Тема 10. Крупные формы вокально-инструментальной музыки.
Характерные особенности крупных вокально-инструментальных жанров: мессы, кантаты, оратории, оперы. Составные части данных жанров, синтетический характер оперного жанра.
Драматургия кантат, опер, ораторий. Сочетания замкнутых номеров и непрерывности действия.
Строение прологов, сцен, картин, эпилогов, финалов, актов. Основные закономерности формообразования: преобладание рондообразных, трехчастных композиций. Контрастно-составная форма.
Особая роль и структура вступления, увертюры, интродукции.
Лейтмотивные, интонационные, тематические, тональные связи в опере, в симфонических произведениях. Приемы сквозного развития.
Литература:
1.Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. Исслед. – Изд. Либреком, 2012
2. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Исследования.-Изд. Либроком, 2010
3.Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Исследования. Вып. 2.-Изд. КомКнига, 2013, 2010
4.Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып. 2.- Изд. Музыка, 2008
5.Гладышева О.Теория и методика обучения композиции и импровизации. –
М.: Издательство «Спутник», 2010.
6.Мартынов В. Рождение новой реальности. (о композиции) – Изд. «Классика
ХХ1», 2011
7. Риман Г. Катехизис истории музыки: история музыкальных форм. – Изд.
Либроком, 2012
Рекомендации к самостоятельной работе студентов
Приступая к самостоятельному анализу форм музыкальных произведений, студентам необходимо изучить лекционный материал по данной теме, законспектировать дополнительный материал по указанным педагогом учебным пособиям. Примеры для анализа – см. Приложение.
Качественному анализу музыки способствует прослушивание и проигрывание произведения.
В помощь по самостоятельной работе студентов по темам курса даются примерные планы анализа композиций (структурного анализа) музыкальных форм, а также примерные планы целостных анализов музыкальных форм.
Изучая тему «период», следует обратить внимание на то, что основными разновидностями не исчерпываются формы изложения тем в музыке. Необходимо учесть большое разнообразие типов периодов в вокальной музыке (строфические периоды), в джазовой музыке (блюзовые периоды, джазовый стандарт). В классификации периодов большое значение имеют тематические, структурные, масштабные, ладогармонические факторы.
Примерный план анализа композиций периода.
1. Указать границы периоды (самостоятельное произведение или часть более крупного);
2. Тип периода. Указать:
а) тематическое строение;
б) ладотональное строение;
в) структуру;
г) масштабно-тематическое строение.
3. Указать каденционные обороты;
4. дать схему периода: буквами обозначаются предложения, цифрами количество тактов; внизу – указание тонального плана.
Пример: начальный период из пьесы «Июль» Чайковского.
Вступление а а₁
2т 4т 6т
(расширение
за счет секвенции)
Примерный план целостного анализа периода.
1. Место данного произведения (жанра) в творчестве композитора;
2. Форма периода (см. пункты 1, 2, 3 из анализа композиции периода);
3. Характер тематизма (в вокальной музыке указать содержание текста);
4. Образное содержание произведения;
5. Особенности мелодики, музыкально-выразительные средства; характер мотива, стопа;
6. Оформление кульминации, её местоположение, подчеркивание её гармоническими, мелодическими, ритмическими средствами;
7. Характерные приемы изложения, фактура;
8. Расшифровка исполнительских нюансов, авторских ремарок;
9. Возможные интерпретации;
10. Эстетическая оценка произведения.
При изучении темы «простые и сложные двухчастные и трехчастные формы» необходимо обратить внимание на песенный характер тематизма, на общую драматургию формы. Затруднения могут возникнуть при определении форм хоровой и вокальной музыки, где часто форма подчиняется стихотворному тексту и возникают строфические разделы, структуры. Особые разновидности простых и сложных форм часто возникают в инструментальной музыке и характерны для стилистики джаза.
Примерный план анализа композиции двух-трехчастных простых и сложных форм.
