Сделай Сам Свою Работу на 5

Социологическая школа криминологии.





Вариант III

Задание №1

По нижеприведённым данным вычислите удельный вес (долю) отдельных преступлений в 2004 году, если всего было зарегистрировано 2893810 преступлений.
Из них:

  • убийство и покушение на убийство - 30994.
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 57352
  • побои - 60924
  • похищение человека - 1108.

При изучении отдельных видов преступности или отдельных преступлений высчитывается их удельный вес или доля в общей преступности.

· Удельный вес показывается в процентах к общей сумме либо всех зарегистрированных преступлений, либо преступлений определенного вида[1].

Таким образом:

1.удельный вес убийств и покушение на убийство в 2004 году составляет: 2893810 -100%

30994
-х%

х=3099400:2893810=1,07%

2.удельный вес умышленных причинений тяжкого вреда здоровью в 2004 году составляет:

2893810 -100%

57352
-х%

х=5735200:2893810=1,98%

3.удельный вес побоев в 2004 году составляет:

2893810 -100%

60924
-х%

х=6092400:2893810=2,1%

 

 

4.удельный вес похищение человека в 2004 году составляет:

2893810 -100%

1108
-х%

х=110800:2893810=0,04%

Задание №2

Планирование преступления: основные составляющие и необходимые условия.

Ответ:

При принятии решения о совершении преступления происходит прогнозирование возможных последствий реализации возникшего желания, планирование поведения с учетом реальной обстановки, собственных возможностей и других обстоятельств, выбор средств[2].



После того как у человека под влиянием ситуации и имеющихся потребностей, интересов, чувств возникла установка на определенное поведение, наступает некоторая "задержка". Как правило, человек не действует сразу в соответствии с этой установкой, а соотносит ее с существующими в обществе моральными, правовыми и иными нормами, с общественным и групповым мнением, с мнением близких лиц. Кроме того, он учитывает объективные факторы, в том числе состояние внешнего социального контроля (систему охраны объекта или состояния учета на предприятии и т. п.). Принимается во внимание также практика выявления, пресечения преступления, наказания виновных. При этом взвешиваются возможные выгоды и потери от преступления. Если, например, речь идет о хищении крупной суммы денег, а возможное наказание — штраф в гораздо меньшем размере, то ясно, что такое преступление становится выгодным. На этой стадии существенное значение приобретают характеристики сознания личности, а также лиц и групп, в контакте с которыми находится человек или на которые он ориентируется. Если окружающие осуждают общеуголовные преступления, но снисходительно относятся к экономическим, то ориентированный на незаконное обогащение человек будет планировать совершение не кражи, а, например, получение взятки. Если окружающие вообще осуждают преступный вариант поведения, да и сам человек, принимающий решение, в принципе считает недопустимым уголовно наказуемое поведение, он может отказаться от совершения преступления либо все-таки согласиться его совершить под очень сильным давлением соучастников или обстоятельств. Таким образом, на стадии принятия решения возникающие желания еще раз соотносятся с установленными в обществе нормами поведения, взглядами, мнениями, возможными последствиями деяния.



При "задержке" принятия решения может произойти отказ от совершения преступления. Если человек не отказывается от совершения преступления, он избирает те средства достижения цели, которые кажутся ему в соответствующей обстановке наиболее подходящими, при этом учитывает и собственные возможности, и возможности соучастников, если таковые имеются. Так, не обладающий большой физической силой субъект или инвалид с травмированной ногой не станет совершать разбойное нападение, при котором необходимо подавить сопротивление жертвы и быстро скрыться с места преступления. Имеют значение и физические возможности личности, и профессиональные навыки, и иные факторы.



Механизм преступного поведения может носить так называемый "свернутый" характер. Тогда акта "задержки" не происходит: человек сразу действует в соответствии с возникшей у него установкой. Принятие решения и выбор средств происходят мгновенно, либо под влиянием ситуации, либо в результате воспроизведения ставших для данного лица привычными способов поведения в аналогичных обстоятельствах, либо под воздействием соучастников. В подобных случаях личностные характеристики как бы "обнажаются". Внешние регуляторы поведения (мораль, закон и т. п.), если их содержание внутренне не усвоено личностью, в таких случаях не срабатывают.

"Свернутый" механизм преступного поведения (без обдумывания решения, перебора вариантов достижения цели) отмечается нередко у лиц, которые не привыкли принимать взвешенные решения и обдумывать последствия. Часто это наблюдается у несовершеннолетних, лиц с невысоким уровнем интеллектуального развития либо отличающихся импульсивностью. Данный механизм характерен и для преступного поведения лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. Тогда характеристики человека обнажаются, и он наиболее полно проявляет себя со всеми сформированными у него потребностями, привычками поведения, установками.

