Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 18, 19. Социальный контроль над преступностью





Семинарское занятие № 12.

Тема 12. Криминологическая характеристика экологической преступности

Тема 13. Криминологическая характеристика рецидивной преступности

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие экологической преступности. Основные виды экологической преступности.
  2. Типология лиц, совершивших экологические преступления.
  3. Понятие и общая характеристика рецидивной преступности
  4. Понятие и общая характеристика профессиональной преступности
  5. Соотношение организованной и профессиональной, организованной и экономической преступной деятельности.

Проблемные вопросы

1. В чем особая общественная опасность экологической преступности ?

2. Как вы понимаете следующее выражение: «Патология потребительства и наркотическая зависимость от комфорта – путь к воротам экологической преступности».

3. Как соотносятся «авось» и «экологическая преступность».

4. В чем сходство и различие понятий «криминологический рецидив» и «уголовно-правовой рецидив»?

5. Каково криминологическое обоснование положений УК РФ, регулирующих ответственность за повторные преступления?



6. Что такое специализация и дифференциация рецидивной преступности?

7. Что такое криминальный профессионализм ?

8. Чем отличается профессиональная преступность от организованной ?

Практические задания.

1. Подготовьте доклады – презентации на следующие темы:

- Татуировки преступников;

- Криминальная субкультура;

- «Новые» и «старые» воры в законе: обычаи и закономерности.

2. Прочитайте дома роман Д.А. Корецкого «Антикиллер» и подготовьте доклады на следующие темы:

- Противостояние традиционной преступной субкультуры и «новых преступников» в романе Д.А. Корецкого «Антикиллер».

- Преступные специализации и категории профессиональных преступников в романе Д.А. Корецкого «Антикиллер».

3. Подготовьтесь к деловой игре: «Экологические преступления» ( по заданию преподавателя)

Игра проводится в форме судебного процесса.

Методические рекомендации по проведению деловой игры.

Вариант ситуации:

На городской свалке обнаружены радиоактивные материалы. Сообщение об этом поступило в экологическую службу города, руководителю регионального управления МЧС, прокурору.



Установлено, что радиоактивные материалы принадлежали опытно-экспериментальному объединению «Сигнал».

В ходе предварительного расследования установлено, что радиоактивные материалы на свалку выбросил водитель Евтюхин1.

Примерный состав участников по делу.

  1. Сотрудники экологической службы -2 чел.
  2. Представители управления МЧС- 2 чел.
  3. Прокурор – 2 чел.
  4. Следователи СК - 4 чел.
  5. Адвокат объединения «Сигнал» - 2 чел.
  6. Адвокат Евтюхова - 2 чел.
  7. Федеральный судья – 3 чел.
  8. Эксперты ( проверяют правильность составления процессуальных документов) – назначаются из оставшихся студентов.

Задание для участников.

  1. Сотрудники экологической службы подготавливают соответствующие заявления, где указывают последствия от радиоактивного захоронения, а также нормы нарушенного законодательства.
  2. Представители управления МЧС подготавливают план мероприятий по ликвидации последствий незаконного захоронения.
  3. Прокурор – принимает решение по поступившей информации. Подготавливает соответствующие процессуальные документы, в том числе проект представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.
  4. Следователи СК – составляют план изучения личности обвиняемого; проект обвинительного заключения Евтюхина, где отражают данные о личности обвиняемого, мотивы совершения им преступления; причины и условия совершения преступления.
  5. Федеральный судья – подготавливают проект частного определения по устранению причин и условий совершения преступления.
  6. Адвокаты – подготавливают соответствующие ходатайства, где отражают вопросы, связанные с личностью виновных, в совершении экологического преступления, а также причины и условия совершения преступления.

Подготовка к проведению деловой игры



  1. Преподаватель не менее чем за две недели до проведения деловой игры знакомит студентов с ее целями, объясняет задачи всех участников и распределяет роли с учетом пожеланий студентов.
  2. Участникам деловой игры выдается задание, которое они выполняют самостоятельно, консультируясь с преподавателем.

Проекты документов, подготовленные студентами до проведения деловой игры, предъявляются экспертам. Эксперты готовят по ним письменные заключения и доводят свое мнение до сведения группы после окончания игры.

Семинарское занятие № 13.

Тема 14. Криминологическая характеристика подростковой и молодежной преступности

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие преступности несовершеннолетних и молодёжи.
  2. Генезис преступности несовершеннолетних и молодежи. Основные тенденции в мире, России, Санкт-Петербурге.
  3. Основные факторы, определяющие состояние преступности несовершеннолетних и молодёжи.

Проблемные вопросы

  1. Почему преступность несовершеннолетних считается индикатором состояния общества ?
  2. Чем отличается личность несовершеннолетнего преступника от взрослого ?
  3. Какую роль в генезисе преступлений несовершеннолетних играют аномалии психического развития ? Каковы причины психофизиологических аномалий детей ?
  4. Какую роль в генезисе преступлений несовершеннолетних играют недостатки учебного и воспитательного процессов в школе ?
  5. Смоделируйте социальные процессы, которые позволили бы значительно снизить преступность несовершеннолетних в России.

Практические задания.

1. Найдите приговор суда, по которому осужден несовершеннолетний. Проанализируйте личность несовершеннолетнего преступника, причины и условия совершения преступления.

