Сделай Сам Свою Работу на 5

Криминологическая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.





МИНОБРНАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КГТУ»; КГТУ)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

КРИМИНОЛОГИЯ

 

Вариант № 9

Исполнитель: Дворецкий Ф.А.

Студент 12-ЗЮВ-269

Научный руководитель: доцент

Н.В. Кузьмина

 

КОСТРОМА 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью………………………………...………..……………….………..3

1.1. Планирование мер противодействия преступности………………………10

2. Криминологическая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ…………………...15

3.Задача………..………………………………………………………………….22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..23

 

 

1. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

В сфере правоохранительной деятельности государства и общества важное место занимают научно обоснованное криминологическое прогнозирование и стратегическое планирование, призванные обеспечить своевременную и качественную разработку параметров прогноза и показателей развития преступности, как на долгосрочную, так и на ближайшую перспективу.[1]



Криминологическое прогнозирование представляет собой научно обоснованное предсказание основных тенденций и закономерностей развития преступности или вероятности совершения преступления конкретными лицами в обозримом будущем.

Криминологический прогноз является результатом прогнозирования, т.е. вероятностным суждением о будущих качественных и количественных показателях преступности, ее детерминантах и возможностях предупреждения через определенный период времени.

Различают два вида криминологического прогнозирования: прогнозирование преступности и прогнозирование индивидуального преступного поведения, т.е. определение вероятности совершения преступления в будущем тем или иным конкретным лицом.



Объектами криминологического прогнозирования преступности являются сама преступность и ее отдельные виды, поведение конкретных лиц, результаты противодействия преступности.

Субъектами криминологического прогнозирования преступности могут быть:

органы, осуществляющие противодействие преступности;

научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем преступности.

Криминологическое прогнозирование преступности осуществляется:

1. В пространстве:

в мировом масштабе;

на территории конкретного государства;

в отдельных его регионах.

2. В структуре преступности:

всей преступности в целом;

отдельных видов преступлений.

3. Во времени:

- до 3 месяцев (сверхкраткосрочный, оперативный прогноз) – необходим в работе городских и районных органов внутренних дел, особенно в связи с обеспечением массовых мероприятий.

- от 3 месяцев до 1 года (краткосрочный) – обслуживает текущие задачи противодействия преступности. Его цель состоит в том, чтобы научно предсказать конкретные варианты изменения преступности в ближайшем будущем по отдельным показателям. Определяет направленность противодействия преступности на ближайший квартал, полугодие, год.

- от 1 года до 3 лет (среднесрочный прогноз). Срок 3 года избран в связи с тем, что большинство новых преступлений совершается в течение первых 3 лет с момента отбытия наказания или освобождения из мест лишения свободы лиц, ранее судимых за совершение других преступлений.

- от 3 до 5 лет (долгосрочный прогноз) позволяет учитывать возможное воздействие на преступность и ее изменение явлений макросоциального уровня.



Долгосрочные прогнозы помогают:

информировать субъекты противодействия преступности о возможном влиянии намечаемых крупномасштабных экономических и социальных мероприятий на преступность;

максимально использовать профилактический потенциал этих мероприятий и в то же время ограничить нежелательное влияние их отрицательных сторон;

своевременно определить цели и задачи профилактики, ее ведущие направления, подготовить достаточное ресурсное обеспечение указанных мероприятий;

- свыше 5 лет (сверхдолгосрочный прогноз). Базируется на анализе общих закономерностей развития общества в целом, связи состояния преступности с уровнем социально-экономического и культурного развития общества. Данный прогноз может давать оценки лишь в общих чертах некоторых ведущих тенденций в развитии преступности в зависимости от изменений, происходящих в обществе.

Источниками прогноза являются не только качественно-количественные характеристики преступности, но и так называемая «опережающая информация». Например, отслеживание будущего изменения уголовного законодательства обязательно внесет коррективы в прогноз преступности и соответственно в систему ее предупреждения.

Цели криминологического прогнозирования преступности формулируются в соответствии с общей целью установления наиболее существенных показателей, характеризующих развитие преступности в перспективе, выявления на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей и отыскания способов их изменения в нужном направлении.

