|
Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступности.
Органы внутренних дел выполняют значительный объем работы по специально-криминологическому предупреждению преступности. Их особая роль в этом деле определяется разнообразием компетенции, широким спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по борьбе с правонарушениями и основной массой преступлений, наличием в структуре разных служб и подразделений, включая такие, которые специализируются на криминологической профилактике, и некоторыми другими факторами. Криминальная милиция, действующие в ее составе оперативно-розыскные аппараты уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью и коррупцией вносят решающий вклад в дело предотвращения замышляемых и подготавливаемых, пресечения начатых преступлений. Наряду с этим они проводят по соответствующим линиям служебной деятельности большую работу, направленную на выявление и оперативное устранение (блокирование, нейтрализацию) причин и условий, способствующих совершению преступлений различных видов. Значительный удельный вес занимают предупредительные функции в деятельности подразделений криминальной милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Содержание деятельности милиции общественной безопасности таково, что практически вся она так или иначе связана с предупреждением преступности. Сугубо профилактические функции выполняют подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. В поле их зрения - подростки, освобожденные из мест лишения свободы, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений, употребляющие наркотики, пьянствующие, совершающие правонарушения непреступного характера, и другие категории несовершеннолетних, от которых, судя по их аморальному или противоправному поведению, можно ожидать совершения (повторения) преступлений.
Характеристика предупредительной деятельности участковых инспекторов милиции заняла бы слишком много места, поэтому можно ограничиться указанием на то, что они, как должностные лица органов внутренних дел, ближе всего стоящие к населению, осуществляют на закрепленных участках практически все функции милицейской профилактики. Служба участковых инспекторов — центральное звено в системе социально-криминологического предупреждения преступлений, осуществляемого милицией.
В оперативном реагировании как на преступления, так и на действия, ситуации, чреватые угрозой их совершения, большую роль играют дежурные части милиции. От того, насколько эффективно срабатывает эта служба, во многом зависят результаты предупредительной деятельности остальных подразделений милиции.
Большим предупредительным потенциалом обладает патрульно-постовая служба (ППС), обеспечивающая общественный порядок на улицах и в других общественных местах. Сотрудники ППС принимают к нарушителям общественного порядка предусмотренные законом меры, пресекают административные правонарушения, многие из которых могут перерастать в преступления. Осуществляя патрулирование, они выявляют места возможного совершения преступлений, появления и укрытия преступников, концентрации лиц с антиобщественной направленностью поведения. В зависимости от обстановки они либо сами непосредственно пресекают противоправные действия, либо немедленно сигнализируют об источниках криминальной опасности в дежурные части, в оперативно-розыскные и другие службы.
На предупреждение преступлений, связанных с оружием и боеприпасами, их незаконным оборотом, направлена деятельность такого звена милиции общественной безопасности, как подразделения лицензионно-разрешительной работы.
Паспортно-визовая служба способствует предупреждению преступлений, связанных с пребыванием в России иностранных граждан.
Осуществляя свои основные функции, вносят вклад в дело предупреждения преступлений работники изоляторов для
временного содержания задержанных и заключенных под стражу, служба охраны и конвоирования задержанных и арестованных, специализированные подразделения дознания.
Широкий комплекс мер, направленных на предупреждение преступлений, связанных с автомототранспортом, осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Это-контроль за техническим состоянием автотранспортных средств, соблюдением правил дорожного движения, обеспечение допуска к управлению транспортом специально подготовленных лиц, разъяснительная работа с населением и многое другое. Наряду с этим сотрудники инспекции участвуют в проведении мероприятий по предупреждению не только автотранспортных, но и других преступлений, включая проявления организованной и профессиональной преступности (изымают при проверках автотранспорта похищенное имущество, наркотики, используемые в преступных целях оружие, боеприпасы и т.д.).
Деятельность подразделений вневедомственной охраны полностью подчинена задачам предупреждения преступлений, прежде всего краж, бандитских и разбойных нападений. Они обследуют объекты хранения имущества, проверяют их укрепленность, обеспечивают физическую и техническую охрану, оперативно реагируют на сигналы о противоправном проникновении в жилища и служебные помещения.
Следственные аппараты органов внутренних дел при расследовании уголовных дел выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, и вносят представления об их устранении. Наряду с этим они ведут предупредительную работу в непроцессуальных формах, например, принимают участие в правовом просвещении и воспитании.
Подразделения государственной потивопожарной службы ведут работу по предупреждению поджогов, фактов неосторожного обращения с огнем.