"Свернутый" механизм преступного поведения встречается также в сложных, необычных для данного человека ситуациях, требующих быстрого на них реагирования. Тогда стадии мотивации, принятия и исполнения решения практически совпадают.

Задание №3

Проанализируйте данные о лицах, совершивших умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Используя данные ниже представленной таблицы, дайте криминологическую характеристику личности преступника, совершившего умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.

Характеристика лиц, совершивших Удельный вес в общем числе выявленных лиц,
причинение тяжкого вреда здоровью совершивших преступления ( % )
  1994г.   1995г.   . 1996г.   1997г.   1998г.  
Пол:                      
-Мужской   95,0   95,8   96,6   97,3   96,8  
-Женский   5,0   4,2   3,4   2,7   3,2  
Возраст (лет):                      
-14-17   14,8   16,6   19,0   20,6   18,9  
-18-29   54,8   56,9   58,2   58,1   52,0  
-30 и старше   30,4   26,5   22,8   21,3   29,1  
Социальная принадлежность:                      
-Рабочие   64,2   64,8   64,4   62,1   62,4  
-Служащие   4,3   4,6   3,5   3,1   3,6  
-Труженики села   6,3   6,4   6,3   6,2   6,4  
-Учащиеся   25,2   24,2   25,8   28,6   27,6  
Из общего числа выявленных лиц,                      
совершивших преступления:                      
-Трудоспособные неработающие и не                      
учащиеся   12,6   11,2   14,5   17,4   18,6  
-Ранее совершавшие преступления                      
-В группе   28,2   24,0   26,2   26,7   26,1  
-В состоянии алкогольного опьянения   32,5   35,6   37,8   41,8   38,4  
                     

 

Ответ:

Выделяются следующие группы населения:

а) по полу, ибо с полом связаны различные социальные функции людей и соответственно особенности их социального положения и поведения (например, женщины отличаются меньшей насильственной криминальной активностью по сравнению с мужчинами[3]), что видно из приведенной таблицы – женщины составляет 4% от мужчин;

В данном случае темп прироста среди мужчин возрастает, а среди женщин – снижается.

б) по возрасту;

В данном случае темп прироста среди 14-17 и 18-29 летних возрастает, причем наибольшее количество данных преступлений совершено именно данной категорией, а 30-ти летних и старше убывает.

Меньше всего здесь удельный вес служащих, тружеников села и т.п.

Наибольший удельный вес составляют лица ранее совершавшие преступление.

Алкоголизм напрямую связан с данным видом преступности – 70% этих преступлений совершено в состоянии алкогольного опьянения .

Задание №4

Социологическая школа криминологии.

К началу ХХ в. на смену биологическому позитивизму в криминологии приходит социологический позитивизм. Его наиболее известными теориями являются социальная дезорганизация, дифференциальная связь, стигматизация[4].

Теорию социальной дезорганизации сформулировал Эмиль Дюркгейм, профессор Сорбонны. В книге «Метод социологии» (1896) он обосновал тезис о том, что преступность не только нормальное социальное явление, но и что преступник вовсе не антисоциальное существо, не особого рода паразит, не чуждое тело в среде общества. В другой своей работе «Самоубийство» (1898) он обосновал вывод о том, что в основе состояния дезорганизации общества лежит аномия (безнормие). Рассматривая преступность как разновидность отклоняющегося поведения, он называл ее нормальным фактором общества, так как избежать такого поведения нельзя, поскольку в обществе имеется огромное количество разнообразных видов поведения. Нормально же она в том смысле, что общество без преступлений станет стагнировать. Преступность, таким образом, была включена в число основных условий социальной организации. Если у преступника отнять возможность совершить противоправный поступок, то как сможет проявить себя гений, идеи и поступки которого также нужно признать отклонением от нормы. В обществе, где существует социальная сплоченность и человеческая солидарность, преступность находится на низком уровне. Но под воздействием чрезмерного технического прогресса и экономизации личного успеха начинают ослабевать фундаментальные нравственные чувства, на которых основаны социальные нормы, объединяющие общество. Последние теряют свое значение как рамки, сдерживающие человеческие страсти, воцаряются беспорядок и социальный хаос. Таким образом, государство должно стремиться сохранять социальную сплоченность, основанную на солидарности индивидуальной и коллективной морали, препятствуя чрезмерной экономизации общественной жизни.