Общая цель предопределяет основные цели следующего уровня:

- установление возможных изменений преступности в будущем;

- установление возможности появления новых категорий преступников;

- определение возможностей появления новых видов преступлений и декриминализации имеющихся в настоящем, а также причин и условий, способных повлиять на это;

- выработку общей концепции противодействия преступности;

- принятие перспективных управленческих решений;

- выбор оптимального пути совершенствования деятельности органов, осуществляющих противодействие преступности.

В зависимости от целей прогнозирования, объекта исследования и сроков прогнозирования определяются и задачи прогнозирования преступности:

- получение информации об изучаемом будущем;

- соответствующая обработка этой информации;

- обобщение всех показателей «будущей» преступности;

- определение на основе выявленных показателей в прогнозируемом периоде наиболее важных и эффективных путей противодействия преступности.

При криминологическом прогнозировании преступности используются общенаучные (всеобщий метод познания, системный подход и системный анализ) и частнонаучные (документальный, экстраполирование, моделирование и экспертные оценки) методы.

С помощью документального метода изучаются статистические данные, т.е. происходит исследование динамики цифровых показателей регистрируемой информации о преступности (как правило, не менее чем за последние 10 лет), позволяющее сделать вывод о ее тенденциях и закономерностях, сопоставленных с социально-экономическими, демографическими и другими факторами.

Метод экстраполяции – это проекция состояния преступности из прошлого и настоящего на будущее, заключающаяся в изучении истории прогнозируемого объекта и перенесении закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее, без учета причин и условий. Данный метод целесообразнее применять при разработке краткосрочных криминологических прогнозов в отношении ближайшего будущего (от 3 месяцев до 1 года), т.к. по мере увеличения прогнозируемого периода ошибки в оценках возрастают.

Метод моделирования позволяет разработать научные основы (прогнозы) для конкретного управления процессами противодействия преступности путем раскрытия причинно-следственной зависимости, взаимосвязи всеобщего и единичного. Моделирование – это разработка системы математических формул, описывающих динамику преступности исходя из взаимодействия комплекса факторов, существенно влияющих на нее. Достоинство этого метода состоит в том, что он позволяет абстрагироваться от мелких и несущественных свойств прогнозируемого явления и сосредоточить внимание на самых важных сторонах изучаемого объекта.

Метод экспертного опроса специалистов (экспертных оценок) – это выяснение мнения научных и практических работников, отобранных по ряду признаков (стаж работы, квалификация, сфера научных интересов и пр.). Опрос может быть индивидуальным (очным – беседа, интервью; или заочным – анкетирование) – ставит целью выявление персонального мнения каждого из экспертов или групповым – предполагает непосредственный обмен мнениями между экспертами и постановку общего вывода.

Ценность метода экспертных оценок заключается, прежде всего, в том, что высококвалифицированный специалист, высказывая свое суждение о прогнозируемом явлении или событии, использует не только официальные данные, но и свои опыт и интуицию.

Заслуживает внимания мнение А.И. Долговой относительно того, что меры по борьбе с преступностью всегда должны приниматься заранее и быть максимально эффективными, а, следовательно, научно обоснованными, прежде всего с прогностической точки зрения.[2] При этом прогнозирование важно не само по себе, не для пассивного созерцания возможных вариантов будущего, а прежде всего для противодействия преступности.[3]

В криминологическом прогнозировании преступности выделяют несколько стадий.

Первая стадия предусматривает определение:

цели прогнозирования и его срока;

теоретической концепции всего прогностического исследования;

объектов и субъектов прогнозирования;

структуры прогноза;

содержания и формы прогноза;

- методического аппарата прогностического исследования.

Вторая стадия посвящается сбору информации, необходимой для прогнозирования.

Третья стадия заключается в обработке информации и составлении частичных прогнозов.

Четвертая стадия – уточнение прогнозов, внесение в них корректив и формулирование выводов.

Пятая стадия – обобщение всех прогностических выводов путем составления совокупного прогноза.

Прогнозирование индивидуального преступного поведения ставит главной своей целью разработку комплекса воспитательных и иных мероприятий, позволяющих правильно формировать личность.

Исходя из современного уровня знаний о человеке и в связи с тем, что его поведение не поддается математическому анализу, индивидуальное прогнозирование практикуется на срок не более чем 6 месяцев.