1. Определение формы;
2. Границы данной формы;
3. Тональный план по частям;
4. Структура каждой части (см. пункт 2 и 3 из анализа композиции периода);
5. Схема произведения (см. пункт из анализа композиции периода № 4).
Примерный план целостного анализа двух-трехчастных простых и сложных форм.
1.Место данного произведения в творчестве композитора;
2. Жанр произведения, его характер - если программное, указать литературные образы, содержание текста, сценическую ситуацию;
3. Темы произведения (характер, жанровые связи, музыкально-выразительные средства);
4. Взаимодействие и развитие образов в произведении;
5. Анализ формы произведения (по разделам или по частям);
6. Указать функции частей в форме, тональный план – особенно средних, развивающихся частей;
7. Схема произведения и каждой его части;
8. См. аналогичный пункт из анализа периода;
9. См. аналогичный пункт из анализа периода;
10. См. аналогичный пункт из анализа периода;
11. См. аналогичный пункт из анализа периода.
Изучая тему «вариации», студентам необходимо четко ориентироваться в музыкально-стилистическом анализе, исторических закономерностях данной формы. В процессе анализа необходимо обращать внимание на вариационные и циклические закономерности формы, принципы объединения по фактурным, жанровым признакам, арочным связям. Отсюда возникновение разнообразных переходных и модулирующих форм.
Примерный план анализа композиции формы вариаций.
1. Определение формы;
2. Границы данной формы (самостоятельное произведение или часть более крупного);
3. Схема формы вариаций.
Пример: Песня Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов».
Эти вариации относятся к типу строгих (на мелодию остинато). Песня представляет собой пять куплетов с кодой (т.е. тема + 4 вариации + кода). По своей структуре тема построена как пара периодичностей, что характерно для народно-песенного тематизма (аа вв)
Схема вариаций:
Вст. 1 куплет
4 т. а а в в
5т 3т 5т 3т 5т 8т
(отыгрыш) (отыгрыш) (отыгрыш)
фа-минор фа-минор фа-минор фа-минор ре-минор заключение – 4 т - фа-минор
2 куплет – 1 вариация
вст. а₁ а₁ в₁ в₁
4т 5т 5т 5т 8т заключение -3 т
3 куплет – 2 вариация
вст. а₂ а₂ в₂ в₂ вз
4т 5т 5т 5т 8т 8т
заключение - 3 т
4 куплет – 3 вариация
вст. а₃ а₃ в₃ в₃ вз
4т 5т 5т 5т 8т 8т
заключение -3 т
5 куплет – 4 вариация
вст. а₄ а₄ в₄ в₄
4т 5т 5т 5т 8т
заключение – 3 т
Кода
6т
фа-минор
Примерный план целостного анализа формы вариаций
1. Место данного произведения (жанра) в творчестве композитора;
2. Определение типа вариаций;
3. Схема, формы вариаций (см. пункт № 3 из анализа композиции формы вариаций);
4. Образное содержание произведения (если вокальное, указать содержание текста, сценическую ситуацию);
5. Характер основной темы; её музыкально-выразительные особенности, жанровые, связи;
6. Характерные черты каждой из вариаций (проследить изменение приемов изложения: фактуры, мелодических, гармонических, ритмических, темповых, структурных элементов темы);
7. Указать принципы объединения данного цикла вариаций;
8. Образования и смысловая кульминация данного произведения;
9. Расшифровать исполнительские нюансы, авторские ремарки;
10. Дать возможные интерпретации данного произведения;
11. Эстетическая оценка произведения.
При изучение темы «рондо» и рондообразных форм следует учитывать исторические этапы развития этой формы, постепенным «высвобождением» от классических тематических, ладотональных, структурных, темповых закономерностей: превращения формы рондо в своеобразную балладную композицию,
В сочетании принципов рондо с диалектическим принципом развития в сонатном аллегро образуется синтетическая форма с преимуществом элементов сонатной формы.
