изучение морфологически различных укороченных побегов на примере лиственницы, сосны. Изучение морфологического строения почек. Рассмотрение закрытой почки на примере сирени обыкновенной (липы сердцелистной) и ивы козьей. Изучение строения открытой почки на примере барбариса обыкновенного. Изучение строение листового рубца и типов расположения листовых следов на примере сирени обыкновенной, тополя лавролистного. Рассмотрение боковых и верхушечных почек на примере ивы козьей. Изучение генеративной и генеративно-вегетативной почки в разрезе на примере ивы козьей.
Лаб. работа № 5 Определение видов по побегам в безлистном состоянии Изучение особенностей безлистных побегов основных декоративных древесных растений
Самост. работа Изучение коллекции побегов в безлистном состоянии. Подготовка к зачету по безлистным побегам.
Лаб. работа № 7 Отдел Покрытосеменные. Характеристика подклассов Ранункулиды, Гамомелиды Дилленииды Таксономические признаки, жизненная форма, ареал, местообитания, экологические особенности основных видов подклассов. 4, 11, 12, 14, 20
Самост. работа Изучение гербария. Работа с таблицами «Морфология представителей подклассов Ранункулиды, Гамомелиды, Дилленииды». Подготовка к сдаче гербария. 4, 7
Лаб. работа № 9 Семейство Ивовые. Строение мужской и женской сережки на примере Ивы козьей и И. ломкой. Строение женского цветка на примере Ивы козьей, И. прутовидной, мужского цветка на примере И. ломкой, И. трехтычинковой, И. пятитычинковой. 4, 1, 2, 6
Лаб. работа № 10 Многообразие семейства Ивовые. Роды Тополь, Ива Изучение таксономических признаков представителей рода. 4, 1, 2, 6
Самост. работа Изучение гербария. Работа с таблицами «Морфология представителей семейства Ивовые». Подготовка к сдаче гербария. 4, 1, 2, 6
Лаб. работа № 11 Характеристика подкласса Розиды Таксономические признаки, жизненная форма, ареал, местообитания, экологические особенности основных видов подкласса. 4, 1, 2, 6
Самост. работа Изучение гербария. Работа с таблицами «Морфология представителей подкласса Розиды». Подготовка к сдаче гербария. 4, 1, 2, 6
Лаб. работа № 13 Семейство Розоцветные Таксономические признаки, жизненная форма, ареал, местообитания, экологические особенности основных видов подкласса. 4, 1, 2, 6, 8
Самост. работа Изучение гербария. Работа с таблицами «Морфология представителей семейства Розоцветные». Подготовка к сдаче гербария. 4, 1, 2, 6, 8
Лаб. работа № 15 Определение видов по семенам Описание семян и плодов декоративных растений (их формы, фактуры поверхности, цвета, опушенности). 21, 4
Самост. работа Изучение коллекции семян состоянии. Подготовка к зачету по безлистным побегам. 21, 4
ТЕМА 6. РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ РФ. ДЕНДРОФЛОРА
Лекция № 16. ОСОБЕННОСТИ ДЕНДРОФЛОРЫ ПРИРОДНЫХ ЗОН И ЛЕСОВ РОССИИ Причина существования глобального широтного тренда. Зональная, интразональная, экстразональная и азональная растительность. Основные свойства в сложении растительного покрова земного шара и Евразии (метамерность, симметричность) 17, 10
Лекция № 17. ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ Природно-климатические зоны России (Тундра, Средняя Тайга). Их физико-географическая характеристика, преобладающий тип растительности, основные группы ассоциаций, их распространение, биологический спектр, флора, подразделение на подзоны, области и подобласти. 17, 10
Лекция № 18. ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ Природно-климатические зоны России (Северная, Южная Тайга, Степь, Пустыня). Их физико-географическая характеристика, преобладающий тип растительности, основные группы ассоциаций, их распространение, биологический спектр, флора, подразделение на подзоны, области и подобласти. 17, 10
Лекция № 19. ОСНОВНЫЕ ГОРНЫЕ СТРАНЫ РФ Характеристика горных стран РФ, их физико-географическая условия, выделяемые пояса, преобладающий тип растительности, основные группы ассоциаций, их распространение, биологический спектр, флора.
ТЕМА 7. ОСНОВЫ ДЕНДРОИНДИКАЦИИ
Лекция № 20. ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ. ОСНОВЫ ДЕНДРОИНДИКАЦИИ. Возрастные этапы онтогенеза, их границы в онтогенезе и ключевые события. Понятие о дендроиндикации как комплексе методов, позволяющих использовать данные о приросте деревьев и кустарников, их цветении и плодоношении, семеношении, фенологическом биоритме для решения разного рода научных и практических задач (оценка и прогноз короткопериодных колебаний климата, контроль за изменением климатических условий, экологофенологический мониторинг и прогноз сезонной ритмики природы, установление и прогноз оптимальных периодов проведения сезонных агротехнических мероприятий в лесном и садово-парковом хозяйствах).
Лаб. работа № 17 Фенология древесных растений. Методика фенологического наблюдения Фенологические фазы, фенологические даты, Календарь фенологических наблюдений
Самост. работа Проведение дендрофенологических наблюдений за группой древесно-кустарниковых растений 4, 19
    Итого

