Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 10. Крупные формы вокально-инструментальной музыки.





 

Характерные особенности крупных вокально-инструментальных жанров: мессы, кантаты, оратории, оперы. Составные части данных жанров, синтетический характер оперного жанра.

Драматургия кантат, опер, ораторий. Сочетания замкнутых номеров и непрерывности действия.

Строение прологов, сцен, картин, эпилогов, финалов, актов. Основные закономерности формообразования: преобладание рондообразных, трехчастных композиций. Контрастно-составная форма.

Особая роль и структура вступления, увертюры, интродукции.

Лейтмотивные, интонационные, тематические, тональные связи в опере, в симфонических произведениях. Приемы сквозного развития.

Литература:

1.Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. Исслед. – Изд. Либреком, 2012

2. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Исследования.-Изд. Либроком, 2010

3.Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Исследования. Вып. 2.-Изд. КомКнига, 2013, 2010

4.Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып. 2.- Изд. Музыка, 2008

5.Гладышева О.Теория и методика обучения композиции и импровизации. –

М.: Издательство «Спутник», 2010.



6.Мартынов В. Рождение новой реальности. (о композиции) – Изд. «Классика

ХХ1», 2011

7. Риман Г. Катехизис истории музыки: история музыкальных форм. – Изд.

Либроком, 2012

 

Рекомендации к самостоятельной работе студентов

Приступая к самостоятельному анализу форм музыкальных произведений, студентам необходимо изучить лекционный материал по данной теме, законспектировать дополнительный материал по указанным педагогом учебным пособиям. Примеры для анализа – см. Приложение.

Качественному анализу музыки способствует прослушивание и проигрывание произведения.

В помощь по самостоятельной работе студентов по темам курса даются примерные планы анализа композиций (структурного анализа) музыкальных форм, а также примерные планы целостных анализов музыкальных форм.

Изучая тему «период», следует обратить внимание на то, что основными разновидностями не исчерпываются формы изложения тем в музыке. Необходимо учесть большое разнообразие типов периодов в вокальной музыке (строфические периоды), в джазовой музыке (блюзовые периоды, джазовый стандарт). В классификации периодов большое значение имеют тематические, структурные, масштабные, ладогармонические факторы.



Примерный план анализа композиций периода.

1. Указать границы периоды (самостоятельное произведение или часть более крупного);

2. Тип периода. Указать:

а) тематическое строение;

б) ладотональное строение;

в) структуру;

г) масштабно-тематическое строение.

3. Указать каденционные обороты;

4. дать схему периода: буквами обозначаются предложения, цифрами количество тактов; внизу – указание тонального плана.

Пример: начальный период из пьесы «Июль» Чайковского.

Вступление а а₁

2т 4т 6т

(расширение

за счет секвенции)

 

Примерный план целостного анализа периода.

1. Место данного произведения (жанра) в творчестве композитора;

2. Форма периода (см. пункты 1, 2, 3 из анализа композиции периода);

3. Характер тематизма (в вокальной музыке указать содержание текста);

4. Образное содержание произведения;

5. Особенности мелодики, музыкально-выразительные средства; характер мотива, стопа;

6. Оформление кульминации, её местоположение, подчеркивание её гармоническими, мелодическими, ритмическими средствами;

7. Характерные приемы изложения, фактура;

8. Расшифровка исполнительских нюансов, авторских ремарок;

9. Возможные интерпретации;

10. Эстетическая оценка произведения.

 

При изучении темы «простые и сложные двухчастные и трехчастные формы» необходимо обратить внимание на песенный характер тематизма, на общую драматургию формы. Затруднения могут возникнуть при определении форм хоровой и вокальной музыки, где часто форма подчиняется стихотворному тексту и возникают строфические разделы, структуры. Особые разновидности простых и сложных форм часто возникают в инструментальной музыке и характерны для стилистики джаза.



 

Примерный план анализа композиции двух-трехчастных простых и сложных форм.

