Основные уровни и формы предупреждения преступлений.
В системе предупреждения преступности выделяют три основных уровня и три соответствующие им формы предупреждения преступности.
Общесоциальный уровень (общесоциальное предупреждение) включает в себя деятельность государства, общества, направленную на разрешение противоречий в политической, экономической, социальной, нравственно-духовной, организационно-управленческой и иных сферах жизнедеятельности. Данная профилактика связана с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, крупными мерами по развитию экономики, обеспечения прав, свобод, законных интересов граждан, поддержания культуры и нравственности, укрепления законности, социальной защиты населения.
Общесоциальное предупреждение оказывает опосредованное влияние на преступность, и осуществляется субъектами, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Данная деятельность проводится с помощью государственных планов (программ) развития в вышеуказанных сферах жизнедеятельности государства и общества. Так, например, сохранение и создание новых рабочих мест ведёт к снижению безработицы и расширению возможностей трудоустройства выпускников образовательных учреждений. Это, в свою очередь, позволит сократить так называемую «вынужденную» преступность, мотивация которой связана с удовлетворением элементарных жизненных потребностей, снизить бытовую преступность, мотивационно обусловленную настроениями безнадёжности и т.д. Проведение названных мероприятий существенно сократит и возможности криминальной среды по втягиванию в её резервы лиц, не имеющих достаточных доходов.
Специально-криминологический уровень (криминологическое предупреждение) состоит в целенаправленном воздействии на преступность в целом, на отдельные её виды и группы преступного поведения. Предупредительная деятельность осуществляется субъектами, для которых предупреждение преступности является их профессиональной функцией, и посредством специальных планов (программ), например, Федеральных целевых программ РФ по усилению борьбы с преступностью.
Общесоциальное и специальное (криминологическое) предупреждение преступности взаимосвязаны и представляют собой взаимоподкрепляющие друг друга виды деятельности. При этом органы, разрабатывающие специальные меры, вправе и обязаны на основе анализа социальной и криминальной ситуации сообщать о необходимости учёта тенденций этой ситуации в содержании крупномасштабных мер общесоциального уровня.
Результаты специального предупреждения преступности должны влиять не только на общесоциальное предупреждение, но служить базой для совершенствования специального предупреждения. Например, упорядочение процедуры операций с недвижимостью - для предупреждения преступных сделок в этой области; преобразование системы охраны морских биоресурсов в экономической зоне страны - для предупреждения и пресечения экологических преступлений, создания постоянного взаимодействия пограничной службы и правоохранительных органов и т.д.
Индивидуальный уровень (индивидуальное предупреждение) представляет собой конкретизацию общесоциальных и специальных криминологических мер в отношении конкретных правонарушителей. Данный вид предупреждения преступности зависимости от стадий развития искажённых ориентаций и черт личности и выражающего их поведения, а также момента начала профилактической работы. Поэтому специалисты выделяют четыре вида (стадии): ранняя, непосредственная, пенитенциарная и постпенитенциарная[6].
Раннее осуществляется в отношении лиц, находящихся в начальной стадии криминализации, которые совершают различные правонарушения непреступного характера, образующие в целом своеобразный вид асоциальной деятельности. В течение первой стадии осуществляется обычная воспитательная работа в семье, образовательном учреждении, трудовом коллективе и т.д. Целью данной профилактики является удержание данных людей от преступного поведения и формирование психологической установки отказа от асоциального поведения.
Непосредственное (судебно-следственное) осуществляется в отношении лиц, совершивших преступление и привлекаемых к уголовной ответственности. Она представляет собой воздействие на лиц, привлекаемых к уголовной ответственности и осуждаемых в суде к наказанию. Целью данного предупреждения является недопущение совершения преступления в этот временной период и формирование осознанной позиции по отказу от противоправного поведения.
Пенитенциарное охватывает лиц, совершивших преступление и приговорённых к различным мерам уголовно-правового воздействия. Оно реализуется, во-первых, в деятельности уголовно-исполнительных учреждений, которые в течение срока лишения свободы содействуют исправлению и перевоспитанию осуждённых с помощью средств уголовно-исполнительного права. Во-вторых, она осуществляется соответствующими государственными органами и общественными организациями при освобождении лица от «реального» исполнения уголовного наказания (осуждение условно, с применением принудительных мер воспитательного воздействия и т.д.). Цель данной профилактики совпадает с вышеуказанными.
Постпенитенциарное осуществляется в отношении лиц, полностью или частично отбывших уголовные наказания, и подлежащие административному надзору. В этой группе можно отнести также лиц, вернувшихся из спецшкол, спецПТУ, амнистированных и помилованных. Цель данной профилактики заключается в недопущении возвращения лиц к преступной деятельности. Это в свою очередь предполагает не только активное оказание всяческой помощи и поддержки, но и своевременное и эффективное реагирование на противоправные действия.