 

5. Примерные темы рефератов и курсовых работ

Не предусмотрено учебным планом.

 

6. Перечень тем и разделов, по которым рекомендуется
проводить контрольные и расчетно-графические работы

Не предусмотрено учебным планом.

 

7. Программы прохождения практического обучения

1.1. Цель преподавания учебной практики

 

Цель летней учебной практики – закрепление знаний по пройденному теоретическому курсу, знакомство с основными лесообразующими породами, видами древесных и полудревесных растений, используемых в городском озеленении, выявление взаимосвязи внешнего облика растения с факторами окружающей среды и агротехникой выращивания, приобретение навыков применения дендрологических знаний в практической деятельности.

 

1.2. Задачи изучения учебной практики

 

Задачи практики: выявление экологических факторов, влияющих на габтиус растения, первичное знакомство с патологиями древесных растений, распространенными в зеленых насаждениях, изучение различных приемов выращивания древесных растений, знакомство с элементами садово-паркового устройства, изучение основного, дополнительного ассортимента и ассортимента, ограниченного пользования, сбор и гербаризация древесных растений, определение неизвестных видов, выполнение индивидуального задания по морфологии.

 

1.3. Перечень сопутствующих дисциплин с указанием разделов, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины

 

Сопутствующие дисциплины: ботаника, экология, лесоведение, фитопатология. Для освоения практики необходимы знания по морфологии растений, систематике, географии, экологии растений.

 

1.4. Требования к уровню освоения содержания учебной практики

 

В результате освоения дисциплины студенты должны:

знать:

® основные таксоны древесных растений, использующихся в озеленении,

® виды основного, дополнительного ассортимента и ассортимента ограниченного пользования,

® морфологические, экологические, хорологические, биологические особенности основных видов древесных растений и их использование при культивировании растений;

уметь:

® пользоваться определительными ключами,

® по морфологическим признакам определять экологические факторы, влияющие на габитус древесного растения и прогнозировать внешние особенности растения по экологическим условиям в месте посадки;

иметь навыки:

® морфологического описания древесных растений;

владеть:

® методикой фенологических наблюдений.

 

2. Содержание учебной практики

Место проведения практики г. Пермь.

 

Порядок проведения практики

Работа проводится как индивидуально, так и звеньями по несколько человек. Звено получает инвентарь: секатор, бумагу для закладки растений и этикетки.

 

Первый день.(6 часов)

1. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2. Экскурсия по городу «Театральный сад», сквер Решетникова, альпийская горка, набережная.

 

Задание: Начать составление списка видов древесных растений, используемых в озеленении улиц и бульваров, солитерных, групповых, аллейных и рядовых посадок, список видов для устройства скверов, список видов для организации живых изгородей. Изучить свойства растений, позволяющие использовать их в том или ином случае. Изучить взаимное влияние быстро- и медленнорастущих разных растений жизненных форм в групповых посадках. Познакомиться с типами обрезки древесных растений.

Второй день.(6 часов)

1. Экскурсия по городу. Улицы Крупской, Дружбы, бульвар Гагарина, площадь Дружбы.

 

Задание: Продолжить составление списков видов древесных растений используемых в озеленении улиц и бульваров солитерных, групповых, аллейных и рядовых посадок, список видов для организации живых изгородей. Продолжить изучение свойств растений, позволяющие использовать их в том или ином случае и изучение взаимного влияния быстро- и медленнорастущих разных растений жизненных форм в групповых посадках. Познакомиться с устройством массива на ул. Крупской.

