КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА. ПРИЗНАКИ ПИСЬМА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
С помощью криминалистического исследования письма при сравнивании текстов можно установить лицо, которым был составлен данный документ.
Почерк и письменная речь человека индивидуальны и постоянны, что позволяет экспертам устанавливать исполнителя документа даже в тех случаях, если человек умышленно пытался изменить почерк.
Письмо – средство фиксации речи человека с помощью специальных символов и знаков. В рукописном тексте имеется совокупность признаков письменной речи и почерка, выполненных конкретным субъектом.
Для того чтобы фиксировать мысли на бумаге, человек должен учиться письму. Навыки письма являются приобретенными в течение жизни человека. Это результат воспитания и обучения письму.
Почерк – система привычных движений руки, в основе формирования которых лежит письменно-двигательный навык, служащий для воспроизведения письма.
Почерк каждого человека индивидуален. По истечении определенного периода времени у человека меняется темп письма, степень и характер его выработанности, но обычно в нем сохраняются одни и те же особенности. Почерк относительно устойчив. Почерк изменяется по таким причинам, как болезнь, возраст, под влиянием культурного развития, окружающей среды и т. д.
Признаки почерка:
1) общие – характеризуют привычную систему движений: степень выработанности, разгон, размер, наклон;
2) частные:
а)особенности формы и направления движения:
– правоокружные движения;
– левоокружные движения;
– переменный;
б) особенности соотношения элементов письменных знаков:
– по размеру;
– по наклону;
– по разгону;
в) детали почерка:
– положение точки начала письменных знаков;
– положение точки окончания письменных знаков;
– ретушь;
– извилистость штрихов;
– особенности нажима и др.
Почерк может быть:
1) по степени выработанности почерка(приспособленности движений руки к скорописи):
а) выработанным;
б) маловыработанным;
в) дрожащим;
2) по характеру выработанности:
а) простым;
б) упрощенным;
в) вычурным;
г) смешанным;
3) по степени связанности:
а) связанным;
б) отрывистым;
в) средним по степени связанности;
4) по разгону:
а) сжатым;
б) средним;
в) расширенным;
5) по размеру:
а) большим;
б) мелким;
в) средним;
6) по форме движений:
а) прямолинейно-угловатым;
б) округлым;
в) смешанным;
7) по наклону:
а) правонаклонным;
б) левонаклонным;
в) прямым.
ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Почерк – это навык, приобретенный человеком в ходе его обучения. Под ним понимается система условно-рефлекторной связи, обеспечивающая движение и его соответствие поставленной задаче при повторном движении в сходных условиях.
В процессе расследования преступления нередко приходится сталкиваться с фактом отрицания обвиняемым или подозреваемым выполнения рукописного текста документа – вещественного доказательства. В таких случаях для установления факта назначается почерковедческая экспертиза.
Предварительное исследование, как и экспертное, производится путем сравнивания данного текста с образцами почерка лица, предположительно исполнившего данный текст. В ходе сравнительного исследования рекомендуется составление таблиц-разработок общих признаков почерка. Лист бумаги делят пополам, слева срисовываются признаки почерка, проявившиеся в тексте документа, а справа – признаки, отобразившиеся в образцах почерка. Сравнение производится с учетом общих и частных признаков почерка.
Очень часто при помощи экспертизы почерка приходится решать задачу по установлению лица, исполнившего рукописный текст документа. Вместе со спорным документом на экспертизу необходимо обязательно направить сравнительные образцы.
В практике почерковедческой экспертизы используются сравнительные образцы трех видов:1)свободные – образцы письма, которые были выполнены до возбуждения уголовного дела. Они могут быть обнаружены по месту работы, учебы, дома, у родственников и т. д. В качестве свободных образцов могут выступать документы личной и служебной переписки, автобиографии, заявления, конспекты и т. д.;
2) условно-свободные – образцы, выполненные в связи с данным уголовным делом, но не для экспертизы (заявления);
3) экспериментальные – образцы, выполненные специально для экспертизы, либо под диктовку следователя, либо при помощи переписывания какого-либо текста, предложенного следователем.