Примерный план анализа композиции сонатной формы (рондо-сонаты)
1. Определение формы (указать разновидность сонатной формы);
2. Границы данной формы в целом и по разделам (вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода);
3. Схема каждого из разделов сонатной формы.
Пример: Моцарт, соната № 9, 1 часть.
Экспозиция
Г.П. Св.П.
а + а₁
4т. + 4т 1 раздел 2 раздел 3 раздел
период повт. 4 т. 2 т. 4 т.
строения (разви- (модули- (предык-
вающий) рующий) товый)
к ля-мажору
(в наложении)
ре-мажор
П.П. 3 П.
в + в₁ 1 элемент 2 элемент заключение
период повт. с + с д + д +д + д
строения
4т. + 4т. 2т. + 2т. 2т. + 2т. + 2т. + 3т. 2т
ля-мажор ля-мажор ля-мажор
Разработка
1 раздел – 16 тактов (секвенция на материале П.П.)
4т. + 4т.; 2т. + 2т; 1т. + 1т.; 2т.
ми ре си соль соль У ст. к
минор мажор минор мажор мажор си минору
2 раздел – 19 тактов (использован материал З.П.)
3 П. секвенция: (11 тт)
11 т = соль ре ми ре соль ре
мажор мажор минор мажор мажор мажор
1т 1т 1т 1т 1т 1т
ре си ми
мажор минор минор
1т 1т 3т
3 раздел – предыкт (использован материал 3 раздела Св.П.) = 4т
к ре-мажору
Реприза (зеркальная)
П.П. 3П. Г.П. кода
в + в₁ 1 эл. 4т а + а₁ 8т
4т + 5т 2 эл. 4т + 5т 4т + 4т (материал
главной темы)
Примерный план целостного анализа сонатной формы (рондо-сонаты)
1. Время создания данного произведения;
2. Место данного произведения (жанра) в творчестве композитора;
3. Образное содержание произведения, его главная идея;
Центральный раздел анализа
4. Определение формы произведения (её разновидность), её местоположение в цикле;
5. Схема сонатной формы (см. пункт № 3 из анализа композиции сонатной формы);
6. Указать разделы сонатной формы;
7. Характер главных тем; их соотношение. Музыкально-выразительные средства в главных темах и их жанровых связях;
8. Драматургия всех разделов сонатной формы:
а) функция вступления и его значение;
б) особенности экспозиции;
в) роль разработки; строение разделов; приемы развития: тематические, тонально-гармонические; оформление кульминации в разработке;
г) особенности репризы; её роль; указать изменения в репризе: структурные, тональные;
д) функция коды и её значение.
Выводы:
1. Особенности данной формы связи с содержанием;
2. Основные задачи исполнительской трактовки произведения. Расшифровка исполнительских нюансов, авторских ремарок;
3. Значение данного произведения в творчестве композитора в связи с его стилем, особенностью жанра
4. Эстетическая оценка произведения.
Изучая циклические формы: полифонические, сюитные, сонатно-симфонические циклы, крупные формы вокально-инструментальной музыки, студентам следует учитывать важнейшие признаки данных форм: взаимодействие и взаимодополнение средств музыкальной выразительности; расчлененность и создание единства; контрастность и репризность. Отсюда – синтетический характер и относительная «свобода» формообразования.
Теоретические вопросы по курсу «Музыкальная форма»:
1. Музыкальная тема. Период, его типы
2. Простые формы, их разновидности
3. Сложные формы, их разновидности; строение частей; применение сложных форм в музыке
4. Исторические типы рондо и их разновидности
5. Сонатная форма 1 части сонатно-симфонического цикла. Строение экспозиции, особенности тематического и тонального развития
6. Сонатная форма 1 части сонатно-симфонического цикла. Строение разработки и репризы. Виды реприз
7. Разновидности сонатных форм (без разработки, с эпизодом)
8. Особые виды сонатных форм. Рондо-соната, строение разделов
9. Вариации, определение, разновидности. Принципы объединения вариационного цикла
10. Типы циклических форм: сюиты, сонатно-симфонический цикл и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|