Тема 1. Введение. История как предмет научного исследования и изучения в вузе. Методология и теория исторической науки.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Томский государственный педагогический университет
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
(декан факультета)
________________________
_______________2011 г.
Рабочая программа
по курсу
«История»
для студентов неисторических факультетов
кафедра отечественной истории и культурологии
Курс 1
Форма обучения Очная
Семестр: 1, 2
Трудоемкость: 4 кредитных единиц
Количество часов:
аудиторных: 72 час. лекции
внеаудиторных: 72 час. самостоятельная работа студентов
Форма отчетности: промежуточный и итоговый экзамены
Данная дисциплина предполагает изучение отечественной истории в контексте всемирной, что позволяет лучше понять закономерности исторического развития человеческой цивилизации и особенности и проблемы исторического пути России.
Изучение рассматриваемого курса дает возможность наиболее эффективно реализовать воспитательный потенциал: развить чувство гражданственности и патриотизма, что невозможно без овладения базовыми знаниями по отечественной истории; сформировать общекультурные компетентности бакалавра педагогического вуза.
Цели и задачи курса «История»
1.1. Цели дисциплины
Формирование общекультурных компетентностей бакалавра педагогического образования посредством освоения базовых фактических сведений, что создает возможность научного осмысления и понимания российской истории как интегративной части всемирной истории.
1.2. Задачи дисциплины
• воспитать гражданина и патриота, понимающего проблемы, стоящие перед государством, способного осознанно решать эти проблемы;
• стимулировать развитие общекультурных компетенций на основе изучения исторического материала, необходимого для понимания национальной истории в контексте всемирной;
• содействовать формированию общепрофессиональных компетенций, связанных со способностью научно анализировать проблемы и процессы в профессиональной области, умением использовать на практике базовые знания и методы исторической науки; нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
• способствовать формированию профессиональных компетенций бакалавра, направленных на решение профессиональных задач, умение работать в коллективе, с социальными партнерами.
1.3. Ожидаемые результаты
Освоение содержания дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:
• готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК — 14);
• способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК — 15);
Также данная дисциплина способствует развитию следующих общекультурных компетенций:
• культуру мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК — 1);
• способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК — 6);
• готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК — 8);
• способность работать с информацией в глобальных компьтерных сетях (ОК — 9);
• способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК — 16).
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– основные закономерности историко-культурного развития человеческого общества в национальном и всемирном масштабе;
– основные закономерности взаимодействия человека и общества;
– иметь знания об исторических процессах, необходимых для понимания региональной и национальной истории в контексте всемирной;
Уметь:
– использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности;
– давать развернутую и краткую характеристику узловых сюжетов отечественной истории,
– анализировать отдельные проблемы,
– сопоставлять события с помощью диахронного и синхронного методов,
– выявлять типологические черты и особенности сходных явлений исторического процесса,
– вести системный анализ различных событий, в прошлом, настоящем;
– различать действия объективных и субъективных факторов;
– оценивать роль личности в истории;
Владеть:
– технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;
– базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества;
– способностью понимать закономерности исторического процесса;
– знаниями о месте человека в историческом процессе, политической организации общества;
– знаниями основных положений и методов социальных и гуманитарных наук, способностью использовать их при решении социальных и профессиональных задач,
– способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
– способностью понимания и соблюдения базовых ценностей культуры, гражданственности и гуманизма;
– умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.
Принципы отбора и содержания учебного материала
Программа курса предлагает сосредоточиться на ключевых моментах истории России, выявляющих присутствие в ней общемировых тенденций, национально-государственной и этнокультурной специфики.
Наибольшее вниманиеуделяется вопросам российской государственности как системообразующего фактора; рассматривается влияние внутренних и внешних причин на развитие процесса становления государства.
Вторым смыловым стержнем курса является проблема взаимоотношений государства и общества на различных этапах истории.
Третий важнейший компонент - формирование культурных особенностей России в их единстве и многообразии.
Содержание курса распределяется между лекционным курсом и самостоятельной работой.
Междисциплинарные связи
Дисциплина «История» включается в базовый цикл основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра и в соответствии с профилем подготовки. Ее изучение предполагает установление и развитие междисциплинарных связей с такими дисциплинами, как философия, психология, социология, правоведение, политилогия, экономика.
Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, в программе данной дисциплины предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций (кейс-технологии), учебные дискуссии, технологии кооперативного обучения, проектирования, развития критического мышления).
Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональной компетентности в сфере образования.
Текущая аттестация усвоения знаний
Текущая аттестация проводится путем накопительной оценки выполнения заданий в процессе самостоятельной работы студентов. Комплекс заданий для практической работы по дисциплине включает написание письменных работ, реферирование литературы, тестовые задания и вопросы для обсуждения.
Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавра в соответствии с видом профессиональной деятельности.
Промежуточная аттестация
Изучение дисциплины сопровождается промежуточным (конец 1 семестра) и итоговым (конец 2 семестра) экзаменами, в рамках которых проверяется усвоение фактического и теоретического материала, базовых понятий и проверяются следующие компетенции:
• готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
• способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
• способность понимать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16)
Требования к студентам, выполнение которых необходимо для допуска к промежуточной и окончательной аттестации в форме экзамена:
1. Посещение лекционных занятий -
2. Выполнение комплекса заданий для самостоятельной работы -
3. Текущая аттестация (контрольные работы, тестирование) -
3. Тематический план дисциплины
Раздел дисциплины
| Всего
| Лекции
| Самостоя
тельная работа
| Формы контроля
| Тема 1. Введение. История как предмет научного исследования и изучения в вузе. Методология и теория исторической науки.
|
|
|
| пробл. зад.
| Тема 2. Древнерусское государство — Киевская Русь (IX – н. XII вв.). Цивилизационное своеобразие.
|
|
|
| тест
| Тема 3.Русь в период политической раздробленности (XII – XIVвв.). Борьба русского народа за независимость (XIII – XV вв.)
|
|
|
| реферат
| Тема 4. Особенности становления и развития российской государственности (конец XV – начало XVII вв.). Цивилизационное своеобразие.
|
|
|
| тест
| Рубежный контроль — письменная контрольная работа по темам 1 - 4
| Тема 5.Первая попытка модернизации России и ее последствия в XVIII в.
|
|
|
| реферат,
тест
| Тема 6.Российская империя в XIX в.: проблемы и решения
|
|
|
| пробл. зад.,
реферат
| Рубежный контроль — письменная контрольная работа по темам 5 - 6
| Промежуточная аттестация - экзамен
| Тема 7. Роль XX в. в мировой истории: глобализация общественных процессов; социальная трансформация общества. Россия на рубеже XIX – XX вв. Революция и реформы.
|
|
|
| пробл. зад. реферат
| Тема 8. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса (1914 — 1920 гг.)
|
|
|
| пробл. зад.,
тест
| Тема 9.Формирование авторитарного режима власти и социально-экономические преобразования в стране в конце 1920 — 1930-е годы.
|
|
|
| пробл. зад.
| Рубежный контроль — письменная контрольная работа по темам 7 - 9
| Тема 10.Вторая мировая и Великая Отечественная война
|
|
|
| пробл. зад.
| Тема 11.Советский Союз в условиях «холодной войны». Нарастание кризисных явлений в обществе и государстве в 1960 — 1980-е годы. Перестройка.
|
|
|
| пробл. зад.
| Тема 12.Становление новой России.
|
|
|
| пробл. зад.
| Рубежный контроль — письменная контрольная работа по темам 10 - 12
| Итоговая аттестация - экзамен
| Итого:
|
|
|
|
|
Содержание курса «История»
Тема 1. Введение. История как предмет научного исследования и изучения в вузе. Методология и теория исторической науки.
Предмет, задачи курса. История и феномен прошлого. Научный метод и методология истории. Концептуальные подходы в изучении истории. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.
Тема 2. Киевская Русь (IX – н. XII вв.). Цивилизационное своеобразие.
Происхождение восточных славян. Проблема этногенеза восточных славян. Великое переселение народов и славянские племена. Общественное устройство восточных славян в догосударственный период (VI – VIII вв.).
Основные предпосылки и этапы становления древнерусской государственности. Объединение восточных племен вокруг Киева и утверждение династии Рюриковичей. Основные этапы становления государственности. Этно-культурные и социально-политические процессы русской государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Принятие христианства как выбор цивилизационного пути.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|