 

Третий день(6 часов).

1. Экскурсия по городу. Особо охраняемая природная территория городской парк поселения «Черняевский лес».

 

Задание: Продолжить составление списка видов древесных растений используемых в озеленении улиц и бульваров солитерных, групповых, аллейных и рядовых посадок, список видов для организации живых изгородей. Продолжить изучение свойств растений, позволяющие использовать их в том или ином случае и изучение взаимного влияния быстро- и медленнорастущих разных растений жизненных форм в групповых посадках. Познакомиться с устройством массива Черняевского леса. Изучить значение бокового подгона при выращивании древесных растений. Познакомится видами древесных растений, требующих дополнительной защиты от ветра и способами их выращивания.

Четвертый день.(6 часов)

1. Экскурсия по городу. Улицы Ленина, Коммунистическая.

 

Задание: Продолжить составление списка видов древесных растений используемых в озеленении улиц и бульваров солитерных, групповых, аллейных и рядовых посадок, список видов для организации живых изгородей. Продолжить изучение свойств растений, позволяющие использовать их в том или ином случае и изучение взаимного влияния быстро- и медленнорастущих разных растений жизненных форм в групповых посадках. Познакомится с типами обрезки и с естественными и искусственными формами крон растений.

Пятый день(6 часов).

1. Экскурсия в ботанический сад ПГУ.

 

Задание: Познакомиться с ассортиментом ограниченного пользования. Арборифлорой альпийских горок. С устройством водоемов, болот и с их ассортиментом.

 

Шестой день.(6 часов)

1. Экскурсия по городу. Улицы Сибирская, 25-го октября.

 

Задание: Познакомится с основными патологиями, наиболее широко распространенными в зеленых насаждениях. С причинами и методами борьбы с образованием пневой, корневой и стволовой поросли. Составить морфологическое описание древесного растения. Продолжить изучение свойств растений, позволяющие использовать их в том или ином случае и изучение взаимного влияния быстро- и медленнорастущих разных растений жизненных форм в групповых посадках.

 

Седьмой день. (6 часов)

1. Экскурсия в естественные древесные насаждения.

2. Зачет «в поле».

3. Зачет по гербарию.

Итого: 42 часа.

Промежуточный контроль знаний

1. Сдать на проверку бланки морфологического описания древесного растения.

2. Сдать на проверку флористические списки изученных растений.

 

Итоговый контроль

Прием гербария, контрольное определение растений «в поле», проверка знания русских и латинских названий загербаризированных растений

 

Перечень основной и дополнительной литературы

Основная литература

1. Аношин Р.М., Каупуш Р.Д. Практикум по лесоводству и дендрологии. – М.: Агропромиздат, 1986. – 152 с.

2. Булыгин Н.Е., Ярмишко В.Т. Дендрология. – М.: МГУЛ, 2001. – 528 с.

3. Богданов П.Л. Дендрология. – М.: Лесн. пром., 1974. – 240 с.

4. Колесников А.И. Декоративная Дендрология. – М.: Лесная промышленность, 1974.

5. Никитинский Ю.И., Соколова Т.А. Декоративное древоводство. –М.: Агропромиздат, 1990. 225 с.

6. Холявко В.С. Дендрология и основы зеленого строительства. – М .: Высш. школа, 1980. – 248 с.

7. Шиманюк А.П. Дендрология. – М.: Лесная промышленность, 1967.– 330 с.

 

Дополнительная литература:

1. Александрова М.С. Рододендроны природной флоры СССР. М.: «Наука», 1975. – 238 с.

2. Антропов В.Г. Устойчивость растений к промышленным газам. – Минск: Наука и техника, 1979 – 215 с.

3. Ареалы деревьев и кустарников СССР: в 3-х томах. – Л.: Наука, 1980. – 144 с.

4. Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарник Средней полосы Европейской части России: Определитель. – СПб: “Специальная литература”, 1998. – 112с.

5. Ванин А.И. Определитель деревьев и кустарников. – М.: Гослесбумиздат. –1956. – 236 с.

6. Деревья и кустарники. Голосеменные. Справочник.- Киев: Наукова думка, 1971. – 156 с.

7. Деревья и кустарники. Покрытосеменные. Справочник / под ред. Л.И. Рубцов. – Киев: Наукова думка, 1974. – 156 с.

8. Кабаева И.А. Крушина. – М.: Лесная промышленность, 1990. – 53 с.

