Тема 18, 19. Социальный контроль над преступностью
Семинарское занятие № 12.
Тема 12. Криминологическая характеристика экологической преступности
Тема 13. Криминологическая характеристика рецидивной преступности
Вопросы для обсуждения
- Понятие экологической преступности. Основные виды экологической преступности.
- Типология лиц, совершивших экологические преступления.
- Понятие и общая характеристика рецидивной преступности
- Понятие и общая характеристика профессиональной преступности
- Соотношение организованной и профессиональной, организованной и экономической преступной деятельности.
Проблемные вопросы
1. В чем особая общественная опасность экологической преступности ?
2. Как вы понимаете следующее выражение: «Патология потребительства и наркотическая зависимость от комфорта – путь к воротам экологической преступности».
3. Как соотносятся «авось» и «экологическая преступность».
4. В чем сходство и различие понятий «криминологический рецидив» и «уголовно-правовой рецидив»?
5. Каково криминологическое обоснование положений УК РФ, регулирующих ответственность за повторные преступления?
6. Что такое специализация и дифференциация рецидивной преступности?
7. Что такое криминальный профессионализм ?
8. Чем отличается профессиональная преступность от организованной ?
Практические задания.
1. Подготовьте доклады – презентации на следующие темы:
- Татуировки преступников;
- Криминальная субкультура;
- «Новые» и «старые» воры в законе: обычаи и закономерности.
2. Прочитайте дома роман Д.А. Корецкого «Антикиллер» и подготовьте доклады на следующие темы:
- Противостояние традиционной преступной субкультуры и «новых преступников» в романе Д.А. Корецкого «Антикиллер».
- Преступные специализации и категории профессиональных преступников в романе Д.А. Корецкого «Антикиллер».
3. Подготовьтесь к деловой игре: «Экологические преступления» ( по заданию преподавателя)
Игра проводится в форме судебного процесса.
Методические рекомендации по проведению деловой игры.
Вариант ситуации:
На городской свалке обнаружены радиоактивные материалы. Сообщение об этом поступило в экологическую службу города, руководителю регионального управления МЧС, прокурору.
Установлено, что радиоактивные материалы принадлежали опытно-экспериментальному объединению «Сигнал».
В ходе предварительного расследования установлено, что радиоактивные материалы на свалку выбросил водитель Евтюхин1.
Примерный состав участников по делу.
- Сотрудники экологической службы -2 чел.
- Представители управления МЧС- 2 чел.
- Прокурор – 2 чел.
- Следователи СК - 4 чел.
- Адвокат объединения «Сигнал» - 2 чел.
- Адвокат Евтюхова - 2 чел.
- Федеральный судья – 3 чел.
- Эксперты ( проверяют правильность составления процессуальных документов) – назначаются из оставшихся студентов.
Задание для участников.
- Сотрудники экологической службы подготавливают соответствующие заявления, где указывают последствия от радиоактивного захоронения, а также нормы нарушенного законодательства.
- Представители управления МЧС подготавливают план мероприятий по ликвидации последствий незаконного захоронения.
- Прокурор – принимает решение по поступившей информации. Подготавливает соответствующие процессуальные документы, в том числе проект представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.
- Следователи СК – составляют план изучения личности обвиняемого; проект обвинительного заключения Евтюхина, где отражают данные о личности обвиняемого, мотивы совершения им преступления; причины и условия совершения преступления.
- Федеральный судья – подготавливают проект частного определения по устранению причин и условий совершения преступления.
- Адвокаты – подготавливают соответствующие ходатайства, где отражают вопросы, связанные с личностью виновных, в совершении экологического преступления, а также причины и условия совершения преступления.
Подготовка к проведению деловой игры
- Преподаватель не менее чем за две недели до проведения деловой игры знакомит студентов с ее целями, объясняет задачи всех участников и распределяет роли с учетом пожеланий студентов.
- Участникам деловой игры выдается задание, которое они выполняют самостоятельно, консультируясь с преподавателем.
Проекты документов, подготовленные студентами до проведения деловой игры, предъявляются экспертам. Эксперты готовят по ним письменные заключения и доводят свое мнение до сведения группы после окончания игры.
Семинарское занятие № 13.
Тема 14. Криминологическая характеристика подростковой и молодежной преступности
Вопросы для обсуждения
- Понятие преступности несовершеннолетних и молодёжи.
- Генезис преступности несовершеннолетних и молодежи. Основные тенденции в мире, России, Санкт-Петербурге.
- Основные факторы, определяющие состояние преступности несовершеннолетних и молодёжи.
Проблемные вопросы
- Почему преступность несовершеннолетних считается индикатором состояния общества ?
- Чем отличается личность несовершеннолетнего преступника от взрослого ?
- Какую роль в генезисе преступлений несовершеннолетних играют аномалии психического развития ? Каковы причины психофизиологических аномалий детей ?
- Какую роль в генезисе преступлений несовершеннолетних играют недостатки учебного и воспитательного процессов в школе ?
- Смоделируйте социальные процессы, которые позволили бы значительно снизить преступность несовершеннолетних в России.
Практические задания.
1. Найдите приговор суда, по которому осужден несовершеннолетний. Проанализируйте личность несовершеннолетнего преступника, причины и условия совершения преступления.