В отраслевых службах органов внутренних дел создаются специализированные подразделения (группы) по профилактике преступлений либо предупредительные функции возлагаются на специально выделенных сотрудников.
На воздушном, водном и железнодорожном транспорте, режимных объектах и территориях предупреждением преступности в полном объеме занимаются органы внутренних дел на транспорте и спецмилиция.
25. Деятельность негосударственных формирований по предупреждению преступности.
К числу негосударственных субъектов, осуществляющих предупреждение преступности в рамках своей основной деятельности, в литературе относятся общественные организации и лица, содействующие правоохранительным органам в осуществлении охраны правопорядка (добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники и общественные помощники правоохранительных органов), частные охранные предприятия и службы безопасности, специализированные средства массовой информации.
Круг неспециализированных субъектов чётко не определён. Практически все организации и граждане участвуют в процессе предупреждения преступности, создавая рабочие места, благоустраивая подведомственные им территории, организуя досуговую деятельность несовершеннолетних и т.д.
труктуры (лица), занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью. Многие из оказываемых ими услуг (изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров, сбор сведений по уголовным делам, защита жизни и здоровья граждан, охрана имущества собственников, обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий и др.) способствуют решению задач П П. К сожалению,частный сыск и охрана на деле оказались не свободными от ряда издержек, имеющих не антикриминогенное, а противоположное содержание (на деле способствующих совершению преступлений). Из числа общественных структур к специализированным субъектам П П традиционно относились общественные пункты охраны порядка, добровольные народные дружины (ДНД), комиссии предприятий по борьбе с пьянством, советы профилактики трудовых коллективов, общественные помощники прокуроров, следователей. внештатные сотрудники милиции. К настоящему времени некоторые из названных формирований (например, советы профилактики) прекратили свое существование, деятельность других (например, ДНД) значительно сузилась и во многом наполнилась новым содержанием, организуется и стимулируется по-новому. Ведется поиск качественно новых форм привлечения граждан к охране правопорядка. Это, например, создание (по опыту ряда стран) локальных общественных формирований (объединение мелких предпринимателей для борьбы с вымогательством, ассоциация родителей, старших братьев и сестер, создаваемая в целях пресечения сексуальных посягательств на детей и подростков), структур,сориентированных на предупредительную работу с жертвами преступлений из числа владельцев автотранспорта, садовых участков, дач и др. Что касается граждан, то отнесение их к числу субъектов П П (как это делалось в прошлом), вряд ли оправдано. В качестве таковых они могут рассматриваться лишь как носители конкретных прав и обязанностей в связи с исполнением некоторых социальных ролей, например родителей, опекунов, членов специализированных общественных формирований. Индивидуальная профилактика направлена на выявление и устранение криминогенных факторов, непосредственно связанных с поведением, образом жизни, микросредой. Индивидуально-профилактические меры осуществляются в отношении освобожденных из мест лишения свободы, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, совершающих административные правонарушения, и других категорий лиц. чье поведение, антиобщественные связи, неблагоприятные условия нравственного формирования и развития личности свидетельствуют о возможности их становления (или возврата) на преступный путь. Такие лица ставятся на профилактический учет милиции. Установление специальных правилповедения, ограничение прав лиц, подвергающихся индивидуально-профилактическому воздействию, возможно на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Причины, условия и иные детерминанты преступного поведения нередко проявляются (безотносительно к антиобщественному поведению конкретных лиц) в различных сферах социальной жизни: семейно-бытовой, досуговой, производственно-трудовой, в сфере частного предпринимательства, приватизации, кредитно-финансовых отношений, внешнеэкономической деятельности и т.д. В целях выявления криминогенных факторов в названных и других сферах осуществляются меры общей профилактики. Для решения задач общей профилактики преступлений анализируются качественно-количественные показатели преступности и других правонарушений, сведения об их причинах и условиях, проводятся прикладные криминологические исследования на отдельных объектах (в регионах, отраслях хозяйства), целевые профилактические операции; о криминогенных факторах, путях и средствах их устранения (нейтрализации, блокирования) информируются органы власти,местного самоуправления, управления коммерческими и некоммерческими организациями; разрабатываются и осуществляются финансово-экономические, организационные,технические и иные меры предупреждения преступлений: проводится работа по повышению юридической культуры граждан. Профилактика виктимологическая включает деятельность правоохранительных органов, различных социальных институтов, направленную на выявление, устранение, нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение; выявление групп криминального риска, конкретных лице повышенной степенью виктимнос-ти и воздействия на них и социальную микросреду в целях восстановления или активизации их защитных свойств: разработку и реализацию средств защиты граждан от преступлений
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|