1. Определение формы;

2. Границы данной формы;

3. Тональный план по частям;

4. Структура каждой части (см. пункт 2 и 3 из анализа композиции периода);

5. Схема произведения (см. пункт из анализа композиции периода № 4).

 

Примерный план целостного анализа двух-трехчастных простых и сложных форм.

1.Место данного произведения в творчестве композитора;

2. Жанр произведения, его характер - если программное, указать литературные образы, содержание текста, сценическую ситуацию;

3. Темы произведения (характер, жанровые связи, музыкально-выразительные средства);

4. Взаимодействие и развитие образов в произведении;

5. Анализ формы произведения (по разделам или по частям);

6. Указать функции частей в форме, тональный план – особенно средних, развивающихся частей;

7. Схема произведения и каждой его части;

8. См. аналогичный пункт из анализа периода;

9. См. аналогичный пункт из анализа периода;

10. См. аналогичный пункт из анализа периода;

11. См. аналогичный пункт из анализа периода.

 

Изучая тему «вариации», студентам необходимо четко ориентироваться в музыкально-стилистическом анализе, исторических закономерностях данной формы. В процессе анализа необходимо обращать внимание на вариационные и циклические закономерности формы, принципы объединения по фактурным, жанровым признакам, арочным связям. Отсюда возникновение разнообразных переходных и модулирующих форм.

 

Примерный план анализа композиции формы вариаций.

1. Определение формы;

2. Границы данной формы (самостоятельное произведение или часть более крупного);

3. Схема формы вариаций.

Пример: Песня Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов».

Эти вариации относятся к типу строгих (на мелодию остинато). Песня представляет собой пять куплетов с кодой (т.е. тема + 4 вариации + кода). По своей структуре тема построена как пара периодичностей, что характерно для народно-песенного тематизма (аа вв)

 

Схема вариаций:

 

Вст. 1 куплет

4 т. а а в в

5т 3т 5т 3т 5т 8т

(отыгрыш) (отыгрыш) (отыгрыш)

 

фа-минор фа-минор фа-минор фа-минор ре-минор заключение – 4 т - фа-минор

2 куплет – 1 вариация

вст. а₁ а₁ в₁ в₁

4т 5т 5т 5т 8т заключение -3 т

3 куплет – 2 вариация

вст. а₂ а₂ в₂ в₂ вз

4т 5т 5т 5т 8т 8т

заключение - 3 т

4 куплет – 3 вариация

вст. а₃ а₃ в₃ в₃ вз

4т 5т 5т 5т 8т 8т

заключение -3 т

 

5 куплет – 4 вариация

вст. а₄ а₄ в₄ в₄

4т 5т 5т 5т 8т

заключение – 3 т

Кода

фа-минор

 

Примерный план целостного анализа формы вариаций

1. Место данного произведения (жанра) в творчестве композитора;

2. Определение типа вариаций;

3. Схема, формы вариаций (см. пункт № 3 из анализа композиции формы вариаций);

4. Образное содержание произведения (если вокальное, указать содержание текста, сценическую ситуацию);

5. Характер основной темы; её музыкально-выразительные особенности, жанровые, связи;

6. Характерные черты каждой из вариаций (проследить изменение приемов изложения: фактуры, мелодических, гармонических, ритмических, темповых, структурных элементов темы);

7. Указать принципы объединения данного цикла вариаций;

8. Образования и смысловая кульминация данного произведения;

9. Расшифровать исполнительские нюансы, авторские ремарки;

10. Дать возможные интерпретации данного произведения;

11. Эстетическая оценка произведения.

 

При изучение темы «рондо» и рондообразных форм следует учитывать исторические этапы развития этой формы, постепенным «высвобождением» от классических тематических, ладотональных, структурных, темповых закономерностей: превращения формы рондо в своеобразную балладную композицию,

В сочетании принципов рондо с диалектическим принципом развития в сонатном аллегро образуется синтетическая форма с преимуществом элементов сонатной формы.

 

Примерный план анализа композиции сонатной формы (рондо-сонаты)

1. Определение формы (указать разновидность сонатной формы);

2. Границы данной формы в целом и по разделам (вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода);

3. Схема каждого из разделов сонатной формы.

