Сделай Сам Свою Работу на 5

При употреблении местоимений могут возникнуть речевые ошибки.





Чаще ошибки появляются в результате нарушения соотнесенности местоимения с лицом или предметом, выраженным именем существительным, в результате чего может возникнуть двусмысленность высказывания.

Нередко делают ошибки в употреблении местоимения их, заменяя его просторечным ихний: Не бери ихние вещи.

Существуют и разговорные варианты некоторых местоимений: всякий – всяческий, ничей нечейный, какой – экий и т.д.

Ошибки могут возникнуть при выборе формы местоимений 3-го лица в случаях, когда «н» прибавляется к личному местоимению 3-го лица в косвенных падежах и когда не прибавляется.

В современном русском языке «н» добавляется, если местоимение стоит после любого предлога (без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, по, под, перед, при, про, через, с, у) или после наречных предлогов, требующих родительного падежа (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, среди). Например: без него, вокруг него.

Не добавляется «н» к местоимениям после предлогов наречного и глагольного происхождения, управляющих дательным падежом. Например: вопреки ему, благодаря ему.

 

В предложных сочетаниях, состоящих из простого предлога и имени существительного, «н» после него не ставится. Например: со стороны его, при помощи его.



Не добавляется «н» в тех случаях, когда местоимение находится после сравнительной степени прилагательного или наречия. Например: мимо их, а не мимо них, сзади его, а не сзади него. Словосочетания внутри их – внутри них равноправны в употреблении.

Местоимения сей, оный в русском языке считаются устаревшими, но могут использоваться для создания иронии: Ну и что сие означает?

В предложении местоимения обычно указывают на употребленное в тексте перед этим существительное, стоящее в том же роде, числе и падеже. При этом не должно создаваться двусмысленности в понимании. Например: У ослов длинные уши, и они могут возить на себе людей. Получается, что местоимение они заменяет существительное «уши» и что «уши могут возить на себе людей». Чтобы исправить это предложение, нужно отказаться от использования местоимения и еще раз повторить существительное: У ослов длинные уши, и эти животные могут возить на себе людей.



 

Вопросы и задания

Какими признаками характеризуется местоимение как часть речи? Назовите разряды местоимений и охарактеризуйте каждый из них.

2. Какие разряды местоимений входят в группы:

а) местоимений-существительных;

б) местоимений-прилагательных;

в) местоимений-числительных.

 

3. Просклоняйте следующие словосочетания:

некий человек, некая актриса, некие студенты, столько машин, я сама, он сам.

 

Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

а) Больной попросил сестру принести себе воды.

б) В библиотеке размещались шкафы с книгами. Их было всего восемь.

в) Отец позвал к себе его сына.

г) Я так за тобой соскучился.

д) Вся молодежь пришла на этот праздник. Они веселились до утра.

е) В прихожей стояло зеркало, а напротив его висела картина.

ж) Друзья помогли мне в работе, и благодаря ним я успел к сроку.

з) В этом фильме любые актеры играли хорошо.

и) Он собирал на улице каждый хлам.

к) Мы смотрели спектакль в новом театре, и он показался нам очень необычным.

л) Ихняя команда заняла первое место.

м) Этот парень, он ведет себя вызывающе.

н) Я изучил этот курс без никакой пользы для себя.

о) У всех создалось мнение таково, что это дело не стоило и начинать.

п) На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря.

Глагол

 

Глагол– это самостоятельная часть речи, которая характеризуется следующими признаками.

1. Семантический признак:обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

С точки зрения лексического значения глагол далеко не всегда обозначает именно действие. Например, глаголы лежать, спать, смеяться, грустить обозначают физическое или душевное состояние, которое нельзя назвать действием, и таких примеров очень много. Следует помнить, что действие – это лишь грамматическое значение глагола, которое обозначает процесс, протекающий во времени.



2. Морфологические признаки:постоянные – вид, спряжение, переходность – непереходность, возвратность – невозвратность; непостоянные – наклонение, залог, время, число, лицо.

3. Синтаксический признак:в предложении глагол в основном выполняет роль сказуемого.

Инфинитив,или неопределенная форма глагола (от лат. infinitivus – «неопределенный»), – начальная форма глагола, которая обозначает действия предмета, не указывая на время его совершения, лицо и наклонение, и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Инфинитив имеет на конце суффиксы -ть (сказать), -ти (вести), -чь (беречь).

Это неизменяемая форма глагола, которая имеет лишь постоянные морфологические признаки: спряжение, вид, возвратность – невозвратность, переходность – непереходность.

В предложении глагол в неопределенной форме может быть сказуемым (Вам выбирать), подлежащим (Летать – это моя мечта), второстепенным членом (Я поехал в санаторий подлечиться).