Существует два основных метода прогнозирования индивидуального преступного поведения.

Метод обобщения независимых характеристик – предполагает устный или письменный опрос нескольких людей, знакомых с лицом, чье поведение прогнозируется. Опрос производится по одному и тому же заранее подготовленному перечню вопросов (анкете, вопроснику) среди людей, относящихся к лицу, в отношении которого разрабатывается прогноз, по возможности, непредвзято. Высказанные суждения о возможном варианте его поведения в прогнозируемом периоде анализируются, суммируются.

Метод распознания образа предполагает использование специальной компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения. В отличие от предыдущего метода, опросу подвергается сам человек, чье поведение прогнозируется. Результаты опроса, произведенного по определенной методике (анкете, вопроснику), заносятся в компьютерную программу, которая сравнивает полученные данные с имеющимися у нее в памяти моделями поведения и выдает один или несколько вариантов прогноза его дальнейшего развития. В данном случае прогноз получается более достоверным, хотя это в значительной степени зависит от искренности опрошенного лица. Данный метод менее распространен, чем предыдущий, т.к. требует наличия сложного и дорогостоящего технического оснащения.

 

Планирование мер противодействия преступности.

 

Криминологическое планирование представляет собой разработку стратегии в сфере противодействия преступности, направлений, путей и средств решения этой задачи, их нормативного, организационного, методического, ресурсного обеспечения на определенный период.

 

Основой криминологического планирования являются:

- данные о состоянии и динамике преступности в прошлом и настоящем;

- криминологический прогноз преступности на будущее.

Планирование реализуется в форме управленческих документов – концепций, программ, планов реализации и классифицируется:

по уровню и масштабу (федеральное, региональное, местное);

по органу власти, утверждающему данный документ;

по составу участников и их роли (комплексное, межведомственное, ведомственное);

по направленности (территориальное или отраслевое);

по предмету (охватывающее противодействие преступности в целом, либо только отдельным видам преступности),

по срокам (сверхкраткосрочное, оперативное – до 3 месяцев; краткосрочное – от 3 месяцев до 1 года; среднесрочное – от 1 до 3 лет; долгосрочное – от 3 до 5 лет; сверхдолгосрочное – более 5 лет).

 

Концепции противодействия преступности, как правило, планируются в среднем на 5 лет. Основанные на них программы рассчитываются на 2-4 года.

По истечении сроков реализации разработанных планов следует анализ деятельности, составление отчетов о проделанной работе, степени эффективности выполненных мероприятий, просчетах и упущениях, которые имели место в процессе работы по противодействию преступности.

Криминологический прогноз является научной основой программирования и планирования деятельности общества, правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Программирование борьбы с преступностью и предупреждения преступлений – это деятельность по разработке и реализации соответствующих целевых, комплексных программ, в которых определяется система (комплекс) мер борьбы с преступностью, предупреждения преступлений посредством указания целей, задач, средств, способов, этапов, механизма реализации соответствующих мер, их ресурсного обеспечения, а также показателей ожидаемых результатов.

Программирование осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления на основе анализа государственной и ведомственной статистической отчетности, результатов криминологических исследований, криминологических экспертиз и мониторинга, опросов общественного мнения населения, материалов деятельности правоохранительных органов.

Цель организации планирования в правоохранительных органах состоит в совершенствовании их деятельности на основе рационального распределения сил и средств, последовательного решения возложенных задач. Стратегическое планирование как специфический вид управленческой деятельности органов внутренних дел строится на соблюдении ряда принципов, которые должны выполняться в процессе его осуществления. Это такие принципы, как: законность, научность, системность, эффективность.[4]

 

Субъекты разработки и принятия программ осуществляют их финансирование, ресурсное и кадровое обеспечение, контроль за их реализацией.

Разработка программ является сложным процессом, включающим следующие основные этапы:

1) обоснование программного решения проблемы;

2) формирование целей программы;

3) разработка вариантов программы;

4) разработка проекта программы;

5) разработка сценария реализации программы.