2. Проанализируйте статистические данные по преступлениям несовершеннолетних. Основные выводы представьте в виде доклада-презентации.

3. Проанализируйте статистические данные по преступлениям, совершаемым несовершеннолетними в различных странах. Основные выводы представьте в виде доклада-презентации.

Семинарское занятие № 14.

Тема 15. Преступления, связанные с нелегальным оборотом наркотиков

 

Вопросы для обсуждения

 

    1. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с нелегальным оборотом наркотиков.
    2. Личность преступников, совершающих преступления, связанные с нелегальным оборотом наркотиков.
    3. Причины совершения преступлений, связанных с нелегальным оборотом наркотиков.

Практические задания

  1. Изучите приговоры по делам о преступлениях, связанных с нелегальным оборотом наркотиков. Проведите сравнительных криминологический анализ данных преступлений по следующим позициям: портрет лиц, совершивших данные виды преступлений; причины и условия совершения преступлений. Подготовьте частное определение об устранении причин и условий совершения преступления.
  2. Подготовьтесь к дискуссии по теме: «Легализация наркотиков в Российской Федерации: за и против».

 

Семинарское занятие № 15.

Тема 16. Криминологическая характеристика неосторожных преступлений.

Тема 17. Политическая преступность

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие неосторожной преступности и основные показатели неосторожной преступности (состояние, структура, динамика, «география», рецидив, латентность, виктимизация).
  2. Причины неосторожной преступности. Факторы неосторожных преступлений.
  3. Криминологическая характеристика лиц, совершивших неосторожные преступления.
    1. Криминологическая характеристика политической преступности
    2. Причины политической преступности

 

Проблемные вопросы

1. В чем особенности мотивации неосторожных преступлений ?

2. Проанализируйте криминогенные качества неосторожных преступников?

3. Как вы думаете, почему наибольшее число автопроисшествий случается с лицами, имеющими водительский стаж от 1 года до 2 лет ? Почему лица, имеющие водительский стаж до 1 года, реже совершают преступления?

4. На долю женщин приходится значительно меньше неосторожных преступлений (98% всех неосторожных преступлений совершают мужчины). Чем можно объяснить этот факт.

5. Что такое политический мотив?

6. В каком соотношении находятся политические и корыстные мотивы?

7. Можно ли отнести к разряду политических преступления высших должностных лиц, совершенные по корыстным мотивам? Могут ли быть отнесены к разряду политических корыстные преступления родственников высших должностных лиц?

8. Как взаимосвязаны политическая преступность и экстремизм?

9. Зависит ли политическая преступность от экономической ситуации в стране?

Практические задания

1. Изучите приговоры по неосторожным преступлениям против жизни и здоровья и против безопасности дорожного движения. Проведите сравнительных криминологический анализ данных преступлений по следующим позициям: портрет лиц, совершивших данные виды неосторожных преступлений; причины и условия совершения данных преступлений. Подготовьте частное определение об устранении причин и условий совершения преступления.

  1. Напишите эссе на тему: «Соотношение случайного преступления и преступной неосторожности».
  2. Изучите приговоры по неосторожным преступлениям, информацию в СМИ и составьте задачи (не менее 5) по теме «Криминологический анализ преступлений, совершаемых по неосторожности».
  3. Подготовьтесь к дискуссии.

«В феврале 2001 г. российское правительство утвердило программу патриотического воспитания граждан России. В ряде средств массовой информации началась активная компания против патриотического воспитания. В одной из телепередач бывший заместитель министра образования заявил следующее: он гордится тем, что за время работы на высоком посту делал все, чтобы о патриотическом воспитании в школах забыли, там должны воспитывать тех, кто будет считать себя гражданином мира, что любовь к родному народу – пережиток прошлого, любить надо все человечество».

Методика проведения дискуссии.

Группа делится на три подгруппы. Одна группа готовит доводы в поддержку высказываний министра образования. Вторая группа готовит доводы - против. Третья группа оценивает обоснованность позиции каждой из групп.

5. Подберите в СМИ информацию о политической преступности, представьте ее на семинаре.

6. Найдите и проанализируйте статистические данные по политическим преступлениям за 2009-2011 годы, сделайте выводы.

 

Семинарское занятие № 16.

Тема 18, 19. Социальный контроль над преступностью

И ее предупреждение

Вопросы для обсуждения

1. Понятие социального контроля. Механизм, институты, методы социального контроля.

2. . Наказание как специфическое средство социального контроля.

3. Цели, задачи, функции наказания.

Практические задания

  1. Подготовка к деловой игре «Защита диссертации».

Тема: ««Кризис наказания» и пути его преодоления».

Методика проведения деловой игры:

Студенту (из числа желающих) предлагается подготовить научный доклад по предложенной теме.

Из числа студентов назначаются два официальных оппонента, которые предварительно знакомятся с докладом и готовят письменные отзывы.

В ходе «защиты диссертации» все студенты группы выступают в роли членов ученого совета. Они могут задавать вопросы докладчику, выступать в поддержку его идей либо критиковать их (выступления должны представлять собой небольшие сообщения, отражающие позицию автора (не более 5 мин.)).

После завершения дискуссии «члены ученого совета» голосуют за присвоение докладчику «ученой степени».

Семинарское занятие № 17.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.