 

Категория вида

 

Вид глагола– это категория, которая показывает, как протекает действие во времени, и выражает отношение этого действия к результату.

Существует два вида глаголов: совершенный и несовершенный.

Глаголы совершенного видаобозначают действие завершенное, законченное, указывают на полученный результат или предел и отвечают на вопрос что сделать? (прочитать, построить, запеть, замолчать).

Глаголы несовершенного видаобозначают действие без указания на его результат, предел, но имеют оттенок длительности или повторяемости и отвечают на вопрос что делать? (читать, строить, постукивать, покрикивать).

Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное (читаю, читал, буду читать).

Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени: прошедшее и будущее простое (прочитал, прочитаю).

Не все глаголы имеют свою видовую пару, но каждый глагол обязательно относится к какому-либо виду.

Существуют глаголы, которые могут иметь значение совершенного и несовершенного вида; они называются двувидовыми, их значение можно различить только в контексте (стенографировать, аргументировать). Например: Он всегда аргументирует свои выводы (несов.). Вчера он полностью аргументировал весь свой доклад (сов.).

Глаголы переходные и непереходные

 

Переходные глаголыобозначают действие, направленное на предмет, переходящее на него: читать книгу, смотреть фильм.

Такие глаголы могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога (отвечает на вопрос кого? что?), которое обозначает предмет, подвергающийся действию (пить чай, рубить дрова), или предмет, возникающий в результате действия (строить дом, шить платье).

При переходном глаголе дополнение может также стоять в родительном падеже, если действие переходит не на весь предмет, а только на часть его: выпить молока (только часть молока, а не вообще все молоко), и если есть отрицание: не написал письма.

Непереходные глаголыне могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога: бегать, стоять, разговаривать и т.д. (При них нельзя употребить существительное, отвечающее на вопросы кого? что? Нельзя сказать: бегать – кого? что?)

Глаголы возвратные и невозвратные

 

Возвратными называются глаголы, имеющие постфикс -ся, -сь: смеяться, плестись. Такие глаголы обозначают действие, направленное на самого деятеля (то есть действие как бы «возвращается» к своему источнику: умываться, то есть умывать себя, так как постфикс -ся по своему происхождению бывшее возвратное местоимение, обозначающее то же, что и современное себя).

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся.

Категория наклонения

 

Наклонение– это грамматическая категория, которая показывает, как говорящий относится к реальности того, о чем он говорит (то есть является ли это действие чем-то реальным или лишь предполагаемым).

Глагол имеет три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают такое действие, которое говорящий считает вполне реальным, фактически совершающимся в определенном времени (настоящем, прошедшем, будущем). Формы времени являются одновременно и формами изъявительного наклонения.

Глагол в сослагательном наклонении имеет два значения: условное и желательное.

Условное значение сослагательного наклонения показывает, что действие не является фактом, а только предполагается, оно могло бы совершиться при определенном условии: Я бы пошел гулять, если бы кончился дождь.

Желательное значение сослагательного наклонения показывает, что говорящий хочет, чтобы действие совершилось: «Мне бы только смотреть на тебя» (С. Есенин).

Сослагательное наклонение образуется с помощью частицы бы, которая может стоять после глагола и перед ним.

Глаголы сослагательного наклонения имеют формы рода и числа: читал бы, читала бы, читали бы.

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, которое должен совершить собеседник (2-е лицо). Оно характеризуется особой побудительной интонацией в зависимости от характера побуждения: приказ, просьба, мольба и т.д. (Напиши мне, пожалуйста! Иди сюда!)

Форма повелительного наклонения, как правило, образуется от основы настоящего или будущего простого времени добавлением окончаний -и (веду – веди), -и (читаю – читай), во множественном числе прибавлением аффикса -те (читай – читайте).

У некоторых глаголов повелительная форма не употребляется или вообще не образуется: хотеть, мочь, слышать.

 

Категория времени

 

Время глагола– это такая грамматическая категория, которая показывает, когда было совершено действие по отношению к моменту речи.

Настоящее время показывает, что действие совершается прямо в момент речи: Я сейчас пишу, читаю, разговариваю.

Прошедшее время показывает, что действие совершилось до начала речи о нем: Я читал, разговаривал, играл.

Будущее время показывает, что действие будет происходить после окончания речи о нем: Я напишу, буду писать.

Формы будущего времени могут быть простыми и сложными. Формы простого будущего времени состоят из одного слова, они образуются от глаголов совершенного вида: напишу, поговорю.

Формы будущего сложного образуются от глаголов несовершенного вида при помощи вспомогательного глагола буду (формы будущего времени от глагола быть), изменяемой по лицам и числам, и инфинитива: буду читать. Значение действия показывает инфинитив, а вспомогательный глагол указывает лишь наклонение, время, лицо и число (Я буду писать, разговаривать).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.