Программы борьбы с преступностью и предупреждения преступлений имеют достаточно сложное содержание, охватывающее: обоснование необходимости решения проблемы путем реализации соответствующей программы; цели, задачи, сроки и этапы ее реализации; систему программных мероприятий; меры финансового, материально-технического, кадрового обеспечения; объем и источники такого обеспечения.

Криминологическое планирование – это целенаправленный процесс выработки плана, в котором на основе целей и задач в сфере борьбы с преступностью намечаются пути и средства их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный период времени. Планирование осуществляется на разных уровнях и реализуется в комплексных планах профилактики правонарушений, а также в ведомственных планах правоохранительных органов применительно к их задачам и функциям.

Наиболее распространенным видом планов деятельности по предупреждению преступлений длительное время были комплексные планы профилактики правонарушений. Они составлялись и реализовывались в масштабах республик, краев, областей, городов, районов, а также отдельных отраслей народного хозяйства. Система комплексного планирования профилактики преступлений имела, таким образом, не только территориальный, но и ведомственно-отраслевой подход. Планы включали мероприятия, направленные главным образом на устранение причин и условий совершения правонарушений и развитие всего антикриминогенного потенциала региона либо отрасли народного хозяйства. В настоящее время предпринимаются меры по восстановлению в стране системы такого планирования.

Его основная задача состоит в том, чтобы объединить разрозненные усилия разнообразных субъектов предупреждения преступлений и направить их в единое русло целенаправленной деятельности по более эффективному использованию своих возможностей в сфере борьбы с преступностью.

Комплексный подход позволяет заложить в основу деятельности субъектов профилактики слаженность в работе, последовательность выполнения профилактических мероприятий, взаимодействие, координацию и

единство действий всех исполнителей в соответствии с предусмотренными сроками. Комплексное планирование позволяет учитывать в сложной и многообразной деятельности конкретное решение вопросов, связанных с применением организационных, хозяйственных, правовых, воспитательных и иных факторов.

Составной частью системы планирования мер по борьбе с преступностью является разработка ведомственных планов правоохранительных органов. Существующий в этих органах порядок планирования определен их нормативными актами. Планы ориентированы не только на решение вопросов борьбы с преступностью, но и на всю совокупность мер по охране правопорядка на обслуживаемой правоохранительным органом территории.

Методика планирования предполагает совокупность аналитического, прогностического этапов подготовки планов и этапа разработки конкретного планового решения, включающего цели, систему мер, время их выполнения, перечень исполнителей и т.п.

Важной составной частью таких планов являются мероприятия по борьбе с преступностью. Обоснованно составленный план должен соответствовать прогнозируемой структуре преступности и отвечать условиям рационального распределения имеющихся сил и средств. В качестве основы планирования целесообразно избирать наиболее неблагоприятный вариант прогноза, с тем, чтобы при всех условиях добиться положительного конечного результата. В любом случае в разделах этих планов должны предусматриваться меры по борьбе с насильственными, корыстными, корыстно-насильственными преступлениями, преступностью среди несовершеннолетних и рецидивной преступностью. Главное здесь не только правильно оценить криминогенную обстановку, но и предусмотреть в качестве резерва меры, способные обеспечить нормальное развитие событий в случае наступления неблагоприятных изменений.

 

 

Криминологическая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Одним из наиболее опасных видов преступности, реально угрожающих не только здоровью населения, но и жизнедеятельности всего государства, включая и его национальную безопасность, является преступность в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (далее, в целях сокращения в этом же значении в работе используется термин «незаконный оборот наркотиков»).

По данным Организации Объединенных Наций, в настоящее время общее число лиц, потребляющих наркотики, составляет около 185 млн. человек, или 3% всего населения планеты.[5] В России количество наркозависимых лиц, официально поставленных на учет, составляет около 518 тыс. человек, тогда как реальное число потребителей наркотиков в несколько раз превышает официальную статистику и, по экспертным оценкам, составляет около 6 млн. человек, или 4% населения страны, из них около 2 млн. человек - подростки и молодежь в возрасте до 24 лет.[6] Наркоситуация в Российской Федерации характеризуется следующими опасными тенденциями.