2. Проанализируйте статистические данные по преступлениям несовершеннолетних. Основные выводы представьте в виде доклада-презентации.
3. Проанализируйте статистические данные по преступлениям, совершаемым несовершеннолетними в различных странах. Основные выводы представьте в виде доклада-презентации.
Семинарское занятие № 14.
Тема 15. Преступления, связанные с нелегальным оборотом наркотиков
Вопросы для обсуждения
- Криминологическая характеристика преступлений, связанных с нелегальным оборотом наркотиков.
- Личность преступников, совершающих преступления, связанные с нелегальным оборотом наркотиков.
- Причины совершения преступлений, связанных с нелегальным оборотом наркотиков.
Практические задания
- Изучите приговоры по делам о преступлениях, связанных с нелегальным оборотом наркотиков. Проведите сравнительных криминологический анализ данных преступлений по следующим позициям: портрет лиц, совершивших данные виды преступлений; причины и условия совершения преступлений. Подготовьте частное определение об устранении причин и условий совершения преступления.
- Подготовьтесь к дискуссии по теме: «Легализация наркотиков в Российской Федерации: за и против».
Семинарское занятие № 15.
Тема 16. Криминологическая характеристика неосторожных преступлений.
Тема 17. Политическая преступность
Вопросы для обсуждения
- Понятие неосторожной преступности и основные показатели неосторожной преступности (состояние, структура, динамика, «география», рецидив, латентность, виктимизация).
- Причины неосторожной преступности. Факторы неосторожных преступлений.
- Криминологическая характеристика лиц, совершивших неосторожные преступления.
- Криминологическая характеристика политической преступности
- Причины политической преступности
Проблемные вопросы
1. В чем особенности мотивации неосторожных преступлений ?
2. Проанализируйте криминогенные качества неосторожных преступников?
3. Как вы думаете, почему наибольшее число автопроисшествий случается с лицами, имеющими водительский стаж от 1 года до 2 лет ? Почему лица, имеющие водительский стаж до 1 года, реже совершают преступления?
4. На долю женщин приходится значительно меньше неосторожных преступлений (98% всех неосторожных преступлений совершают мужчины). Чем можно объяснить этот факт.
5. Что такое политический мотив?
6. В каком соотношении находятся политические и корыстные мотивы?
7. Можно ли отнести к разряду политических преступления высших должностных лиц, совершенные по корыстным мотивам? Могут ли быть отнесены к разряду политических корыстные преступления родственников высших должностных лиц?
8. Как взаимосвязаны политическая преступность и экстремизм?
9. Зависит ли политическая преступность от экономической ситуации в стране?
Практические задания
1. Изучите приговоры по неосторожным преступлениям против жизни и здоровья и против безопасности дорожного движения. Проведите сравнительных криминологический анализ данных преступлений по следующим позициям: портрет лиц, совершивших данные виды неосторожных преступлений; причины и условия совершения данных преступлений. Подготовьте частное определение об устранении причин и условий совершения преступления.
- Напишите эссе на тему: «Соотношение случайного преступления и преступной неосторожности».
- Изучите приговоры по неосторожным преступлениям, информацию в СМИ и составьте задачи (не менее 5) по теме «Криминологический анализ преступлений, совершаемых по неосторожности».
- Подготовьтесь к дискуссии.
«В феврале 2001 г. российское правительство утвердило программу патриотического воспитания граждан России. В ряде средств массовой информации началась активная компания против патриотического воспитания. В одной из телепередач бывший заместитель министра образования заявил следующее: он гордится тем, что за время работы на высоком посту делал все, чтобы о патриотическом воспитании в школах забыли, там должны воспитывать тех, кто будет считать себя гражданином мира, что любовь к родному народу – пережиток прошлого, любить надо все человечество».
Методика проведения дискуссии.
Группа делится на три подгруппы. Одна группа готовит доводы в поддержку высказываний министра образования. Вторая группа готовит доводы - против. Третья группа оценивает обоснованность позиции каждой из групп.
5. Подберите в СМИ информацию о политической преступности, представьте ее на семинаре.
6. Найдите и проанализируйте статистические данные по политическим преступлениям за 2009-2011 годы, сделайте выводы.
Семинарское занятие № 16.
Тема 18, 19. Социальный контроль над преступностью
И ее предупреждение
Вопросы для обсуждения
1. Понятие социального контроля. Механизм, институты, методы социального контроля.
2. . Наказание как специфическое средство социального контроля.
3. Цели, задачи, функции наказания.
Практические задания
- Подготовка к деловой игре «Защита диссертации».
Тема: ««Кризис наказания» и пути его преодоления».
Методика проведения деловой игры:
Студенту (из числа желающих) предлагается подготовить научный доклад по предложенной теме.
Из числа студентов назначаются два официальных оппонента, которые предварительно знакомятся с докладом и готовят письменные отзывы.
В ходе «защиты диссертации» все студенты группы выступают в роли членов ученого совета. Они могут задавать вопросы докладчику, выступать в поддержку его идей либо критиковать их (выступления должны представлять собой небольшие сообщения, отражающие позицию автора (не более 5 мин.)).
После завершения дискуссии «члены ученого совета» голосуют за присвоение докладчику «ученой степени».
Семинарское занятие № 17.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|