При экспертизе предпочтение отдается свободным образцам.
Свободные образцы перед направлением на экспертизу проверяются. У подозреваемого выясняется, выполнил ли он данный документ. В экспериментальных образцах следует использовать такие же материалы, которые использованы в документе. Когда текст пишется под диктовку, то в него следует включить такие же предложения и слова, которые находятся в исследуемом документе.
Для исследования подписи на экспертизу направляются тексты и подписи подозреваемого лица. Если исследуемый текст выполнен печатными буквами, следует вместе с обычными образцами представить образцы, которые будут выполнены печатными буквами. Каждый свободный образец снабжается пояснительной запиской, в которой указываются фамилия, имя, отчество лица и его подпись.
Задачи почерковедческой экспертизы:
1) установление тождества;
2) установление объектов, при которых исполнялись рукописные тексты.
К объектам почерковедческой экспертизы относятся:
1) рукописные тексты;
2) документы;
3) фрагменты текста, краткие заметки;
4) цифровые записи;
5) подписи.
ПРИЗНАКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Письмо – одно из средств коммуникации и один из способов фиксации речи.
Письмо – средство общения, в котором посредством графических знаков и правил их сочетания запечатлены мысли человека.
В письме выделяются две стороны: смысловая (содержание, стиль, манера изложения, лексика и т. д.) и графическая (подчерк).
В формирования письма лежит обучение и практическая деятельность человека.
В общественной, научной и другой деятельности письменная речь располагает различной информацией. Посредством нее фиксируются и передаются сообщения о фактах, явлениях, идеях и т. д.
В задачу криминалистического исследования письменной речи входит определение особенностей письменно-речевых навыков.
Письменная речь – это содержание документа(понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается.
Выделяют следующие признаки письменной речи:
1) лексические,характеризующие общий словарный запас и особенности его лексики. К особенностям лексики относятся:
а) неологизмы – новые, не вошедшие в словарный фонд слова;
б) вульгаризмы – грубые, нелитературные выражения и слова;
в) архаизмы – старые, вышедшие из употребления выражения;
г) диалектизмы – слова из местного наречия;
д) профессиональныетермины и выражения;
е) жаргонные слова;
2) грамматические,в которых отражается владение исполнителем грамматическими правилами письма. Наличие повторяющихся орфографических, синтаксических, морфологических ошибок являются идентификационным признаком. В зависимости от частоты и характера встречающихся ошибок уровень грамотности подразделяется на: а) низкий; б средний; в)высокий;
3) стилистические,характеризующие манеру изложения мыслей, способность автора пользоваться многообразием средств письменной речи (официально-деловой, производственно-технический, разговорно-бытовой), а также композиционное построение рукописи. В текстах, встречающихся в следственной практике, о стиле изложения удается судить по составу слов и построению предложений;
4) топографические:
а) особенности размещения текста на бумаге;
б) конфигурация строк; положение линии письма относительно линии бумаги; направление строк;
в) способ переноса слов, расположение знаков переноса относительно линии строки;
г) особенности размещения подписи и даты;
д) особенности размещения текста адреса на конверте;
е) способ подчеркивания некоторых частей втексте;
ж) способ написания даты;
з) особенности внесения исправлений и дописки букв, слов, предложений в строку.
Привычки письма так же, как и мелкие признаки почерка, постоянны.
На указанных признаках письменной речи основана автороведческая экспертиза,предметом которой являются фактические данные о самом авторе и условиях составления этого документа. Иногда автор и исполнитель являются одним лицом, тогда здесь можно решить задачи диагностического и идентификационного характера.
На автороведческую экспертизу отправляют:
1 документы;
2 научные разработки;
3 статьи;
4 методические пособия;
5) рукописные и машинописные, полиграфические тексты.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|