В 1991 - 2006 гг. количество больных наркоманией, находящихся под наблюдением в наркологической службе, увеличилось в 11,5 раза (245,36 случая на 100 тыс. населения против 21,2 в 1991 г.), причем происходил постоянный рост данных показателей: в 2007 г. - 129,39, в 2008 г. - 232,61, в 2009 г. - 238,52, в 2010 г. - 222,56, в 2011 г. - 215,21.[7]

Ситуация с распространением наркотических средств в нашей стране заставляет признать, что Россия превращена в главный объект глобальной героиновой агрессии. В условиях начала нового тысячелетия объемы незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков в России достигли уровня эпидемии, угрожающей здоровью нации, а наркомания превратилась в одну из самых серьезных угроз национальной безопасности государства. Социологические исследования последнего времени показывают, что наркоситуация в России приобрела новые черты: возрастание производства и распространения наркотиков в стране (в 2008 г. выявлено 3118 мест незаконного изготовления наркотиков и специально оборудованных лабораторий, в 2009 г. - 3605, в 2010 г. - 3858, а в 2011 - 3826);[8] рост количества потребителей наркотиков; фактическое включение России в международную систему наркобизнеса - увеличение контрабанды наркотиков (более половины всех изымаемых наркотиков имеют иностранное происхождение); экспансия синтетических наркотиков на территорию России; продолжающееся использование страны в качестве международного перевалочного пункта для транспортировки наркотиков опийной группы.

Причины роста наркоэкспансии следующие. С одной стороны, Афганистан производит не менее 93% от всего мирового производства этой продукции, с другой - там созданы идеальные условия для направления героинового потока именно в Россию. С западной стороны Афганистана находится одна из самых укрепленных в мире границ с Ираном, с восточной и юго-восточной сторон вследствие восьмилетнего противостояния пуштунских племен и войск коалиции под командованием НАТО наркотрафик тоже затруднен. А в сторону севера - через неукрепленные границы Таджикистана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии и Казахстана - в Россию вектор движения основного потока наркотиков открыт.

Незаконный оборот в уголовно-правовом смысле слова - производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, сбыт наркотических средств, психотропных веществ, склонение к их приобретению, осуществляемые только физическими лицами, достигшими возраста уголовной ответственности, в нарушение законодательства Российской Федерации.

Безусловно, что государство и общество озабочены проблемами наркомании и связанной с ней преступностью и принимают немало мер для их предупреждения. Однако среди этих мер приоритет отдается в основном уголовному закону, тогда как меры криминологического характера, прежде всего, общекриминологические меры, широкого распространения не получают. К тому же большая часть криминологических мер, применяющихся на практике, являются недостаточно эффективными и нуждаются в существенном совершенствовании.

Особенности криминологической характеристики лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, заключаются, в частности, в следующем:

- наркоманами и лицами, употребляющими наркотические средства, преимущественно являются лица в возрасте от 18-29 лет (69,9 %), что на фоне сокращения численности населения страны вызывает особую озабоченность;

- среднестатистические характеристики лица, совершающего преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, менее благоприятны, чем характеристики среднестатистического преступника в целом;

- значительная часть лиц, совершающих преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, употребляют наркотические средства и являются наркоманами; зависимость от наркотиков приводит к тому, что эти лица все время находятся в сфере незаконного оборота наркотических средств, это обуславливает повышенную рецидивоопасность;

- на основе общепринятой типологии можно выделить три типа наркопреступников:

а) последовательно криминальный — те лица, которые ранее уже были осуждены, предшествующее поведение которых составляет специальный, общеспециальный или общий рецидив (32,4 %);

б) ситуативно-криминогенный — осужденные к реальному лишению свободы за исключением рецидивистов, а также осужденные к лишению свободы условно с применением принудительных мер медицинского характера (36,9 %);

в) ситуативный - осужденные к лишению свободы условно, без применения принудительных мер медицинского характера, осужденные к исправительным работам и штрафу, освобожденные от наказания при обвинительном приговоре суда (30,7 %).

Классификация наркоманов, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков:

1. Лица, потребляющие наркотики, но не совершающие противоправных действий.

2. Больные наркоманией, не желающие лечиться добровольно и представляющие общественную опасность (нарушающие общественный порядок).

3. Наркоманы, злостно уклоняющиеся от обязательного лечения и представляющие повышенную общественную опасность (к ним уже применялись меры общественного, дисциплинарного, административного воздействия).