Индивидуальное предупреждение осуществляется в двух формах: воздействие на причины и условия (предписание прокурора, представление следователя, частное определение суда и т.д.); воздействие на личность конкретного правонарушителя (программы индивидуальной коррекции правонарушающего поведения).
Исходя из уровней и форм предупредительной деятельности, к объектам предупреждения преступности можно отнести:
а) причины преступности, отдельных её видов, а также способствующие им условия;
б) ситуации на определённых территориях или в определённой среде, непосредственно мотивирующие или провоцирующие совершение преступлений;
в) группы повышенного криминального риска;
г) лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений;
д) деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть профессиональным, административно-управленческим, технологическим и т.п.;
е) личность преступника, понимаемая как социальный процесс формирования её криминогенно значимых свойств и качеств.
Система предупреждения преступности включает в себя также меры предупредительного воздействия. Исходя из уровней (форм) предупреждения преступности, меры можно разделить на общие (общесоциальные) и специальные (криминологические). В свою очередь, по конкретному содержанию, вышеуказанные меры могут быть классифицированы на политические, экономические, социальные, организационно-управленческие, культурно-воспитательные, правовые и иные.
Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий федерального центра и субъектов Федерации в области общественной безопасности, охраны правопорядка; устранение внутригосударственных конфликтов путём дипломатических переговоров. К политическим можно отнести также противодействие коррупции в органах государственной власти и управления; принятие законов, защищающих права и законные интересы большинства населения, а не отдельных заинтересованных групп и т.д.
Возрождение отечественной экономики, стимулирование развития малого и среднего бизнеса, повышение уровня дохода населения; снижение уровня инфляции и безработицы и т.д., это экономические меры предупреждения преступности.
К социальным мерам относятся, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоёв населения, всесторонняя помощь беженцам, вынужденным переселенцам, безработным и т.д.
В качестве организационно-управленческих мер предупреждения преступности можно назвать такие, как повышение уровня раскрываемости преступлений; устранение противоречий в компетенции органов, осуществляющих борьбу с преступностью; введение обязательности криминологической экспертизы законодательства; повышение уровня профессионализма в системе органов, осуществляющих борьбу с преступностью и т.д.
К правовым мерам предупреждения преступности следует отнести, например своевременное принятие правовых актов, повышающих эффективность борьбы с преступностью; законодательную переоценку общественной опасности отдельных видов преступлений и т.д.
Культурно-воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению явлений моральной безнормативности и деградации, эффективному противодействию массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости и т.д.
Представленный перечень предупредительных мер далеко не полон. Наряду с вышеуказанными можно также назвать, например, предупредительные меры демографического, технического, медицинского, психологического и иного характера. Важно заметить, что реальная польза от применения этих мер возможна только при наличии соответствующего материального финансирования.
Последним элементом системы предупреждения преступности являются субъекты, которых для удобства изучения можно разделить на три группы:
Субъекты общесоциального предупреждения – федеральные, региональные и местные органы власти и управления, общественные организации, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи.
Субъекты специально-криминологическо предупреждения: а) государственные органы, выполняющие правоохранительные функции (МВД, ФСБ, прокуратура, МЮ РФ, ФСКН и др.); б) органы, осуществляющие специальную юрисдикцию (комиссии по делам несовершеннолетних и соблюдению их прав, наблюдательные комиссии); в) частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач (частные охранные предприятия, добровольные народные дружины, общественные правозащитные организации, например, «Гражданский контроль» (Санкт-Петербург»), «Сопротивление» (Москва) и др.
Субъекты индивидуального предупреждения - родители и лица, их заменяющие; сотрудники государственных правоохранительных органов; работники иных государственных органов и учреждений; отдельные граждане.
Особое место в этом перечне занимает семья, чью роль в предупреждении индивидуального преступного поведения трудно переоценить. Семья особенно на ранних этапах развития личности играет решающую роль в предупреждении преступлений. Она своеобразное государство, где действует своя система воспитания, убеждения и наказания, предупреждения антиобщественных поступков. Общество должно быть заинтересовано в позитивном воздействии семьи на своё развитие, а не только вести борьбу с неблагополучными семьями. Чем больше будет создаваться материальных, культурных и иных возможностей для нормального существования семьи, тем выше будет уровень предупреждения преступности. Исторический опыт показывает, что в тех общественных системах, где есть культ семьи, родителей, детей, там, как правило, ниже уровень преступности.
Конечно, такое распределение субъектов носит условный характер, так как отдельные аспекты индивидуального, специального и общесоциального предупреждения преступности имеются в деятельности субъектов каждой из вышеуказанных групп. Кроме того, все перечисленные субъекты находятся во взаимодействии друг с другом.
В криминологии имеет место и другие классификации субъектов предупреждения преступности[7].
В последнее время для координации деятельности по предупреждению преступности создаются различные органы и учреждения, например, межведомственные комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией, координационные советы по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, городские центры по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вместе с тем ключевым звеном в системе предупреждения преступности являются правоохранительные органы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|