Теория дифференциальной связи была предложена американским криминологом профессором Иллинойского университета Эдвином Сатерлендом, изложившим ее основы в работе «Принципы криминологии» (1939). Популярности теории в значительной степени содействовала ее привлекательность с точки зрения здравого смысла, поэтому она получила свое второе название теории «плохой компании». Согласно данной теории преступному поведению обучаются у тех, с кем есть связь[5].

Теория дифференцированной связи исходит из следующих положений.

Преступному поведению учатся.

Научение преступному поведению происходит главным образом в группах, где отношения имеют непосредственный, личный характер.

Возможность того, что индивид изберет систематическое преступное поведение, обусловливается тем, насколько часты и непосредственны его контакты с моделями такого поведения.

Лицо становится деликвентом в результате преобладания у него оценок, благоприятствующих нарушению закона, над оценками, не благоприятствующими этому.

Процесс обучения преступному поведению включает в себя все механизмы, действующие в процессе любого другого обучения.

Теория стигматизации основана на гипотезе, что индивид формируется в преступника потому, что общество «поручает» ему такую роль. Американский ученый Ф. Танненбаум в работе «Преступность и общество» (1938) предпринял попытку доказать, что неправильная реакция общества на отклоняющееся поведение и есть тот фактор, который такое поведение обусловливает. По сути, речь идет о криминализации человека самим обществом, своеобразном клеймении его в связи с фактами неблаговидного поведения. Логика позиции Танненбаума состоит в том, что если подростка начинают оценивать негативно, то он постепенно утрачивает позитивные качества, свойственные любому человеку. Многие общественно опасные деяния совершаются подростками как шалость, а воспринимаются окружающими как проявление злой воли и оцениваются как преступления. Концепция Танненбаума лежит в основе теории стигматизации.

Эта теория знаменует буквально переворот в традиционном криминологическом понимании преступности, ибо отстаивает тезис, что социальный контроль порождает клеймение, а значит, и преступление. Данный тезис действительно парадоксален: борьба с преступностью, попытка предупредить правонарушение на самом деле создают их.

Развитие теории стигматизации продолжилось в работах американских криминологов Т. Селлина и Г. Беккера. В книге Беккера «Аутсайдеры: социологическое исследование отклоняющегося поведения»[6] (1963) так описывается картина преступной карьеры. В большинстве случаев первичное нарушение социальных норм носит случайный характер. Затем движущей силой правонарушений становится выгода или удовольствие, связанное с самими действиями или их результатами. Арест и осуждение закрепляют за человеком статус преступника, формально на срок судимости, фактически навсегда. В последующем происходит активная реализация социального статуса зэка, которым общество заклеймило осужденного, и он совершает серию преступлений. Пиком преступной карьеры является вступления человека в банду преступников, в которой максимально реализуются его криминальные возможности.

Теория стигматизации весьма популярна среди западных криминологов. В теоретическом плане ее развитие, вероятно, пока не закончилось. Сегодня, например, можно задать в адрес этой теории следующие вопросы: исчезли бы негативные отклонения, если бы отменили социальный контроль, т. е. перестали бы люди убивать, воровать, насиловать, если бы отменили уголовный закон? Почему есть преступники, которые никогда не были пойманы и, следовательно, никогда не клеймились?

Теория Конфликта между группами, классами и обществами являются мощными импульсами, порождающими социальные изменения. Если их не разрешать с помощью цивилизованных социальных методов, то они ведут к отклоняющемуся поведению и в конечном счете порождают преступность. Первым из ученых, попытавшихся на основе конфликта описать происхождение преступности, был Т. Селлин. Согласно его теории «конфликта культур»[7], к преступлению ведут две цепочки конфликтов ценностей: внешних и внутренних. Внешние конфликты ценностей являются результатом социальной дифференциации (или стратификации) в рамках одной социальной системы. Они возникают вследствие столкновения различных ценностных ориентаций, присущих различным социальным группам, интегрированным в одно общество. Например, между ценностями культур аборигенов и мигрантов, сельских и городских жителей, представителей титульной нации и наиболее распространенных диаспор. Внутренний конфликт культур означает такое столкновение ценностей на индивидуальном уровне и представляет собой неудавшийся процесс усвоения культурных норм человеком, до этого относящимся к иной культурологической группе. Так, этнически смешанный брак может породить конфликт между культурными ценностями, по-разному оценивающими конкретный вид поведения, например сексуального, которых пытается придерживаться один из супругов (например восточный мужчина и европейская женщина).