4. Лица, ранее проходившие курс лечения в наркологических учреждениях органов здравоохранения, исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и продолжающие совершать правонарушения на почве наркомании.

5. Наркоманы, осужденные к наказаниям, не связанные с лишением свободы и отказывающиеся от добровольного лечения.

6. Наркоманы, осужденные к наказанию в виде лишения свободы.

Специфика детерминант наркопреступности состоит:

- на общесоциалыюм уровне:

а) в криминализации экономики и ухудшении условий жизнедеятельности большей части населения страны, это способствует формированию криминальной мотивации, связанной с получением высокой нормы прибыли, в частности, в наркобизнесе;

б) в деформации досуговой психологии над влиянием средств массово-коммуникативного воздействия, пропагандирующих образ жизни, направленный на максимальное получение удовольствий, которые дают, в частности, наркотики;

в) в существовании среди определенной части молодежи наркоманийной субкультуры;

г) в политической нестабильности общества и коррумпированности государственного аппарата, что ослабляет позитивный контроль за оборотом наркотических средств;

- на социально-психологическом уровне: в психологическом отчуждении личности от общества через микросреду с последующим ее приобщением к потреблению и преступному обороту наркотиков, либо в непосредственном негативном или преступном влиянии микросреды на личность с целью ее приобщения к потреблению или преступному обороту наркотических средств;

- на психологическом уровне: в корыстной мотивации и мотивации, связанной с потреблением наркотических средств. Для ситуации совершения преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, характерно наличие фронтальной ситуации.

 

Согласно, обзора судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств Костромским областным судом изучено 157 уголовных дел в отношении 170 осужденных и 456 материалов связанных с пересмотром дел, рассмотренных районными судами области. Из всех осужденных в отношении 75 лиц судебное разбирательство проведено в особом порядке, что составляет 44,1 %. В отношении 32 осужденных приговоры были обжалованы в апелляционном порядке. В отношении 18 осужденных приговоры оставлены без изменения.

Согласно изученных материалов уголовных дел в незаконном обороте наркотических средств, преобладали: дезоморфин (23), курительные смеси – «спайс» (20), иные синтетические наркотики – 41, эфедрин – 16, амфетамин – 13, маковая солома – 14, каннабис (марихуана – 21), гашиш – 9.

За незаконное изготовление, хранение наркотических средств осуждено 109 лиц, за сбыт - 36 лиц, причем все они осуждены за покушение на совершение указанных преступлений, поскольку в основу обвинения положены результаты оперативно розыскной деятельности – проведение проверочных закупок. Как свидетельствуют приведенные данные, за совершение указанных преступлений суды области назначают, как правило, наказание в виде лишения свободы, за исключением 9 осужденным, которым за незаконное хранение наркотических средств без цели сбыта, назначены наказания в виде: исправительных работ – 6; штрафа – 3.

Необходимо отметить, что с 2009 года по настоящее время наблюдается тенденция к увеличению удельного веса осужденных за незаконный оборот наркотических средств к условным мерам наказания. Так, из 161 осужденного к наказанию в виде лишения свободы, к 104 лицам (64,6%) постановлено считать назначенное наказание условным.

Из 449 материалов рассмотренных в порядке п. 13 ст. 397 УПК РФ в связи с изданием Федерального закона № 18-ФЗ от 1 марта 2012 года в 356 случаях в удовлетворении ходатайств осужденных об освобождении от наказания или о смягчении наказания судами было отказано, и в 103 случаях ходатайства удовлетворены.[9]

 

Задача. Рассчитайте динамику убийств и изнасилований, совершенных в городе А., если в январе в нём совершено 15 убийств и 45 изнасилований, в феврале – 12 убийств и 50 изнасилований и в марте – 9 убийств и 53 изнасилования.

Решение. Динамика преступности – это такой показатель преступности, как ее динамика, т.е. изменение во времени. Динамика преступности исчисляется в абсолютном приросте (снижении) уровня преступлений или в относительных числах (процентах, среднегодовых темпах прироста или снижения) этих изменений, рассчитанных к базовому году, в тенденциях и закономерностях преступности.