9. Качалов А.А. Деревья и кустраники. Справочник / под ред. А.И. Колесникова. – М: Лесн. пром, 1970. – 406 с.

10. Культурная флора СССР / под ред. Д.Д. Баженова. – М.: Колос.

11. Лукиша В.В. Жимолость. – М.: Лесн. пром., 1990 – 62 с.

12. Лунева З.С. Сирень. – М.: Агропромиздат, 1989 – 253 с.

13. Миндовский В.Л. Озеленение северных городов. Пермь: Кн.изд-во, 1972. – 373 с.

14. Мисник Г.Е. Семена декоративных пород. М. - Л.: Изд-во М-ва Коммунального хозяйства РСФСР, 1947. – 201 с.

15. Никитинский Ю.И., Соколова Т.А. Декоративное Древоводство: Учебн. пособие для ВУЗов. – М.: «Выс. школа», 1976. – 238 с.

16. Новиков А.Л. Определитель хвойных деревьев и кустарников. – Минкс: Высшая школа, 1967. – 254 с.

17. Смоляк Л.П. Дендрология: Учеб. Пособие для ВУЗов. – Минск: Выс. Школа, 1990. – 160 с.

 

Методические пособия и указания, разработанные на кафедре
по данной дисциплине

 

1. Таблицы по семействам растений

2. Лупы

3. Определители

4. Контрольный гербарий

5. Бинокулярные микроскопы МБС-1

 

8. Контрольные вопросы по дисциплине в целом
(вопросы к экзамену)

1. Определение понятия дендрология. Развитие знаний о древесных растений в рамках растениеводства и становление дендрологии как самостоятельной отрасли знаний. Предмет изучения дендрологии. Связь дендрологии с другими науками. Методы дендрологии (сравнительно-морфологический, фенологический, физиологический, анатомический, генетический, географический, историко-ландшафтный, экспериментальный). Прикладное значение дендрологии и соответствующие технологии современного хозяйства, т. е. её роль в связи с запросами разных отраслей народного хозяйства, в том числе ландшафтного строительства и лесного комплекса.

2. История дендрологии.

3. История возникновения понятия «жизненная форма» и становление современного представления об этом понятии. Основные наиболее актуальные (часто используемые) классификации жизненных форм, их критерии и группы, на которые в соответствии с ними делятся древесные растения. Классификация Серебрякова. Классификация Раункиера. Биологический спектр Раункиера.

4. Основные элементы декоративности древесных растений: форма кроны, архитектоника кроны, плотность, фактура, компактность кроны; фактура и окраска коры стволов и побегов; величина растения; фактура и окраска листьев по сезонам года; цветки, соцветия, плоды. Основные группы форм используемые в озеленении.

5. Развитие современных представлений о виде. Науки, предметом изучения которых является вид (Систематика, Эйдология). Ботаническая номенклатура. Основные надвидовые таксоны (Divisio, Subdivisio, С1аssus, Subclassus, Оrdо, Subordo, Familia, Subfamilia, Serius, Subserius, Тribus, Subtribus, Genus, Subgenus, Sectio, Subsectio,). Понятие диагноза вида. Критерии вида. Стандарты вида по Завадскому. Проблемы вида в ботанике.

6. Подвидовые таксоны и их характеристика.

7. Определение понятия хорология. Классификация ареалов в отношении динамики их развития (прогрессивные и регрессивные ареалы). Причины прогрессивности и регриссивности ареалов: возраст вида, биологические свойства вида (способы распространения семян), экологические свойства вида (диапазон толерантности), изменения экологических условий в геоисторическом масштабе и их современное состояние. Понятия реликт, рестанец, эндемик, космополит. Дизъюнктивные ареалы. Типы дизъюнкций. Типы границ ареалов. Методы картирования ареала.

8. Вторичный ареал. Культигенный ареал. Зоны искусственных ареалов.

9. Лесная, декоративная, научная интродукции. Их цели и объекты. Причины успеха интродукции (экологические особенности вида, подвидовая структура вида, соответствия новых условий экологическим свойствам вида). Интрадуционное районирование. Этапы интродукции (введение в культуру, акклиматизация, натурализация). Формы изменения растений в процессе акклиматизации. Неоднородность природного ареала для целей интродукции. Агрессивность интродуцентов, её причины и степень проявления. Цели и этапы инвентаризации интродуцентов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.