Пример: Моцарт, соната № 9, 1 часть.

 

Экспозиция

Г.П. Св.П.

а + а₁

4т. + 4т 1 раздел 2 раздел 3 раздел

период повт. 4 т. 2 т. 4 т.

строения (разви- (модули- (предык-

вающий) рующий) товый)

к ля-мажору

(в наложении)

ре-мажор

 

П.П. 3 П.

в + в₁ 1 элемент 2 элемент заключение

период повт. с + с д + д +д + д

строения

4т. + 4т. 2т. + 2т. 2т. + 2т. + 2т. + 3т. 2т

 

ля-мажор ля-мажор ля-мажор

 

Разработка

1 раздел – 16 тактов (секвенция на материале П.П.)

4т. + 4т.; 2т. + 2т; 1т. + 1т.; 2т.

ми ре си соль соль У ст. к

минор мажор минор мажор мажор си минору

 

2 раздел – 19 тактов (использован материал З.П.)

3 П. секвенция: (11 тт)

11 т = соль ре ми ре соль ре

мажор мажор минор мажор мажор мажор

1т 1т 1т 1т 1т 1т

 

ре си ми

мажор минор минор

1т 1т 3т

 

3 раздел – предыкт (использован материал 3 раздела Св.П.) = 4т

к ре-мажору

Реприза (зеркальная)

 

П.П. 3П. Г.П. кода

в + в₁ 1 эл. 4т а + а₁ 8т

4т + 5т 2 эл. 4т + 5т 4т + 4т (материал

главной темы)

 

Примерный план целостного анализа сонатной формы (рондо-сонаты)

1. Время создания данного произведения;

2. Место данного произведения (жанра) в творчестве композитора;

3. Образное содержание произведения, его главная идея;

Центральный раздел анализа

4. Определение формы произведения (её разновидность), её местоположение в цикле;

5. Схема сонатной формы (см. пункт № 3 из анализа композиции сонатной формы);

6. Указать разделы сонатной формы;

7. Характер главных тем; их соотношение. Музыкально-выразительные средства в главных темах и их жанровых связях;

8. Драматургия всех разделов сонатной формы:

а) функция вступления и его значение;

б) особенности экспозиции;

в) роль разработки; строение разделов; приемы развития: тематические, тонально-гармонические; оформление кульминации в разработке;

г) особенности репризы; её роль; указать изменения в репризе: структурные, тональные;

д) функция коды и её значение.

 

Выводы:

1. Особенности данной формы связи с содержанием;

2. Основные задачи исполнительской трактовки произведения. Расшифровка исполнительских нюансов, авторских ремарок;

3. Значение данного произведения в творчестве композитора в связи с его стилем, особенностью жанра

4. Эстетическая оценка произведения.

 

Изучая циклические формы: полифонические, сюитные, сонатно-симфонические циклы, крупные формы вокально-инструментальной музыки, студентам следует учитывать важнейшие признаки данных форм: взаимодействие и взаимодополнение средств музыкальной выразительности; расчлененность и создание единства; контрастность и репризность. Отсюда – синтетический характер и относительная «свобода» формообразования.

 

Теоретические вопросы по курсу «Музыкальная форма»:

 

1. Музыкальная тема. Период, его типы

2. Простые формы, их разновидности

3. Сложные формы, их разновидности; строение частей; применение сложных форм в музыке

4. Исторические типы рондо и их разновидности

5. Сонатная форма 1 части сонатно-симфонического цикла. Строение экспозиции, особенности тематического и тонального развития

6. Сонатная форма 1 части сонатно-симфонического цикла. Строение разработки и репризы. Виды реприз

7. Разновидности сонатных форм (без разработки, с эпизодом)

8. Особые виды сонатных форм. Рондо-соната, строение разделов

9. Вариации, определение, разновидности. Принципы объединения вариационного цикла

10. Типы циклических форм: сюиты, сонатно-симфонический цикл и др.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.