Радикальная (или критическая) теория основана на конфликте в борьбе за власть, будь то власть экономическая, политическая. В ней подчеркивается, что криминализируется поведение тех, кто лишен власти, теми, кто ее имеет. В этой теории криминологические проблемы ставятся в зависимость от решения основных социальных и политических вопросов и заостряется внимание на том, почему одни люди в социальном процессе объявляются преступниками, а другие нет. Известно, что преступления совершают представители всех слоев населения. Однако в орбиту уголовной юстиции попадают представители низшего слоя. Удачливые преступники гораздо реже привлекаются к ответственности. К ним можно отнести организованных преступников, тех, кто совершает экономические, экологические правонарушения, лиц, облеченных властными полномочиями, совершивших политические преступления.

Основным конфликтом в современном обществе объявляется конфликт между господствующим и рабочим классами (поэтому нередко к этой теории относят марксистскую теорию преступности). Располагая экономической мощью, господствующий класс использует ее как инструмент управления обществом. Поэтому криминализируется лишь поведение, которое противоречит его интересам. «Преступления господ, противозаконные деяния власть имущих не квалифицируются как преступления, потому что у капиталистов достаточно власти, чтобы не допустить собственной криминализации. Правопорядок — это система, созданная классом капиталистов для обеспечения своих интересов» (Quinney). [8]

Главная задача представителей этой теории состоит в резкой критике существующей системы с целью ее ликвидации. Уголовное законотворчество и уголовная юстиция должны быть разоблачены в ложности устремлений защищать общественные интересы. Поскольку либеральные реформы только укрепляют капиталистическую систему, сама идея либерализма объявляется вредной. После свержения капитализма законы в их нынешней форме станут ненужными, как, впрочем, и уголовная юстиция с ее правопорядком, и само государство. В новом равноправном обществе будет обеспечено демократическое участие всех в жизни общества, а споры и конфликты станут разрешать малые общины с помощью местных судов. Радикальная теория дистанцируется от криминологии, имевшей место в странах победившего социализма (в частности в СССР). Основной довод состоит в том, что в СССР и странах так называемого соцлагеря было построено не социалистическое, а государственно-капиталистическое общество, которое ведет свое государственное хозяйство как монополистически капиталистическое предприятие (Greenberg).

Виктомологическая теория. Широкий социологический подход преобладает в виктимологических теориях (включающих также элементы социобиологических, биопсихических и других концепций). Заслугой ученых, разрабатывавших виктимологию, является то, что традиционную криминологическую проблематику (преступность, преступления, преступники) они дополнили учением о жертвах противоправных посягательств. Виктимология, от слов victima (жертва — греч.) и logos (учение), означает учение о жертве, применительно к криминологии — о жертве преступления. Сатерленд уже в учебник криминологии, изданный в 1924 г., включил специальную главу о жертве преступлений. По его расчетам, вероятность стать потерпевшим от преступлений у негров США в 100 раз выше, чем у представителей других национальностей.
Одну из первых попыток сформулировать основные положения виктимологии как целостной теории предпринял в 40-х годах XX века немецкий ученый Гентиг, работавший в США. В 1948 г. он издал монографию "Преступник и его жертва. Исследование по социобиологии преступности"[9]. В дальнейшем виктимологическое направление стало бурно развиваться.
Виктимологи прослеживают связь поведения жертв как с внутренними (мотивацией), так и с внешними (объект посягательства, способ, средства и орудия, последствия и др.) характеристиками преступного поведения. Убедительно доказано, что действия жертвы могут стимулировать, провоцировать криминальную активность, облегчать ее реализацию в конкретных поведенческих актах преступника, способствовать достижению преступного результата. Некоторые личностные характеристики (например, легкомыслие, вспыльчивость, авантюрность, половая распущенность), профессионально-ролевые особенности (связанные, например, с исполнением обязанностей кассира, инкассатора, сторожа), а также ситуационные факторы (например, затянувшийся семейно-бытовой конфликт или выяснение отношений в состоянии сильного алкогольного опьянения) предопределяют уровень виктимности людей (степень вероятности для них стать жертвой преступления). Во многих случаях преступления могло бы не быть, если бы преступник столкнулся с надежными преградами на своем пути: предусмотрительностью и надлежащим отпором со стороны жертвы, надежно охраняемыми жильем, имуществом и т.д. Влияя на факторы виктимности, общество, государство, его правоохранительные органы и другие институты могут снижать ее и тем самым оказывать целенаправленное воздействие на преступность.

 

Задание №5

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.