 

  Убийства Динамика убийств Изнасилования Динамика изнасилований
Январь 100% 100%
Февраль 80% 111%
Март 75% 106%

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1.Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. №1374 « О наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» //Собрание законодательства РФ.-2007.-№ 43.-С.5167.

Литература

1. Анализ, планирование, контроль. Сборник методических рекомендаций. – М., 1983.

2. Вицин С.Е. Москвитин А.И. Методологические основы прогнозирования управленческой деятельности в сфере обеспечения правопорядка: Лекция. – М., 1982.

3. Заблоцкая А.Г., Тюменцев А.Н., Алексеева А.П. Криминология и профилактика преступлений: Курс лекций (общая часть) / Под ред. Н.И. Кулагина. - Волгоград, 2003.

4. Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. – М., 1986.

5. Организация прогнозирования преступности в регионе и использование данных прогноза в подготовке управленческих решений. – М.: ГУК МВД РФ, 1998.

6. Петровский А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи. – СПб., 2005.

7. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ / под ред. А.В. Наумова.- М., 2003.

8. Резван А.П., Самоделкин С.М., Заблоцкая А.Г. Криминология и профилактика преступлений. – Волгоград, 1996.

9. Солопанов Ю.В. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью: Лекция. – М., 1983.

10. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. – Спб., 2002.

11. Ходжич М. В. Некоторые аспекты стратегического планирования в правоохранительных органах // Российский следователь. - 2009. - N 7.

12. Проблемы разработки стратегии борьбы с преступностью // Преступность: стратегия борьбы: Сб. статей / Под ред. А.И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация. - 1997.

13. Исиченко А.П. Оперативно-розыскная криминология: Учеб. пособие для вузов / М.: ИНФРА-М, 2001.

14. Бородушко И.В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг. - СПб., 2006

15. Шестопалов С.В. Краткая криминологическая характеристика преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и лиц, их употребляющих // Российский следователь. - 2012. - N 18.

16. Состояние наркологической службы и основные тенденции учтенной заболеваемости в Российской Федерации в 2008 году: Статистический сборник. - М.: ФГУ «Национальный научный Центр наркологии», - 2009. - С. 231 – 232.

17. Состояние преступности в России. Сборники ГИЦ и ГИАЦ МВД РФ с 1991 по 2011 г. [ Электронный ресурс]. / http: // www. mvd, ru./ pressctnter/ statistics.

18. По суммарным статистическим данным ФСКН России и МВД России: формы статистической отчетности ФСКН России 1-ЛОН и МВД России 1-НОН. [ Электронный ресурс]. / http: // fskn. gov. ru.

19. Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств Костромского областного суда. [ Электронный ресурс] / http: // oblsud. kst. sudrf. ru.


[1] Ходжич М. В. Некоторые аспекты стратегического планирования в правоохранительных органах // Российский следователь. - 2009. - N 7. – С. 24.

 

[2] Проблемы разработки стратегии борьбы с преступностью // Преступность: стратегия борьбы: Сб. статей / Под ред. А.И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация. - 1997. - С. 5 - 18.

[3] Исиченко А.П. Оперативно-розыскная криминология: Учеб. пособие для вузов / М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 207.

[4] Бородушко И.В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг. -СПб., 2006 – С. 209.

[5] Шестопалов С.В. Краткая криминологическая характеристика преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и лиц, их употребляющих // Российский следователь. - 2012. - N 18. - С. 44 - 47.

 

[6] Состояние наркологической службы и основные тенденции учтенной заболеваемости в Российской Федерации в 2008 году: Статистический сборник. - М.: ФГУ «Национальный научный Центр наркологии», - 2009. - С. 231 – 232.

[7] Состояние преступности в России. Сборники ГИЦ и ГИАЦ МВД РФ с 1991 по 2011 г. [ Электронный ресурс]. / http: // www. mvd, ru./ pressctnter/ statistics.

[8] По суммарным статистическим данным ФСКН России и МВД России: формы статистической отчетности ФСКН России 1-ЛОН и МВД России 1-НОН. [ Электронный ресурс]. / http: // fskn. gov. ru.

 

 

[9] Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств Костромского областного суда.

[ Электронный ресурс] / http: // oblsud. kst. sudrf. ru.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.